вторник, 11 февраля 2014 г.

Игнорирую, значит существую?

Получил на днях по мэйлу предложение присоединиться к бойкоту Олимпиады в Сочи. Учитывая, что мой путь от дивана до компьютера уже много лет составляет 90 см, можно считать, что я её уже давно бойкотирую, и надо было бы уже, наконец, официально оформить своё отношение к спорту. Но смутило, что в качестве причины бойкота в письме указывается несправедливое отношение российских властей к сексуальным меньшинствам. Их там в России притесняют, и если я буду не просто лежать на диване, а в виде бойкота, то положение геев и лесбиянок улучшится. Правда, вот незадача – ухудшится положение спортсменов. Лежу теперь на диване и не знаю, кого поддержать?

А может быть, это эффективное средство общественного давления просто немного затаскалось? Может быть, прежде, чем присоединяться, стоит подумать, к чему это приведёт, кроме широко объявленных высоких целей? Кстати, самым первый официальный бойкот, организованный на государственном уровне, был бойкот еврейских фирм и магазинов, объявленный 1 апреля 1933 года только что пришедшими к власти нацистами. Продолжение общенационального бойкота подвигло правящую партию на новые мероприятия, в которых было уже вполне достаточно простого молчания народных масс, принимавших участие в первоапрельской нацистской затее.

Впрочем, уроков из этого не извлекли, и в 1974 году, когда арабские страны, не сумев уничтожить Израиль в обычной войне, объявили нефтяной бойкот всем странам и компаниям, сотрудничающим с Еврейским государством, участвовать в этом отказались немногие. Зато многие ещё Израиль и обвиняли за то, что является причиной их покорного подчинения шантажу. Но с тех пор времена изменились, и шантаж под благонравным названием «бойкот» стал легитимным средством международных отношений.

Вот недавно британский актёр Хью Лори признался: «Я бы бойкотировал российские товары, если бы мог припомнить хоть что-нибудь, что они делают, – разве что вгоняют весь мир в тоску». Строго говоря, со знаменитым сериалом «Доктор Хаус», главную роль в котором исполняет Лори, по части загона в тоску даже России трудно соперничать. Но дело даже и не в этом, а в самой готовности бойкотировать неважно что. Все же бойкотируют – как не поучаствовать! Примерно такими же соображениями руководствуются британские и американские учёные, призывающие к бойкоту израильских университетов.

Разумеется, в знак протеста против оккупации палестинских земель. На которых эти учёные совершают свои открытия, перехватывая Нобелевские премии у арабских коллег. Причём ущерб, наносимый арабам этой оккупацией, так велик, что за все времена во всём арабском мире всего три или четыре человека дотянули до Нобелевки по науке. Наверное, если бы британские и американские учёные бойкотировали не израильских коллег, а Нобелевский комитет, этот показатель можно было бы улучшить, но проблема в том, что такой бойкот может больно ударить по их собственным шансам что-то получить, а от этого, граждане, никакой пользы ни науке, ни палестинской государственности. Лучше уж евреев бойкотировать. Или Олимпиаду в Сочи. Или на худой конец киноактрису Скарлетт Йоханссон, снявшуюся в рекламе израильских аппаратов для газирования воды. Одно из предприятий, производящих эти аппараты, находится за «зелёной чертой», а стало быть, и весь концерн вместе со всем Израилем надо бы побойкотировать.

Тут, правда, накладка вышла. Хрупкая голливудская блондинка с беззащитной улыбкой не поддалась шантажу и сообщила всем желающим, что уже пять лет пользуется израильским сифоном, очень им довольна, и вообще ей наплевать на то, кто и что по этому поводу думает. В частности, что думает благотворительная компания Oxfam, почётным послом которой Скарлетт является с 2007 года и которая потребовала, чтобы Йоханссон присоединилась к международному бойкоту израильских товаров. А вместо того чтобы расторгнуть договор с израильской компанией, посол взяла да и послала Oxfam. Впрочем, некоторые бойкоты ещё имеют хоть какой-то смысл. Как, например, назревающий бойкот российских кабельных кампаний, без предупреждения выбросивших из пакета вещания популярный телеканал «Дождь». Конечно, ребята невпопад порассуждали о блокаде Ленинграда, случается. Но административное наказание, применяемое ко всей телекомпании за обычный журналистский прокол, какие на любом канале случаются, – вот это вполне заслуживает бойкота телезрителей. Которые всё-таки имеют право сами разобраться, продолжать им смотреть этот безбашенный «Дождь» или уже начинать бойкотировать.

Но это редкий случай. Бойкот давно уже стал инструментом мелочных политических дрязг, выдаваемых за высокие устремления. То обстоятельство, что эти дрязги достигают планетарного масштаба, сути их не скрывает. Как не скрывает сути и виртуальный выход Билла Гейтса на Майдан. При всем уважении к Гейтсу и при всем неуважении к Януковичу, призыв бойкотировать Партию регионов – не самый удачный программный продукт компании Microsoft.

Понимаю стремление палестинцев к независимости, но почему для этого надо гнобить израильскую науку? Желаю российским геям всяческих свобод, но почему для этого надо испортить праздник тысячам болельщиков? Лежу вот на диване и думаю – может быть, вместо того, чтобы бойкотировать Олимпиаду в Сочи, лучше бойкотировать тех, кто призывает её бойкотировать? Правда, для этого придётся встать с дивана, что-то писать, кого-то призывать, где-то выступать. Нет, это уже слишком…
Марк Галесник, rg-rb.de

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: