В Эстонии стартовала очередная рекламная кампания по привлечению лиц не имеющих определённого гражданства в ряды эстонских граждан.
Её бессменным инициатором и финансистом выступает Министерство внутренних дел Эстонской Республики, которое, судя по заявлениям ответственных чиновников, поддерживает жителей страны в желании стать обладателями паспорта с изображением государственного герба ЭР на обложке.
Как сообщает портал Delfi со ссылкой на информацию от вице-канцлера МВД по внутренней безопасности Эркки Коорта, для Эстонии важно, чтобы живущие в стране люди осознанно сделали выбор, какую роль они хотели бы играть в общественной жизни.
"Люди без определенного гражданства должны осознать, что за такие преимущества, как возможность безвизового посещения России, которым они пользуются редко, они теряют возможность в существенной мере влиять на формирование своего будущего", — сказал Эркки Коорт.
В этой связи стоит напомнить читателям портала историю возникновения института неграждан ("негров" в просторечии) в Эстонии. Очень подробно об этом рассказал, в своё время, бывший директор Департамента гражданства и миграции Андрес Коллист на страницах издания "Luup" в 2000 году.
Андрес Коллист десять лет возглавлял Департамент гражданства и миграции.
«Их целью было превратить жизнь русских в ад»
- Что ждет от нас Европа?
- У Европейского cоюза нет опыта, как мы должны поступить с русскими. В то же время европейцам ужасно интересно, как мы решим эту проблему. С другой стороны, Европа была бы очень довольна, если бы мы применили нулевой вариант.
- Как эстонское государство начало общение с неэстонцами?
- В 1989 году я написал статью "Пора создавать службу иммиграции". Целью было создать ситуацию, при которой прописку можно было получить только при наличии вида на жительство. Это происходило в условиях СССР. Причем количество видов на жительство было ограничено. Квота составляла 1 процент от общей численности населения, то есть 1500 человек в год. 16 января 1990 года был создан Государственный департамент миграции ЭССР - специально для выдачи видов на жительство. Я пришел туда на работу в мае, 26 июня был принят Закон ЭССР об иммиграции. В остальной части империи ничего подобного не было. 1990-й год был первым, когда из Эстонии уехало больше людей, чем приехало. Выдача видов на жительство стала большой победой эстонского государства. Интернацисты вели пропаганду: мы все время здесь жили, пошли вы к черту со своим эстонским государством! Но они пришли за видами на жительство!
- Какая-то часть все же не пришла?
- Среди них были старые, были ленивые, были пьяные, были те, которые не пришли по политическим причинам или из упрямства. Около 30 000 человек просто не обратили на это внимания.
- Кто эти люди для Эстонии?
- Они никакие не нелегалы, они жили в Эстонии и до Закона об иммиграции 1990 года, но в нужный момент они просто ничего не предприняли. Моя мысль заключалась в следующем: человеку нужно дать возможность общаться с государством. Он сможет сообщить о своем существовании, в ответ получит какой-то документ. При этом обещать мы им ничего не могли... Невозможно было добиться решения парламента о том, что им тоже будут выдавать виды на жительство. Когда мы 2-3 года назад начали их регистрировать, это вызвало большие неприятности.
- Из чего вы исходили?
- Во-первых - "Эстонцы - домой!", во-вторых - "Русские - домой!" В департаменте ключевые слова моей идеологии знали все. Основанный в 1992 году Миграционный фонд начал поддерживать так называемый цивилизованный отъезд русских. По моим оценкам, уехали 100 000 человек. Точно никто не знает. Из них Миграционный фонд оказал поддержку 25 000.
- Каков был следующий шаг?
- Мы начали создавать льготные условия эстонцам, которые переезжали в так называемые кризисные регионы - в Силламяэ, Нарву, Кохтла-Ярве и Палдиски. Затем мы стали выдавать разрешения на временное пребывание в Эстонии. В Нарве никого дальше не пропускали, пока фамилия человека не была занесена в список. Визами мы это тогда называть не осмеливались.
- Потом вы захотели отделить козлов от овец?
- Как сказать тем, кто остался в Эстонии, что вас несколько сортов? В то время это казалось слишком смелым. В 1989 году в печати был опубликован вариант закона об иммиграции. В сопроводительной статье я написал: "Хотим мы этого или нет, но объективно дело обстоит так, что в Эстонии проживают две группы людей с разной историей. Граждане оккупированной Эстонской Республики и их потомки, и люди, кого самих или их родителей привела сюда судьба после второй мировой войны. Очень важно говорить об этом деле так, как оно есть на самом деле". Граждане Эстонской Республики и их потомки получили бы одно удостоверение личности - форма номер 1. Те, у кого была постоянная прописка, - форму номер 2. Уже тогда у нас была мысль выдавать гражданам одни паспорта, а другим - другие.
- Неэстонцы кричали, что они - "люди второго сорта".
- Ничего нельзя было поделать! У нас живут люди с разным статусом. В Департаменте миграции мы начали разрабатывать закон об иностранцах. Перед выборами 1993 года текст закона был готов. Ключом к этому делу был вопрос - кто же все-таки является гражданином СССР. Мы считаем людьми без гражданства тех, у которых нет ни гражданства Эстонии, ни гражданства России. Мы назвали их иностранцами и хотели выдать им паспорт иностранца и вид на жительство.
- Это не всем понравилось?
- Зимой Март Нутть и Айно Лепик фон Вирен (нынешний госсекретарь) начали писать свой закон об иностранцах.
- Почему?
- Чтобы оттеснить в сторону бывших граждан СССР. Нутть и Лепик фон Вирен попытались слишком ясно указать им их место в Эстонии. Министр иностранных дел Маницкий сказал, выступая в ООН, что все они фактически являются гражданами России. В то же время Министерство иностранных дел подготовило постановление правительства, чтобы объявить их всех в одностороннем порядке гражданами России. Это было бы сильно сказано.
- Так делают мормоны. По крайней мере, с умершими.
- Я не уверен, были ли составители проекта закона мормонами... Это был переломный пункт в отношении к Эстонии. Из маленького, достойного похвалы разрушителя империи она превратилась в противного преследователя русских. Вмешалась ОБСЕ, закон отправили на международную экспертизу, президент Мери его не подписал. Эстония привлекла к себе международное внимание не с лучшей стороны. Я считаю, что уже тогда можно было добиться почти такого же результата гораздо более мирными методами.
- Паспорт иностранца все же появился.
- Выдача паспорта иностранца предусматривалась в законе только на случай разрешения исключительных ситуаций. Идея оппонентов была следующая - нельзя выдавать паспорта иностранцев. Бывшие граждане СССР являются гражданами России и должны взять российские паспорта. Я тогда написал статью "Российское государство внутри эстонского государства?" Ведь было бы очень плохо, если бы сегодня у нас имелось полмиллиона российских граждан, компактно проживающих на Северо-Востоке Эстонии и в Таллинне, которые участвовали бы в выборах в Государственную думу, получали бы документы в посольстве России, служили в Российской армии. К счастью, совсем так не получилось. Но Эстония стала вторым после России государством по числу российских граждан. Мы обогнали даже Латвию, где русских значительно больше.
- Твоя идея состояла в том, что котлету не нужно засовывать в рот целиком, а разрезать на кусочки. Оппоненты же сочли, что лучше эту котлету вообще не трогать?
- Это неплохо, что люди русской национальности у нас дифференцированы - одни граждане России, другие - граждане Эстонии, часть - иностранцы. У них у всех свои интересы. Споры закончились тем, что правительство Вяхи приняло смелое решение начать выдачу паспортов иностранцев.
- Видимо, это было нелегко?
- Они сделали все от них зависящее, чтобы правила, согласно которым что-то дают - гражданство, вид на жительство, были по возможности сложнее, чтобы было как можно труднее принять решение.
- У тебя был план начать выдавать синие паспорта также некоторым неэстонцам?
- Иностранцы есть разные. Люди, которым навязывали гражданство соседней страны, но которые туда не уехали и взяли серый паспорт, заслуживали особого внимания. К ним нужно было относиться по-другому, чем к тем, кто принял российское гражданство. Введение статуса квазигражданина консолидировало бы общество. Формально им бы выдали синие эстонские паспорта. Кто ты такой - потомственный гражданин или натурализованный, или квазигражданин все это выясняется лишь из регистра. Квазигражданин не наделен правом голоса, его не вносят в список избирателей, не призывают на воинскую службу. Граница эта проводится незаметно. Внешне у всех людей одинаковые паспорта. Возникает ситуация, когда они смогут свободно ездить на Запад, а вот жизнь в России потихоньку отходит на второй план.
- С серым паспортом легче попасть в Россию?
- В интересах эстонского общества их нужно подталкивать к Западу, не к Востоку.
- Образовавшиеся в последнее время очереди не стали сюрпризом для правителей Эстонии?
- Государство точно знало, что будет, но урезало бюджет на 20 процентов. Я тогда пожертвовал всеми инвестиционными средствами, урезал везде, где мог, только не из фонда зарплаты. В последнем разговоре я спросил у Мыйза: это точно, что фонд зарплаты нельзя будет увеличить? Да ты что, в парламенте еще можно будет повеселиться", - засмеялся Мыйз. Но потом он женился и ушел, стал мэром - на этом все закончилось.
- Эту ситуацию создали специально?
- Я так не думаю. Мыйз пытался все сократить, как он повсюду делает. Но в то же время он мне сказал: ищи причины, по которым я мог бы добавить тебе денег. В то же время бюджет Министерства внутренних дел вырос на 50 процентов, фонд зарплаты увеличился с 12 миллионов до 22 миллионов. У министра внутренних дел есть в общей сложности около 40 миллионов крон сравнительно свободных денег. Поняв, что переборщил, Мыйз мог бы добавить кислороду.
- О чем еще не думает Эстония?
- Если у нас дела пойдут хоть немного получше, придется ввозить рабочую силу. Но у Эстонии напрочь отсутствует представление о том, как себя вести в этом случае. Хочет она эту рабочую силу, и если хочет, то кого и откуда. Кого мы предпочитаем - китайцев, турков, русских или турков из Германии. Другие государства очень жестко отбирают в лагерях беженцев молодых и здоровых и привозят их на новую родину. Для нас этой темы еще не существует. В Эстонии вообще никто не занимается защитой будущего рынка труда. Для всех государств это очень больной вопрос. Я знаю, и какой-нибудь европейский дядюшка думает точно так же - нужен бы переходный период, чтобы европейский рынок для нас не стал сразу же свободным. С другой стороны - как мы будем защищать свой рынок труда? Как войти в современный мир, сохранив свое национальное самосознание? Как развивать национальный патриотизм, видя, что творится вокруг? Государство должно систематично этим заниматься. Мне кажется, что не занимается.
- Будучи высоким государственным чиновником, ты должен был сжать зубы и служить дальше. Беда была, кажется, в том, что одновременно ты был главным идеологом политики гражданства?
- В последнее время я и старался не высовываться. Не выступал открыто. Правда, когда закончили выдавать визы на границе, я все же сказал на пресс-конференции, что теперь мы единственные в Европе, кто сделал такую глупость. Надеюсь, что разговоры об упрощении правил, о том, что нужно повернуться лицом к людям, в том числе и негражданам, являются серьезными и получат теперь серьезную политическую поддержку. Это всячески способствовало бы развитию общества.
ДЕСЯТЬ СОРТОВ ГРАЖДАН
По своим правам и обязанностям лица, находящиеся в Эстонии, делятся на десять категорий.
I Правопреемные граждане - имеют все права (около миллиона человек).
II Натурализованные граждане - не могут стать президентом, в известных случаях могут быть лишены гражданства (около 100 000 человек).
III Новые граждане (квазиграждане) - не могут стать президентом, не могут избирать и быть избранными в парламент, не могут служить в Силах обороны. Новыми гражданами могут стать обладатели серых паспортов и постоянно проживающие в стране нелегалы.
IV Люди с несколькими гражданствами (черная овца) - эмигранты, бежавшие на Запад, часть российских эстонцев, люди, сознательно представившие ложные данные (около 200 000 человек).
V Неграждане - с постоянным видом на жительство. Не имеют права создавать партии, заниматься торговлей оружия, иметь недвижимость у границы и на небольших островах, не нужно разрешение на работу, разрешено участие в местных выборах, разрешено проводить собрания, работать в охране, иметь огнестрельное и холодное оружие (около 300 000 человек, из них около 100 000 - граждане России, около 200 000 - обладатели серых паспортов).
VI Неграждане с временным видом на жительство - требуется разрешение на работу, не имеют права участвовать в местных выборах, не имеют права работать охранниками, не имеют права обладать огнестрельным и холодным оружием (около 20 000 человек).
VII Коренные нелегалы (около 20 000 человек).
VIII Беженцы (несколько ходатайствующих о статусе беженца).
IX Гости из-за границы:
1. без визы
2. по визе
в порядке важности:
1. бизнес
2. служебная
3. дипломатическая
4. многоразовая
5. туристическая
6. одноразовая
7. транзитная
(В Эстонии пребывают около 15 000 человек в день.)
Х Нелегалы:
1. новые нелегалы
2. нелегалы с просроченной визой
3. нарушители границы
Эти люди обладают только правами человека.
(Несколько человек)
Интервью взял
Пеэтер ЭРНИТС.
("Luup").
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Её бессменным инициатором и финансистом выступает Министерство внутренних дел Эстонской Республики, которое, судя по заявлениям ответственных чиновников, поддерживает жителей страны в желании стать обладателями паспорта с изображением государственного герба ЭР на обложке.
Как сообщает портал Delfi со ссылкой на информацию от вице-канцлера МВД по внутренней безопасности Эркки Коорта, для Эстонии важно, чтобы живущие в стране люди осознанно сделали выбор, какую роль они хотели бы играть в общественной жизни.
"Люди без определенного гражданства должны осознать, что за такие преимущества, как возможность безвизового посещения России, которым они пользуются редко, они теряют возможность в существенной мере влиять на формирование своего будущего", — сказал Эркки Коорт.
В этой связи стоит напомнить читателям портала историю возникновения института неграждан ("негров" в просторечии) в Эстонии. Очень подробно об этом рассказал, в своё время, бывший директор Департамента гражданства и миграции Андрес Коллист на страницах издания "Luup" в 2000 году.
Андрес Коллист десять лет возглавлял Департамент гражданства и миграции.
Андрес Коллист |
- Что ждет от нас Европа?
- У Европейского cоюза нет опыта, как мы должны поступить с русскими. В то же время европейцам ужасно интересно, как мы решим эту проблему. С другой стороны, Европа была бы очень довольна, если бы мы применили нулевой вариант.
- Как эстонское государство начало общение с неэстонцами?
- В 1989 году я написал статью "Пора создавать службу иммиграции". Целью было создать ситуацию, при которой прописку можно было получить только при наличии вида на жительство. Это происходило в условиях СССР. Причем количество видов на жительство было ограничено. Квота составляла 1 процент от общей численности населения, то есть 1500 человек в год. 16 января 1990 года был создан Государственный департамент миграции ЭССР - специально для выдачи видов на жительство. Я пришел туда на работу в мае, 26 июня был принят Закон ЭССР об иммиграции. В остальной части империи ничего подобного не было. 1990-й год был первым, когда из Эстонии уехало больше людей, чем приехало. Выдача видов на жительство стала большой победой эстонского государства. Интернацисты вели пропаганду: мы все время здесь жили, пошли вы к черту со своим эстонским государством! Но они пришли за видами на жительство!
- Какая-то часть все же не пришла?
- Среди них были старые, были ленивые, были пьяные, были те, которые не пришли по политическим причинам или из упрямства. Около 30 000 человек просто не обратили на это внимания.
"Иноязычный". У..Немвалтс. |
- Они никакие не нелегалы, они жили в Эстонии и до Закона об иммиграции 1990 года, но в нужный момент они просто ничего не предприняли. Моя мысль заключалась в следующем: человеку нужно дать возможность общаться с государством. Он сможет сообщить о своем существовании, в ответ получит какой-то документ. При этом обещать мы им ничего не могли... Невозможно было добиться решения парламента о том, что им тоже будут выдавать виды на жительство. Когда мы 2-3 года назад начали их регистрировать, это вызвало большие неприятности.
- Из чего вы исходили?
- Во-первых - "Эстонцы - домой!", во-вторых - "Русские - домой!" В департаменте ключевые слова моей идеологии знали все. Основанный в 1992 году Миграционный фонд начал поддерживать так называемый цивилизованный отъезд русских. По моим оценкам, уехали 100 000 человек. Точно никто не знает. Из них Миграционный фонд оказал поддержку 25 000.
- Каков был следующий шаг?
- Мы начали создавать льготные условия эстонцам, которые переезжали в так называемые кризисные регионы - в Силламяэ, Нарву, Кохтла-Ярве и Палдиски. Затем мы стали выдавать разрешения на временное пребывание в Эстонии. В Нарве никого дальше не пропускали, пока фамилия человека не была занесена в список. Визами мы это тогда называть не осмеливались.
- Потом вы захотели отделить козлов от овец?
- Как сказать тем, кто остался в Эстонии, что вас несколько сортов? В то время это казалось слишком смелым. В 1989 году в печати был опубликован вариант закона об иммиграции. В сопроводительной статье я написал: "Хотим мы этого или нет, но объективно дело обстоит так, что в Эстонии проживают две группы людей с разной историей. Граждане оккупированной Эстонской Республики и их потомки, и люди, кого самих или их родителей привела сюда судьба после второй мировой войны. Очень важно говорить об этом деле так, как оно есть на самом деле". Граждане Эстонской Республики и их потомки получили бы одно удостоверение личности - форма номер 1. Те, у кого была постоянная прописка, - форму номер 2. Уже тогда у нас была мысль выдавать гражданам одни паспорта, а другим - другие.
"Может, для начала, просто подойти к нему и улыбнуться? Не знаю... А вдруг он решит, что я насмехаюсь над ним" Урмас Немвалтс. |
- Ничего нельзя было поделать! У нас живут люди с разным статусом. В Департаменте миграции мы начали разрабатывать закон об иностранцах. Перед выборами 1993 года текст закона был готов. Ключом к этому делу был вопрос - кто же все-таки является гражданином СССР. Мы считаем людьми без гражданства тех, у которых нет ни гражданства Эстонии, ни гражданства России. Мы назвали их иностранцами и хотели выдать им паспорт иностранца и вид на жительство.
- Это не всем понравилось?
- Зимой Март Нутть и Айно Лепик фон Вирен (нынешний госсекретарь) начали писать свой закон об иностранцах.
- Почему?
- Чтобы оттеснить в сторону бывших граждан СССР. Нутть и Лепик фон Вирен попытались слишком ясно указать им их место в Эстонии. Министр иностранных дел Маницкий сказал, выступая в ООН, что все они фактически являются гражданами России. В то же время Министерство иностранных дел подготовило постановление правительства, чтобы объявить их всех в одностороннем порядке гражданами России. Это было бы сильно сказано.
- Так делают мормоны. По крайней мере, с умершими.
- Я не уверен, были ли составители проекта закона мормонами... Это был переломный пункт в отношении к Эстонии. Из маленького, достойного похвалы разрушителя империи она превратилась в противного преследователя русских. Вмешалась ОБСЕ, закон отправили на международную экспертизу, президент Мери его не подписал. Эстония привлекла к себе международное внимание не с лучшей стороны. Я считаю, что уже тогда можно было добиться почти такого же результата гораздо более мирными методами.
Урмас Немвалтс. |
- Выдача паспорта иностранца предусматривалась в законе только на случай разрешения исключительных ситуаций. Идея оппонентов была следующая - нельзя выдавать паспорта иностранцев. Бывшие граждане СССР являются гражданами России и должны взять российские паспорта. Я тогда написал статью "Российское государство внутри эстонского государства?" Ведь было бы очень плохо, если бы сегодня у нас имелось полмиллиона российских граждан, компактно проживающих на Северо-Востоке Эстонии и в Таллинне, которые участвовали бы в выборах в Государственную думу, получали бы документы в посольстве России, служили в Российской армии. К счастью, совсем так не получилось. Но Эстония стала вторым после России государством по числу российских граждан. Мы обогнали даже Латвию, где русских значительно больше.
- Твоя идея состояла в том, что котлету не нужно засовывать в рот целиком, а разрезать на кусочки. Оппоненты же сочли, что лучше эту котлету вообще не трогать?
- Это неплохо, что люди русской национальности у нас дифференцированы - одни граждане России, другие - граждане Эстонии, часть - иностранцы. У них у всех свои интересы. Споры закончились тем, что правительство Вяхи приняло смелое решение начать выдачу паспортов иностранцев.
Урмас Немвалтс. |
- Они сделали все от них зависящее, чтобы правила, согласно которым что-то дают - гражданство, вид на жительство, были по возможности сложнее, чтобы было как можно труднее принять решение.
- У тебя был план начать выдавать синие паспорта также некоторым неэстонцам?
- Иностранцы есть разные. Люди, которым навязывали гражданство соседней страны, но которые туда не уехали и взяли серый паспорт, заслуживали особого внимания. К ним нужно было относиться по-другому, чем к тем, кто принял российское гражданство. Введение статуса квазигражданина консолидировало бы общество. Формально им бы выдали синие эстонские паспорта. Кто ты такой - потомственный гражданин или натурализованный, или квазигражданин все это выясняется лишь из регистра. Квазигражданин не наделен правом голоса, его не вносят в список избирателей, не призывают на воинскую службу. Граница эта проводится незаметно. Внешне у всех людей одинаковые паспорта. Возникает ситуация, когда они смогут свободно ездить на Запад, а вот жизнь в России потихоньку отходит на второй план.
- С серым паспортом легче попасть в Россию?
- В интересах эстонского общества их нужно подталкивать к Западу, не к Востоку.
- Образовавшиеся в последнее время очереди не стали сюрпризом для правителей Эстонии?
- Государство точно знало, что будет, но урезало бюджет на 20 процентов. Я тогда пожертвовал всеми инвестиционными средствами, урезал везде, где мог, только не из фонда зарплаты. В последнем разговоре я спросил у Мыйза: это точно, что фонд зарплаты нельзя будет увеличить? Да ты что, в парламенте еще можно будет повеселиться", - засмеялся Мыйз. Но потом он женился и ушел, стал мэром - на этом все закончилось.
"...к примеру, путешествие. Согласно этой директиве сможем путешествовать также легко, как и они там. - Ага, а крылья в ЕС выдавать будут?". Урмас Немвалтс. |
- Я так не думаю. Мыйз пытался все сократить, как он повсюду делает. Но в то же время он мне сказал: ищи причины, по которым я мог бы добавить тебе денег. В то же время бюджет Министерства внутренних дел вырос на 50 процентов, фонд зарплаты увеличился с 12 миллионов до 22 миллионов. У министра внутренних дел есть в общей сложности около 40 миллионов крон сравнительно свободных денег. Поняв, что переборщил, Мыйз мог бы добавить кислороду.
- О чем еще не думает Эстония?
- Если у нас дела пойдут хоть немного получше, придется ввозить рабочую силу. Но у Эстонии напрочь отсутствует представление о том, как себя вести в этом случае. Хочет она эту рабочую силу, и если хочет, то кого и откуда. Кого мы предпочитаем - китайцев, турков, русских или турков из Германии. Другие государства очень жестко отбирают в лагерях беженцев молодых и здоровых и привозят их на новую родину. Для нас этой темы еще не существует. В Эстонии вообще никто не занимается защитой будущего рынка труда. Для всех государств это очень больной вопрос. Я знаю, и какой-нибудь европейский дядюшка думает точно так же - нужен бы переходный период, чтобы европейский рынок для нас не стал сразу же свободным. С другой стороны - как мы будем защищать свой рынок труда? Как войти в современный мир, сохранив свое национальное самосознание? Как развивать национальный патриотизм, видя, что творится вокруг? Государство должно систематично этим заниматься. Мне кажется, что не занимается.
- Будучи высоким государственным чиновником, ты должен был сжать зубы и служить дальше. Беда была, кажется, в том, что одновременно ты был главным идеологом политики гражданства?
- В последнее время я и старался не высовываться. Не выступал открыто. Правда, когда закончили выдавать визы на границе, я все же сказал на пресс-конференции, что теперь мы единственные в Европе, кто сделал такую глупость. Надеюсь, что разговоры об упрощении правил, о том, что нужно повернуться лицом к людям, в том числе и негражданам, являются серьезными и получат теперь серьезную политическую поддержку. Это всячески способствовало бы развитию общества.
ДЕСЯТЬ СОРТОВ ГРАЖДАН
По своим правам и обязанностям лица, находящиеся в Эстонии, делятся на десять категорий.
I Правопреемные граждане - имеют все права (около миллиона человек).
II Натурализованные граждане - не могут стать президентом, в известных случаях могут быть лишены гражданства (около 100 000 человек).
III Новые граждане (квазиграждане) - не могут стать президентом, не могут избирать и быть избранными в парламент, не могут служить в Силах обороны. Новыми гражданами могут стать обладатели серых паспортов и постоянно проживающие в стране нелегалы.
IV Люди с несколькими гражданствами (черная овца) - эмигранты, бежавшие на Запад, часть российских эстонцев, люди, сознательно представившие ложные данные (около 200 000 человек).
V Неграждане - с постоянным видом на жительство. Не имеют права создавать партии, заниматься торговлей оружия, иметь недвижимость у границы и на небольших островах, не нужно разрешение на работу, разрешено участие в местных выборах, разрешено проводить собрания, работать в охране, иметь огнестрельное и холодное оружие (около 300 000 человек, из них около 100 000 - граждане России, около 200 000 - обладатели серых паспортов).
VI Неграждане с временным видом на жительство - требуется разрешение на работу, не имеют права участвовать в местных выборах, не имеют права работать охранниками, не имеют права обладать огнестрельным и холодным оружием (около 20 000 человек).
VII Коренные нелегалы (около 20 000 человек).
VIII Беженцы (несколько ходатайствующих о статусе беженца).
IX Гости из-за границы:
1. без визы
2. по визе
в порядке важности:
1. бизнес
2. служебная
3. дипломатическая
4. многоразовая
5. туристическая
6. одноразовая
7. транзитная
(В Эстонии пребывают около 15 000 человек в день.)
Х Нелегалы:
1. новые нелегалы
2. нелегалы с просроченной визой
3. нарушители границы
Эти люди обладают только правами человека.
(Несколько человек)
Интервью взял
Пеэтер ЭРНИТС.
("Luup").
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий