В боях под Москвой против фашистов сражались и добровольцы из Вьетнама.
Нельзя забывать, что Великая Отечественная война была и частью Второй мировой. Мировой - потому что затронула судьбы людей, живших в таких удаленных уголках Земли, о которых многие и не слышали.
В 1941-м, когда войска вермахта оказались под Москвой, война советского народа против фашистской Германии переплелась и с войной вьетнамцев за свою собственную страну, за право определять свою судьбу - добровольцы из этой страны сражались за Москву плечом к плечу с советскими солдатами. Как же они оказались так далеко от дома? Что привело их на эту войну?
На тот момент Вьетнам уже почти 80 лет был частью французской колонии Индокитай. Однако французы были не единственными иностранными оккупантами на этой территории, тогда триумфально шествовали по Восточной Азии японские войска. В свою очередь, французские колонии управлялись марионеточным профашистским правительством Виши, которое благополучно «сдало» Вьетнам японцам - они хоть и не контролировали полностью территорию страны, но присутствовали на многих стратегически важных участках. В итоге вьетнамский народ оказался под двойным гнетом. С самого момента колонизации в стране действовало сильное национально-освободительное движение, а Вторая мировая лишь подхлестнула его.
Увидев, что империалистические державы начинают крупную войну между собой, руководители движений за независимость Вьетнама поняли - это их шанс. Для вьетнамцев в то время японцы были такими же врагами, как и немцы для советских людей.
Существовал даже лозунг: «Превратить Индокитай во фронт борьбы с фашизмом!». Наиболее мощное из этих движений носило коммунистический характер. Правда, нужно иметь в виду, что первоочередной задачей для всех этих сил было именно достижение независимости Вьетнама, а выбор модели развития после получения этой самой независимости отходил на второй план. Одной из важнейших составляющих движения была Коммунистическая партия, которая по линии Коминтерна еще с 30-х годов имела устойчивые связи с Советским Союзом, а сам лидер вьетнамских коммунистов Хо Ши Мин - тогда работавший под псевдонимом Нгуен Ай Куок - установил связи с Коминтерном еще с начала 1920-х. В рамках этого сотрудничества велась активная подготовка кадров. Вьетнамцев отправляли в различные советские образовательные учреждения - для обучения «революционной науке», обмена опытом, ознакомления с успехами развития первой страны социализма. С целью подготовки молодых революционеров в странах Востока, которые, как считалось, в силу большого населения и колониального статуса более других готовы к революциям, был создан ряд учебных заведений. К таковым относились, в первую очередь, Коммунистический университет трудящихся Востока и Международная ленинская школа. Для учебы в этих вузах молодые вьетнамцы в условиях строжайшей секретности пробирались в Советский Союз через Китай или Францию при поддержке местных коммунистических организаций.
Тем не менее, не до конца ясно, каким именно образом в СССР оказались вьетнамцы, которые участвовали в боях за Москву. Дело в том, что в 1938-м вышеупомянутые учебные заведения уже закрылись.
Наиболее вероятной считают версию о том, что вьетнамские участники битвы за Москву были теми самыми студентами КУТВ и МЛШ, по каким-то причинам (например, чтобы продолжить учебу в военных учебных заведениях) оставшиеся у нас.
Есть данные, что вьетнамский студент КУТВ под псевдонимом Реми остался учиться в закрытой военной школе недалеко от поселка Пушкино, числившейся в документах как Восьмая спортивная международная база. Да и знаменитый во Вьетнаме революционер Ле Хонг Фонг прошел подготовку в советском летном училище, он считался первым вьетнамским пилотом. Так или иначе, но когда война вплотную подошла к Москве, вьетнамцы, которые на тот момент были в городе, решили пойти добровольцами на фронт.
Почти сразу после начала войны Исполком Коминтерна предложил ЦК ВКП(б) создать интернациональный полк в составе одной из отдельных бригад. Так начала формироваться Отдельная мотострелковая бригада особого назначения - ОМСБОН, добровольцев в которую набирали на московском стадионе «Динамо». Она состояла из двух полков. В состав первого входили спортсмены из Центрального государственного института физической культуры, ЦДКА и общества «Динамо», мобилизованные комсомольцы. А второй полк как раз и был интернациональным. Он состоял из немцев, австрийцев, чехов, испанцев, американцев, болгар, румын и вьетнамцев. Сама бригада ОМСБОН находилась в ведомстве НКВД и в непосредственном подчинении Лаврентия Берии. Ее главными задачами были создание диверсионных групп, организация партизанской войны, разведка в глубоком тылу у противника.
Седьмого ноября 1941-го сводный полк ОБМСБОН участвовал в параде, с которого войска уходили прямиком на фронт. Среди тех солдат, что маршировали по Красной площади, были и вьетнамцы. Долгое время их настоящие имена были неизвестны, так как большинство из них были записано в документах как выходцы из Средней Азии, а то и вовсе русскими – как, например, Володя Октябрьский. Это было связано с мерами конспирации. Только в конце 80-х, благодаря усилиям наших ученых и журналистов, в том числе, радио «Голос России» установлены имена шести из них. Ли Нам Тхань, Ли Ань Тао, Ли Тхук Тят, Выонг Тхук Тинь, Ли Ти Тхонг и Ли Ван Минь сражались холодной зимой 1941-1942 года за столицу нашей страны, за многие тысячи километров от оккупированной Родины, выполняя свой интернациональный долг и защищая чужую землю.
В январе 1942-го Ли Нам Тхань, Ли Ань Тао и Ли Тхук Тят пали смертью храбрых. Все они были примерно одного возраста, родились в 1908-1913 годах, и все из одной общины – Кимлиен, откуда родом сам Хо Ши Мин. В конце 20-х они отправились в Сиам – нынешний Таиланд, откуда переехали в Китай, где и встретились с лидером вьетнамского национально-освободительного движения. Там Хо Ши Мин стал обучать их революционной науке и, судя по их псевдонимам, очень с ними сблизился. В то время он сам носил псевдоним Ли Тхюи, а потому, дав им всем родовое имя Ли, как бы сделал их своими племянниками.
Всех троих вьетнамцев объединяет не только смерть от пуль фашистов, но и тяжелая судьба их семей.
Ли Нам Тхань - настоящее имя Нгуен Шинь Тхан - родился в 1908-м. Практически все его близкие родственники – отец, брат и сестра – погибли в борьбе с французскими колонизаторами, а сам он в 17 лет покинул родной дом, чтобы отправиться в Сиам, затем в Китай. Ли Тхук Тят, а точнее, Выонг Тхук Тхоай, родился в 1911-м и уже в 18 лет был в Гонконге. В это время его отец, член Намданского уездного комитета Компартии Вьетнама, был арестован за свою деятельность и приговорен к пожизненному заключению. Из-за Ли Тхук Тята и его отца семья постоянно подвергалась допросам и обыскам со стороны французской тайной полиции, которая пыталась найти молодого революционера и предать суду. Третий же вьетнамец, Ли Ань Тао, урожденный Хоанг То, был среди соотечественников самым молодым. Он потерял родителей еще ребенком и воспитывался у своего дяди. Ли Ань Тао приобщился к революционной деятельности в совсем юном возрасте – в 12 лет. И всю свою оставшуюся жизнь он провел, борясь за свободу и независимость Вьетнама. А погиб, сражаясь за совсем другую землю.
Другим уроженцем общины Кимлиен был Выонг Тхук Тинь. Родился в семье конфуцианского ученого и был родственником самого Хо Ши Мина. Известно, что в 1925-м он вступил в Товарищество революционной вьетнамской молодежи. В страшных боях под Москвой ему удалось выжить. Так как ситуация в Азии накалялась, для борьбы с Японией его и многих других азиатских революционеров по решению советского руководства отправили на родину. Он начал свой долгий путь домой. Находясь на территории Китая, где господствовали антикоммунистически настроенные войска Чан Кайши, Выонг Тхук Тинь был схвачен властями и расстрелян, так и не увидев родных берегов. Еще два вьетнамца, Ли Ти Тхонг и Ли Ван Минь также выжили в битве за Москву. После они продолжили служить в Красной Армии, однако о дальнейшей их судьбе пока ничего неизвестно.
Пожалуй, больше всего мы знаем о Ли Фу Шане, хотя информация о нем носит зачастую противоречивый характер. Родился он в 1900-м - либо в Ханое, либо в его окрестностях. В 1924-м устроился на работу поваром к французскому коммерсанту и уехал с ним во Францию. В Париже он состоял в подпольной ячейке Компартии Индокитая, а в 1932-м Французская Коммунистическая партия отправила его в Москву на учебу. Из всех вьетнамцев-участников битвы под Москвой у него больше всего псевдонимов. В КУТВ его называли Ле Фан Тян, на родине – Ле Ту Лак, в ФКП – Ле Кон Бин, во Франции – просто Бинь, по китайскому паспорту он Конг Минг Сонг, а во многих документах он и вовсе проходил как Свелтон. Он работал на победу в тылу. Согласно анкетам, с 1941 по 1945 год он трудился в военном госпитале, в родильном доме, на электростанциях, а с 1946-го на Артемовском машзаводе. Домой он вернулся только в декабре 1956-го. К тому моменту его жена Данг Тхи Лоан прождала мужа 32 года. Умер Ли Фу Шан 27 декабря 1980-го. При жизни он был награжден медалями «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» и «К столетию со дня рождения В.И.Ленина». Его дочь и сейчас живет в Москве, преподает русский язык и биологию в младшей школе.
В конце 80-х, когда удалось установить имена этих семи вьетнамцев, всех их посмертно наградили медалями «40 лет Победы в Великой Отечественной войне», орденами Великой Отечественной войны 1-й степени и Почетными нагрудными знаками ветеранов Отдельной мотострелковой бригады особого назначения.
Однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что награды нашли всех своих героев. Из-за строжайших мер секретности трудно точно установить, кто из служивших в ОМСБОН был вьетнамцем, а кто нет. Да и их близким родственникам было непросто их найти, не говоря о том, что им самим предстояло еще 35 лет жить в стране, охваченной войной.
Конечно, семь солдат в войне, унесшей жизни почти трех десятков миллионов человек - почти незаметная цифра. Но нельзя говорить, что чья-то жизнь или даже усилия были напрасными, когда речь идет о защите страны. Вьетнаму предстояла еще очень долгая дорога к независимости, а затем и к единству. Победа над фашизмом не просто воодушевила вьетнамцев. С разгромом Германии пала и Япония, что создало для национально-освободительных сил возможность совершить революцию, которая, как они надеялись, принесет им долгожданную свободу. Однако французы хотели вернуть свою колонию, и еще восемь лет Демократическая Республика Вьетнам в упорных кровопролитных боях сражалась с Францией, отстаивая свою независимость.
После Великой Отечественной Демократическая Республика Вьетнам и СССР стали сближаться. И выражалось это сближение в значительной мере в военной помощи Вьетнаму. Интересно, что после поражения в войне с СССР несколько сотен фашистских солдат и офицеров вступили во французский Иностранный легион, затем были отправлены воевать во Вьетнам. Рассказывают, что во время решающей битвы в Войне сопротивления при Дьен Бьен Фу вьетнамские войска ударили по французским позициям из советских «Катюш». Первыми на это среагировали немцы, закричав: «Это огонь Сталинграда!».
Остается вопрос: почему вьетнамцы пошли воевать добровольцами? Для этих людей Советский Союз был новым миром, страной, где они почувствовали свободу. У себя же на родине они были фактически рабами, и единственным их правом было право платить налоги. А в СССР они могли выбирать и быть избранными, свободно передвигаться по стране и имели возможности для самореализации. Поэтому к нашей стране они питали очень теплые чувства и вряд ли стали бы сидеть, сложа руки, увидев, как гитлеровцы подошли к самой столице.
У вьетнамцев, как у детей древней цивилизации, очень сильна историческая память. Они помнят очень многое из истории отношений с той или иной страной, помнят и хорошее, и плохое. Дружбу с Советским Союзом Вьетнам не забывает, и дорожит отношениями с Россией как с преемницей «большого русского товарища».
Жалко, что теперь для нас Вьетнам стал лишь третьестепенным партнером в Азии. А среди сограждан он ассоциируется лишь с вещевыми рынками и американскими фильмами про войну, где злые вьетконговцы нападают на доблестного американского солдата. Давайте будем помнить: когда для русских настало время тяжелейших испытаний, вьетнамцы, не задумываясь, встали в один строй с советскими солдатами..
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Нельзя забывать, что Великая Отечественная война была и частью Второй мировой. Мировой - потому что затронула судьбы людей, живших в таких удаленных уголках Земли, о которых многие и не слышали.
В 1941-м, когда войска вермахта оказались под Москвой, война советского народа против фашистской Германии переплелась и с войной вьетнамцев за свою собственную страну, за право определять свою судьбу - добровольцы из этой страны сражались за Москву плечом к плечу с советскими солдатами. Как же они оказались так далеко от дома? Что привело их на эту войну?
На тот момент Вьетнам уже почти 80 лет был частью французской колонии Индокитай. Однако французы были не единственными иностранными оккупантами на этой территории, тогда триумфально шествовали по Восточной Азии японские войска. В свою очередь, французские колонии управлялись марионеточным профашистским правительством Виши, которое благополучно «сдало» Вьетнам японцам - они хоть и не контролировали полностью территорию страны, но присутствовали на многих стратегически важных участках. В итоге вьетнамский народ оказался под двойным гнетом. С самого момента колонизации в стране действовало сильное национально-освободительное движение, а Вторая мировая лишь подхлестнула его.
Увидев, что империалистические державы начинают крупную войну между собой, руководители движений за независимость Вьетнама поняли - это их шанс. Для вьетнамцев в то время японцы были такими же врагами, как и немцы для советских людей.
Существовал даже лозунг: «Превратить Индокитай во фронт борьбы с фашизмом!». Наиболее мощное из этих движений носило коммунистический характер. Правда, нужно иметь в виду, что первоочередной задачей для всех этих сил было именно достижение независимости Вьетнама, а выбор модели развития после получения этой самой независимости отходил на второй план. Одной из важнейших составляющих движения была Коммунистическая партия, которая по линии Коминтерна еще с 30-х годов имела устойчивые связи с Советским Союзом, а сам лидер вьетнамских коммунистов Хо Ши Мин - тогда работавший под псевдонимом Нгуен Ай Куок - установил связи с Коминтерном еще с начала 1920-х. В рамках этого сотрудничества велась активная подготовка кадров. Вьетнамцев отправляли в различные советские образовательные учреждения - для обучения «революционной науке», обмена опытом, ознакомления с успехами развития первой страны социализма. С целью подготовки молодых революционеров в странах Востока, которые, как считалось, в силу большого населения и колониального статуса более других готовы к революциям, был создан ряд учебных заведений. К таковым относились, в первую очередь, Коммунистический университет трудящихся Востока и Международная ленинская школа. Для учебы в этих вузах молодые вьетнамцы в условиях строжайшей секретности пробирались в Советский Союз через Китай или Францию при поддержке местных коммунистических организаций.
Тем не менее, не до конца ясно, каким именно образом в СССР оказались вьетнамцы, которые участвовали в боях за Москву. Дело в том, что в 1938-м вышеупомянутые учебные заведения уже закрылись.
Ле Хонг Фонг "Красный ветер" |
Есть данные, что вьетнамский студент КУТВ под псевдонимом Реми остался учиться в закрытой военной школе недалеко от поселка Пушкино, числившейся в документах как Восьмая спортивная международная база. Да и знаменитый во Вьетнаме революционер Ле Хонг Фонг прошел подготовку в советском летном училище, он считался первым вьетнамским пилотом. Так или иначе, но когда война вплотную подошла к Москве, вьетнамцы, которые на тот момент были в городе, решили пойти добровольцами на фронт.
Почти сразу после начала войны Исполком Коминтерна предложил ЦК ВКП(б) создать интернациональный полк в составе одной из отдельных бригад. Так начала формироваться Отдельная мотострелковая бригада особого назначения - ОМСБОН, добровольцев в которую набирали на московском стадионе «Динамо». Она состояла из двух полков. В состав первого входили спортсмены из Центрального государственного института физической культуры, ЦДКА и общества «Динамо», мобилизованные комсомольцы. А второй полк как раз и был интернациональным. Он состоял из немцев, австрийцев, чехов, испанцев, американцев, болгар, румын и вьетнамцев. Сама бригада ОМСБОН находилась в ведомстве НКВД и в непосредственном подчинении Лаврентия Берии. Ее главными задачами были создание диверсионных групп, организация партизанской войны, разведка в глубоком тылу у противника.
Седьмого ноября 1941-го сводный полк ОБМСБОН участвовал в параде, с которого войска уходили прямиком на фронт. Среди тех солдат, что маршировали по Красной площади, были и вьетнамцы. Долгое время их настоящие имена были неизвестны, так как большинство из них были записано в документах как выходцы из Средней Азии, а то и вовсе русскими – как, например, Володя Октябрьский. Это было связано с мерами конспирации. Только в конце 80-х, благодаря усилиям наших ученых и журналистов, в том числе, радио «Голос России» установлены имена шести из них. Ли Нам Тхань, Ли Ань Тао, Ли Тхук Тят, Выонг Тхук Тинь, Ли Ти Тхонг и Ли Ван Минь сражались холодной зимой 1941-1942 года за столицу нашей страны, за многие тысячи километров от оккупированной Родины, выполняя свой интернациональный долг и защищая чужую землю.
В рядах красноармейцев памятного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года маршировали и политэмигранты из десятков стран мира. В том числе и из Вьетнама |
Всех троих вьетнамцев объединяет не только смерть от пуль фашистов, но и тяжелая судьба их семей.
Ли Нам Тхань - настоящее имя Нгуен Шинь Тхан - родился в 1908-м. Практически все его близкие родственники – отец, брат и сестра – погибли в борьбе с французскими колонизаторами, а сам он в 17 лет покинул родной дом, чтобы отправиться в Сиам, затем в Китай. Ли Тхук Тят, а точнее, Выонг Тхук Тхоай, родился в 1911-м и уже в 18 лет был в Гонконге. В это время его отец, член Намданского уездного комитета Компартии Вьетнама, был арестован за свою деятельность и приговорен к пожизненному заключению. Из-за Ли Тхук Тята и его отца семья постоянно подвергалась допросам и обыскам со стороны французской тайной полиции, которая пыталась найти молодого революционера и предать суду. Третий же вьетнамец, Ли Ань Тао, урожденный Хоанг То, был среди соотечественников самым молодым. Он потерял родителей еще ребенком и воспитывался у своего дяди. Ли Ань Тао приобщился к революционной деятельности в совсем юном возрасте – в 12 лет. И всю свою оставшуюся жизнь он провел, борясь за свободу и независимость Вьетнама. А погиб, сражаясь за совсем другую землю.
Другим уроженцем общины Кимлиен был Выонг Тхук Тинь. Родился в семье конфуцианского ученого и был родственником самого Хо Ши Мина. Известно, что в 1925-м он вступил в Товарищество революционной вьетнамской молодежи. В страшных боях под Москвой ему удалось выжить. Так как ситуация в Азии накалялась, для борьбы с Японией его и многих других азиатских революционеров по решению советского руководства отправили на родину. Он начал свой долгий путь домой. Находясь на территории Китая, где господствовали антикоммунистически настроенные войска Чан Кайши, Выонг Тхук Тинь был схвачен властями и расстрелян, так и не увидев родных берегов. Еще два вьетнамца, Ли Ти Тхонг и Ли Ван Минь также выжили в битве за Москву. После они продолжили служить в Красной Армии, однако о дальнейшей их судьбе пока ничего неизвестно.
Пожалуй, больше всего мы знаем о Ли Фу Шане, хотя информация о нем носит зачастую противоречивый характер. Родился он в 1900-м - либо в Ханое, либо в его окрестностях. В 1924-м устроился на работу поваром к французскому коммерсанту и уехал с ним во Францию. В Париже он состоял в подпольной ячейке Компартии Индокитая, а в 1932-м Французская Коммунистическая партия отправила его в Москву на учебу. Из всех вьетнамцев-участников битвы под Москвой у него больше всего псевдонимов. В КУТВ его называли Ле Фан Тян, на родине – Ле Ту Лак, в ФКП – Ле Кон Бин, во Франции – просто Бинь, по китайскому паспорту он Конг Минг Сонг, а во многих документах он и вовсе проходил как Свелтон. Он работал на победу в тылу. Согласно анкетам, с 1941 по 1945 год он трудился в военном госпитале, в родильном доме, на электростанциях, а с 1946-го на Артемовском машзаводе. Домой он вернулся только в декабре 1956-го. К тому моменту его жена Данг Тхи Лоан прождала мужа 32 года. Умер Ли Фу Шан 27 декабря 1980-го. При жизни он был награжден медалями «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» и «К столетию со дня рождения В.И.Ленина». Его дочь и сейчас живет в Москве, преподает русский язык и биологию в младшей школе.
В конце 80-х, когда удалось установить имена этих семи вьетнамцев, всех их посмертно наградили медалями «40 лет Победы в Великой Отечественной войне», орденами Великой Отечественной войны 1-й степени и Почетными нагрудными знаками ветеранов Отдельной мотострелковой бригады особого назначения.
Однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что награды нашли всех своих героев. Из-за строжайших мер секретности трудно точно установить, кто из служивших в ОМСБОН был вьетнамцем, а кто нет. Да и их близким родственникам было непросто их найти, не говоря о том, что им самим предстояло еще 35 лет жить в стране, охваченной войной.
Конечно, семь солдат в войне, унесшей жизни почти трех десятков миллионов человек - почти незаметная цифра. Но нельзя говорить, что чья-то жизнь или даже усилия были напрасными, когда речь идет о защите страны. Вьетнаму предстояла еще очень долгая дорога к независимости, а затем и к единству. Победа над фашизмом не просто воодушевила вьетнамцев. С разгромом Германии пала и Япония, что создало для национально-освободительных сил возможность совершить революцию, которая, как они надеялись, принесет им долгожданную свободу. Однако французы хотели вернуть свою колонию, и еще восемь лет Демократическая Республика Вьетнам в упорных кровопролитных боях сражалась с Францией, отстаивая свою независимость.
После Великой Отечественной Демократическая Республика Вьетнам и СССР стали сближаться. И выражалось это сближение в значительной мере в военной помощи Вьетнаму. Интересно, что после поражения в войне с СССР несколько сотен фашистских солдат и офицеров вступили во французский Иностранный легион, затем были отправлены воевать во Вьетнам. Рассказывают, что во время решающей битвы в Войне сопротивления при Дьен Бьен Фу вьетнамские войска ударили по французским позициям из советских «Катюш». Первыми на это среагировали немцы, закричав: «Это огонь Сталинграда!».
Остается вопрос: почему вьетнамцы пошли воевать добровольцами? Для этих людей Советский Союз был новым миром, страной, где они почувствовали свободу. У себя же на родине они были фактически рабами, и единственным их правом было право платить налоги. А в СССР они могли выбирать и быть избранными, свободно передвигаться по стране и имели возможности для самореализации. Поэтому к нашей стране они питали очень теплые чувства и вряд ли стали бы сидеть, сложа руки, увидев, как гитлеровцы подошли к самой столице.
У вьетнамцев, как у детей древней цивилизации, очень сильна историческая память. Они помнят очень многое из истории отношений с той или иной страной, помнят и хорошее, и плохое. Дружбу с Советским Союзом Вьетнам не забывает, и дорожит отношениями с Россией как с преемницей «большого русского товарища».
Жалко, что теперь для нас Вьетнам стал лишь третьестепенным партнером в Азии. А среди сограждан он ассоциируется лишь с вещевыми рынками и американскими фильмами про войну, где злые вьетконговцы нападают на доблестного американского солдата. Давайте будем помнить: когда для русских настало время тяжелейших испытаний, вьетнамцы, не задумываясь, встали в один строй с советскими солдатами..
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий