суббота, 19 марта 2011 г.

Александр Астров: Эстония - нормальная европейская страна

Известный в Эстонии политолог, ныне профессор Центрально-Европейского университета в Будапеште Александр Астров считает, что Эстония - нормальная европейская страна, но по сравнению с другими странами Евросоюза очень бедная. Проблемы европейских норм, а также находящийся в стадии переходного периода мировой порядок отражаются и на эстонско-российских отношениях и на отношениях России с другими балтийскими странами.

Поскольку Астров не смог приехать из Венгрии в Калининград на международную встречу, посвященную проблематике эстонско-российских отношений, то его выступление и диалог с участниками «круглого стола» велись при помощи телемоста. По его мнению, выбор Эстонией внешней политики не прост и было бы неверно утверждать, что правительство ЭР руководствуется указаниями из «Вашингтонского обкома», не считаясь с директивами ЕС. (А на встрече в Калининграде звучало, что внешняя политики ЭР якобы зависит от установок США). Астров считает, что Эстония очень последовательно, дисциплинированно, умно следует набору норм - и эти нормы не американские, не британские, а неолиберальные. И в этом смысле Эстония - нормальная европейская страна.

В то же время неолиберализм правительства Андруса Ансипа (Партия реформ), который, видимо, возглавит после только что прошедших парламентских выборов и новый состав кабинета министров, весьма странным образом уживался с диктатом — все потенциальные граждане должны быть реформированы в рамках установок Партии реформ, несмотря на то, нравится ли этим гражданам такой «либерализм». Астров сравнивает стиль работы эстонского правительства со стилем руководителей Афганистана и Ирака. Привычка диктовать сказывается и на отношении к русскоязычным жителям. «Эстонскому государству нужен эстонский гражданин!». Если в экономике правительство большие либералы, то в области просвещения - обратная картина: государство хочет контролировать все, особенно русские школы.

Эта линия, по мнению политолога, не либеральная, а романтическая и националистическая, она тянется исторически, в частности, от таких известных общественных деятелей, как Якоб Хурт (рубеж XIX-XX веков). Эта единственная ненормальность эстонской политики — в смешении неолиберализма, предполагающего свободу, в том числе предоставление свободы выбора для русских, с романтико-националистическим подходом к реалиям современной жизни. По словам Астрова, подобный синтез есть и в политике других стран. А эстонский вариант такого парадоксального сочетания казалось бы не сочетаемых вещей сказывается и в том, что союзниками в коалиционном правительстве оказались две разные по своим многим установкам партии - Партия реформ и IRL (Союз Отечества и Республики). Как считает Астров, русское меньшинство оказалось заложником этой ненормальности, которую политолог охарактеризовал медицинским термином. (Мы подберем более мягкий вариант: русские в Эстонии - заложники политической болезни). Впрочем, пояснил политолог, противоречия свойственны и России, и другим странам, и всему миру, который находится на распутье в поисках нового качества.

Самая сильная сторона эстонцев - понимать, по каким правилам идет игра. Они не любят ситуаций, когда правила не ясны. Эстонцы сделали свой выбор - США и дисциплинированно ведут свою политику в нужном русле. Правильный или не правильный выбор - но сделан. В области экономики тоже вариантов мало, выбор в пользу неолиберализма: надо урезать бюджет - будут кромсать; будет 140 тысяч безработных - для маленькой страны это огромная цифра - да, будет столько, если это укладывается в экономическую концепцию.

В Калининграде прошел «круглый стол» с участием эстонских и российских экспертов по теме «Фактор России в политике Эстонии». Организаторы встречи - Балтийский федеральный университет (БФУ) имени Иммануила Канта и Центр общественно-политических исследований «Русская Балтика» решили обсудить следующую проблематику: перспективы сотрудничества России и Эстонии после мартовских выборов в Рийгикогу; российский бизнес в Эстонии: угроза или основание для экономического роста; роль русского языка и культуры в развитии двусторонних отношений. Дискуссию вели проректор по научной работе БФУ Геннадий Федоров (на снимке слева), заместитель директора Социально-гуманитарного парка БФУ, советник губернатора Калининградской области Вадим Смирнов и руководитель Центра общественно-политических исследований «Русская Балтика» Владимир Балобаев.
Ещё по данной теме:
Внутренняя шизофрения - доказано Wikileaks!
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: