воскресенье, 17 апреля 2011 г.

Тинн: Идеология господина и слуги не работает

В понедельник, 11 апреля, по каналу ЭТВ-2 прошла очередная передача «Треугольник». В дискуссии приняли участие Яна Тоом, Игорь Грязин и Вадим Белобровцев. Темой передачи была интеграция.

Вот и хотелось бы поделиться некоторыми мыслями в связи с данным затасканным термином. Интеграция – это объединение чего-то в целое. Самое простое – объединение силой: более мощная сторона проглатывает менее мощную – и дело сделано, интеграция налицо! Именно так представляют себе этот процесс эстонские чиновники.

Разумеется, в их понимании интеграция – процесс односторонний, русских следует ассимилировать, а их дух и язык изгнать из Эстонии. И эффективнее всего победоносной интеграции можно достичь через изощренную реформу школы. Изучение эстонского языка становится самоцелью. Прав был Вадим Белобровцев, когда утверждал в данной передаче, что язык – лишь средство.

Наши официальные идеологи от интеграции не в состоянии понять другую сторону, для этого им не хватает интеллигентности и гуманизма. А стоило задать себе простой вопрос: почему это русские ради изучения одного нового языка маленького народа должны отказываться от своей русскости? Разве эстонцы во времена русификации в конце XIX века отказывались от своего языка и идентичности? Конечно же, нет. Так во имя чего русские, живущие в Эстонии, должны отрываться от своих культурных корней? Ради какого доморощенного фюрера надо предавать себя и свои национальные святыни?!

То, что наши высокомерные чиновники – никакие не гуманисты и противоположную сторону не считают за людей, это одна сторона дела. Она показывает их аморальность и несоответствие названию «европейцы». Но существует и практическая сторона вопроса – интересно, каким это образом наши деятели односторонней интеграции намерены «проглотить» противоположную русскую сторону? Ведь костью в горле застрянет! Русская община в Эстонии – это не маленькое финно-угорское племя, которое поддается быстрой ассимиляции. За ней стоит Россия, и она получает постоянную подпитку с «материка».

У русских развитое самосознание, и они считают свою культуру частью мировой культуры: ничуть не ниже французской, немецкой или англо-саксонской. И они правы. Относиться к русским, как к дикарям, – малопродуктивно и оскорбительно. Да и вообще, унижая друг друга, мы далеко не уедем. Одна сторона будет кичиться высокой культурой быта, а другая – загибать пальцы и с насмешкой считать, сколько выдающихся деятелей мировой культуры или лауреатов Нобелевской премии подарил человечеству эстонский народ.

В нашем расколотом обществе необходимо менять идеологию эстонцев как господ. Да, мы опять приходим к самым элементарным принципам гуманизма. Надо уважительно относиться друг к другу. Надо вести диалог равных сторон, а не каких-то там господ и слуг. Русские, живя в Эстонской Республике и изучая государственный язык, не должны терять при этом русское начало. Язык изучают не в приказном порядке, а при уважительном отношении к соседу.

Но русские, конечно же, ожидают, что если они уважают эстонцев и их язык, то и другая сторона ответит им взаимностью. Интеграция в нашей стране не работает, ибо общество по-прежнему расколото. Объединиться во что-то целое возможно только на двусторонней добровольной основе.

В газете «Ээсти Пяэвалехт» от 8 апреля социолог Микк Лагерспетс доказывает, что политика бывшего министра образования Тыниса Лукаса вступила в противоречие с эстонским законодательством и демократическими принципами правового государства. Лукас, видимо, как большевик хотел все делать через декреты или указы. Никого интегрировать против воли не получится. Только если будет двусторонняя добрая воля – будет и желаемая интеграция.
Ещё:
"Треугольник": что и почему мешает диалогу эстонцев и неэстонцев?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: