Илья Никифоров |
1. Возможность использовать опросы общественного мнения, особенно в той их части, которая описывает предпочтения избирателей по избирательным округам, городам и селам;
2. Доступность и обозримость (в силу малости страны) статистики всех предыдущих выборов вплоть до конкретных избирательных участков;
3. Определяющее значение для исхода выборов партийных избирательных списков, которые в свою очередь составляются, по выражению Индрека Тооме (последний председатель Совмина ЭССР) «в задней комнате партийными главарями»;
4. СМИ, предавая гласности те или иные политические прогнозы, преследуют не только общественные, но и корпоративные интересы.
Таким образом обнародованные прогнозы потенциально обладают значительной степенью достоверности, что, в свою очередь, делает их эффективным орудием манипулирования. В условиях, когда численность избирателей не превышает миллиона, никогда нельзя достоверно сказать был ли исход выборов в Эстонии просчитан или предсказан, или навязан податливому пропагандистскому воздействию большинству.
Газета Постимеэс, например, 14 февраля, во многом для привлечения внимания читателе опубликовал собственный прогноз исхода выборов, опирающийся на заказанный этой же газетой фирме Turu-uuringute AS опрос. В опросе участвовало 677 человек, намеренных принять участие в выборах.
В результате расчетов по округам и всей республике газета опубликовала поименный список будущего парламента, в котором Партии реформ принадлежало бы 40 мест, Центристской партии – 30 мест, IRL – 18 мандатов, а социал-демократам – 13 кресел. Остальные партии и независимые кандидаты в парламент не проходят.
На самом же деле избирательная система в Эстонии не позволяет делать достаточно точных прогнозов. Количество парламентских мест нелинейным образом зависит от собранных партией голосов по республике в целом, и по конкретным округам в частности, зависит от того сколько голосов собрали конкуренты, зависит от того, какова разница в собранных голосах между партиями и т.д. Можно успешно прогнозировать лишь порядок цифр и соотношения.
Можно предположить, что соотношение голосов избирателей и парламентских мест будет примерно следующим:
Прогноз состава правящей коалиции
Эстонское законодательство не гарантирует победившей на выборах партии право формирования правительства. Президент Эстонии по собственному выбору, не связанному жесткими формальными правилами, объявляет кандидата в премьер-министры, которого предлагает парламенту на утверждение. Назначаются и увольняются министры правительства президентом по представлению премьер-министра. Традиционно право сформировать правительство президент предоставляет лидеру партии получившей достаточно большое количество парламентских мандатов и политически близкой к президенту, т.е. активно поддержавшей главу государства на парламентских выборах. Таким образом замыкается связка парламентских выборов, муниципальных выборов (определяющих потенциальный состав коллегии президентских выборщиков) и выборов президента.
Президент Тоомас Хендрик Ильвес потенциально может предоставить право формирования правительства социал-демократам, Партии Реформ или IRL. В 2011 году самые большие шансы сформировать правительство у Партии Реформ. Эстонские политики рассматривают возможные конфигурации исходя, прежде всего, из этого допущения, а также учитывая следующие обстоятельства:
- Партия Реформ в лице Андруса Ансипа публично отказывается сотрудничать в Центристами;
- ПР намерены поддержать кандидатуру Т.Х. Ильвеса на выборах президента в 2011 году;
- Партия Реформ все больше и больше конфликтует с партнерами по коалиции (партия IRL);
- Партия Реформ хотела бы сбалансировать свое будущее правительство относительно левыми представителями социал-демократов вместо правых консерваторов из IRL;
- Не хотят сотрудничать с центристами и лидеры IRL;
- IRL хотел бы остаться в правительстве, но не имеет ресурсов для давления на ПР, поэтому тупо ее поддерживают;
- Центристы не отвергают возможности сотрудничать с ПР, ссылаясь на удачный опыт совестной работы на муниципальном уровне;
- Центристы хотели бы продолжить сотрудничество с социал-демократами;
- У центристов самые большие возможности повлиять на выборы президента в 2011 году через коллегию выборщиков;
- Внутри партии центристов вызревает внутрипартийная оппозиция многолетнему лидеру Партии, в кулуарах обсуждается вариант смены лидера сразу после выборов. Возможн вариант и сохранения Сависаара на посту мэра города. Реализация сценария «рокировки» возможна только с согласия Сависаара;
- Социал-демократы готовы сотрудничать с Центристами и могут сотрудничать с ПР.
Вывод: Главная интрига и возможная сенсация состоит в том, удастся ли Центристам уломать ПР на возобновление сотрудничества в правительстве за счет того, что Э.Сависаар останется мэром Таллинна, но не лидером партии (или вообще отправится на отдых к себе на хутор), а в правительство войдут более приемлемые для ПР политики. Второе решающее обстоятельство состоит в том, получит ли ПР 40 или более мандатов в Рийгикогу. Следовательно, правящая коалиция по степени вероятности может сложиться:
1. ПР +социал-демократы;
2. ПР + социал-демократы + IRL;
3. ПР + IRL+ социал-демократы (отличие в иерархии партнеров)
4. ПР + Центристы + социал-демократы (отличие в иерархии партнеров)
5. ПР + Центристы
6. Социал-демократы + Центристы (только при обостренных амбициях Свена Миксера и уходе Сависаара в отставку)
Социал-демократы: кто ест кого?
На этих выборах, точнее в подковерной борьбе после выборов, социал-демократы будут играть ключевую роль в выборе сценария формирования правящей коалиции, и в подготовке к президентским выборам. Поэтому им следует уделить особое внимание.
Социал-демократы старейшая из современных эстонских политических партий. Соцы с 1992 года всегда были представлены в Рийгикогу, входили в правящие коалиции с партиями-предшественницами IRL и Партией Реформ. Однако поддержка избирателей постоянно колебалась, и представленность социал-демократов в парламенте составляла в разные периоды от 6 до 17 мандатов. Лидерами партии побывали Эйки Нестор (в настоящее время член Рийгикогу, председатель фракции), Тоомас Хендрик Ильвес (президент ЭР), Ивари Падар (депутат Европарламента), Юри Пихл (член таллиннского горсобрания ). Осенью 2010 года, в результате внутрипартийной дискуссии и альтернативных выборов председателя партии, лидером социал-демократов со значительным преимуществом в ходе партийного голосования стал 36-летний Свен Миксер. Миксер бывший центрист, протеже Э.Сависаара, бывший самый молодой министр обороны ЭР.
Особенностью социал-демократической партии является то, что в её рядах всегда были 1-2 ярких политика, способных собрать голоса, как на парламентских выборах, так и на выборах в Европарламент. Например - Т.Х.Ильвес и Индрек Таранд. Однако слабость региональных партийных организаций не позволяла социал-демократам добиваться успехов на муниципальных выборах. Т.Х.Ильвес стал президентом только за счет поддержки со стороны ПР, IRL и части центристов. На президентских выборах 2011 года влияние социал-демократов, из-за малочисленности партийных сторонников в местных самоуправлениях, тоже будет не существенным и они вынуждены будут искать более влиятельного патрона.
Другая особенность социал-демократов состоит в том, что до настоящего времени у них ни разу не было партийного лидера отвечающего сложившимся в Эстонии традициям, т.е. волевого, жесткого, самонадеянного и харизматичного. Этим характеристикам в полной мере отвечает Маарью Лауристин, но солидный возраст и какие-то личные обстоятельства не давали ей возможности эффективно возглавить партию. Не стал таким лидером и Юри Пихл. Будучи хорошим администратором и административным политиком, волевым и злопамятным человеком, он совершенно не имеет опыта публичной политики, популистской харизмы, участвовал только в муниципальных выборах 2009 года, собрав в Ласнамяэ 2200 голосов.
Свен Миксер – молодой и интеллигентный лидер, который подстегнет интерес к партии. Но, по мнению ряда эстонских политологов, не принесет соцам много новых голосов. Сторонников Социал-демократов традиционно мало в сельской Эстонии и среди русскоязычных избирателей. Продвижение в вице-мэры Таллинна Вадима Белобровцева (собравшего на муниципальных выборах 278 голосов) не успеет существенно сказаться на предпочтениях русскоязычного электората. Так называемый русский вопрос в практической политике социалистов не имеет определенного характера. Их позиция до сего дня менялась в зависимости от конъюнктуры от поддержки законных требований национальных меньшинств до молчаливого попустительства «закручиванию гаек».
Помимо Вадима Белобровцева активную роль в избирательной кампании социал-демократов играет 24-летний сын местного транзитного олигарха русского происхождения Евгений Осиновский. Реклама с участием стройного, чуть сутулого юноши в очках присутствует во всех русскоязычных СМИ в количествах для Эстонии запредельных. По его словам, он изучал в Лондоне континентальную философию «Хедеггера» (орфография оригинала). Случай Евгения Осиновского является очень хорошим, практически чистым экспериментом, позволяющим измерить (в евро) эффективность рекламной раскрутки практически никому неизвестного, не имеющего никакого опыта общественной или профессиональной деятельности молодого «полит-бройлера», при этом не продемонстрировавшего в ходе избирательной кампании публично никаких талантов (ораторское мастерство или литературный дар). Вполне возможно, что Е. Осиновский весьма способный молодой человек, но этого никто не знает – кроме семьи и близких друзей - и результат его избирательной кампании будет связан исключительно с рекламой.
Электорат социал-демократов останется прежним и стабильным, который может обеспечить им 10-15 мест в Рийгикогу и участие в правящей коалиции на положении младшего партнера. Относительный успех социал-демократов зависит в настоящее время исключительно от того, сможет ли Свен Миксер сплотить партию в ходе предвыборной кампании. Сплоченность и энтузиазм способны добавить социал-демократам и голосов и мандатов.
Оптимистичный сценарий для социал-демократов заключается в том, что входя в правящую коалицию, они обеспечивают поддержку переизбрания «своего» президента и укрепляют свои позиции в ряде местных самоуправлений в 2013 году и на парламентских выборах 2015 года. Пессимистичный сценарий заключается в том, что по сложившейся у социал-демократов дурной традиции лидер партии (Ильвес в 2004 г., Падар в 2009 г.) выигрывает выборы в Европарламент и уезжает в Страсбург. Сценарий может повториться в 2013 году на очередных выборах в Европарламент Свен Миксер становится Евродепутатом, а в последствии остается работать в структурах НАТО, где у него есть связи и знакомства со времен работы министром обороны. Процесс партийного строительства в очередной раз начнется сначала. Подобную точку зрения высказывают потенциальные партнеры социал-демократов по правящей коалиции.
Чего не будет на этих выборах.
Парламентские выборы в Эстонии, как правило, преподносили сюрпризы:
1. В выборах участвовали вновь созданные крупные и богатые политические партии – «политические бройлеры»;
2. Использовались навязчивые рекламные приемы, особенно в наружной/уличной рекламе
3. Широко бы развит «черны PR» и ангажированность СМИ
4. Культивировался прием распространения «моральных паник».
На выборах 2011 года не будут представлены новые партии (политические бройлеры). Источник близкий к руководству парламента рассказывал, что медиа-магнат Ханс Х.Луйк и банкир Олари Таал на сей раз не будут запускать новый проект типа партия «Республика» или «Зеленые». Кризис подорвал возможность выделять свободные средства на подобные проекты. Не будет выброшено на рынок и новых СМИ (в частности русских газет).
Вывод.
По мнению большинства опрошенных политиков (партийных и парламентских) выборы 2011 года не внесут существенных изменений в эстонский политический ландшафт. Правительство возглавит Партия Реформ в коалиции с социал-демократами. Шансы оказаться в оппозиции у Центристов и IRL примерно равны. Руководить Таллинном будут по-прежнему Центристы, благосклонно принимая помощь от социал-демократов. А президентом Эстонии будет переизбран Тоомас Хендрик Ильвес.
Комментариев нет:
Отправить комментарий