Конституция ЭР статья 49
В очередной раз приходится переливать из пустого в порожнее, погрязая в бесконечных спорах о РКА. Уже как минимум пять лет, с того самого момента как Станислав Черепанов сделал первый шаг, на не самом простом пути по созданию РКА, идут эти споры, время от времени утихая и разгораясь вновь. Спорят: надо - не надо; хорошо это или плохо; во благо или шкурный интерес превалирует. Не утихают эти споры и сегодня, вроде бы все уже неоднократно сказано и пересказано, все косточки как закона, так и сторонников с противниками перемолоты, ан нет. Продолжаем топтаться на месте, переливать из пустого в порожнее, гробя время и силы на бессмысленное увещевание друг друга. Хотя оно и понятно: есть люди, которым РКА нужна, а есть те, что любой ценой хотят не допустить ее создания, не допустить перемен в русской общественной жизни Эстонии.
У любого действия, у любой идеи всегда есть сторонники, а есть и те, которые: «Баба Яга против». Не собираюсь своей статьей кардинально менять чью-то позицию и тем более доказывать тем, кто «против», что нужно быть за, на то они и «Баба Яга» со своими сложившимися принципами и воззрениями. Мои слова адресованы сторонним наблюдателям, тем, кто не принимает участия в этих спорах, той самой Русской Общине, от слова которой и должно зависеть: быть или не быть РКА.
Отмечу сразу, господин Егоров является зам. председателя СОРСЭ, поэтому к заявлению, которое просил прокомментировать, он имеет явно непосредственное отношение. Я не собираюсь ставить под сомнение, что в основе принятого в 2006 году СОРСЭ заявления против РКА, больше заботы о Русской Общине, нежели превалирует некий шкурный интерес, хотя с созданием в Эстонии РКА, логично допустить, что и «общественный вес» СОРСЭ явно уменьшится. Вот только, а есть ли там чему уменьшаться? Особенно, после появления еще одной организации соотечественников «КСРСЭ», которая в итоге поделилась еще разок.
Кстати, довольно интересно, с чего это вдруг в пику СОРСЭ появился КСРСЭ? Немного поискав в инете, можно найти такое объяснение:
«Напомним, что многие эксперты отмечали непрозрачность схем финансирования и принятия решений в организациях сотрудничающих с правительством Москвы в рамках «лужковской» программы поддержки соотечественников. По некоторым данным, именно нецелевое расходование средств в рамках этой программы вынудило МИД РФ на создание альтернативной структуры — Координационного Совета Соотечественников. Данное решение одобрил на Всемирном Конгрессе Соотечественников президент РФ Владимир Путин». www.veneportaal.ee
Правда, там же, по ссылке можно найти слова Канчукова о том, что все руководство СОРСЭ собирается переехать в КСРСЭ. Но, это дела соотечественников, а вот про «непрозрачность схем финансирования и принятия решений» все же стоит запомнить. РКА как раз предполагает возможность лишь прозрачного финансирования, которая, возможно, кого-то не устраивает, особенно тех, кто сейчас по тёмным схемам получает финансирование на поддержание русской общины, в том числе и из Москвы.
Забавно, но при рассмотрении заявления соотечественников, нашлось довольно много общего со словами государства, точнее чиновников, представляющих это государство, особенно когда вопрос касается финансирования и руководства. Складывается такое впечатление, что организация, призванная отстаивать интересы российских соотечественников, защищать право русских детей на получение образования на родном языке; организация, которая должна приложить все силы на сохранение русского языка и культуры, пополнила ряды коллаборационистов, служащих системе, уничтожающей все русское на своем пути. Системе, старающейся вытравить все, что, так или иначе, соотносится с русским в Эстонии. Не странновато ли? Не очень, если ознакомиться с законом о «Соотечественниках РФ». Статья 17, пункт два о поддержке Российской Федерацией национально-культурных объединений. Прискорбно сознавать, что в создании РКА Сергеев (руководитель СОРСЭ), Егоров и другие соотечественные деятели увидели не инструмент, который можно и дОлжно использовать на благо Русской общины, а лишь банального конкурента, который может поколебать чье-то, возможно, и личное благосостояние.
Но, ладно.
Боюсь, что это заявление СОРСЭ, организации, по сведениям Википедии в которой состоял 51 человек будет появляться еще не раз. При этом даже достоверно неизвестно, а жива ли она еще на данный момент и занимается ли чем-нибудь. Допустим, что жива, поэтому еще раз посмотрим на «авторитетное мнение», не менее авторитетной организации.
Первое, и самое главное, что следует уяснить – это то, что РКА - дело сугубо добровольное и никто, никого, никуда силком тащить не собирается. Не хотите – не надо, оставьте это тем, кому оно надо! Это наше конституционное право, и никто не вправе запрещать нам (тем, кому оно надо) им воспользоваться.
Статья 50. Национальные меньшинства имеют право создавать в интересах национальной культуры самоуправленческие учреждения на условиях и в порядке, установленных Законом о культурной автономии национальных меньшинств. (Конституция ЭР)
А теперь по пунктам заявления.
1.Закон о культурной автономии национальных меньшинств (1993) продемонстрировал свою полную неэффективность в качестве инструмента защиты и поддержки этнических и языковых меньшинств.(Конституция ЭР)
А вы пробовали, чтобы делать такие выводы? Голословное, ничем не подкрепленное утверждение. Никто не спорит с тем, что закон не совершенен, но закон есть закон и это единственный закон, по которому русское национальное меньшинство может получить официальный, юридический статус. Юридически русских в Эстонии нет, есть эстонцы, есть иноязычные жители Эстонии (граждане-неграждане), есть шведы и финны, а русских нет.
Говорить о неэффективности этого закона, не применив его на деле, совершенно нелепо. Мало того, в Эстонии существуют и нормально работают финская и шведская КА. Ну не мог этот закон продемонстрировать (в заявлении стоит прошлое время) свою полную неэффективность по отношению к русским в Эстонии, его даже не удалось до сих пор заставить работать. Можно предполагать и строить домыслы, но категорично заявлять о провале еще не начав что-то делать, вы уж меня простите.
Знаете, это чем-то сродни (возможно, пример не очень этичен, но тем не менее):
1941 год, немецкие танки еще не перешли советской границы, а в окопах уже начинается: «наша оборона показала свою полную неэффективность».
Вот интересно, при таком подходе, где бы оказались немецкие танки зимой 1941 года? Где-нибудь на Урале? Чем-то позиция СОРСЭ напоминает позицию паникеров.
Итак, чтобы говорить об эффективности или неэффективности, нужно опробовать это на деле. Никто не говорит, что будет легко, работать придется много, очень много. Вот не эта ли необходимость работать так пугает СОРСЭ и других критиков РКА? Ведь придется победить свою «лень» некоторым товарищам, а этого они не хотят, как и не хотят менять нынешнего статус-кво, устраивающего как ряд соотечественников, так и государство. Правда, выдают они все это за заботу о русской общине, по ходу давя всех, кто пытается что-нибудь сделать.
Итак. Закон своей неэффективности не показал, это голословное утверждение, а вот СОРСЭ очень даже успешно показал свою полную неэффективность и профнепригодность.
«По словам Валерия Канчукова, отчетный доклад Сергея Сергеева отличался невразумительностью: «Мы так и не поняли, чем занималось правление СОРСЭ последние три года. Было очевидным желание выдать работу входящих в СОРСЭ организаций за свою, но все это было шито белыми нитками». Этот мотив звучал практически во всех выступлениях, посвященных обсуждению доклада Сергеева». (www.veneportaal.ee).
Что ж, продолжим. Из заявления СОРСЭ:
«определение меньшинства, данное в законе и основанное на наличии эстонского гражданства, не соответствует реальной ситуации в Эстонии и вызывает справедливую критику международных организаций и экспертов».
Да, можно согласиться с тем, что определение термина «национального меньшинства» замешанное на гражданстве, в нынешних условиях имеет явные недостатки, на которые, естественно, в первую очередь указывают противники РКА. Но о чем они скромно умалчивают:
«В деятельности учреждений культуры и народного образования, а также приходов верующих национального меньшинства могут участвовать проживающие в Эстонии иностранцы, однако они не могут участвовать в выборах руководящих органов учреждений культурного самоуправления и быть избранными или назначенными в их состав». (статья 6, глава 1, закона о КА).
Фактически, членом РКА в Эстонии может быть любой русский человек независимо от гражданства или отсутствия оного. Любой человек может принимать участие в деятельности КА и получать помощь от нее. Закон ни в коем случае не отделяет граждан от неграждан некой непробиваемой стеной. Эту «берлинскую» стену возводят, в первую очередь, сами русскоязычные деятели. Да, согласен, нельзя выбирать и быть избранным, не совсем демократично, но, тем не менее, это не столь ужасно. Хотя, возможно, все дело как раз в выборах? Пункт два заявления СОРСЭ полностью посвящен выборам:
2. Предусмотренная в Законе процедура проведения выборов руководящих органов культурной автономии на основе предварительно составленного национального регистра является практически невыполнимой (особенно для многочисленного русского меньшинства) и создает неразрешимую проблему демократической легитимности избранных органов.
Практически невыполнимой… Опять же, та же картина: еще не попробовали, а руки уже опустили. Ну не хотите делать, не делайте, никто вас не заставляет. Или свое бессилие и нежелание что-то делать, начинаете прикрывать «практически невыполнимой» и впихиванием палок в колеса? Закон очень подробно описывает, как формируется руководство КА, как проходят выборы в нее. Говорите: создает проблему демократической легитимности? Ну не смешите, пожалуйста, я, конечно, понимаю, что вы привыкли «выбирать» одного из одного кандидата, как это произошло с выборами главного соотечественника в КСРСЭ. Вы как раз боитесь легитимных выборов, ведь многие деятели, сидевшие на «темных схемах» могут оказаться не у дел.
В данном случае, у нас опять получается полное согласие между государственными чиновниками и соотечественниками, желающими, чтобы им уже сейчас предъявили, в нарушение закона, «кабинет министров» РКА. Члены РКА сами выберут себе руководство, в данном случае, недопустимо возвращаться к излюбленной схеме наших общественных деятелей, когда сначала создают руководящий орган, а потом думают, где набрать рядовых граждан, этот принцип должен быть изменен. А этого бояться. Единственная проблема, которую необходимо будет решить в будущем, это пробить возможность, в рамках РКА, принимать участие в выборах всем члена РКА, независимо от цвета паспорта.
Пункт три будет посерьезней. Но, если приглядеться, авторов заявления больше всего задевает то, что государство фактически отрезало возможности непрозрачного финансирования культурных проектов. Что, опять же, наталкивает на не самые приятные размышления. При всем этом, вместо добровольного пожертвования от частных лиц на финансирование РКА и государственных бюджетных средств, СОРСЭ, судя по заявлению, хотел бы обложить членов РКА еще и дополнительным налогом. В общем-то, мы и так платим налоги на культуру и образование, зачем требовать дополнительного налога на русских, когда нужно лишь «попросить» свое, уже уплаченное государству. И закон, в общем, это дело позволяет сделать:
Статья 27.
(1) Денежные средства культурного самоуправления национального меньшинства и его учреждений образуются из:1. отчислений из государственного бюджета в соответствии с законом и целевых пособий;
2. целевых пособий, выделенных учебным заведениям, учреждениям культуры и социального обеспечения культурного самоуправления из бюджета местного самоуправления;
И т.д.
Но деятелям из СОРСЭ этого мало. Исходя из трех пунктов заявления, можно заключить, что они хотят:
1.Руководство из назначенцев (желательно, чтобы это были люди СОРСЭ)
2.Непрозрачного, неподотчетного государственным контролирующим органам финансирования и, что наиболее важно, расходование средств.
3.Дополнительный налог на русских, дабы средств было больше.
Закон о КА - это единственный закон в Эстонии, хоть как-то регулирующий отношения между государством и национальными меньшинствами. Мало того, это единственный закон, указывающий на то, каким образом национальное меньшинство становится таковым de jure. А этого de jure у нас сейчас нет.
««Союз объединений российских соотечественников» заявляет, что попытки реализации данного закона являются непродуктивными и вредными с точки зрения защиты прав меньшинств в сфере образования и культуры».
Что тут скажешь, моя скромная персона, как рядовой член русской общины, считает, что действия СОРСЭ являлись непродуктивными и, возможно, даже «вредными с точки зрения защиты прав меньшинств в сфере образования и культуры». За 10 лет своего существования, СОРСЭ показал полную неспособность сделать хоть что-нибудь во благо Русской Общины и это заявление от 12.11.06 г. одно из наглядных тому подтверждений. Они боятся перемен, боятся, что придется работать, но при этом пытаются делать какие-то заявления и высказывать свое «авторитетное» мнение.
Мало того, защищая свою «легкость бытия», СОРСЭ, выдав это «Заявление против РКА», фактически перешел на сторону этнократического режима, проводящего целенаправленную политику по ассимиляции русского населения страны. Хотя, повторю, я совершенно не в курсе, существует ли сейчас этот СОРСЭ или он уже давно влился в ряды КСРСЭ.
Последний, вроде, по поводу РКА еще не высказывался, но и этому объединению соотечественников не мешало бы определиться и прояснить свою позицию по вопросу РКА. Тем не менее, нынешнюю ситуацию «самоназначенцев» и «авторитетных» «экспертов» необходимо менять. Люди вправе сами решать, нужна им КА или нет. К сожалению, подобное «авторитетное заявление» от организации с весьма подмоченной репутацией еще не раз всплывет на поверхность, при разговорах о КА. Те, кто против РКА будут вытаскивать его раз за разом из небытия, требуя оспорить или прокомментировать. Требуя переливать из пустого в порожнее.
Вопрос о РКА с одной стороны (государство – русская община) - чисто политический, с другой (внутриобщинный, сторонники – противники РКА) – банально шкурный. Нет ни одного законного основания не регистрировать РКА, есть противодействие политическое со стороны министерства и страх тех, кто вжился в систему, потерять «непрозрачные схемы». Иное объяснение найти, ой, как не просто.
Вернусь к тому, с чего начал. РКА – дело сугубо добровольное, никто никого силком тащить в нее не собирается. Не хотите – не надо. Только не мешайте, сидите в сторонке с опущенными руками и… А мы пойдем дальше. Нам есть к чему стремиться.
РКА. Так оно нам нужно
Станислав Черепанов: Принципы и опыт организации русской культурной автономии в Эстонии.
Закон, что дышло, куда повернул - туда и вышло.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий