понедельник, 17 февраля 2014 г.

Гитлеровская машина шпионажа: Схватка на нейтральной территории - Роковая встреча, Гибель «Капеллы», Под пытками, Суд и казни, Нелепость, Встреча с дантистом.

продолжение...

Штаб-квартира НКВД в Москве. Его агенты, работавшие внутри самой
нацистской машины, обеспечивали Красную армию своевременной
и точной информацией о маневрах немецкой армии на Восточном фронте
Роковая встреча

Через некоторое время в Ботаническом саду устроили еще одну встречу. На этот раз в руки абвера/СД попали «сапожник» и его любовница-чешка Мальвина Грубер. Они показали, что ГРУ руководит сетью через фирму «Симекско», офис которой находился по соседству с его «конторой». Служба телефонного прослушивания абвера подключилась к телефонам «Симекско», но результатов, на которые рассчитывали Пип и Гиринг, достичь не удалось. Судьба берлинских агентов решилась в октябре 1941 г., когда Центр – по причинам, известным только ему самому, – отправил открытым текстом сообщение своему брюссельскому радисту. Агенту Кенту надлежало отправиться в Берлин, найти Чоро по адресу: Альтенбургер-Алле, 19, третий этаж; Вольфа по адресу: Шарлоттенбург, Фредерициаштрассе, 26А, второй этаж, и Бауэра – Фриденау, Кайзераллее, 18, четвертый этаж. Для связи использовать пароль «Директор». В СД, куда было передано сообщение, к нему отнеслись поначалу скептически – поверить в такую удачу было трудно, – но проверку провели. Личность указанных агентов установили быстро. Ими оказались лейтенант Харро Шульце-Бойзен, офицер в министерстве авиации (Чоро); доктор Арвид Харнак, служащий в министерстве экономики (Вольф), и известный писатель, доктор Адам Кукхофф (Бауэр). Щупальца «Красной капеллы» проникли в самую глубь Третьего рейха. На совещании с участием Шелленберга, Бентивеньи, Канариса и Коппа было решено поручить Йохану Штюбингу и Хорсту Копкову покончить со шпионским гнездом в Берлине и обязать Пипа и Гиринга продолжить работу на Западе.

Гибель «Капеллы»

Работа по выявлению остальных членов этой замечательной шпионской сети продолжалась, за ее же главными фигурами велось постоянное наблюдение. Харро Шульце-Бойзена арестовали в министерстве авиации в воскресенье 30 августа 1942 г.; его жену Либертас Шульце-Бойзен взяли в тот момент, когда она пыталась сесть на поезд в Мозель; доктора Харнака и его супругу Милдред задержали 7 сентября в отеле в Восточной Пруссии. Бауэра, Адама Кукхоффа, арестовали 16 сентября. В течение одного месяца гестапо были арестованы 60 членов берлинской секции «Красной капеллы». Специальную команду дознавателей численностью в 25 человек возглавил мастер допросов, безжалостный гестаповец Фридрих Панцингер.

Блистательный советский мастер шпионажа, Большой Шеф
(Леопольд Треппер, или Жильбер) – резидент ГРУ в Западной
Европе, руководитель «Красной капеллы», одной из
самых успешных шпионских групп Второй мировой войны
Какими мотивами руководствовались члены «Красной капеллы»? Кукхофф и Харнак были давними агентами ГРУ и убежденными коммунистами. Другими словами, опытными шпионами и умелыми конспираторами, к которым враги не проявили ни малейшей жалости. С Харро Шульце-Бойзеном и его женой Либертас дело обстояло иначе. Харро сильно пострадал – и даже лишился части уха – в 1933 г., когда нацисты шли к власти, и им двигало желание отомстить. Его супруга оказалась женщиной недалекой, слепо следовавшей за мужей. В своей оппозиции режиму оба были неосторожны и слишком заметны. Например, в мае 1942 г. Харро вынудил членов «Красной капеллы» саботировать пропагандистскую кампанию Геббельса против СССР.

На сей раз – несомненно, благодаря нажиму со стороны СД, целью которой было получение максимально возможной информации о «Красной капелле», – гестапо не стало прибегать к привычным методам, вроде молотков, холодных ванн, клещей и прочих «профессиональных инструментов». Во время многочасовых допросов Шульце-Бойзен не дал никаких сведений о своей сети. Все члены «Красной капеллы» предпочитали отмалчиваться и не давали показаний относительно своей нелегальной деятельности. Но в этом едином фронте молчания нашлось уязвимое место. Допрашивавший супругу Харро Альфред Гепферт быстро понял, что она глуповата, слаба и легко поддается влиянию. Гепферт убедил свою секретаршу поговорить с Либертас «по душам». В ходе этих разговоров прозвучали имена других членов «Красной капеллы». Первая же беседа привела к аресту Ганса Копи.

Под пытками

Недовольный поведением других членов «Красной капеллы», Панцингер уже через неделю снял мягкие перчатки. Сначала на заключенных надели наручники, которые не снимали даже ночью, а потом их стали возить в дом на Принц-Альбрехтштрассе, в подвале которого находилась печально знаменитая камера пыток гестапо, называвшаяся «комнатой Сталина». Некоторые из заключенных пытались покончить с собой, а один, желая выброситься из окна, даже хотел прихватить с собой Панцингера. Ни одна из этих попыток не удалась. Связавшись через Венцеля с Центром, немцы попросили прислать в Берлин курьера для помощи «Красной капелле». Ничего не подозревавший Центр послал агента ГРУ, немецкого коммуниста Гейнриха Кенена, который высадился в Остероде, Восточная Пруссия, 23 октября 1942 г. Его связной на Заалештрассе, 36, Альта, был арестован еще 12 сентября. Через пять дней после высадки Кенен добрался до места и, встретившись с Альтой, договорился о еще одной встрече. На самом деле под видом Альты с курьером встречалась Гертруда Брайтер, новая «подруга» Либертас. Брайтер была уверена, что Кенен, почуяв неладное, на вторую встречу просто не придет. Брайтер прошла хороший инструктаж и, когда Кенен сказал, что привез привет от ее мужа, Руди, ответила правильно и смогла его поправить. Руди, или Рудольф Херрштадт, живший в Москве немецкий коммунист, приходился ей не мужем, а любовником. Поправка убедила агента ГРУ в том, что Брайтер – не подсадная утка. Они условились о третьем свидании и встретились в кафе, где и были арестованы. У Кенена нашли расписку на 5 тысяч рейхсмарок, выданных первому советнику Рудольфу фон Шелихе. Расписка должна была послужить инструментом давления и шантажа Шелихи, агента ГРУ Ариера, с целью заставить его активизировать шпионскую деятельность. Шелиха проводил отпуск в Швейцарии, но согласился вернуться в Костанц, куда полетел и Панцингер. Едва поезд из Швейцарии остановился у платформы, как Панцингер арестовал вышедшего из вагона Ариера.

Суд и казни

С арестом Ариера охота на членов берлинской «Красной капеллы» закончилась. Добыча была внушительная. К концу 1942 г. число арестованных возросло с первоначальных 60, выданных Арвидом Харнаком, Харро Шульце-Бойзеном и Либертас, до 117. Поскольку семья Либертас жила по соседству с Герингами, состояла с ними в дружеских отношениях и на службу Харро принимал сам рейхсмаршал, Гитлер приказал ему учредить особый военный трибунал. Обвинителем Геринг назначил «гитлеровскую овчарку», доктора Манфреда Редера. Желая избежать удара по престижу и заботясь о безопасности, фюрер распорядился, чтобы суд прошел тайно. Большинство обвиняемых были приговорены к смертной казни. 22 декабря казнили Харро и Либертас Шульце-Бойзен, Арвида Харнака, Ильзе Штебе, Ганса Копи и Шелиху – мужчин повесили, женщин предали гильотине. Казни продолжались до 5 августа 1943 г., когда были убиты последние члены «Красной капеллы».

Берлин после бомбежки авиацией западных союзников. В городе был «нервный центр» «Красной капеллы» до ее разгрома в 1942 г.
Берлинский «Оркестр» был уничтожен, но Кент и Жан Жильбер остались на свободе. Охоту на них возглавляли Пип и Гиринг, штаб-квартира которого разместилась в офисах французской Сюрте на рю де Соссэ в Париже. Райхман и его любовница Мальвина Грубер работали теперь на Пипа. Найти Шефа не удалось, но зато выяснилось, что Кент бежал в вишистскую Францию. Убежище это было ненадежное, поскольку в ноябре 1942 г. немцы, сразу после операции «Торч» («Факел»), вторжения союзников во французскую Северную Африку, оккупировали территорию вишистской Франции. Штурмбаннфюрер СС Бемельбург устремился на юг, в Марсель, где сопровождавшие его «сапожник» и Мальвина быстро установили местонахождение Кента. 12 ноября 1942 г. пятеро французских полицейских ворвались в квартиру, где и задержали Кента и его подружку, высокую красавицу блондинку, чешку Маргарету Барза. Их доставили через Париж в Берлин, а уже четыре дня спустя Кент дал согласие сотрудничать с немцами. Его настоящее имя было Виктор Гуревич, капитан ГРУ. В Бельгию он приехал в июле 1939 г. из Монтевидео под видом гражданина Уругвая Винсента Сьерра.

Гейдрих в мундире СС со всеми регалиями;
не только глава СД, но и с сентября 1941 г.
рейхспротектор Богемии и Моравии
Прикрытием шпионской работы стала основанная им фирма «Симекско». Щедрые выплаты ГРУ и доходы от «Симекско» позволяли вести роскошную жизнь. Но даже Гуревич (Маленький Шеф, или Кент) не знал, где искать Жана Жильбера, Большого Шефа. (Согласно Судоплатову (книга «Лубянка и Кремль. Спецоперации 1930–1950 годы», с. 225), когда Гуревича взяли, он сумел послать радиограмму, предупредившую, что отныне он находится под контролем немцев, а одна из полученных им в ответ инструкций обязывала его продолжать радиоигры, что он и сделал. – Ред.)

Нелепость

Налет на офис «Симекско» в Брюсселе и «Симекс» в Париже был назначен на 24 ноября. Назначив ответственным за операцию в Париже Эрика Юнга, Пип и Гиринг отправились в Брюссель. Вместо того чтобы дождаться возвращения старших офицеров, Юнг, действуя по собственной инициативе, явился в «Симекс» уже 19 ноября. Всех служащих арестовали и отправили в парижскую тюрьму Фресне. На следующий день Юнг пришел к супруге управляющего «Симекса», мадам Корбин, и оставил с ней двух офицеров гестапо. 23 ноября примчавшийся в Париж Гиринг устроил Юнгу разгон за неподчинение. Посетив затем мадам Корбин, он объявил женщине, что ее муж – шпион, но, если гестапо арестует с ее помощью Жана Жильбера, его преступление можно будет рассмотреть в ином свете. Убитая горем мадам Корбин понятия не имела, где может находиться неуловимый Шеф, но в момент озарения вспомнила, что Жильбер жаловался на зубную боль и она рекомендовала ему своего дантиста, доктора Малеплата, проживающего по адресу: рю де Риволи, 13.

Отто Скорцени (слева) и Муссолини (в центре)
в окружении немецких коммандос после операции
в горном массиве Гран-Сассо в сентябре 1943 г.
Встреча с дантистом

Гиринг незамедлительно наведался к дантисту, и тот, порывшись в регистрационном журнале, нашел некоего Жана Жильбера и подтвердил, что этот господин, с которым он еще не встречался, записан на прием в 14:00 27 ноября. Пока Гиринг нетерпеливо отсчитывал последние дни и часы, Пип в Брюсселе разбирался с «Симекско», а его люди «зачищали» отделение фирмы в Марселе. Пип вылетел в Париж и утром 27 ноября вошел в кабинет доктора Малеплата. Вместе с Гирингом он укрылись в соседней комнате. Ровно в назначенное время появился Жильбер. Усевшись в кресло, он сказал: «Дела поправляются, не так ли? Вы слышали новости по радио?» В этот день 6-я германская армия капитулировала под Сталинградом (27 ноября 1942 г. происходило стягивание кольца окружения вокруг 6-й германской армии Паулюса (и множества других отдельных частей вермахта и немецких союзников), окруженной 23 ноября. Остатки этой группировки сражались до 2 февраля 1943 г. – Ред.). Доктор Малеплат лишь молча кивнул, обливаясь холодным потом и с трудом скрывая нервозность. Внезапно дверь распахнулась, и в кабинет ворвались Пип и Гиринг с пистолетами наготове. Жильбер сохранил хладнокровие и только сказал Пипу: «Браво. Вы отлично поработали». – «Это результат двухлетних поисков», – просто ответил Пип, которого, как Гиринга, трясло от нервного напряжения.

Так была ликвидирована самая опасная советская шпионская сеть в оккупированной нацистами Европе. На протяжении полутора лет она снабжала московский Центр важнейшей информацией. «Красная капелла» доказала эффективность «человеческой» разведки, профессионально организованной и руководимой эффективной службой. Существование «Красной капеллы» можно считать триумфом советской разведки и свидетельством того, насколько сильно была напичкана шпионами нацистская Германия, но в то же время уничтожение ее стало величайшим триумфом контрразведывательных служб абвера и СД.


назад                                       Оглавление                                          Далее

Красная капелла


-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: