понедельник, 19 сентября 2011 г.

Вторая мировая война - День за Днём СЕРИЯ 43: Забытая жертва

По мере того как в 1941 г. увеличивалось количество конвоев
в Арктике, немецкому ВМФ пришлось передислоцировать
подводные лодки, занятые на главном участке морской войны
- в кампании в Атлантике - и направлять их для действий вблизи
берегов Норвегии, где им оказывали поддержку силы Люфтваффе.
Положение круто изменилось в 1944 г., когда в более крупные
конвои стали включаться даже эскортные авианосцы.
Арктические конвои

В июне 1941 г. переживающий не самые легкие времена Королевский ВМФ получает новое непростое задание — обеспечить конвойное сопровождение жизненно важных военных материалов в СССР.

Недальновидное решение Гитлера атаковать СССР в июне 1941 г. привело к появлению у британцев неожиданного и очень непростого союзника. СССР остро нуждался в военных поставках, осуществлять которые представлялось возможным лишь по морю, что создавало массу хлопот и без того уже испытывавшему на себе мощное давление груза ответственности Королевскому ВМФ. В качестве мест назначения могли задействоваться только советские арктические порты.

В зависимости от времени года для проводки конвоя требовалось от К) до 15 суток. Маршрут пролегал мимо оккупированной немцами Норвегии. Зимой паковый лед вынуждал прокладывать пути ближе к враждебному берегу. Хотя четыре месяца темноты полярной ночи и плохой видимости предоставляли морякам неплохую естественную защиту, плюсы с лихвой искупались тем. что действовать приходилось в чрезвычайно трудных условиях. Когда с приближением лета ледовый пояс отодвигался дальше к северу, представлялась возможность соответственно подкорректировать маршрут, однако сутки напролет было светло, и караваны оказывались открытыми для удара противника все 24 часа.

МУРМАНСК - МАРШРУТЫ КОНВОЕВ
Лето представлялось наиболее опасным временем для конвоев, поскольку 24-часовой световой день лишал их возможности естественного прикрытия перед лицом воздушных налетов. С другой стороны, с отступлением льдов корабли получали возможность следовать маршрутами, более удаленными от летных полей Люфтваффе на территории Норвегии. Действовать в условиях зимы было неописуемо трудно, однако те же обстоятельства, которые отягощали жизнь моряков, накладывали вето на полеты немецкой авиации и сокращали активность боевых судов противника.


Тогда как североатлантическим конвоям угрожали в основном подлодки, а караванам в Средиземном морс—надводные суда и самолеты, в Арктике угроза исходила и от одних, и от других, и от третьих, с учетом чего и строилась тактика эскорта, которая выражалась в непосредственном сопровождении. На раннем этапе задачу эту выполняли обычно корветы и противолодочные суда: свободно маневрирующие крейсеры и эсминцы эскорта были готовы быстро прибыть в заданную точку на усиление в случае угрозы; в то время как дальнее прикрытие отводилось тяжелым судам флота Метрополии, которому полагалось охранять «торговцев» от вылазок военно-морских сил противника из Северной Норвегии.

Политический жест

21 августа 1941 г. первый, не получивший номерного обозначения конвой из семи кораблей «поставил парус» из Исландии в Архангельск, куда и прибыл без происшествий 10 дней спустя. Происходило все это, как видно из даты, вскоре после вторжения в СССР и представляло собой не просто эксперимент, а в большей степени политический жест. Вскоре после этого возникли конвои с индексацией РQ и QP а неспособность (или нежелание) немцев на тот момент воспрепятствовать движению караванов привела к снижению численности сил сопровождения до одного крейсера и двух эсминцев.

С наступлением темного периода полярной ночи движение арктических караванов стало набирать темпы, немцы же не вмешивались, так что к началу февраля 1942 г. из 93 судов в 12 отправленных в северном направлении РQ до цели добрались все, за исключением одного, потопленного подводной лодкой. Когда в марте 1942 г. светлый период суток стал продолжительнее. РQ12 и QP8 едва избежали встречи с недавно переброшенным на север линкором Кригсмарине (ВМФ Германии) «Тирпицем» и действовавшими во взаимодействии с ним эсминцами.

Прозванная в Люфтваффе "дер флигенде Хольцшу" (летающим [деревянным] башмаком)
разведывательная летающая лодка "Бломунд-Фосс" Вv 138 с экипажем из пяти чел.
применялась для выслеживания в водах Арктики союзнических конвоев.
Только три недели спустя противник наконец достиг некоторой степени координации, и РQ13 потерял уже пять кораблей: два в результате налетов очень эффективных торпедоноспев-бомбардировшиков «Юнкерс» Ju 88, два записали на свой счет подлодки и один — дерзкие эсминцы. В погоне за последними, силы ставшего уже обычным непосредственного прикрытия потеряли крейсер НМS «Тринидад», павший жертвой одной из собственных торпед, сбившейся с курса. Эскорт пустил на дно все подводные лодки, одну протаранил минный тральщик, сослуживший таким образом конвою отличную службу.

Непредсказуемая погода снизила активность и результативность с обеих сторон. Шестнадцать из 24 кораблей в составе РQ14 вернулись из-за неблагоприятной ледовой обстановки, но Ju 88 с базы в Киркенесе потопили два ПУСТЫХ судна из QP10. Однако «тучи сгущались». Для перехвата противник располагал 260 самолетами Люфтваффе и более чем 30 подводными лодками; к тому же на север были передислоцированы оба оставшихся «карманных линкора». Несмотря на угрожающее увеличение протяженности светлого времени суток, политические соображения требовали отправки Р016 в мае. Списки потерь пополнились семью судами, шесть из них записали себе в актив самолеты.

К концу июня, когда в море вышел Р017, немецкий надводный флот на севере получил усиление за счет линкора «Тирпиц», тяжелого крейсера и оставшихся в распоряжении годных к бою эсминцев. К 1 июля против конвоя сосредоточилось восемь подводных лодок, к тому же караван находился под постоянным воздушным наблюдением неприятеля. Атака началась только 4 июля, и Адмиралтейство, твердо уверенное в близости угрозы со стороны «Тирпица», приказало конвою рассредоточиться. Между тем линкор вышел в открытое море только на следующий день, да и то немедленно возвратился. Однако данное обстоятельство ни в коем случае не пошло на пользу конвою. Под ударами самолетов и субмарин погибло 24 из его 36 кораблей, когда они на оставшемся 1300-км отрезке пути практически без сопровождения пробирались к порту назначения поодиночке или небольшими группами.

Грозный эскорт

Следующий конвой, РО18, взял курс к берегам СССР только в сентябре 1942 г. Его 40 судов шли с мощным контингентом сопровождения, в состав которого наконец-то включили эскортный авианосец. Немцы развернули крупную охоту и хотя в ходе массированных воздушных налетов потопили 10 судов (к которым субмарины добавили еще три), заплатили за это ценой потери трех подводных лодок и 27 самолетов. Впоследствии идущие в северном направлении конвои получили индекс JW, и первым стал JW51. Эта стартовавшая после больших проволочек операция проходила двумя этапами (А и В). Ни водном из них потерь не отмечалось, однако крейсерскому н миноносному сопровождению непосредственного эскорта JW51В пришлось в завершающий день 1942 г. вести героическую схватку с превосходящими силами вражеского надводного флота.

Советы никогда не признавали трудностей, связанных с проведением конвоев через воды Арктики, и
открыто высказывались в отношении "трусости британцев". Первому морскому лорду пришлось даже
попросить у советского посла «указаний, как, по его мнению, надлежит командовать Королевским ВМФ».
В период между февралем и ноябрем 1943 г. конвои в Арктику не посылались, так как все силы эскортов переадресовывались на атлантические маршруты, где достигла своего пика подводная война. Затем, на протяжении следующих девяти недель, через северные воды в рамках шести акций проследовало 106 судов с потерей всего трех из них. Начиная с весны 1944 г. конвои численно удвоились и следовали в сопровождении одного, а иногда даже двух весьма эффективных эскортных авианосцев. Самолеты с них «сбрасывали с хвоста» вражеских воздушных разведчиков, в то время как менее опытные командиры подлодок рисковали оказаться окруженными 20 эсминцами и закаленной в боях группой поддержки раньше, чем успевали протиснуться через «пояс» корветов непосредственного эскорта. Нет ничего удивительного, что конвои продолжали следовать своим курсом до окончания враждебных действий, если и испытывая неудобства, то только от редко готовой проявлять милость к морякам погоды.

Всего 1526 кораблей совершили рейсы в 77 конвоях к северным портам СССР и обратно, при этом в список потерь — как ни невероятно — пришлось включить лишь 98. Такой успех конвоев, следовавших в северные точки СССР и обратно, с полным правом можно приписать упорству, стойкости и верности долгу моряков торгового флота и эскортного сопровождения, которым приходилось действовать в исключительно трудных условиях.

Хронология

Между августом 1941 г. и маем 1945 г. союзнические конвои, отправлявшиеся из Соединенного Королевства, доставили 4,43 миллиона тонн снабжения для поддержки Советского Союза в войне. Конвои находились под постоянной угрозой со стороны подводных лодок, команды страдали от тяжелейших погодных условий Арктики, которые особенно тяжелы зимой в норвежских водах и в Баренцевом море.

1941 г.

21 августа. Первый арктический конвой отправляется в Россию из Скапа-Флоу в Шотландии с истребителями «Харрикейн» и другими военными грузами.

Фотография следующего в Мурманск конвоя РQ17, сделанная
немецкой воздушной разведкой. Буквы в индексе конвоя
обозначали пункт назначения и отправления, при этом «Р»
скрывала под собой Исландию, а «Q» - Северную Россию.
Цифры же просто отражали арифметическую
последовательность - порядковый номер конвоя.
1942 г.

20 марта. Конвой РQ13 «ставит парус» на пути в Северную Россию, однако перехватывается немецкими подлодками, самолетами и эсминцами. Пять из 19 судов потоплено — самый крупный ущерб, нанесенный арктическому конвою с начата войны.

27 июня—28 июля. Конвой РQ17 — 36 кораблей — выходит из Рейкьявика (Исландия). По итогам путешествия 24 судна не дошли до пункта назначения, пущенные на дно немецкими подводными лодками и морскими самолетам и штурмовиками — русские конвои еще не знали такого ужасного уровня потерь.

Август—сентябрь. Отправка арктических конвоев приостановлена из-за переориентировки мощностей судов сопровождения на поддержку предстоящей союзнической высадки в Северной Африке.

2—26 сентября. Конвой РQ18 — 40 «торговцев» под усиленным прикрытием из 17 эсминцев и эскортного авианосца «Эвенджер» — совершает русский вояж. Несмотря на тяжелый урон, понесенный конвоем, — потоплено 13 судов. — уплотнение сил и усовершенствование тактики эскорта повышает выживаемость каравана, особенно в свете ужасающей судьбы предыдущего конвоя.

31 декабря. Сражение в Баренцевом море. Конвой JW51В подвергается нападению немецких линкоров «Лютцов» и «Адмирал Хиппер». а также эсминцев. Несмотря на качественное превосходство противника, эскортное соединение из шести союзнических эсминцев лейтенант-коммандера (капитана 3-го ранга) Роберта Шербрука успешно справляется с задачей по охране конвоя — ценой потери двух эсминцев Шербрук спасает торговые корабли. Поражение настолько взбесило Гитлера, что главнокомандующему немецким ВМФ адмиралу Редеру приходится покинуть пост.

1943 г.

Март—август. Движение арктических конвоев временно прекращается из-за приоритетности Атлантического ТВД. куда направляются все боевые суда, а также ввиду того, что в норвежские воды выходит немецкий линейный крейсер «Шарнхорст», который усиливает уже действующие там «Тирпиц» и «Лютцов».

22 сентября. Смелая атака минисубмарин Королевского ВМФ на полгода выводит из строя линкор «Тирпиц».

Ноябрь. Движение русских конвоев активизируется на всем протяжении ноября и декабря.

26 декабря. Конвой JW55В подвергается нападению «Шарнхорста» и пяти немецких эсминцев вблизи острова Медвежий. Линкор вступает в интенсивное боевое соприкосновение с военными кораблями Королевского ВМФ и в 19.30 погибает вместе со всей командой: спасено всего 36 чел.

1944 г.

3 апреля. "Тирпиц" подвергается нападению самолетов морской авиаии на якорной стоянке в Альтенфьорде. Хотя затопить линкор не удается, он выведен из строя на следующие три месяца.

Май—июль. Арктические конвои вновь приостановлены, поскольку все ресурсы переориентированы на подготовку и проведение оперции по высадке войск в Нормандии.

15—29 августа. «Тирпиц» опять получает повреждения в боевом соприкосновении с эскортом конвоя JW59.

Ноябрь. Близится конец войны. Германия слабеет — русские конвои не несут никаких потерь в течение целого месяца. 12 ноября бомбардировщики КВВС наконец-то уничтожают «Тирпиц».

Вполне привычная картина для вод Арктики. Приходилось вести постоянную борьбу с
обледенением, поскольку, когда эскортные корабли сковывал лед, их пушки становились просто
кусками металла. Между тем наиболее серьезная угроза конвоям, шедшим в Советский Союз,
обычно таилась под поверхностью океана - подводные лодки.
Май 1945 г.

В завершение почти годового периода благоприятного судоходства, когда потери составили всего восемь кораблей, в путь отправляется последний русский конвой JW67. Пока он добирался от устья р. Клайд до Кольского полуострова, немцы капитулировали.

Международные события

1941 г.

22 июня. Германия вторгается в Советский Союз в ходе операции «Барбаросса», давая старт самому крупному сухопутному столкновению в истории.

7 декабря. Япония совершает натет на базу Тихоокеанского флота США Перл-Харбор на Гавайях. Эта акция служит причиной вступления США во Вторую мировую войну.

1942 г.

15 февраля. Британская колония Сингапур захватывается японцами. Британцы терпят самое крупное поражение в своей истории, так как в плен попадает свыше 80 000 союзнических солдат.

1 июня. Три японские мини-субмарины нападают на суда в гавани Сиднея в Австралии. Хотя все три потоплены, они, в свою очередь, успевают пустить ко дну один торговый корабль и посеять значительную озабоченность среди австралийского населения в отношении возможного вторжения японцев.

1943 г.

31 января. Сдаются остатки окруженной советскими войсками немецкой 6-й армии в Сталинграде. Немцы теряют свыше 200 000 солдат, что означает — они несут первое по-настоящему крупное поражение за всю войну.

13 мая. Последние немецкие части в Северной Африке сдаются после успешно завершенной союзнической кампании в Тунисе.

3 сентября. Американские и британские войска вторгаются в Италию, что заставляет Германию начинать Евоенные действия еще на одном фронте.

1944 г.

6 июня. Стартует операция «Оверлорд». Союзники открывают 2-й фронт крупномасштабными амфибийными высадками в Нормандии (Франция).

28 декабря. Наступление в Арденнах, последняя авантюра Гитлера в попытке остановить союзническое продвижение по Европе, заканчивается провалом с тяжелыми потерями для немцев.

1945 г.

7 мая. После самоубийства Адольфа Гитлера, когда Берлин обречен неминуемо пасть под ударами русских. Германия сдается.

14 августа. После атомных бомбардировок американцами городов Хиросима и Нагасаки Япония соглашается на безоговорочную капитуляцию, акт о которой подписывает 2 сентября.





Все 96 серий

Ещё:
День за Днём СЕРИЯ 42: Газала и Тобрук
День за Днём СЕРИИ 39-41: Битва за Севастополь
День за Днём СЕРИИ 37-38: Смерть на невских берегах
День за Днём СЕРИИ 35-36: Зимнее наступление Сталина 2
-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: