Новый план спасения евро, принятый лидерами стран ЕС в марте, пока не дает четкого ответа, как остановить запущенный Грецией «эффект домино».
Однако из соглашений уже можно прочесть, какой сценарий развития выбран для Евросоюза и что произойдет с теми, кто попробует действовать в обход него.
Федеративные Штаты Европы
Завершившийся на прошлой неделе двухдневный саммит лидеров ЕС четко определил структуру посткризисной модели Европы - управляемая по федеративному принципу еврозона со своими центрами (Германия, Франция) и периферией ( Греция, Португалия, Испания, Италия) плюс несколько разбросанных стран-автономий. Статус «вольнодумающих» сейчас пытаются закрепить за собой Великобритания, Чехия, Швеция и Венгрия: они категорически отказались подписывать презентованный в Брюсселе «Пакт о евро». Латвия, в числе других шести стран, не входящих в еврозону, предпочла присягнуть на верность курсу Меркель-Саркози, одновременно взяв на себя ряд новых обязательств.
1. Координация социальной политики
Первоначальный вариант соглашения, предложенный Германией, содержал максимально жесткие формулировки стандартов выплаты пособий и зарплат, включая повышение пенсионного возраста до 67 лет и отказ от индексаций зарплат в соответствии с инфляцией (с 1999 года средняя стоимость труда в Германии возросла на 6%, во Франции - на 25%, в Ирландии – на 34%, в Греции – на 41%.). Под давлением евросоюзного большинства в финальной редакции непопулярные нормы словесно «размыли». Но вряд ли пожелания главного спонсора будут забыты. Еврокомиссия уже готовит пакет законодательных инициатив по пенсионной реформе. Презентовать их обещают к концу лета.
2. Гармонизация налогообложения
Хотя публично лидеры государств по-прежнему отрицают возможность выравнивания налоговых ставок, все последние идеи, обсуждаемые на уровне ЕС, указывают на высокую вероятность таких шагов. Еврокомиссия уже запустила общественное обсуждение стандартизации правил уплаты НДС. Следующим на очереди – корпоративный налог. По мнению руководства ЕС, ставка налога на прибыль не должна быть меньше 17%. В Германии она сейчас составляет 30-35%, во Франции – 33,33%, в Ирландии - 12,5%, в Болгарии и на Кипре – 10%. В Латвии подоходный налог для предприятий равен 15%, для микропредприятий – 9%.
3. Согласование национальных бюджетов и штрафы
Саммит подтвердил готовность Евросоюза ввести мониторинг в «домашних» кошельках. Отныне все страны ЕС будут обязаны в течение первых шести месяцев каждого года предоставлять в Еврокомиссию ориентиры своих фискальных перспектив, а после – прислушиваться к рекомендациям. Для латвийских политиков это означает отказ от практики подгонять график утверждения бюджетов под сроки выборов и необходимость подготовки долгосрочных стратегий.
Мотивацией для соблюдения фискальной дисциплины станет новая система санкций. Объем госдолга страны не должен превышать 60% от ВВП, размер дефицита бюджета – 3% ВВП. Тем, кто не впишется в рамки стандартов, придется откладывать на специальный беспроцентный депозит 0,2% ВВП. Эта сумма в случае неисполнения предписаний по исправлению ситуации с госдолгом будет считаться штрафом (в первом квартале 2011 года внешний долг правительства Латвии составлял 38% от ВВП, к 2013 году, по плану Минфина, он возрастет до 47%; дефицит латвийского бюджета в 2010 году достигал 7,3% от ВВП).
4. Новые расходы
Если Латвии удастся в 2014 году вступить в еврозону, помимо затрат на введение самой евровалюты в бюджет придется заложить ресурсы на взносы в новый европейский стабфонд. Для каждой страны размер вклада рассчитывали отдельно в зависимости от уровня благосостояния. Эстонии на льготных условиях разрешили вносить ежегодно по 9% от ВВП (148,8 млн. евро). В случае с Латвией применение аналогичной ставки может означать дополнительные расходы в 1,8 млрд. евро (по прогнозам Минфина, в 2013 году ВВП страны достигнет 14,5 млрд. латов).
Дополнительно Латвии, как и другим, придется считаться с удорожанием кредитов. В целях предотвращения роста инфляции в апреле Европейский Центробанк обещает повысить базовую ставку рефинансирования. Детали пока не уточняются. Но по прогнозам банковских аналитиков, EURIBOR в результате может увеличиться, как минимум, на один процентный пункт (по состоянию на 28 марта трехмесячный EURIBOR составлял 1,210%).
Кто следующий?
Удастся ли за счет всех этих мер остановить шатания еврозоны, станет понятно достаточно скоро. В кулуарах брюссельского саммита активно обсуждалось, какой объем внешней поддержки потребуется Португалии (называются цифры от 75 до 100 млрд. евро) и что произойдет, если бацилла долговой неплатежеспособности доберется до Испании – пятой по величине экономике ЕС.
Из официальной повестки наиболее значимым стало создание постоянного стабфонда «Европейский механизм стабильности». В отличие от уже действующей кассы взаимопомощи новый «котел» будет аккумулировать в себе и гарантии, и «живые деньги». Эффективная кредитная мощность заявлена как 500 млрд. евро.
Основным спонсором мероприятия по традиции станет Германия, которая возьмет на себя четверть предстоящих расходов.
Самая уязвимая часть проекта – его сроки: новый механизм появится только к середине 2013 года. К тому же он не меняет действующую, и, по мнению многих экономистов, порочную философию помощи – предоставления странам-банкротам дешевых кредитов взамен на обещания давно очевидных бюджетных реформ.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Однако из соглашений уже можно прочесть, какой сценарий развития выбран для Евросоюза и что произойдет с теми, кто попробует действовать в обход него.
Федеративные Штаты Европы
Завершившийся на прошлой неделе двухдневный саммит лидеров ЕС четко определил структуру посткризисной модели Европы - управляемая по федеративному принципу еврозона со своими центрами (Германия, Франция) и периферией ( Греция, Португалия, Испания, Италия) плюс несколько разбросанных стран-автономий. Статус «вольнодумающих» сейчас пытаются закрепить за собой Великобритания, Чехия, Швеция и Венгрия: они категорически отказались подписывать презентованный в Брюсселе «Пакт о евро». Латвия, в числе других шести стран, не входящих в еврозону, предпочла присягнуть на верность курсу Меркель-Саркози, одновременно взяв на себя ряд новых обязательств.
1. Координация социальной политики
Первоначальный вариант соглашения, предложенный Германией, содержал максимально жесткие формулировки стандартов выплаты пособий и зарплат, включая повышение пенсионного возраста до 67 лет и отказ от индексаций зарплат в соответствии с инфляцией (с 1999 года средняя стоимость труда в Германии возросла на 6%, во Франции - на 25%, в Ирландии – на 34%, в Греции – на 41%.). Под давлением евросоюзного большинства в финальной редакции непопулярные нормы словесно «размыли». Но вряд ли пожелания главного спонсора будут забыты. Еврокомиссия уже готовит пакет законодательных инициатив по пенсионной реформе. Презентовать их обещают к концу лета.
2. Гармонизация налогообложения
Хотя публично лидеры государств по-прежнему отрицают возможность выравнивания налоговых ставок, все последние идеи, обсуждаемые на уровне ЕС, указывают на высокую вероятность таких шагов. Еврокомиссия уже запустила общественное обсуждение стандартизации правил уплаты НДС. Следующим на очереди – корпоративный налог. По мнению руководства ЕС, ставка налога на прибыль не должна быть меньше 17%. В Германии она сейчас составляет 30-35%, во Франции – 33,33%, в Ирландии - 12,5%, в Болгарии и на Кипре – 10%. В Латвии подоходный налог для предприятий равен 15%, для микропредприятий – 9%.
3. Согласование национальных бюджетов и штрафы
Саммит подтвердил готовность Евросоюза ввести мониторинг в «домашних» кошельках. Отныне все страны ЕС будут обязаны в течение первых шести месяцев каждого года предоставлять в Еврокомиссию ориентиры своих фискальных перспектив, а после – прислушиваться к рекомендациям. Для латвийских политиков это означает отказ от практики подгонять график утверждения бюджетов под сроки выборов и необходимость подготовки долгосрочных стратегий.
Мотивацией для соблюдения фискальной дисциплины станет новая система санкций. Объем госдолга страны не должен превышать 60% от ВВП, размер дефицита бюджета – 3% ВВП. Тем, кто не впишется в рамки стандартов, придется откладывать на специальный беспроцентный депозит 0,2% ВВП. Эта сумма в случае неисполнения предписаний по исправлению ситуации с госдолгом будет считаться штрафом (в первом квартале 2011 года внешний долг правительства Латвии составлял 38% от ВВП, к 2013 году, по плану Минфина, он возрастет до 47%; дефицит латвийского бюджета в 2010 году достигал 7,3% от ВВП).
4. Новые расходы
Если Латвии удастся в 2014 году вступить в еврозону, помимо затрат на введение самой евровалюты в бюджет придется заложить ресурсы на взносы в новый европейский стабфонд. Для каждой страны размер вклада рассчитывали отдельно в зависимости от уровня благосостояния. Эстонии на льготных условиях разрешили вносить ежегодно по 9% от ВВП (148,8 млн. евро). В случае с Латвией применение аналогичной ставки может означать дополнительные расходы в 1,8 млрд. евро (по прогнозам Минфина, в 2013 году ВВП страны достигнет 14,5 млрд. латов).
Дополнительно Латвии, как и другим, придется считаться с удорожанием кредитов. В целях предотвращения роста инфляции в апреле Европейский Центробанк обещает повысить базовую ставку рефинансирования. Детали пока не уточняются. Но по прогнозам банковских аналитиков, EURIBOR в результате может увеличиться, как минимум, на один процентный пункт (по состоянию на 28 марта трехмесячный EURIBOR составлял 1,210%).
Кто следующий?
Удастся ли за счет всех этих мер остановить шатания еврозоны, станет понятно достаточно скоро. В кулуарах брюссельского саммита активно обсуждалось, какой объем внешней поддержки потребуется Португалии (называются цифры от 75 до 100 млрд. евро) и что произойдет, если бацилла долговой неплатежеспособности доберется до Испании – пятой по величине экономике ЕС.
Из официальной повестки наиболее значимым стало создание постоянного стабфонда «Европейский механизм стабильности». В отличие от уже действующей кассы взаимопомощи новый «котел» будет аккумулировать в себе и гарантии, и «живые деньги». Эффективная кредитная мощность заявлена как 500 млрд. евро.
Основным спонсором мероприятия по традиции станет Германия, которая возьмет на себя четверть предстоящих расходов.
Самая уязвимая часть проекта – его сроки: новый механизм появится только к середине 2013 года. К тому же он не меняет действующую, и, по мнению многих экономистов, порочную философию помощи – предоставления странам-банкротам дешевых кредитов взамен на обещания давно очевидных бюджетных реформ.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий