Военно-промышленный комплекс США
За годы, прошедшие после 11 сентября, произошло крупнейшее расширение аппарата государственной безопасности США со времен холодной войны. За это десятилетие Вашингтон потратил более 7 триллионов долларов на Министерство обороны, разведывательное сообщество и войны в Ираке и Афганистане. (Бюджет американской разведки, например, увеличился за последние 10 лет в два раза.) Создание Министерства национальной безопасности и введение новой должности Директора национальной разведки стали крупнейшей реорганизацией структур федерального правительства со времен Второй мировой войны.
Однако многие подробности остаются неясными, благодаря сопровождавшему этот процесс распространению культуры служебных тайн. В своем разоблачительном исследовании «Совершенно секретная Америка» газета Washington Post сообщила, что сегодня 854 тысячи человек имеют доступ к совершенно секретным материалам, и что с 11 сентября в Вашингтоне и прилегающим к нему районам было построено 33 комплекса зданий для сверхсекретных разведывательных операций. «Вместе они занимают площадь почти трех Пентагонов или 22 Капитолиев – около 17 миллионов квадратных футов (158 гектаров)».
Иран
Во время борьбы за контроль над Афганистаном в 1990-х годах преимущественно бывшие суннитами талибы вырезали афганских шиитов и убили десятерых иранских дипломатов, размещенных на севере страны. Так что Тегеран был очень счастлив, когда осенью 2001 года американцы уничтожили правительство талибов. Лидеры Ирана радовались еще больше, когда в новом правительстве президента Хамида Карзая оказались ведущие члены Северного альянса (включая множество говорящих на фарси таджиков, которые получали иранскую поддержку в годы противостояния Талибану). В 2003 году, когда войска США вторглись в Ирак и свергли Саддама Хусейна, у иранского правительства появилась еще одна причина для радости. Хусейн, начавший в 1981 году восьмилетнюю иранско-иракскую войну, был злейшим врагом Ирана. После вторжения на смену его баасистскому правительству пришли ведущие члены иракских шиитов, составляющих в стране большинство. До американского вторжения многие из них десятилетиями жили в Иране или пользовались иранской поддержкой.
Все это значительно укрепило региональное влияние Ирана в то время, как страна продолжает развивать свою ядерную программу.
Частные компании по обеспечению безопасности
До 11 сентября в мире было всего несколько частных фирм по обеспечению безопасности, обычно не афишировавших свою деятельность. Но за последние десять лет этот бизнес превратился в многомиллиардную отрасль. Этот рост вызывает обеспокоенность тем, что частные компании получили право осуществлять многие действия, до этого являвшиеся прерогативой государственных армий. Во время войны в Ираке название компании Blackwater превратилось в такой синоним вооруженной безответственности, что фирма была вынуждена провести ребрендинг. (Сегодня она носит довольное таинственное имя Xe.) В следующем году Госдепартамент США собирается удвоить число сотрудников частных компаний, работающих в Ираке (с 2700 до 5500 человек).
Конечно, 11 сентября принесло выгоду всей отрасли обеспечения безопасности. Внезапный куш сорвали все – от производителей сканнеров, установленных в аэропортах, до компаний, продающих маленькие бутылочки, в которых ваш шампунь можно пронести через систему аэропортовой безопасности.
Владимир Путин
Бывший агент КГБ Владимир Путин стал президентом на волне проведения второй российской войны против исламистских повстанцев в отколовшейся северокавказской республике Чечня. До 11 сентября многие западные правительства критиковали Россию за нападение на сепаратистов, которое включало в себя неизбирательные бомбежки и «исчезновение» множества молодых чеченцев. Связи между некоторыми из сепаратистов и «Аль-Каидой» привлекали к себе гораздо меньше внимания. Но после нападений на Нью-Йорк и Вашингтон показалось, что важны лишь эти связи. Кремль и Белый дом согласились делиться разведданными и сотрудничать в Афганистане, и критика нарушений прав человека в России со стороны США внезапно резко стихла.
Другие постсоветские диктаторы – особенно в соседних с Афганистаном среднеазиатских государствах - также воспользовались возможностью акцентировать внимание на террористической угрозе, чтобы получить поддержку США. Слишком часто необходимость поддерживать маршруты поставок в Афганистан брала верх над беспокойством по поводу нарушений прав человека.
Атеисты
Во времена холодной войны коммунистические оппоненты Запада гордились своим атеизмом, что несколько усложняло открытое признание своего неверия. Но в 21-м веке дела обстоят по-другому. Зрелище религиозно мотивированной агрессии 11 сентября обеспечило весомый довод тем, кто называет веру простым суеверием. Философ Дэниел Деннетт (Daniel Dennett), физик Стивен Хокинг (Stephen Hawking) и журналист Кристофер Хитченс (Christopher Hitchens) приняли активное участие в нападении на организованную религию. Известный атеист Ричард Докинс (Richard Dawkins) продал 2 миллиона копий своей вышедшей в 2006 году книги «Заблуждения о Боге» - до начала «войны с террором» подобное достижение было трудно даже представить.
Однако атеистам по-прежнему не просто: ислам остается самой быстрорастущей мировой религией, а подавляющее большинство американцев продолжают заявлять о своей вере в Бога.
Военная робототехника
К концу прошлого века, аэрокосмическая промышленность США разработала дистанционно управляемые беспилотные самолеты, использовавшие современные коммуникационные и информационные технологии, чтобы шпионить за труднодостижимыми объектами в далеких странах. Затем кому-то пришла в голову идея разместить на беспилотниках ракеты. Спустя десять лет, отрасль военной робототехники готова изменить саму суть войны. Сегодня ВВС США обучают больше операторов «дистанционно пилотируемых машин», чем настоящих пилотов. Успехи американских беспилотников ведут к глобальному буму военной робототехники, который меняет саму природу войны.
Турция
Хотя у Турции были кое-какие проблемы с собственными исламистами, десятилетие после 11 сентября стало, в основном, эпохой уверенного подъема. Правительство умеренного исламиста Реджепа Тайипа Эрдогана, пришедшего к власти в 2003 году, курировало период динамичного экономического роста, который оно использовало, чтобы укрепить свою репутацию единственной страны на Большом Ближнем Востоке, смогшей совместить прогресс с исламской культурой. Эрдоган смог удержать Турцию в НАТО несмотря на то, что турки открыто пренебрегли США по некоторым вопросам (например, отказав американским войскам в доступе на свою территорию с целью вторжения в Ирак в 2003 году). Турция также укрепила связи с Ираном и Сирией, одновременно улучшая отношения с Европейским Союзом и Россией. Дисфункция, наступившая после 11 сентября в таких странах, как Пакистан и Саудовская Аравия, помогла Турции довести до блеска свою репутацию маяка умеренности в исламском мире.
Исполнительная власть
В недели, последовавшие за 11 сентября, Конгресс одобрил два законопроекта, в результате которых Белый дом получил далеко идущие полномочия для проведения войны против «Аль-Каиды». Первый закон, «Полномочия на использование военной силы», дал президенту возможность «использовать все необходимые и уместные силы» против террористов – практически карт бланш делать все, что посчитает нужным президент. Второй закон, «Закон о борьбе с терроризмом в США», предоставил федеральному правительству широкие полномочия вести слежку за своими собственными гражданами с целью предотвращения будущих терактов.
За последние десять лет Верховный суд и Конгресс урезали большую часть полномочий, полученных исполнительной властью на первых этапах «войны с террором» - но не все из них. Хотя администрация Обамы положила конец некоторым из методов действий своего предшественника, включая одобрение использования некоторых форм пыток в ходе допросов, президент Барак Обама также расширил трактовку некоторых разделов «Закона о борьбе с терроризмом». Он придерживается свободного толкования в отношении неразглашения государственных тайн, и продолжает поддерживать кампанию ЦРУ с использованием беспилотников в Пакистане с минимальной ответственностью перед общественностью. С другой стороны, разве войны не всегда дарят президентам больше власти?
WikiLeaks
Главные сенсации выступающего против секретов и тайн вебсайта – сотни тысяч рассекреченных депеш о войнах в Ираке и Афганистане – вызвали бы гораздо меньше волнения, если бы не «война с террором». Импресарио WikiLeaks Джулиан Ассанж любит сравнивать себя с Дэниелом Эллсбергом (Daniel Ellsberg), опубликовавшим «Пентагонские бумаги», которому он приписывает единоличную роль в окончании Вьетнамской войны. (А разве вьетнамцы не имели к этому какого-то отношения? Ну да ладно, забудьте.) Давайте уж признаем, что откровения по поводу торговых переговоров не так привлекательны.
Афганский ирбис
Тридцатилетняя война плохо отразилась на афганской природе, которая также мучима засухами, вырубкой леса и расхищением ресурсов. Но луч света пробился этим летом, когда национальное агентство по охране окружающей среды одобрило защиту 33 исчезающих видов, среди которых и афганский ирбис (panthera uncia). Правительство мало, что может сделать, чтобы проводить эти законы в жизнь, но любая малость пригодится; талибы уж точно не стали бы этим заниматься. Недавнее создание национального природного парка в провинции Бамиян также возбуждает надежды на то, что природе Афганистана, наконец, повезет.
Ещё:
10 проигравших в результате 11 сентября
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
За годы, прошедшие после 11 сентября, произошло крупнейшее расширение аппарата государственной безопасности США со времен холодной войны. За это десятилетие Вашингтон потратил более 7 триллионов долларов на Министерство обороны, разведывательное сообщество и войны в Ираке и Афганистане. (Бюджет американской разведки, например, увеличился за последние 10 лет в два раза.) Создание Министерства национальной безопасности и введение новой должности Директора национальной разведки стали крупнейшей реорганизацией структур федерального правительства со времен Второй мировой войны.
Однако многие подробности остаются неясными, благодаря сопровождавшему этот процесс распространению культуры служебных тайн. В своем разоблачительном исследовании «Совершенно секретная Америка» газета Washington Post сообщила, что сегодня 854 тысячи человек имеют доступ к совершенно секретным материалам, и что с 11 сентября в Вашингтоне и прилегающим к нему районам было построено 33 комплекса зданий для сверхсекретных разведывательных операций. «Вместе они занимают площадь почти трех Пентагонов или 22 Капитолиев – около 17 миллионов квадратных футов (158 гектаров)».
Иран
Во время борьбы за контроль над Афганистаном в 1990-х годах преимущественно бывшие суннитами талибы вырезали афганских шиитов и убили десятерых иранских дипломатов, размещенных на севере страны. Так что Тегеран был очень счастлив, когда осенью 2001 года американцы уничтожили правительство талибов. Лидеры Ирана радовались еще больше, когда в новом правительстве президента Хамида Карзая оказались ведущие члены Северного альянса (включая множество говорящих на фарси таджиков, которые получали иранскую поддержку в годы противостояния Талибану). В 2003 году, когда войска США вторглись в Ирак и свергли Саддама Хусейна, у иранского правительства появилась еще одна причина для радости. Хусейн, начавший в 1981 году восьмилетнюю иранско-иракскую войну, был злейшим врагом Ирана. После вторжения на смену его баасистскому правительству пришли ведущие члены иракских шиитов, составляющих в стране большинство. До американского вторжения многие из них десятилетиями жили в Иране или пользовались иранской поддержкой.
Все это значительно укрепило региональное влияние Ирана в то время, как страна продолжает развивать свою ядерную программу.
Частные компании по обеспечению безопасности
До 11 сентября в мире было всего несколько частных фирм по обеспечению безопасности, обычно не афишировавших свою деятельность. Но за последние десять лет этот бизнес превратился в многомиллиардную отрасль. Этот рост вызывает обеспокоенность тем, что частные компании получили право осуществлять многие действия, до этого являвшиеся прерогативой государственных армий. Во время войны в Ираке название компании Blackwater превратилось в такой синоним вооруженной безответственности, что фирма была вынуждена провести ребрендинг. (Сегодня она носит довольное таинственное имя Xe.) В следующем году Госдепартамент США собирается удвоить число сотрудников частных компаний, работающих в Ираке (с 2700 до 5500 человек).
Конечно, 11 сентября принесло выгоду всей отрасли обеспечения безопасности. Внезапный куш сорвали все – от производителей сканнеров, установленных в аэропортах, до компаний, продающих маленькие бутылочки, в которых ваш шампунь можно пронести через систему аэропортовой безопасности.
Владимир Путин
Бывший агент КГБ Владимир Путин стал президентом на волне проведения второй российской войны против исламистских повстанцев в отколовшейся северокавказской республике Чечня. До 11 сентября многие западные правительства критиковали Россию за нападение на сепаратистов, которое включало в себя неизбирательные бомбежки и «исчезновение» множества молодых чеченцев. Связи между некоторыми из сепаратистов и «Аль-Каидой» привлекали к себе гораздо меньше внимания. Но после нападений на Нью-Йорк и Вашингтон показалось, что важны лишь эти связи. Кремль и Белый дом согласились делиться разведданными и сотрудничать в Афганистане, и критика нарушений прав человека в России со стороны США внезапно резко стихла.
Другие постсоветские диктаторы – особенно в соседних с Афганистаном среднеазиатских государствах - также воспользовались возможностью акцентировать внимание на террористической угрозе, чтобы получить поддержку США. Слишком часто необходимость поддерживать маршруты поставок в Афганистан брала верх над беспокойством по поводу нарушений прав человека.
Атеисты
Во времена холодной войны коммунистические оппоненты Запада гордились своим атеизмом, что несколько усложняло открытое признание своего неверия. Но в 21-м веке дела обстоят по-другому. Зрелище религиозно мотивированной агрессии 11 сентября обеспечило весомый довод тем, кто называет веру простым суеверием. Философ Дэниел Деннетт (Daniel Dennett), физик Стивен Хокинг (Stephen Hawking) и журналист Кристофер Хитченс (Christopher Hitchens) приняли активное участие в нападении на организованную религию. Известный атеист Ричард Докинс (Richard Dawkins) продал 2 миллиона копий своей вышедшей в 2006 году книги «Заблуждения о Боге» - до начала «войны с террором» подобное достижение было трудно даже представить.
Однако атеистам по-прежнему не просто: ислам остается самой быстрорастущей мировой религией, а подавляющее большинство американцев продолжают заявлять о своей вере в Бога.
Военная робототехника
К концу прошлого века, аэрокосмическая промышленность США разработала дистанционно управляемые беспилотные самолеты, использовавшие современные коммуникационные и информационные технологии, чтобы шпионить за труднодостижимыми объектами в далеких странах. Затем кому-то пришла в голову идея разместить на беспилотниках ракеты. Спустя десять лет, отрасль военной робототехники готова изменить саму суть войны. Сегодня ВВС США обучают больше операторов «дистанционно пилотируемых машин», чем настоящих пилотов. Успехи американских беспилотников ведут к глобальному буму военной робототехники, который меняет саму природу войны.
Турция
Хотя у Турции были кое-какие проблемы с собственными исламистами, десятилетие после 11 сентября стало, в основном, эпохой уверенного подъема. Правительство умеренного исламиста Реджепа Тайипа Эрдогана, пришедшего к власти в 2003 году, курировало период динамичного экономического роста, который оно использовало, чтобы укрепить свою репутацию единственной страны на Большом Ближнем Востоке, смогшей совместить прогресс с исламской культурой. Эрдоган смог удержать Турцию в НАТО несмотря на то, что турки открыто пренебрегли США по некоторым вопросам (например, отказав американским войскам в доступе на свою территорию с целью вторжения в Ирак в 2003 году). Турция также укрепила связи с Ираном и Сирией, одновременно улучшая отношения с Европейским Союзом и Россией. Дисфункция, наступившая после 11 сентября в таких странах, как Пакистан и Саудовская Аравия, помогла Турции довести до блеска свою репутацию маяка умеренности в исламском мире.
Исполнительная власть
В недели, последовавшие за 11 сентября, Конгресс одобрил два законопроекта, в результате которых Белый дом получил далеко идущие полномочия для проведения войны против «Аль-Каиды». Первый закон, «Полномочия на использование военной силы», дал президенту возможность «использовать все необходимые и уместные силы» против террористов – практически карт бланш делать все, что посчитает нужным президент. Второй закон, «Закон о борьбе с терроризмом в США», предоставил федеральному правительству широкие полномочия вести слежку за своими собственными гражданами с целью предотвращения будущих терактов.
За последние десять лет Верховный суд и Конгресс урезали большую часть полномочий, полученных исполнительной властью на первых этапах «войны с террором» - но не все из них. Хотя администрация Обамы положила конец некоторым из методов действий своего предшественника, включая одобрение использования некоторых форм пыток в ходе допросов, президент Барак Обама также расширил трактовку некоторых разделов «Закона о борьбе с терроризмом». Он придерживается свободного толкования в отношении неразглашения государственных тайн, и продолжает поддерживать кампанию ЦРУ с использованием беспилотников в Пакистане с минимальной ответственностью перед общественностью. С другой стороны, разве войны не всегда дарят президентам больше власти?
WikiLeaks
Главные сенсации выступающего против секретов и тайн вебсайта – сотни тысяч рассекреченных депеш о войнах в Ираке и Афганистане – вызвали бы гораздо меньше волнения, если бы не «война с террором». Импресарио WikiLeaks Джулиан Ассанж любит сравнивать себя с Дэниелом Эллсбергом (Daniel Ellsberg), опубликовавшим «Пентагонские бумаги», которому он приписывает единоличную роль в окончании Вьетнамской войны. (А разве вьетнамцы не имели к этому какого-то отношения? Ну да ладно, забудьте.) Давайте уж признаем, что откровения по поводу торговых переговоров не так привлекательны.
Афганский ирбис
Тридцатилетняя война плохо отразилась на афганской природе, которая также мучима засухами, вырубкой леса и расхищением ресурсов. Но луч света пробился этим летом, когда национальное агентство по охране окружающей среды одобрило защиту 33 исчезающих видов, среди которых и афганский ирбис (panthera uncia). Правительство мало, что может сделать, чтобы проводить эти законы в жизнь, но любая малость пригодится; талибы уж точно не стали бы этим заниматься. Недавнее создание национального природного парка в провинции Бамиян также возбуждает надежды на то, что природе Афганистана, наконец, повезет.
Ещё:
10 проигравших в результате 11 сентября
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий