вторник, 20 сентября 2011 г.

Основатель «Икеа»: темное нацистcкое прошлое самого богатого шведа


«Ты еще обитаешь или уже живешь?», спрашивает миловидный швед перед мебельным магазином, название которого известно каждому: «Икеа». Однако относительно «Икеа» есть вещи, которые далеко не столь известны. А знаете ли вы, что название «Икеа» есть аббревиатура, составленная из инициалов основателя концерна Ингвара Кампрада, а также названий места, где он родился — ферма Елмтарюд в приходе Агуннарюд? А знаете ли вы, что «Икеа» только за прошлый год продала 150 миллионов «Köttbullar», знаменитых шведских мясных тефтелей, через сеть ресторанов в своих 313 филиалах, расположенных в 38 государствах мира?

Кое-что известно меньше, чем стеллаж «Билли»

Многое о мебельной империи с дружеским, светлым имиджем и показной фамильярности, создающей иллюзию близости, известно куда менее, чем стеллажи «Билли» или диваны «Клиппан», а кое-что неизвестно совсем. К этому «кое-что» относится также темное прошлое 85-летнего основателя фирмы Кампрада.

Хотя мировая общественность до последнего времени думала, что в его биографии нет белых пятен. То, что Кампрад симпатизировал идее национал-социализма, стало известно еще в 1994 году. Руководитель концерна в открытом письме признался: «Я был нацистом», тут же добавив, что это было величайшей ошибкой его жизни. В 2008 году в телевизионном интервью он расставил акценты, что он симпатизировал «Муссолини больше, чем другим типам».

Погрязший в скандалах основатель «Икеа»

Основатель «Икеа» Ингвар Кампрад раз за разом дает повод к негативным заголовкам газет. Уже известно, что во время Второй Мировой войны он симпатизировал идеям национал-социализма — сейчас автор Элизабет Асбринк пишет, что он был даже функционером в национал-социалистической молодежной организации, и поддерживал связи с сочувствующими наци вплоть до 1950 года.

85-летний ныне Кампрад основал свое дело в 1943 году, и назвал его начальными буквами своего имени и фамилии, и места рождения в Швеции — ферма Елмтарюд в приходе Агуннарюд: ИКЕА. В дальнейшем «Икеа» занималась посылочной торговлей, распространяла мебель, шариковые ручки, часы.

В 1958 году в Стокгольме был открыт первый фирменный мебельный магазин. Фотография датируется 1970 годом.

Кампрад чрезвычайно экономен. Хотя он является одним из богатейших людей мира, его волосы, к примеру, стрижет жена Маргарета — парикмахер, по его мнению, слишком дорог.

Еще в 70-е годы он перебрался на жительство из Швеции в Швейцарию, потому что на родине слишком высокие налоги.

Он сделал из «Икеа» успешный колоссальный концерн, который имеет филиалы по всему миру.

С своими сыновьями (здесь один из них, Петер, справа) Кампрад находится в откровенно плохих отношениях. Он неоднократно и во всеуслышание характеризовал их, как совершенно не заслуживающих его наследства.

За свои симпатии к национал-социализму Кампрад извинялся публично (здесь он в типичном «обитаемом мире от «Икеа» в мебельном магазине «Эспоо» в Финляндии).

«Идея сотрудничества» его привлекала. Своими взглядами Кампрад считает себя обязанным воспитанию и влиянию со стороны бабушки, происходящий из Богемии, что в современной Чехии. В подростковом возрасте она снабжала его нацистскими пропагандистскими журналами.

А также член шведской нацистской партии SSS

А вот о чем Кампрад умалчивал, так это о своем членстве в шведской нацистской партии SSS (Svensk Socialistisk Samling), преемнице шведского филиала НСДАП, где, очевидно, активно трудился на высоком посту.

Шведская тележурналистка и автор книг Элизабет Кэтрин Асбринк в своей третьей, только что вышедшей, книге «И в венском лесу всё еще стоят деревья» («Och i Wienerwald står träden kvar»), привела разоблачающую информацию о том, что Кампрад вербовал для SSS новых членов партии. По его собственному признанию, он осуществлял эту деятельность «не жалея времени и усилий», «не упуская ни единой возможности» послужить партийному движению.

Мебельный магазин «Икеа» в российском Екатеринбурге.
На прицеле у ведомства по охране конституции и тайной полиции

Еще 17-летним юношей, в 1943 году, он попал на заметку у ведомства по охране конституции и тайной полиции, которые собрали о нем данные, процитированные автором в своей книге. Асбринк пишет, что предшественник сегодняшней шведской полиции безопасности (Säpo), служба общественной безопасности ( Allmänna Säkerhetstjänsten), с помощью водяного пара вскрывала конверты писем юного Кампрада, получая таким образом сведения, о которых он сам молчал до последнего времени.

Титулованная журналистка выяснила, что связи Кампрада с сетью SSS (партийный номер 4014) и одним из руководителей правых радикалов Пером Энгдалем также и после войны, в 50-е годы, оставались крайне интенсивными. В приглашении Энгдаля на свою свадьбу в 1950 году написал, что с гордостью считает себя частью круга «новых шведов» — отчетливый намек на националистическое объединение «Новое шведское движение», которое Энгдаль основал в конце 30-х годов.

«Германия сегодня — гарант порядка»

Асбринк сообщила «Вельт онлайн», что в своем двухчасовом интервью в августе 2010 года, данном для ее книги, Кампрад сказал: «В том, что он (Энгдаль) был великим человеком, я убежден до тех пор, пока жив». «Это записано у меня на пленке!» Энгдаль, который умер в Мальме в 1994 году, в 1941 году написал в «Незадолго до полуночи» (Klockan närmar sig tolv), что «Германия сегодня — гарант порядка, работы и культуры в Европе»,

И даже в 1944 году Энгдаль сказал, что «Мы можем сегодня чествовать Адольфа Гитлера, как посланного всевышним спасителя Европы». После войны он отрекся от антисемитизма, но остался ведущей фигурой на европейской неонацистской сцене, желая собрать под одной крышей всех нацистов.

«Партия SSS была открытым нацистским движением», говорит Асбринк. И Кампрад воспринял национал-социалистическую идею не в силу «заблуждений юности», а, как следует из до настоящего времени не опубликованных документов, действовал осознанно и целеустремленно.

«Достаточно странно, что Ингвар Кампрад сам не раскрывает общественности информацию о себе», говорит журналистка. В конце концов, уже после первого разоблачения он утверждал, что хочет «всё выложить на стол», и за все повиниться.

«Преступник, признающийся только в том, в чем удалось доказать его вину»

Дэниел Поол, главный редактор шведского журнала «Экспо», считает данное обстоятельство «очень веским», потому что предприниматель «почитаем как ведущая личность шведского фашизма». В «Экспо» также работал до своей смерти автор детективов Стиг Ларссон (Трилогия «Тысячелетие»). По оценке Поола, Кампрад является «безоворочным антисемитом, антидемократом и фашистским идеологом».

Леворадикальная газета «Дагенс нюхетер» едва ли могла выразиться более внятно. Кампрад «в точности, как преступник на допросе, который признает только то, что ему удалось доказать», пишет Эрик Хелмерсон в передовой статье, и продолжает: «Для предпринимателя подобное поведение — поучительная пьеса плохого кризисного управления. Для человека — свидетельство отсутствия морали».

Дружба с молодым еврейским беженцем

Асбринк также подробно пишет в своей книге о тесной, и продлившейся более десятителия, дружбе Кампрада с молодым еврейским беженцем, который в качестве рабочего прибыл в семейное поместье Кампрадов, а позднее сыграл значительную роль в основании «Икеа».

«Кампрад вырос в окружении, в котором было обыденным плохо отзываться о евреях. Но когда он встретился с Отто Ульманом, оба стали закадычными друзьями», говорит 46-летняя писательница. Юноша в 1939 году был отправлен своими родителями из Вены в Швецию, чтобы уйти от палачей Гитлера. Родители погибли в 1944 году в концлагере Аушвиц.

«Я прочла свыше 500 писем из наследия Отто, умершего в 2005 году, к своим родителям, и в них явно видна дружба с Кампрадом», говорит Асбринк. Она особенно заинтересовалась обстоятельством, как вообще мог подружиться с евреем человек, открыто придерживающийся национал-социалистических взглядов, и наткнулась на общедоступные, но еще не опубликованные когда-то секретные документы, касающиеся Кампрада.

Самый богатый и известный швед

«Он просто придерживается принципа, не говорить нам полную правду. Но это важно, довести работу до конца. В конце концов, Кампрад самый богатый и известный швед. Мы должны ясно понимать, что Швеция никоим образом не стояла в стороне от национал-социалистической идеологии».

Разоблачения Асбринк вовсе не были встречены повсеместными аплодисментами, ведь она запачкала икону, национального героя. Она получает по электронной почте письма, содержащие призыв «оставить Кампрада в покое». А некоторые из писем куда более угрожающие.

Не готовый высказаться по поводу упрёков

Сам Кампрад, проживающий в общине Эпалингес швейцарского кантона Во, и со своим состоянием, оцениваемым в 6 миллиардов долларов относящийся к богатейшим жителям альпийской страны, пока не готов высказываться по поводу упрёков в свой адрес.

Его пресс-секретарь Пер Хеггенес сообщил информационному агентству ТТ, что Кампрад не подозревал о существовании собранных в отношении него секретных документов, и не заглядывал в них. Также Хеггенес высказал сомнение в том, что разоблачения окажут негативное воздействие на «Икеа»: «Это никоим образом не отразится на имидже. Каждый знает, что «Икеа» есть мультикультурное предприятие с мультикультурной стратегией».

Шведский комик Магнус Бетнер сказал однажды: «Проблема восприятия шведов за границей в том, что каждый думает, будто все мы как «Абба» и «Икеа». Что мы нация чудесных людей, поющих веселые песни в квартирах стиля «модерн». На самом деле мы так не выглядим. Мы имеем очень, очень темные страницы, и я думаю, что сейчас самое время начинать их открывать».
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: