пятница, 9 сентября 2011 г.

И ярость фосфоритная вскипала как волна...

Открытая карьерная разработка в Пандивере
считается нецелесообразной.
В Эстонии предполагается приступить к разработке залежей фосфоритов. Тех самых, разведка которых четверть века назад вызвала массовые акции протеста, получившие название «фосфоритной войны».

Сегодня никакой негативной реакции на сообщение о предстоящей разработке ценного полезного ископаемого не наблюдается.

Суперфосфатная тысячелетка

Четверть века назад та же идея на том же месте вызвала бурю недовольства.

Эстония, по оценкам экспертов, обладает крупнейшими запасами фосфоритов в Европе - от 3 до 8 млрд тонн. Из них исследованные запасы, пригодные для промышленной добычи, составляют 300 млн тонн. По действующим ценам на фосфорные удобрения это составляет примерно 500 млрд долларов - около тысячи нынешних госбюджетов. Иными словами, это финансовое обеспечение безбедного существования эстонского государства на протяжении целого тысячелетия.

Вообще-то, история фосфоритного вопроса гораздо старше. Впервые в Эстонии фосфориты начали разрабатывать еще в 1922 году. Из месторождения в деревне Юлгазе под самым боком у Таллина фосфоритную муку отправляли в Германию, которая начала приходить в себя после Первой мировой войны. Собственная переработка фосфоритов в Эстонии появилась позже, уже после Второй мировой, когда по соседству с карьером в Юлгазе возвели химзавод с цехом серной кислоты, без которой выпуск удобрений невозможен. Рыжие «лисьи хвосты» исчезли над заводом и городом Маарду, который образовался вокруг предприятия, лишь в восьмидесятые годы XX столетия. Пласт был отработан, производство удобрений прекратилось.

Еще в конце 60-х годов прошлого века была произведена разведка и оценка запасов эстонских фосфоритов - в частности, месторождений в Тоолсе близ города Кунда и в Пандивере, неподалеку от районного центра Раквере.

Юлгазе.
Навоз - это тоже удобрение

Пандивереская возвышенность на северо-востоке Эстонии является водоразделом, откуда берет начало большинство эстонских рек, впадающих в Финский залив. Кроме реки Наровы, вытекающей из Чудского озера.

Разведка и исследование фосфоритных пластов в Пандивере проводились в семидесятые годы. Итоги зафиксированы в «Известиях» Академии наук Эстонской ССР в выпуске 1981 года. Там, в частности, говорится об экологическом и экономическом аспектах вероятной разработки месторождения. Авторы составленного документа подчеркивают, что месторождение находится в регионе с плодородными землями, где очень развито сельское хозяйство. Поэтому, предупреждают они, к разработке запасов фосфоритной руды следует подходить осторожно. Открытая карьерная разработка считается нецелесообразной.

Располагали ли организаторы протестных акций в 1987 году материалами Академии наук, сегодня сказать сложно. В любом случае ясно, что в секрете они не держались.

Тем не менее машина была запущена, и волна протестов прокатилась по стране. Началось все в университетском Тарту, где, как пишут сегодня историки, прошли мирные акции. Потом пошли в ход такие проверенные выступления, как велопробеги в местах предполагаемой добычи фосфоритной руды, разбивка палаточных городков. Улицы эстонских городов запестрели футболками с антифосфоритными надписями. (Весьма доходный на тот момент бизнес. Интересно, кто финансировал выпуск этих футболок?)

В прессе муссировалось то, насколько губительным для всей эстонской природы будет разработка фосфоритного пласта. Дескать, от одного лишь бурения пробных скважин у людей в колодцах начала пропадать вода. А что будет, когда начнут закладывать шахту?

Второй момент - это призывы отказаться от минеральных удобрений вообще. Мол, хватит и навоза, а при необходимости почему бы не закупать удобрения за границей.

О чем промолчали?

фосфорит
Эта было первое пробное выступление эстонской общественности против планов Москвы. Ни о каких сепаратистских устремлениях еще не могло быть речи. Поэтому до поры до времени замалчивался третий момент или фактор. Для строительства шахты потребовалось бы примерно 10 тысяч пар рабочих рук. Естественно, считают организаторы протеста, их непременно завезли бы из России. И расселили в небольшом эстонском городке Раквере.

Эстонские обыватели часто говорят, что по ту сторону Раквере уже не Эстония. По ту - это к востоку, где начинается регион компактного проживания русскоговорящего населения. Таким образом, граница этого региона на несколько десятков километров продвинулась бы на запад.

Но пока еще рано было вслух говорить о миграции и демографии. Это чуть позже начнут навешивать на представителей нетитульного населения разные ярлыки: мигранты, чемоданники, инородцы… Позже начнется моральный прессинг и подталкивание к отъезду: чемодан - вокзал - Россия.

Граждане, послушайте меня!

Кульминацией фосфоритной кампании стала пресс-конференция, состоявшаяся в кинозале Дома политпросвещения, позже переименованного в центр «Сакала», а потом и вовсе снесенного. На этом месте теперь красуется центр Solaris.

На той пресс-конференции в роли главного ответчика оказался тогдашний председатель Совета Министров Эстонии Бруно Сауль. Наседавшие на него истцы - журналисты. Причем, в основном, местные телевизионщики.

Природоохранная зона Тоолсе, в районе города Кунда
Поразила железная выдержка ответчика. Он неустанно повторял, что никакие разработки месторождения не начнутся до тех пор, пока не будут завершены все исследования и пока правительство не получит доказательства безопасности для экосферы добычи фосфоритов.

Попутно Бруно Сауль пытался довести до сознания собравшихся, что современное сельское хозяйство немыслимо без применения удобрений. Мол, на чистом навозе, сколько бы его ни было, далеко не уедешь.

Но сложилась тривиальная ситуация. Вроде бы собрались послушать, но слушать и слышать при этом не желали. На том и разошлись.

Если достоверно известно, что запасы фосфоритов были разведаны давно, что планы их разработки тоже были известны и даже включались в строительные программы пятилеток, то почему никто не протестовал ни в шестидесятые, ни в семидесятые годы?

Глазки вдруг открылись, сознание проснулось? Думается, тут дело не в сознательности, а в дозволенности. В стране началась перестройка, и в 1987 году уже можно было выступать без особого страха и риска. Никого бы за это не повязали, не отправили по этапу, не уволили, наконец.

На той, четвертьвековой давности, пресс-конференции Бруно Сауль, кроме всего прочего, сказал, что полезные ископаемые, те же фосфориты, рано или поздно придется разрабатывать.

И вот оно сбылось. Начнут-таки копать, бурить… И никаких протестов, велопробегов, палаточных городков.

Разработка фосфоритов в Маарду
Народ уже не спросят

Что изменилось с тех пор? Пандивереский водораздел куда-то сместился и закладка шахты больше не грозит обмелением рек и осушением хуторских колодцев? Или просто теперь это не инициатива извне, а своя собственная?

Хотя ни протестов, ни даже ропота недовольства нет, заинтересованные в разработке лица все равно осторожничают. Потому что все осталось на своих прежних местах, и уровень грунтовых вод может понизиться.

«Мы все знаем, что исторический опыт Эстонии связывает с фосфоритом негативные эмоции, но время идет вперед. Мы могли бы быть в курсе состояния полезных ископаемых Эстонии и возможностей их использования таким образом, чтобы благодаря максимальной добавочной стоимости государство и местные самоуправления получали бы пользу», - говорит Яанус Пурга, представитель «Виру Кеэмия Групп», будущего главного разработчика фосфоритов.

«На сегодня наши знания в этой сфере недостаточны и поверхностны и основываются на неполной или несколько устаревшей информации. Но поскольку добыча полезных ископаемых и химическая промышленность являются нашей основной сферой деятельности, считаем целесообразным исследовать и эту сферу», - говорит он же. Лукавит господин Пурга. Ну, да бог с ним, пусть исследует еще раз, если денег дадут. Народ-то надо как-то успокоить.

Добыча, впрочем, начнется лет через двадцать. Вот тогда и станет ясно, куда денутся воды реки Пярну, истоки которой находятся в Пандивере. К тому времени, как говорится, либо ишак издохнет, либо эмир помрет. Кто его знает, с кого спрашивать будут?
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: