среда, 28 сентября 2011 г.

Европу объединяет страх перед Россией?

Такой неожиданный тезис прошел красной нитью во время конференции «Политические элиты стран Балтийского региона в 1991-2011 гг. Итоги и перспективы», которая прошла на прошлой неделе в БФУ имени Канта в Калининграде. Ученые из Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Германии, России и других стран проанализировали развитие политических элит и проблемы, с которыми столкнулись страны, 20 лет назад получившие независимость. «Литовский курьер» наблюдал за дискуссией.

Страх сближает

«Когда вы смотрите на процесс объединения Европы, вы видите, что страх - это один из факторов, который влияет на процесс интеграции. Раньше существовала советская угроза, которая заменила немецкую угрозу. Страх влияет на интеграционные процессы. Часто говорят: объединяйтесь или погибнете», - объясняя сегодняшние процессы, говорил профессор социологии университета имени Фридриха Шиллера Хайнрих Бест.

По его словам, русский фактор и русская угроза в Европе являются одним из постоянных страхов на протяжении всей истории. Ученый напомнил про времена до двух мировых войн, Крымскую кампанию, коснулся времен Наполеона, «оккупации», как он сказал, Восточной Пруссии и Кенигсберга.

Хайнрих Бест
Он подробно остановился на вопросе «советской угрозы», в которой также был «идеологический оттенок». Сейчас, по словам профессора, новый виток «российской угрозы». Он связан с «возвращением России как великой державы», которая пользуется своими энергетическими возможностями - поставками энергоресурсов в Европу, таким образом, получая эффективный рычаг давления. Ученый также отметил, что нынешняя волна страха перед Россией связана не только с вопросами энергетики, но и с вполне конкретной военной угрозой. Он напомнил про военный конфликт России и Грузии в 2008 году.

Бест представил результаты социологического исследования в странах Европы. В данных исследования, которые были представлены на конференции, например, на вопрос о том, считаете ли вы Россию - угрозой, страны Балтии возглавили список стран, которые видят максимальную угрозу. Меньше всего Россию боятся в Сербии, Греции, Португалии, Дании и Австрии - это самая лояльная России пятерка стран. Это были результаты первой волны исследования, проведенного в конце 90-х годов. Вторую волну провели через десять лет, которая показала, что тенденции «страха» только увеличились. Поменялись и лидеры. Например, лучше всего к России стала относиться Германия. Польша и Литва - в лидерах негативного отношения к России. Любопытно, что помимо Германии резко положительно относиться к России стала и Италия. Профессор это связывает с политическими процессами и личными отношениями между лидерами этих государств.

Отдельно ученый остановился на проблеме «информационной угрозы». По его словам, согласно исследованию, больше всего такой тип угрозы беспокоит Литву.

Закончил свое выступление Бест словами о том, что «российская угроза» - это уже устойчивая реальность, которая была, есть и, по всей видимости, будет всегда. На это, по его мнению, значительно влияет исторический опыт.

Ирмина Матоните
Угрозы и фобии

«Россия не является угрозой сама по себе. Тут очень много сложных связей. Здесь больше стоит вопрос культурной самоидентификации», - в свою очередь сказала доктор, профессор, старший исследователь Литовского центра социальных исследований, вице-президент ассоциации политической науки Ирмина Матоните.

По ее словам, в сознании населения есть и «американская угроза», или «турецкая», или еще какая, а различных фобий - предостаточно.

Все это связано, по мнению профессора, с недоверием населения Литвы к власти. Люди чувствуют себя незащищенными и из-за этого боятся. Эксперт рассказала об отношении населения Литвы к властным структурам. Так, по ее словам, большим доверием пользуется президентский институт. Наименьшей - парламент. По ее словам, это связано с отсутствием консолидации политических элит, которые не могут эффективно взаимодействовать с Брюсселем.

Также, по ее словам, личности и опыт партийного лидерства имеет большое значение. Она отметила, что часто политики не отвечают ожиданиям избирателей. Зато, наоборот, одна из характерных черт политической жизни Литвы - доверять персоналиям, а не партиям или движениям. Матоните сказала, что это зависит от харизмы лидера, но категорически не согласилась с мнением, что литовцы соскучились по «железной руке».

Подробно разбирая тенденции литовского парламентаризма, эксперт рассказала, что все эти годы уменьшалось количество независимых депутатов, однако отметила появление новых партий, что говорит о том, что общество по-прежнему зависимо от популизма.

Согласно ее исследованию, интересно распределился этнический состав парламентов. Если в 1992 году в литовском парламенте было более 3% русских, при том, что в то время русских проживало более 10%, а такое маленькое количество объяснялось ростом националистических настроений в стране, то в этом году нет даже одного процента, хотя, казалось бы, страсти за 20 лет должны были утихнуть, и представительство нелитовцев в Сейме должно было быть пропорциональным составу населения. В настоящий момент в Литве проживает почти 5% русских и в два раза больше этнических поляков.

Михаил Родин
Битва элит

Впрочем, по мнению другого эксперта, доктора, доцента кафедры международных отношений Таллинского технического университета Михаила Родина, сегодняшние страхи населения Прибалтики во многом связаны с нежеланием самих местных политиков улучшать отношения с Россией. Ученый подробно остановился на ситуации в Латвии и Эстонии. Однако его слова во многом справедливы и к Литве.

«Латвийские политические элиты не заинтересованы в улучшении отношений с Россией», - говорил Родин.

По его словам, на политические элиты Латвии оказывают давление США. «Их используют», - сказал эксперт, подчеркивая, что аналогичное утверждение можно отнести и к политическим элитам Эстонии.

Высказывания эксперт аргументировал конкретными примерами и также анонсировал исследование, которое он и группа ученых намерены провести в ближайшее время. Целью такого исследования станет попытка понять, как именно происходят столкновения интересов политических элит в Прибалтике. По его словам, на этом поле играют сразу несколько сил - элиты Евросоюза, США, России и элиты прибалтийских государств.

Отдельный вопрос - этническая иерархия в Прибалтике. По его словам, это одна из причин конфликтов, поскольку национальные элиты вытесняют местные элиты из представителей национальных меньшинств. «Нет таких элит, которые могут представлять интересы местных русских. Только элиты России», - сказал ученый, подчеркивая, что Латвия и Эстония стали неким полем, на котором столкнулись влиятельные элиты России и США.

Говоря про иерархии, он сказал, что она контролируется целым рядом служб и путь этническим русским туда «заказан». При этом он отметил, что ситуация в Эстонии в этом вопросе лучше, чем в Латвии. «Я живу в Латвии, но работаю в Эстонии», - сказал Родин, добавив, что эстонцы «более рациональные».

Говоря о факторе России и страхе перед Москвой, эксперт заметил, что проведенные исследования показывают, что политические элиты боятся Россию в три раза больше, чем простые жители.


«Литовские экономические элиты боятся Россию еще больше, чем литовские политические элиты. Это очень странно. Тем более что эти элиты сформировались еще в СССР. Я не знаю, как это объяснить», - отметил до этого выступления профессор социологии Университета им. Фридриха Шиллера Хайнрих Бест.


А в это время: Элиты Литвы под лупой России

Заместитель директора Социально-гуманитарного парка БФУ имени Канта Вадим Смирнов на конференции «Политические элиты стран Балтийского региона в 1991-2011 гг. Итоги и перспективы» представил начальный этап исследования «Политические элиты Литвы 1991 – 2011». Во время исследования различные эксперты, бывшие и действующие политики Литвы, отвечая на просьбу назвать пять самых влиятельных политиков Литвы за все 20 лет независимости Литвы, сформировали своеобразную пятерку лидеров. На сегодняшний день, по мнению экспертов, самыми влиятельными персонами Литвы являются: ныне покойный первый президент Литвы Альгирдас Бразаускас, Витаутас Ландсбергис, Даля Грибаускайте, Валдас Адамкус и Казимира Прунскене. Смирнов подчеркнул, что эти данные будут меняться, поскольку исследование еще продолжается, а эксперты опрашиваются.

По предварительным результатам, ядром всей политической системы все же является Альгирдас Бразаускас.

Анализ проводился путем анкетирования экспертов. Далее данные обрабатывались согласно научным методикам. Окончание исследования планируется в следующем году.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

Комментариев нет: