среда, 20 апреля 2011 г.

«Треугольник»: будущее Ида-Вирумаа зависит от умения находить общий язык

Чем Ида-Вирумаа отличается от остальных уездов Эстонии? Трансграничная торговля – это способ выжить в сложной экономической ситуации или что-то большее? Кто должен поддерживать регион – государство или местные власти? На эти и другие вопросы 18 апреля отвечали гости студии передачи «Треугольник» на канале ETV2.

О судьбе северо-восточного региона страны в студии ток-шоу «Треугольник» спорили Михаил Стальнухин, ранее занимавший пост председателя городского собрания Нарвы, а ныне представляющий интересы жителей Ида-Вирумаа в парламенте от имени фракции Центристской партии, Рейн Айдма – также депутат Рийгикогу, но входящий во фракцию Партии реформ (с 1994 по 2003 год занимал пост уездного старейшины Ида-Вирумаа), а также Артур Тооман – корреспондент портала rus.err.ee в Ида-Вирумаа.

YouTube



В чем заключается особенность Ида-Вирумаа?

Первый вопрос ведущего передачи Ильи Нартова касался особенного положения региона – чем же он все-таки отличается от остальной Эстонии?

«Одна особенность – это народонаселение. Кроме столицы такой концентрации русскоязычных нет нигде. Если в Таллине русскоговорящих – примерно 50%, то в Ида-Вирумаа - примерно 62-63%. Плюс большая концентрация крупных промышленных предприятий, которые были закрыты в кризис, оставив без работы множество людей. Так что Ида-Вирумаа - это клубок социальных проблем. Плюс ко всему, этот регион крайне мало освещается в СМИ», - перечисляет Михаил Стальнухин.

По мнению же Рейна Айдма, одна из проблем Ида-Вирумаа заключается в том, что его население постоянно сокращается: «Численность жителей Ида-Вирумаа в последнее время сократилась на 60 000 человек и, по прогнозам, в течение следующих 20 лет будет ещё уменьшаться. Причина не только в том, что люди уезжают, но и в старении населения».

По мнению же Артура Тоомана, большую роль в жизни региона играет близость крупного восточного соседа: «Стоит упомянуть, что Нарва граничит с Ивангородом и Россией в целом, что влияет экономически и отражается на мировоззрении региона. Люди там считают себя жителями Эстонии, но Россия для них – в большей степени Родина, нежели Эстония».

Гости о Кивиыли: в полное закрытие завода не верится

Когда речь зашла о планирующемся закрытии завода Kiviõli Keemiatööstuse в Кивиыли, Михаил Стальнухин сказал, что нерешаемых проблем нет, однако для разрешения данной ситуации необходимо вмешательство Министерства экономики: «Это – спор двух частных собственников, в который государство не привыкло вмешиваться. Компромисс всегда можно найти, однако здесь нужен так называемый «примиритель». Им могло бы быть Министерство экономики. У него есть рычаги».

Однако Рейн Айдма уверен, что государство уже внесло свою лепту в решение данного вопроса.

По мнению журналиста Артура Тоомана, государство проявило свое вмешательство сначала в том, что дало землю заводу, однако оно еще многое может сделать: «В регионе, где огромная безработица, люди находят не нормальную работу, а халтуры, подработки, контрабанду, закрытие завода - это плохо. Правда, я сомневаюсь, что завод закроется с первого мая. Скорее всего, какое-то решение найдется. Только вряд ли вмешается государство. /.../ Другое решение – это увеличение поставок сырья. Тогда заводу не придется закрываться и появятся рабочие места, в том числе и для шахтеров».

Рейн Айдма
Айдма о безработице в Ида-Вирумаа: государство не будет создавать рабочие места

Когда речь зашла о высоком уровне безработицы в регионе, гости в студии заметили, что для восстановления баланса необходимы инвестиции. «И они делаются», - утверждает Артур Тооман.

«Если еще в 2002 году уровень безработицы в Нарве составлял около 15%, то в 2007 году – около 4,5%. Сейчас уже снова 14%. Инвесторы очень хорошо отзываются о профессиональном уровне и дисциплине нарвских рабочих. И мы готовы вкладывать в развитие промышленных предприятий, однако есть бюрократические процедуры, которые мы не в состоянии пройти. Ходатайствовать о земле под строительство промпарка в Нарве мы начали 5 лет назад, а получили ее только в позапрошлом году», - делится Михаил Стальнухин.

«Кроме того, надо понимать, что инвестиции – это не панацея, - замечает Тооман. - Бизнесмен, делая инвестиции, думает о получении прибыли, а не о создании рабочих мест. У нас остались профессиональные кадры, но нет сферы услуг, которая дает больше всего рабочих мест».

Однако Рейн Айдма расставил точки над «i» относительно планов правящей партии: «Государство не будет создавать напрямую рабочие места. Только инфраструктуру между Йыхви и Нарвой. Многое надо сделать, но процесс надо продолжать. А что касается новых рабочих мест, то их количество будет постепенно увеличиваться, потому что технопарков уже сейчас работающих и строящихся – четыре. Что же касается бюрократии, то все должно быть аккуратно сделано. В ближайшие годы мы будем создавать предприятия на государственной земле, которые дадут не менее тысячи рабочих мест».

Однако по мнению Артура Тоомана и Михаила Стальнухина, с организацией рабочих мест в Ида-Вирумаа нужно торопиться: «Люди уже устроили свою жизнь и возвратить их на рынок труда будет невероятно сложно», - считает Артур Тооман.

Артур Тооман
Люди имеют право пользоваться близостью границы

От безработицы гости передачи плавно перешли к способам борьбы с безденежьем, распространенным среди местных жителей. Естественно, речь зашла и об очередях на границе, и о торговле российским бензином и сигаретами.

Известно, что немалое число жителей Ида-Вирумаа решают свои финансовые проблемы при помощи соседствующей России, откуда привозятся на продажу в Эстонию дешевые топливо, сигареты, алкоголь, лекарства и некоторые другие товары. Только за первые 3 месяца этого года таможенники конфисковали более 2 миллионов контрабандных сигарет и около 250 000 литров незаконно ввезенного в Эстонию топлива.

«Те, кто занимается этим профессионально, зарабатывают неплохо, - раскрывает секреты ида-вирумаасцев Артур Тооман. – Из тех, кто стоит в очереди на границе, почти каждый второй ходит за чем-то в Ивангород».

Однако Михаил Стальнухин активно защищает граждан: «95% из тех, кто ездит туда за бензином, ездят не для того, чтобы зарабатывать, а для того, чтобы экономить. На баке безработный может сэкономить около 350 крон. Они имеют право этим пользоваться», - говорит он.

«В этом вопросе есть как момент бизнеса, так и выживания, - уверен Рейн Айдма. - И такой опыт есть и в других государствах на границах – например, США и Мексика, да и другие. Однако я не вижу возможности уменьшать акцизы. Я думаю, что Россия вскоре поднимет акцизы на свое топливо. А что касается рабочих мест, то главное – это создать инфраструктуру. Чтобы люди, которые имеют деньги, пришли и инвестировали».

Кроме того, гости в студии развенчали миф и о том, что Ида-Вирумаа – это наиболее криминогенный регион Эстонии. «Из 88 смертельных случаев в прошлом году по всей Эстонии, только 2 – в Нарве. Это - стереотипы. У нас за последний год были осуждены судьи, помощник прокурора, чиновник – это люди, занимающие государственные должности, которые и создают нам криминогенный имидж», - поясняет Михаил Стальнухин.

«Вы, Михаил, тоже создаете имидж, и не всегда положительный. И ругаясь с премьер-министром, вы еще больше отдаляете регион от государства», - улыбается Артур Тооман.

«Весь Ида-Вирумаа мечтает о том, чтобы отношение было ко всем одинаковое», - поясняет свой настрой Стальнухин.

«В то же время, в прошлом году на встрече премьер-министра с предпринимателями присутствовали всего три бизнесмена. Я не понимаю такого игнорирования возможностей. Можно не любить правительство, но говорить с ними надо», - уверен Тооман.

«До простых жителей надо донести, что в коалиционном договоре единственный регион, о котором отдельно написано – это Ида-Вирумаа. В договоре есть более 50 пунктов о том, как развивать Ида-Вирумаа с помощью европейских фондов», - поясняет Рейн Айдма.

Мыза "KALVI", уезд Ида-Вирумаа.
Ида-Вирумаа спасет туризм?

Однако близость России выгодно могут использовать не только жители приграничных регионов, но и местные власти, и государство. Один из способов – это развивать туризм.

«Вначале надо договориться с Россией о пограничном договоре и тогда все заработает. Конечно, прежде чем ввести упрощенный порядок пересечения границы, надо еще много сделать. 10-12 лет назад мы высказали идею о том, что рядом с промышленностью и предпринимательством развивать в Ида-Вирумаа надо туризм – там природа, скалы, Куремяэ, озера, болота и так далее. Такого нигде в Эстонии нет, и это надо развивать. У предпринимателей много планов», - поясняет Рен Айдма.

Но, как говорит Михаил Стальнухин, реализовать эти задумки не так просто: «Надо сохранить историческую ценность города (Нарвы). Надо восстановить реставрацию бастионов. А фонды оставляют нас без финансовой поддержки и бастионы, которые важны для всей Эстонии, остаются на плечах города, - говорит он. - Если говорить о развитии в целом, то я просился на прием к Партсу, а ему нужно было две недели, чтобы встретиться с председателем горсобрания третьего по величине города Эстонии. За 4 года работы этого правительства никто из них ни разу не заходил даже в здание Горсобрания. У меня абсолютное ощущение, что на публику они готовы говорить, а выполнять – нет. В реальности у Eesti Energia забирают прибыль, деньги от продажи квот СО2, и мы должны будем за все это расплачиваться. Я был в Рийгикогу в 1995 году, в 2003 и потом я выбрал Нарву. С 2002 по 2007 год в Нарве безработица сократилась в 3,5 раза. Хотя в худшие годы она доходила до 27%. Проблемы, которые сейчас стоят перед городом, на местном уровне решить не возможно. Нас просто грабят!».

Под конец передачи Илья Нартов попросил гостей в студии дать прогноз для Ида-Вирумаа на следующие пять лет.

«Если государство не изменит закона о запрещении кредитов, то это означает восстановление инвестиционной программы и в течение двух-двух с половиной лет порядка полутора тысяч человек найдут себе работу на новых предприятиях. В течение двух лет, если звезды сложатся правильно, безработицу можно будет довести до уровня 4-5%», - уверен Михаил Стальнухин.

«В течение пяти лет безработица в Ида-Вирумаа может только уменьшаться. Я знаю очень много инвесторов, которые очень интересуются вложениями, только надо подготовить рабочие места», - говорит Рейн Айдма.

«Если все оставить как есть сейчас, то в течение пяти лет безработица сократится, но незначительно. Если местные и центральные власти начнут уделять внимание тому месту, где мы живем, то все будет лучше», - уверен Тооман.

Ещё:
"Треугольник": что и почему мешает диалогу эстонцев и неэстонцев?
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: