пятница, 4 марта 2011 г.

Политик: невежда, симулянт или… знаток?

Политик должен быть разносторонне образован и уметь видеть дальше своей области и собственных интересов. Было бы наивно полагать, что глупый политик не опасен для демократии. Чего можно ждать от политика, пределом возможностей которого является умение нажать на красную или зеленую кнопку, пишет Маргус Вихалем в Postimees.

Кто есть политик? Каким должен быть политик? Необходимость точного определения роли и значения политика обуславливает, с одной стороны, специфика самой этой роли: ведь, строго говоря, речь идет не об обычной профессии, требующей конкретного обучения и приобретения определенных умений и трудовых навыков. К тому же должность политика не обязательно пожизненна, хотя иногда и складывается такое впечатление.

С другой стороны, необходимость осмысления роли политика вызвана весьма невысокой репутацией статуса политика в современном обществе.

Если подразумевать под политиком человека, которого гражданин выбирает своим представителем в местных органах самоуправления или в парламенте государства, наверняка многие согласятся с тем, что политики как представители народа должны относиться к самой талантливой, сильной и сознательной части общества.

Однако не секрет, что действующая система выборов не исключает попадание глупых и некомпетентных политиков в эшелоны власти.

Участие равно неучастию

Кроме того, избиратели ничего не могут сделать, чтобы предотвратить прохождение невежды в парламент в случае, если партия по каким-то туманным соображениям решила поставить его на высокое место в своем избирательном списке. Было бы наивно верить, что глупый политик никоим образом не вредит демократии.

Пере­фразируя известное высказывание, можно сказать: один глупый политик может навредить больше, чем десять умных потом сумеют исправить!

Проблема невежественных политиков — это проблема демократии: если условно разделить общество на более и менее просвещенных людей, то как менее просвещенные смогут понять и решить, кто из них — наиболее светлый ум этого общества?

Особенно, если основополагающим принципом демократии является равенство: по идее, каждый может стать политиком, и каждый имеет право быть представленным — даже пьяницы и хулиганы имеют право выбрать кого-то (из своих!) в парламент.

Выходит, что основной принцип демократического государственного порядка, согласно которому, граждане равны в праве выбирать и быть избранными, на самом деле работает против идеи демократии?

Наверное, правильно было бы сказать, что идеальной предпосылкой демократии является ситуация, в которой члены общества достаточно просвещены для того, чтобы выбрать из своей среды самых умных и способных.

Поэтому гражданин демократического государства несет большую ответственность, причем даже тогда, когда не участвует в выборах — ведь неучастие в выборах сказывается на результатах выборов в той же мере, что и участие.

Однако нельзя всю ответственность перекладывать на избирателя — политик тоже ответственен. Даже если ответственность политика сейчас еще неопределеннее, чем ответственность избирателя!

Одним из основателей западной теории общества по праву можно считать древнегреческого философа Платона, даже если по своим принципам он не является демократом.

Как утверждают некоторые современные общественные теоретики, Платона, как Маркса и нескольких других теоретиков, даже считали тоталитарным мыслителем и врагом открытого общества.

Несмотря на это, многие его вопросы о демократии и политике до сих пор остаются очень даже актуальными.

В его диалоге «Алкивиад», помимо прочего, содержится идея, важная для любой политической системы: для политика, который хочет представлять других и руководить, недостаточно располагать основательными знаниями в какой-то одной области, он должен так же хорошо разбираться в функционировании государства и общества в целом.

Было бы слишком просто сказать, будто для того, чтобы стать политиком, достаточно образованности. У нас даже нет единого мнения по поводу того, что такое «достаточная образованность» — умение писать, начальное или среднее образование, трехлетнее высшее образование или магистерская степень.

Во имя общего блага

Человек, стремящийся стать политиком, должен быть разносторонне образованным и уметь видеть дальше своей области, а также дальше собственных интересов и интересов себе подобных. Однако распознать такую образованность непросто.

Чего можно ждать от политика, пределом возможностей которого является умение нажимать на красную или зеленую кнопку?

Причем, и это делать, как в партийной конторе Старшего Брата Джорджа Оруэлла, распорядок которой, помимо прочего, освобождает, по крайней мере, на первый взгляд, от одной надоедливой обязанности — ответственности.

Среди тех, кто рвется в политики, мы видим людей, получающих мандаты только благодаря известности, приобретенной в телевизионных шоу, мыльных операх или желтой прессе.

Поэтому не стоит удивляться тому, что политика все больше напоминает те самые телевизионные шоу и мыльные оперы и потихоньку перебирается из парламента в желтую прессу!

А еще мы видим людей, которые идут в политику, чтобы самореализоваться, забывая при этом, что главная цель политики есть реализация не самого себя, а того, что стоит выше меня как отдельного индивида и выше частных интересов любой группы людей.

Еще много веков назад Платон пришел к пониманию: способности и компетентность политика в первую очередь демонстрируют его способность действовать во имя общего и единого блага, а также умение определять это общее благо.

Одно из проявлений глупости — это когда чьи-то частные интересы путают с общественным благом. Это и есть причина, по которой деятельность политика предполагает не просто наличие знаний, а еще и способность думать и воспринимать человека (гражданина) как часть сложного организма общества. Иначе как бы он смог оценить значение своих поступков за пределами сегодняшнего дня и сегодняшней политики!

Мы привыкли к политикам, говорящим о вещах, которых они вообще не знают или наивно верят, что знают. По мнению Платона, самое опасное — это когда люди знают о своей невежественности, но других пытаются убедить в обратном.

Интеллигентным политика можно считать уже за одно то, что он понимает, что всего не знает. Признавшись себе в ограниченности своих знаний, человек делает первый шаг к освобождению от невежественности и к приобретению знаний.

И тут античный принцип «знай самого себя» приобретает более глубокий смысл.

Слепой ведет незрячего

Опасна не сама глупость, а неспособность распознать ее. В случае с политиком, который способен это сделать, можно, по крайней мере, надеяться, что, умея оценивать багаж своих знаний и свои возможности, он обратится за помощью, если не хватит собственного ума.

Но, к сожалению, при назначении высокооплачиваемых советников решающую роль часто играют семейные связи, партийные или дружеские отношения, а не знания и компетентность. Слепой ведет незрячего, а калека — увечного…

По поводу политики обычно очень много говорят о мнениях и взглядах, и слишком мало — о знаниях и компетентности. Или вообще… просто говорят.

Для чего в процессе цивилизации мы создали школы и университеты, зачем создаем исследовательские группы ученых и общественных теоретиков, если для принятия важных для общества решений основным критерием по-прежнему является одобрение партийных контор, а не аналитическая способность и основанная на фактах аргументация?

Мы живем в такое время и располагаем таким огромным багажом знаний, что наше общество, могло бы быть более развитым в духовном и материальном смысле, чем развито в реальности. Если такой лозунг, как «Общество и экономика должны основываться на знаниях», стал для нас привычным, то темы политики, основанной на знаниях, до сих пор старательно избегают.

А между тем, двигаться к основанному на знаниях обществу, а также к политике и любой другой области, можно только в том случае, если определяющими факторами действительно являются знания и компетентность.

Так кто же из нынешних и будущих политиков, баллотирующихся в парламент, способен осуществлять политику, базирующуюся на знаниях?

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: