После вторжения в Норвегию. падения Франции и Нидерландов в мае и июне 1940 г., когда КВВС зализывали раны. Люфтваффе перебазировались на аэродромы вдоль побережья пролива, сразу же по ту сторону которого перед ними лежали цели Соединенного Королевства. Для крупномасштабных воздушных налетов с целью уничтожения Истребительного командования КВВС в рамках подготовки к операции «Морской лев» — высадки на острова — Люфтваффе задействовали силы трех воздушных флотов. Люфтфлотте III базировался на северо-западе Франции, Люфтфлотте II — на ее северо-востоке и в Нидерландах, а Люфтфлотте V — в Норвегии и в Дании.
На момент начала июля немецкие военно-воздушные силы располагали для ударов по Соединенному Королевству 2800 самолетами, включая 1300 ед. бомбардировщиков «Хейнкель» Не III, «Юнкерс» Ju 88 и «Дорнье» Dо 17, 280 пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс» Ju 87, 790 одномоторных истребителей «Мессершмитт» Bf 109, 260 штурмовиков «Мессершмитт» Вf 110 и «Юнкерс» Ju 88С и 170 самолетов-разведчиков различных типов. Из всего этого количества в состоянии полной боевой готовности находилась примерно половина. Глава Истребительного командования, главный маршал авиации сэр Хью Даудинг, разделил силы противовоздушной обороны на три группы: № 11 на юге — под началом вице-маршала авиации - Кита Парка, № 12 в Мидлендсе - под командованием вице-маршала авиации Треффорда Ли-Мэллори и № 13 на севере — под командованием вице-маршала авиации Ричарда Сола. Вскоре для прикрытия юго-западного рубежа была создана группа № 10 вице-маршала авиации Куинтина Брэнда.
Потери британцев в июльских поединках в небе составили 77 истребителей, половина пилотов которых погибла.
Пересмотр тактики Люфтваффе привел к смене приоритетов на следующем этапе боев, начавшемся в конце августа. Идя навстречу жалобам летчиков Bf 109, которые сетовали на то, что не могут должным образом продемонстрировать свои преимущества, будучи задействованными в роли сопровождения бомбардировщиков, летное руководство позволило — «Ягдгешвадер» (истребительным крыльям) вернуться к тактике «свободной охоты» над Южной Англией. Такой подход позволял им нападать на истребители КВВС во время взлета либо посадки. или же на пути домой с опустошенными после боен зарядными коробками.
Данная фаза, вне сомнения, с полным основанием рассматривалась Люфтваффе как наиболее успешная, и подобный подход позволил бы быстро сломить сопротивление обороны, если бы немцы действовали последовательно. Однако, раздраженный постоянным ростом потерь, Геринг приказал переключиться с КВВС на атаки против британского гражданского населения, что выразилось в массированном налете на восточную часть Лондона но второй половине дня 7 сентября.
Решение Геринга стало поворотным пунктом во всей кампании. поскольку переориентировка и смена ее задач вызвали ослабление натиска на истребительную авиацию, предоставив так необходимую ей передышку. В ходе массированных дневных налетов на Лондон, особенно 15 сентября, и Юго-Восточную Англию в конце месяца немцы понесли тяжелый урон. Британским летчикам-истребителям больше не приходилось сражаться над своими аэродромами, что давало возможность сосредоточиться на армадах, открыто рвущихся в направлении того или иного города.
Именно в то время особо остро выявились противоречия в тактических приоритетах между Парком и Ли-Мэллори, поскольку первый выступал за применение отдельных эскадрилий (из-за нехватки времени на юге для сбора более крупных сил), а второй — за использование целых истребительных крыльев. И того и другого можно считать до известной степени правым, так как все зависело от конкретных условий, в которых обоим этим командирам приходилось действовать. Достаточно сказать, что, получив уведомление о приближении неприятеля заблаговременно. Парк и сам старался бросить в бой одновременно две или три эскадрильи. В то же время случалось, что тактика крыльев Ли-Мэллори должным образом не срабатывала из-за потери времени, требовавшегося на сосредоточение большого количества сил. Дневные бои в ходе битвы за Британию обошлись Люфтваффе всего в 2020 потерянных самолетов, а также более чем в 5200 членов летных экипажей, погибших либо пропавших без вести. Тем не менее, хотя британцы могли с полным правом считать, что битва за Британию завершилась их решительной победой, данное обстоятельство не означало окончания налетов, которые производились далее под покровом темноты (с иными результатами).
Победа в дневной фазе битвы за Британию далась очень дорогой ценой. Многим ключевым летным полям был нанесен настолько сильный ущерб, что от оперативного их применения пришлось временно отказаться. Цена была высока и в плане потерь среди экипажей — более 500 чел. пришлось занести в списки погибших или пропавших без вести, между тем по состоянию на последний день битвы (31 октября) Истребительное командование насчитывало в своем составе на восемь фронтовых эскадрилий больше, чем на первый день, а летное пополнение из школ прибываю по сравнению с июлем удвоенными темпами, чтобы оказаться достойным славных традиций, о которых вовек не забудет благодарная страна, обязанная своим спасением доблести 3030 авиаторов.
Все 96 серий
Ещё:
Вторая мировая война - День за Днём СЕРИЯ 12: Бегство из Дюнкерка
День за Днём СЕРИЯ 11: Прорыв под Седаном 2
День за Днём СЕРИЯ 9-10: Прорыв под Седаном
День за Днём СЕРИЯ 7-8: Сражение за Финляндию 2
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий