"о`Город" специальный выпуск №47, 04 февраля 2014г. (распространяется бесплатно).
Страница 1
История экипажа, найденного под Сиргала бомбардировщика «Пе-2″.
Окончив школу штурманов, 23-хлетний младший лейтенант Афанасий Фадеев в 1944 году был призван в полк. Так как в полку не хватало воздушных стрелков, а вакансий штурмана не имелось, 26 марта 1944 года Афанасий Александрович был отправлен на боевое задание в качестве воздушного стрелка-радиста. Вместе с ним, в бомбардировщике «Пе-2″, на задание также отправились: летчик, младший лейтенант Павел Федорович Кузнецов (21) (1923 г.р.) и штурман самолета, младший лейтенант Константин Александрович Рогов (23) (1921 г.р.).
При заходе на боевой курс, советский бомбардировщик был сбит немецким истребителем, и с высоты 150-и метров рухнул на землю неподалёку от Силламяэ. Таким трагическим образом закончился для совсем еще юного Афанасия Фадеева его первый боевой полет…
Спустя 70 лет, в январе 2014 года, остатки бомбардировщика «Пе-2″ были обнаружены вблизи поселка Сиргала членами поисково-краеведческого клуба «Камерад», и при содействии Европейского спасательного агентства были проведены работы по поднятию обломков самолета.
31 января, в день, когда участниками клуба были подняты двигатели и отдельные части самолета, корреспонденту нарвского инфопортала TEMA.EE удалось поговорить о данной находке с организаторами раскопок:
- Дмитрием Шутовым, членом правления MTÜ Otsingu-koduloo klubi Kamerad
- Павлом Стиммером, членом правления MTÜ Otsingu-koduloo klubi Kamerad
- Даниилом Галицким, руководителем отделения «Поиск» MTÜ Otsingu-koduloo klubi Kamerad
- Игорем Матюком, членом правления European Rescue Agency OÜ
- Расскажите, с чего начались ваши работы, и как был найден этот бомбардировщик?
Дмитрий Шутов: История начинается с того, что после войны на данном месте были видны обломки самолета, местные жители знали про это, и информация недавно дошла до нас. Решили провести экспедицию по обследованию данного участка, и в радиусе обозначенного места раскопок было обнаружено некоторое количество обломков, которое свидетельствовало о падении самолета.
Даниил Галицкий: Мы проверили магнитометром, увидели аномалию, сделали пробные шурфы и нашли очень много алюминия в округе. Вероятно, самолет взорвался от удара об землю. В итоге было решено начать основательные раскопки.
Первое, что мы здесь нашли, это деталь, по которой можно было определить экипаж — редуктор винтов. На нем всегда дублировался номер двигателя. В советских архивах нам сразу помогли определить, кому принадлежал самолет, бортовой номер самолета, часть приписки: 34-й гвардейский полк. Как раз 26 марта 1944 года у них была потеря.
Есть архивные данные о боевом задании, при каких обстоятельствах этот экипаж стал числиться без вести пропавшим. Поэтому мы знаем, кто был командир экипажа, штурман и стрелок-радист. Родственников пока не нашли.
- Что удалось узнать на сегодняшний день по тем остаткам самолета, что были найдены здесь?
Дмитрий Шутов: На сегодняшний день мы смогли идентифицировать модель и тип самолета: бомбардировщик «Пе-2″. Мы связались с российскими коллегами и получили данные об истории данного самолета.
Даниил Галицкий: Российская сторона предоставила нам акт о разборе этой боевой потери. Согласно акту причиной потери послужил факт того, что на боевое задание бомбардировщик был отправлен без необходимого в таких случаях прикрытия истребителей. Бомбардировщик — тяжелая и медленная машина, вооружение не такое сильное. На задание в тот день вышло семь самолётов. Один из них и потеряли здесь. Еще один получил повреждения, но смог, всё же, приземлиться в районе Гдова и экипаж удалось сохранить.
Из записи командира звена: "Находясь на боевом курсе, повстречали группу из шести истребителей «Фокке Вульф 190″. Экипаж Кузнецова шел с левой стороны в последнем звене и был атакован истребителем. Загорелся один из двигателей и самолет рухнул на землю. При этом скорость падения самолета составляла приблизительно 300 км\ч."
Игорь Матюк: Силу взрыва можно представить, смотря на найденную пряжку, и разломы револьвера. Самолет был атакован при заходе на боевой курс, в 17:34, немецким лётчиком, на высоте 150-и метров. Удивительно еще и то, что сегодняшние возможности архивов позволяют установить как погибший экипаж, так и немецкого лётчика который их сбил: Рудольф Радемахер.
- Что уже удалось сделать? И какую работу еще лишь предстоит провести?
Дмитрий Шутов: Сегодня нами были подняты двигатели и пулеметы, которые были переданы в полицию. Как мы можем видеть, основной состав почвы в месте падения самолета — глина, в которой содержатся обломки фюзеляжа и множество различных частей самолета. Также в ней могут находиться и личные вещи экипажа.
Сейчас работы с поднятым материалом осложнены тем, что глина на морозе быстро замерзает и буквально через 15 минут превращается в камень. Поэтому дальнейшие работы на объекте будут продолжены весной, когда мы будем размывать поднятую глину и более тщательно исследовать ее. Надеемся, что тогда мы найдем больше деталей и предметов. На сегодняшний день найдено всего несколько фрагментов костей, которые были практически «завернуты» в дюраль. Это дает возможность судить о том, что мало что сохранилось целиком, от удара все было очень сильно искорежено и повреждено. Найти что-то целое очень сложно. Основная цель всех проводимых работ — найти останки экипажа самолета.
Даниил Галицкий: С высоты 150 метров эта многотонная махина врезалась в землю. Двигатели мы достали с семи метров. Весь алюминий был разорван на части, не было ни единого целого фрагмента.
Во всех архивных источниках экипаж числится как «без вести пропавший», по советской специфике, не было гарантий, что он погиб. То есть: «нет тела — нет дела». Но сейчас стало точно понятно, что экипаж погиб, место гибели обозначено. Наша главная задача теперь - найти личные вещи, и, конечно, останки, чтобы можно было их перезахоронить или передать родственникам.
- Какова дальнейшая судьба находок?
Дмитрий Шутов: В дальнейшем, по находкам, будет приниматься совместное решение с Департаментом охраны памятников старины и Военным музеем Эстонии. Мы найдем оптимальное решение, что делать с двигателями, лопастями и всеми частями самолета, которые более-менее сохранились. Либо они будут экспонироваться, либо перейдут на хранение. Пока все находки будут находиться на временном хранении у клуба.
Даниил Галицкий: Например, в Нарве, в здании бывшей 12-й школы, есть общественный музей, где находится наша экспозиция, посвященная второй мировой войне. Есть также договоренность с музеем генерала Лайдонера (Эстонский военный музей), возможно, часть найденного будет выставляться там. Также изъявил желание часть экспонатов выставить у себя Тартуский лётный музей.
- С российской стороны не будут востребованы экспонаты?
Даниил Галицкий: В таких делах, обычно, никто ничего не требует. Мы сейчас пытаемся найти останки экипажа. Пока удалось найти несколько костей. Предположительно, основываясь на нахождении их в определённой части самолёта, они могут принадлежать стрелку-радисту Афанасию Фадееву. Видели у нас в стороне лежат смятая офицерская пряжка и фрагменты боевого револьвера? Такой силы был удар, что абсолютно всё, что было в самолете, деформировалось до неузнаваемости. То есть, при таком ударе и от человека ничего не остаётся, лишь мелкие фрагменты костей.
- Кто принимает участие в проводимых вами работах?
Дмитрий Шутов: Люди, состоящие в нашем клубе «Kamerad», в основном, интересуются поиском, историей, военной и обычной археологией. То есть, люди разные. Но все — заинтересованные в данном процессе, энтузиасты своего дела. Все наши работы мы проводим при полном финансировании клуба, никаких дополнительных средств не привлекается. Фирмы, где мы арендуем спецтехнику, также учитывают некоммерческую специфику проводимых нами работ и идут навстречу в вопросах стоимости — за что им отдельная благодарность. Хотелось бы отметить участие в работе всех членов клуба, которые жертвуя своим личным временем, так сказать «за идею», занимаются поиском и поднятием самолета в этих тяжелых условиях: в мороз, в глине. Также мы благодарим местное лесничество, которое довольно быстро помогло нам с согласованием, и всех заинтересованных в этом людей.
Павел Стиммер: Это был первый серьезный проект для клуба, в сотрудничестве с Игорем Матюком. Я очень благодарен ребятам, которые не побоялись мороза, и пришли сделать это благое дело. Но оно будет еще продолжаться, здесь еще много работы.
Игорь Матюк: Я 17 лет занимаюсь подъемом исключительно техники. С клубом «Камерад» мы познакомились давным-давно, и сейчас делаем совместную работу. На моем личном счету более 55-и поднятых единиц. Танки, которые были подняты при моем участии, уже открывали парады. А теперь мне понравилось перспективное сотрудничество с Эстонией, потому что здесь «клондайк» по технике и всему остальному. Европейское спасательное агентство сейчас будет плотно заниматься подъемом техники на территории Эстонии. И я так же планирую поработать на Нарвском заливе, чтобы составить каталог затонувших кораблей. В Ида-Вирумаа огромное количество техники, так как советские войска рвались захватить выход к морю. Все понимали, что это будет означать для Финляндии потерю нефтеносных сланцев Эстонии, а следовательно, ей придётся выходить из войны, что, в существенно развязывало руки советским войскам на фронтах других направлений. Всё это и привело к ожесточенным боям на данной территории, в феврале — марте 1944-го года. Немцы ушли отсюда только в июне… Поэтому технику здесь предстоит искать еще многим поколениям военных археологов. Счёт идёт на сотни единиц.
"Актуальная камера" на эстонском языке (комментарии поисковиков на русском языке)
Страница 2
В апреле 2012 года однажды вечером Михаил Стадник, прошедший обучение на нарвских курсах поисковиков, организованных поисково-краеведческим клубом Kamerad, обнаружил самый настоящий клад, датированный 16 веком.
Член правления Kamerad Павел Стиммер рассказал «Нарвской Газете», что нарвские детектористы были приглашены йыхвисцами Михаилом Стадником и его другом Альфредом Варкки на раскопки в Пуру, что в Ида-Вирумаа. Именно там были найдены остатки деревянного ларца, остро заинтересовавшие как самих поисковиков, так и приглашенных специалистов.
- Конечно, мы сразу же позвонили археологам, они приехали и, впечатлившись найденным, начали копать вместе с нам. До часу ночи работали, при свете автомобильных фар, – рассказал Павел Стиммер.
По его словам, клад представляет собой деревянный ларец с женскими украшениями.
- Серебряные кольца, монисты, бисер, полудрагоценные камни, украшения из ракушек, монеты, которые и позволили датировать находку. Словом, самый настоящий клад, – говорит Павел со слов представителя Департамента охраны памятников истории и культуры Маури Куйдсоо.
Сейчас находка отвезена (вместе с «контекстом», то есть с землей, в которой она находилась) в Таллинн, в Институт археологии, и сдана реставраторам. Там ее будут изучать, описывать. В результате всех процедур Михаил Стадник получит положенное ему вознаграждение. Стоимость клада, по мнению Павла Стиммера, составляет десятки тысяч евро.
Такое событие можно считать более чем достойным завершением обучения детектористов в Нарве. Оно, напомним, было организовано при поддержке Департамента охраны памятников истории и культуры. В итоге все обучающиеся получили официальные разрешения на использование средств поиска для поиска вещей с культурной ценностью.
В общей сложности курсы прошли 57 человек. Обе группы в течение последних двух недель сдавали экзамены, практикуясь на раскопках, причем тоже не без результатов.
Радио-4, Дмитрий Шутов в прямом эфире рассказывает о деятельности клуба "Kamerad".
- Первая группа вела раскопки прямо у въезда в Нарву, в поле рядом с Таллинским шоссе, – рассказал Павел Стиммер. – И обнаружила там неразорвавшийся немецкий снаряд времен Второй мировой войны. Мы вызывали саперов, которые ликвидировали опасность. Вторая группа сдала экзамен более спокойно… Так или иначе, все эти последние события показали, что достигнута одна из главных наших целей — сотрудничество поисковиков-любителей с профессиональными археологами возможно.
Все учащиеся получили свидетельства об окончании курсов, а клуб Kamerad, между тем, набирает следующую группу желающих постичь тонкости поискового дела. «Нарвскую Газету», к слову сказать, уже упрекали в том, что мы не публикуем контактные данные клуба для интересующихся. Исправляем это: записаться на курсы можно, позвонив Павлу Стиммеру (телефон 5208037) или Дмитрию Шутову (53004579).
Другие номера еженедельника:
"о`Город" №5: Взгляд из России на выборы в Эстонии
"о`Город" специальный выпуск №46: 10 лет с правом переписки
"о`Город" специальный выпуск №45: Год "Тёмных лошадок"
"о`Город" №4: Серое лицо города
"о`Город" специальный выпуск №44: Почему на улицах Нарвы нет пеших полицейских патрулей?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий