четверг, 15 декабря 2011 г.

Интервью: Свен Миксер – премьер-министр с 2015 года?

СВЕН МИКСЕР
Родился 8 ноября 1973 года в Тарту
Закончил в 1992 году пайдескую 1-ю среднюю школу,
в 1996 году – Тартуский университет по специальности
«английский язык и литература»
Член Центристской партии в 1995-2004 годах
Член Рийгикогу с 1999 года
В 2002-2003 годах – министр обороны Эстонской Республики
С 2005 года – член Социал-демократической партии,
с 2010 года – ее председатель
Главный докладчик комитета по обороне и
безопасности Парламентской ассамблеи НАТО с
2010 года, вице-президент ПА НАТО в 2008-2010 годах
Самый молодой в Эстонии руководитель партии социал-демократ Свен Миксер не скрывает амбиции подняться после парламентских выборов 2015 года до поста главы правительства Эстонии, а также не исключает коалиции со своей прежней партией, во главе которой будет уже не Эдгар Сависаар.

- Поле принятия бюджета следующего года в Рийгикогу вы сказали, что этим бюджетом государство отдаляется от гражданина. Что вы под этим подразумеваете?

- К сожалению, в Эстонии повелось так, что правят коалиционные правительства и избиратель не имеет очень хорошего контроля за тем, что именно из обещанного перед выборами доходит до коалиционного соглашения, поскольку последнее является компромиссом. В соглашении прописано большей частью то, что если какое-то предложение не по душе одной из сторон коалиции, то и вся коалиция будет против него. Таким образом, приходим, по сути, к ситуации, когда почти половина участвующих в выборах поддерживает коалиционные партии, а другая половина – оппозиционные. Внутри коалиции, в свою очередь, есть несколько партнеров – и одна партия, представляющая, может быть, 15-20 процентов избирателей, оказывается в состоянии наложить вето на очень многие хорошие предложения.

Это очевидная истина, что при госбюджетном производстве коалиция демонстрирует крепкую дисциплину, систематически голосуя против всех предложений оппозиции. В парламенте госбюджет меняется в действительности сравнительно мало, и те предложения о поправках, которые вносит парламент, как правило, являются дополнительно представленными самим правительством. Это значит, что на самом деле у парламента – как у избранного народом собрания – нет очень большого права голоса при решении важных государственных дел.

6 мая 2008. Вице-президент ПА НАТО С.Миксер
на борту натовского военного корабля.
- Соцдемы производят впечатление, что если б вам только дали, то вы распределили бы весь госбюджет между пенсиями, пособиями и компенсациями, да еще бы заняли вдобавок по примеру Греции. Откуда должны поступать деньги, которые вы раздавали бы?

- Для социал-демократов очень важны вопросы равновесия бюджета. На самом деле мы не предусматриваем в своих планах ухудшения равновесия бюджета.

Что касается пособий, они должны быть направлены на увеличение общественной справедливости и, с другой стороны, на укрепление жизнеспособности общества. Для этого надо не делать инвестиции наугад, а инвестировать туда, где это принесет очень большую направленную на будущее пользу.

Супруги Миксер на приёме президента Эстонии.
- Приведите примеры, где инвестиции делаются неразумно?

- Мы слышали о случаях, когда с одобрения министра по делам регионов утепляют здания спасательных команд, и в то же время другой сидящий в том же министерстве министр – внутренних дел – сообщает, что часть этих команд в следующем году закроют.

Самые лучшие направленные на будущее инвестиции – те, что вкладываются в улучшение возможностей развития и образования детей. Это значит, что люди, которые в будущем станут зарабатывать для нас ВВП, окажутся более квалифицированными, здоровыми и умными. Это вещи, которые нельзя откладывать на потом, ведь деньги, которые сегодня не инвестируют в возможности образования детей, нельзя уже будет инвестировать через 10 лет, поскольку сегодняшние дети тогда уже не будут находиться в этой системе образования.

- Вы тоже являетесь молодым отцом. Сколько бы вы желали ежемесячно получать от государства, чтобы ваш ребенок смог развиваться в соответствии с вашими ожиданиями?

- Я хочу, чтобы государство обеспечивало моему ребенку место в детсаде. Я лично считаю, что детский сад является одной из частей системы образования, и он мог бы так же гарантироваться государством, как общее образование. Очень большая часть этих пособий-поддержек и должна существовать в форме услуг.

А если говорить о том, должны ли пособия основываться на потребностях, то, с одной стороны, это, конечно, разумно, но с другой стороны, опыт многих государств показывает, что именно направленные на детей пособия должны быть универсальными, когда государство не делает разницы между тем, кто из детей беден и кто богат. Все дети одинаково важны для нас.

Несмотря на то, что я со своей жизнью справляюсь и зарабатываю доход выше среднего, считаю, что детские пособия могли бы быть равными. Но я готов вкладывать из своего дохода побольше в то, чтобы у всех детей были равные возможности.

- О вас говорят как о премьер-министре с 2015 года, в том числе и ваша партия. А с кем вы создадите коалицию? С правыми это немыслимо, ведь ваши взгляды на налоговую политику уже столь кардинально различаются. С Центристской партией – тоже нет, ведь Эдгар Сависаар просто не сядет за один стол с покинувшим в свое время его партию Миксером.

- Наверняка ни Ансип, ни Сависаар не вечны в качестве партийных лидеров. Думаю, что персональные антагонизмы в эстонской политике за последние 20 лет слишком усилились, однако на смену идет новое поколение и люди наверняка будут более способны к сотрудничеству. Идеологические противоречия, конечно, останутся, но ясно, что возможности социал-демократов сформировать правительство окажутся совсем другими, если в парламенте нас будет не 10 или 6 человек, как в прошлом, а, к примеру, 33, как сейчас реформистов. Еще 5 лет назад в парламентской фракции Партии реформ было 19 человек, как сегодня у соцдемов.

Думаю, что если социал-демократы получат возможность сформировать правительство с позиции более сильного партнера, то мы сможем включить в коалиционное соглашение очень существенную часть своих программных принципов, независимо от того, с кем сделаем это. Не думаю, чтобы мне было очень сложно образовать коалицию, например, с возглавляемой Юри Ратасом Центристской партией.

Выборы в Рийгикогу 2011.
- Ида-Вирумаа – крупнейший промышленный регион страны, где у соцдемов имелся бы, по сути, очень большой потенциал, чтобы найти себе много сторонников. Тем не менее вы в этом уезде не были особо успешны. Почему?

- Пожалуй, потому, что недостаточно на этом концентрировались. В прошлом партия вообще не была успешной за пределами Таллина и Тарту, но теперь положение заметно изменилось. В этот раз мы получили от Ида-Вирумаа двух депутатов в парламент…

- Благодаря денежному поезду Осиновского?

- Ох нет. У нас много жертвователей и поддерживающих. Что касается Евгения Осиновского, то я считаю, что речь идет о политике с чрезвычайным потенциалом. Его – как политика – акции наверняка намного важнее, чем то обстоятельство, что отец у него предприниматель.

Мы приступили к усилению своих позиций в Ида-Вирумаа, и я думаю, что в будущем окажемся тут еще более успешными.

- Однако теперь вы выступаете с лозунгами, что сланцевые шахты надо закрыть и сланцевой энергетике положить конец. Это означало бы потерю тысяч рабочих мест. Неужто вы действительно надеетесь на фоне таких разговоров увеличить поддержку своей партии в Ида-Вирумаа?

- Мы заинтересованы в том, чтобы ида-вируские проблемы занятости нашли разумное разрешение. Речь идет о сложном промышленном регионе, пережившем крайне острые социальные проблемы непосредственно после восстановления независимости Эстонии и позднее потерявшем также крупных работодателей. Уменьшение объемов сланцевой энергетики наверняка не будет означать того, что произойдет это в одночасье и принесет с собой социальную катастрофу. Этого социал-демократы не допустят. Сланец и сланцехимия по-прежнему обладают в Эстонии большим потенциалом. Что касается производства электроэнергии из сланца, то у Эстонии имеется возможность больше производить ее из восстанавливающихся источников, чтобы среди прочего уменьшить нагрузку и на нашу окружающую среду.

Выборы председателя партии.
- Свен Миксер, вы ведь являетесь дипломированным английским филологом. Когда вы шли на учебу в университет, мелькала ли у вас уже тогда мысль, что захотите стать политиком и премьер-министром?

- В тот момент не думал, что из меня может получиться политик. Но я был в том смысле пропитан политикой, что учеником 8-го класса стоял в Балтийской цепи и пел патриотические песни в те возвышенные времена.

- И поклонялись Сависаару?

- Не конкретно Сависаару. Пожалуй, таких политических образцов было, по сути, несколько – например, Марью Лауристин. Ведь тех, кто тогда вдохновлял народ, было много.

В какой-то момент мне показалось, что общество выходит из равновесия, ведь очень авторитетным голосом заговорили о том, что правой политике альтернативы не существует и все общество должно основываться только на конкуренции, а сотрудничество является неким пережитком советского времени. Я всю свою сознательную жизнь был социально мыслящим человеком. Посчитал, что имею представление о том, как могла бы пойти жизнь в Эстонии…

- Но ведь не происходит так, что захотел ты стать политиком – и назавтра уже оказался премьер-министром. Должны все же иметься знакомства и связи, чтобы шагнуть в эту дверь?

- Это не совсем так. Сейчас, правда, в парламент приходят люди из министерств, но ведь в то время все интересовались политикой. Не надо быть политиком, чтобы стоять в Балтийской цепи и с воодушевлением обсуждать вопросы политики дня. В какой-то момент я присоединился к Центристской партии и оказался, очевидно, человеком, которого были готовы слушать. Я был простым пайдеским парнем и не родился с серебряной ложечкой во рту, и не происхожу также из какой-то влиятельной династии.

- Говорят, что в политике друзей нет. Есть ли среди ваших личных друзей политики, в том числе из других партий?

- Есть люди, с которыми я познакомился через политику и которых называю своими друзьями. Так что среди социал-демократов друзья у меня есть. В то же время у меня есть очень близкие друзья, которые были или вступили в какую-то другую партию, или о которых я знаю, что они предпочитают другую партию. Моя партийная принадлежность наверняка не является критерием при выборе друзей.
Ещё:
Политолог: соцдемы поглотят Русскую партию
Соцдемы и Русская партия приступают к переговорам на тему объединения
Социал-демократы и Русская партия закончили цикл предварительных консультаций
Состоялись первые переговоры соцдемов и Русской партии
Тоомла: при объединении с соцдемами Черепанов может попасть в парламент
Русская партия Эстонии не исключает слияния с СДПЭ
Заявление Русской партии — это проверка соцдемов на вшивость
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: