вторник, 2 августа 2011 г.

Вторая мировая война - День за Днём СЕРИИ 13-14: Небеса славы. Битва за Британию

КВВС пользовались определенного рода преимуществом,
поскольку вели бои над своей территорией. Британский летчик,
благополучно покинув самолет с парашютом, обычно быстро
возвращался в строй, тогда как немецкий экипаж попадал в плен,
а немецкий самолет, совершив вынужденную посадку,
становился объектом изучения разведки. Как бы там ни было,
беспощадная кампания по уничтожению инфраструктуры фронтовых
аэродромов КВВС начала к концу августа приносить очевидные плоды.
Тем временем части немецкой армии с большим энтузиазмом
готовились к амфибийной высадке.
22 июля 1940 г. немецкая армия готовится к вторжению в Британию, однако прежде чем сухопутные силы смогут высадиться и закончить войну еще одним эффектным блицкригом, Люфтваффе предстоит добиться господства в воздухе.

После вторжения в Норвегию. падения Франции и Нидерландов в мае и июне 1940 г., когда КВВС зализывали раны. Люфтваффе перебазировались на аэродромы вдоль побережья пролива, сразу же по ту сторону которого перед ними лежали цели Соединенного Королевства. Для крупномасштабных воздушных налетов с целью уничтожения Истребительного командования КВВС в рамках подготовки к операции «Морской лев» — высадки на острова — Люфтваффе задействовали силы трех воздушных флотов. Люфтфлотте III базировался на северо-западе Франции, Люфтфлотте II — на ее северо-востоке и в Нидерландах, а Люфтфлотте V — в Норвегии и в Дании.

На момент начала июля немецкие военно-воздушные силы располагали для ударов по Соединенному Королевству 2800 самолетами, включая 1300 ед. бомбардировщиков «Хейнкель» Не III, «Юнкерс» Ju 88 и «Дорнье» Dо 17, 280 пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс» Ju 87, 790 одномоторных истребителей «Мессершмитт» Bf 109, 260 штурмовиков «Мессершмитт» Вf 110 и «Юнкерс» Ju 88С и 170 самолетов-разведчиков различных типов. Из всего этого количества в состоянии полной боевой готовности находилась примерно половина. Глава Истребительного командования, главный маршал авиации сэр Хью Даудинг, разделил силы противовоздушной обороны на три группы: № 11 на юге — под началом вице-маршала авиации - Кита Парка, № 12 в Мидлендсе - под командованием вице-маршала авиации Треффорда Ли-Мэллори и № 13 на севере — под командованием вице-маршала авиации Ричарда Сола. Вскоре для прикрытия юго-западного рубежа была создана группа № 10 вице-маршала авиации Куинтина Брэнда.

Битва за Британию стартовала в августе 1940 г. серией немецких воздушных налетов на
курсировавшие у побережья Соединенного Королевства суда и на порты Ла-Манша.
11 августа Люфтваффе приступили к налетам на объекты в удалении от берега,
сосредоточив усилия на передовых летных полях и жизненно важных радарных установках.
Темпы кампании нарастали до тех пор, пока в середине августа Люфтваффе не довели
количество ежедневных боевых вылетов до 1800. Безопасность Соединенного Королевства
всецело зависела от молодых летчиков, численность которых все убывала
В начале июля 1940 г. Даудинг располагал всего 640 истребителями, среди которых насчитываются 347 ед. «Хокер Харрикейн», 199 «Сьюпермарин Спитфайр», 69 ночных истребителей «Бристоль Бленхейм» и 25 «Бултон Пол Дифайент». Немногим более половины этого количества дислоцировалось на юге, где ключевые аэродромы Бигтин- Хилл, Кенли, Кройдон, Хорнчерч, Мэнтстон и Тангмер образовывали оборонительный рубеж, прикрывавший Лондон и устье Темзы. Для предварительного оповещения на южном и восточном побережьях разметили сеть радарных установок, способных засечь приближающегося противника на дистанции около 150 км. Немецкие налеты в июле, нацеленные в основном на прибрежное судоходство на юге, заставили британских летчиков поднапрячь силы — им приходилось осуществлять постоянное патрулирование над конвоями до тех пор, пока не стала ясна немецкая тактика, после чего в эскадрильи поступили приказы без острой необходимости не вступать в боевые соприкосновения с вражескими истребителями.

Потери британцев в июльских поединках в небе составили 77 истребителей, половина пилотов которых погибла.

Этот - Сьюпермарин Спитфайр Мк IIА принадлежал
скуодрон-лидеру Д. Финли в ту пору, когда 41-я эскадрилья
базировалась в Хорнчерче в декабре 1940 г. Главный
маршал авиации Даудинг не сдался перед настоятельными
требованиями послать свои "Спитфайры" сражаться
в небе Франции, вследствие чего сберег наиболее
современные истребители для предстоящих битв.
Главный удар 8 августа получат достойный отпор со стороны эскадрилий Парка, пилоты которого быстро разобрались в слабостях неповоротливых «Юнкерсов» Ju 87 и «Мессершмиттов» Bf 110 и нашли эффективную тактику для борьбы с ними. Появление крупных формирований «Мессершмиттов» Bf109, по большинству показателей превосходивших «Харрикейны», вынуждало британские службы управления воздушными боями вызывать против вражеских истребителей, в тех случаях, когда оказывалось возможным, «Спитфайры», тогда как «Харрикейны» могли атаковать более тихоходные и уязвимые бомбардировщики. Тем временем рейды стали проводиться на все большее расстояние в глубь территории Британии, а 15 августа Люфтфлотте V попытался напасть на объекты в Северной Англии, однако понес столь тяжелые потери, что подобного рода налеты в рамках битвы за Британию больше не повторялись.

Пересмотр тактики Люфтваффе привел к смене приоритетов на следующем этапе боев, начавшемся в конце августа. Идя навстречу жалобам летчиков Bf 109, которые сетовали на то, что не могут должным образом продемонстрировать свои преимущества, будучи задействованными в роли сопровождения бомбардировщиков, летное руководство позволило — «Ягдгешвадер» (истребительным крыльям) вернуться к тактике «свободной охоты» над Южной Англией. Такой подход позволял им нападать на истребители КВВС во время взлета либо посадки. или же на пути домой с опустошенными после боен зарядными коробками.

Данная фаза, вне сомнения, с полным основанием рассматривалась Люфтваффе как наиболее успешная, и подобный подход позволил бы быстро сломить сопротивление обороны, если бы немцы действовали последовательно. Однако, раздраженный постоянным ростом потерь, Геринг приказал переключиться с КВВС на атаки против британского гражданского населения, что выразилось в массированном налете на восточную часть Лондона но второй половине дня 7 сентября.

Рейды Люфтваффе на Британию осуществлялись тремя
основными типами бомбардировщиков: "Хейнкель" Не 111Н-3,
"Дорнье" D 17 и "Юнкерс" Ju 88. «Хейнкель» Не 111 представлял
собой весьма успешный средний бомбардировщик, которому
пришлось нести службу до самого конца войны. К счастью для
Британии, Люфтваффе не смогли вовремя разработать и
внедрить в широкое производство 4-моторные тяжелые
бомбардировщики.
Поворотный пункт

Решение Геринга стало поворотным пунктом во всей кампании. поскольку переориентировка и смена ее задач вызвали ослабление натиска на истребительную авиацию, предоставив так необходимую ей передышку. В ходе массированных дневных налетов на Лондон, особенно 15 сентября, и Юго-Восточную Англию в конце месяца немцы понесли тяжелый урон. Британским летчикам-истребителям больше не приходилось сражаться над своими аэродромами, что давало возможность сосредоточиться на армадах, открыто рвущихся в направлении того или иного города.

Именно в то время особо остро выявились противоречия в тактических приоритетах между Парком и Ли-Мэллори, поскольку первый выступал за применение отдельных эскадрилий (из-за нехватки времени на юге для сбора более крупных сил), а второй — за использование целых истребительных крыльев. И того и другого можно считать до известной степени правым, так как все зависело от конкретных условий, в которых обоим этим командирам приходилось действовать. Достаточно сказать, что, получив уведомление о приближении неприятеля заблаговременно. Парк и сам старался бросить в бой одновременно две или три эскадрильи. В то же время случалось, что тактика крыльев Ли-Мэллори должным образом не срабатывала из-за потери времени, требовавшегося на сосредоточение большого количества сил. Дневные бои в ходе битвы за Британию обошлись Люфтваффе всего в 2020 потерянных самолетов, а также более чем в 5200 членов летных экипажей, погибших либо пропавших без вести. Тем не менее, хотя британцы могли с полным правом считать, что битва за Британию завершилась их решительной победой, данное обстоятельство не означало окончания налетов, которые производились далее под покровом темноты (с иными результатами).

Победа в дневной фазе битвы за Британию далась очень дорогой ценой. Многим ключевым летным полям был нанесен настолько сильный ущерб, что от оперативного их применения пришлось временно отказаться. Цена была высока и в плане потерь среди экипажей — более 500 чел. пришлось занести в списки погибших или пропавших без вести, между тем по состоянию на последний день битвы (31 октября) Истребительное командование насчитывало в своем составе на восемь фронтовых эскадрилий больше, чем на первый день, а летное пополнение из школ прибываю по сравнению с июлем удвоенными темпами, чтобы оказаться достойным славных традиций, о которых вовек не забудет благодарная страна, обязанная своим спасением доблести 3030 авиаторов.








Все 96 серий

Ещё:
Вторая мировая война - День за Днём СЕРИЯ 12: Бегство из Дюнкерка
День за Днём СЕРИЯ 11: Прорыв под Седаном 2
День за Днём СЕРИЯ 9-10: Прорыв под Седаном
День за Днём СЕРИЯ 7-8: Сражение за Финляндию 2
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: