вторник, 8 ноября 2011 г.

Вторая мировая война - День за Днём СЕРИЯ 65: Десанты под Анцио

Десантные транспорты-амфибии DUKW (прозванный "Уткой" трехосный плавучий грузовик боевой массой около 9 т) под огнем немецкой артиллерии в процессе доставки снабжения войскам, ведущим оборонительные бои на плацдарме в Анцио. Высадка стала полной неожиданностью для противника, однако нерешительность союзнического командования привела к потере важных преимуществ.
«Кит на суше»

Начинало казаться, что итальянская кампания зашла в тупик. Это побудило союзников провести еoе одну амфибийную операцию по высадке войск в районе Анцио, примерно в 30 км к юго-востоку от Рима.

В январе 1944 г. союзнические армии в Италии подступили к «линии Густава», уходившей одним концом к Ортоне на Адриатическом побережье. Они очутились перед Монте-Кассино, скоро ставшей камнем преткновения для американской 5-й армии генерал-лейтенанта Марка Кларка и британской 8-й армии (находившейся на тот момент под командованием генерал-лейтенанта сэра Оливера Лиза). Рим. который еще три месяца назад представлялся близкой и легкой целью, все никак не давался в руки, а беспрестанные фронтальные штурмы, которые потребовались союзническим армиям, чтобы продвинуться вверх по итальянскому полуострову, обошлись им очень дорого, и не только в смысле потерь в живой силе и технике, но и в плане утраты боевого духа.

Требовалось нечто новое, и Уинстон Черчилль представлял себе это так: «хук» — боковой удар с моря по немецкой обороне, — который выразится в яростном штурме, прорыве, нацеленном на создание хаоса в тылу у противника. Чтобы связать боями как можно большее количество немецких войск, обе армии — 5-я и 8-я — на широком фронте развернут наступление на оборонительные рубежи «линии Густава», и, если удастся достигнуть внезапности и сосредоточить на берегу в результате высадки действительно крупные силы, последние смогут осуществить стремительный прорыв и проложить себе путь через западную часть полуострова.

Вооруженный 88-мм пушкой, установленной в неподвижной броневой
рубке, PzJg "Тигр" («Панцерегер Тигр»), известный еще как "Элефант"
(он же «Фердинанд»), представлял собой отличную противотанковую
САУ, обладавшую высокой ударной мощью, однако страдавшую
от недостаточной броневой защиты. Эту подбитую в бою машину
бросили отступающие немцы.
После полудня 21 января 1943 г. 243 судна разного тоннажа и класса отправились из бухты Неаполя и под чистым и ясным небом вышли к берегу по обеим сторонам от Анцио и соседнего с ним Неттуно. Союзнические самолеты уже в течение нескольких дней обрабатывали немецкие аэродромы, лишив Люфтваффе возможности подняться в небо и атаковать десант, тогда как бомбардировки судовой артиллерии союзников отвлекали внимание фельдмаршала Атьберта Кессельринга и подчиненных ему командиров на другие участки. Около полуночи первые корабли появились в виду побережья, солдаты погрузились на десантные судна и отчалили к итальянскому берегу. Ко всеобщему удивлению, никто и нигде не встретил никакого противодействия. К вечеру 22 января 90 процентов сил десанта — что-то более 45 ООО чел. и 3000 единиц техники — находилось на суше, британские части слева уже овладели берегом реки Молетта, а американцы справа — линией канала Муссолини. Потерь, можно сказать, не было — как не было ни выстрела со стороны противника. Войска изготовились к броску — горы Альбани, а затем и сам Вечный город Рим ждали завоевателей.

Наиболее упорная и последовательная акция с целью сбросить
союзнические войска в море стартовала 3 февраля. 16-го числа
этого месяца LXXVI танковый корпус сошелся в ближнем бою
с американской 45-й дивизией, у немцев действовали две
мотопехотные дивизии и одна танковая дивизия, в состав
которой входило по батальону средних танков -Пантера» и
тяжелых танков "Тигр".
Осторожность битых

К несчастью, не львы вели в битву львов. Кларк, командующий 5-й армией, части которой задействовались в операции, еще не забыл горького опыта Салерно, а генерал-майор Джон П.Лукас, командир американского VI корпуса и офицер, командующий войсками на плацдарме под Анцио, не испытывал воодушевления по поводу порученного ему задания, он вообще не горел желанием идти в бой. По поводу своего 54-го дня рождения как раз в том месяце он написал: «Боюсь, годы не прошли для меня даром. Я чувствую на себе груз каждого из них!» Одним словом, не было никого, кто смог бы возглавить операцию, требовавшую воображения, воли и готовности идти на риск.

В результате, когда передовые части выполнили первые задачи, им вместо приказа продолжить продвижение велели остановиться и ждать «наращивания сил». Процесс консолидации войск на плацдарме действительно шел полным ходом. К 28 января там находилось уже 70 000 чел. при 27 000 тоннах материалов, 508 орудиях и 237 танках, однако никто не давал им отмашки броситься в «яростный штурм», вместо этого они стояли и ждали вражеской атаки.

Одна из отличительных черт немецких сухопутных войск во время
2-й мировой войны заключалась в изумительной способности быстро
создать эффективный оборонительный рубеж всюду, где только
предоставлялась возможность.
Учитывая, что вражескими войсками командовал Кессельринг и подобные ему офицеры, утрата инициативы грозила обернуться катастрофой. Высадка застала немецкое командование врасплох и вызвала настоящий шок, но только на несколько часов. Профессионализм оставался профессионализмом, и скоро он породил у немцев презрение к дилетантству союзнического командира, который так нелепо растрачивал имевшиеся в его распоряжении преимущества. Очень быстро танковые и панцергренадерские (мотопехотные) дивизии огородили плацдарм в Анцио «железным забором».

Не более чем за неделю немцы подтянули восемь дивизий, которые заняли позиции, позволявшие их артиллерии простреливать весь район. Артиллерийский парк в конце концов пополнился «Анцио Анни» («Анни из-под Анцио»), парочкой 280-мм стволов К5Е на железнодорожных платформах — орудий, которые обстреливали Анцио 255-кг снарядами с позиций на расстоянии 30 км в Монти-Альбани (горах Альбани). Поначалу Кессельринг намеревался полностью уничтожить плацдарм, однако, хотя у союзнических командиров не хватало «пороху» осуществить прорыв, у них достало решимости держаться там, где они находились. Начался обмен болезненными ударами и контрударами, в какой-то момент показалось, что немцы вот-вот выйдут к морю и расколют плацдарм надвое, однако союзники от-разили натиск врага контр-атакой и в следующие не-сколько суток отбросили его на исходные позиции.

Так или иначе обеим сторонам скоро пришлось признать, что положение сложилось патовое — день за днем шли ожесточенные бои, а погода лишь усугубляла и без того тяжелое положение. Некая передышка наступила в первых числах марта, хотя кровь продолжала литься почти беспрестанно, но на протяжении остальной части месяца, а также в апреле и большую часть мая на плацдарме полыхала битва на истощение, очень напоминавшая ту, что велась на Западном фронте в 1917 г. В мае союзники развернули крупное наступление на «линии Густава», 17 мая польские войска овладели Монте-Кассино, а 25 мая, через четыре месяца после выемки под Анцио, передовые дозоры обеих группировок союзников пожимали друг другу руки к северу от Террачины — основные силы 5-й армии осуществили соединение с VI корпусом.

Давно уже немецкой армии не случалось провести строем пленных перед объективами камер и фотоаппаратов. Здесь колонна военнопленных марширует мимо памятника Виктору Эммануилу II. Обратите внимание на солдата, который выражает протест против происходящего единственным доступным в данной ситуации способом.
Весь этот эпизод войны ни в коем случае нельзя представить как успех союзников, Черчилль, пожалуй, подытожил ситуацию лучше, чем кто бы то ни было: «Мы думали, что выпустили на берег дикую кошку. А в действительности получили кита на суше!»

Хронология

Высадка союзнических десантов в районе Анцио преследовала цель вывести из тупика итальянскую кампанию. Случилось нечто противоположное — союзнические войска, прижатые на узком береговом плацдарме, несли тяжелые потери под огнем атакующего противника.

1944 г.

22 января. Американский VI корпус под командованием генерал-майора Джона Лукаса приступает к операции «Шингл». Войска высаживаются и сосредоточиваются на 25-км полосе итальянского побережья, в 50 км южнее Рима, у Анцио и Неттуно. Высадки проходят в условиях практически полного отсутствия вражеского противодействия. К полуночи на плацдарм в районе Аниио доставлено примерно 50 ООО союзнических солдат и около 3100 единиц техники, потери составляют 13 погибших и 97 раненых.

Британский офицер рассматривает в бинокль местность на
передовой а Италии. Сложный ландшафт в этой стране создавал
союзникам не меньше трудностей при продвижении, чем
противодействие немцев. Италия с ее горными грядами, узкими
равнинами на побережье и множеством рек и речушек - страна
идеальная для обороны, позволяющая воздвигать на пути
наступающих один надежный заслон за другим.
23 января. Вместо того чтобы немедленно продвигаться дальше от берега, Лукас приходит к решению консолидироваться на плацдарме под Анцпо. В течение двух суток союзники не трогаются с места, позволяя немцам сосредоточить силы для контратаки. Генерал-полковник фон Макензен принимает командование только что созданной немецкой 14-й армией со штаб-квартирой всего менее чем в 50 км к западу от Рима. Пускаясь во все тяжкие, он наспех формирует четыре дивизии, численность его войск постоянно растет за счет поступления подкреплений и переформирования частей. Самолеты Люфтваффе приступают к нанесению чувствительных ударов с воздуха.

28 января. Фон Макензен передислоцирует несколько немецких частей, чтобы набрать шесть дивизий для переброски под Анцио. Американская 1-я бронетанковая дивизия овладевает городом Априлия, в 15 км к северу от плацдарма Анцио, однако терпит неудачи повсюду в районе Цистерны. Фельдмаршал Кессельринг, главнокомандующий войсками Германии в Италии, получает директиву от Гитлера с наказом сражаться до тех пор, пока последний вражеский солдат не покинет берега.

30 января. Потери союзников превышают 5000 чел.

31 января. Фон Макензен использует восемь дивизий для оказания противодействия союзникам под Анцио.

Британские и американские солдаты вместе на плацдарме под Анцио.
Только 13 солдат из союзнического контингента в 50 ООО чел.
погибли при первых высадках в районе Анцио, подорвавшись на минах.
12 февраля. Уинстон Черчилль пишет сэру Гарольду Александеру, главнокомандующему союзническими войсками в Италии, сетуя: «Я надеялся увидеть, как дикая кошка неистовствует в горах. И что же нахожу? Кита, беспомощно барахтающегося на берегу!»

16—20 февраля. Подстегиваемые директивой фюрера, Кессельринг и фон Макензен разворачивают мощную контратаку против войск пол Аниио, оттесняя союзнические силы более чем на 5 км. Однако союзники, располагающие своевременными данными разведки от «Ультра» и значительной огневой мощью, успешно обороняют периметр Аниио. Немцы теряют около 5500 чел.

22 февраля. Генерал-майора Джона Лукаса сменяет генерал-майор Лютен Траскотт.

29 февраля. По причине неприемлемых потерь фон Макензен дает отбой всем наступательным действиям в районе Аниио. Почти на три месяца столкновение приобретает характер кровавой и изматывающей войны на истощение, так как немцы переходят к тактике осады.

23 мая. После успеха союзников на юге, на фронте в районе Кассино, американскому VI корпусу удается прорваться с плацдарма под Анцио и продвинуться к горам Альбани.

25 мая. Войска ах1ериканского VI корпуса соединяются с частями американского II корпуса, наступающего на север итальянского «сапога» в направлении Рима.

Британские солдаты вминаются в землю в узком и неглубоком окопчике, надеясь найти спасение от немецких бомб и снарядов. По состоянию на 3 февраля, немцы перебросили к плацдарму в район Анцио свыше 70 ООО чел. и принялись обстреливать крошечную полоску земли со сгрудившимися на ней частями противника из танковых и артиллерийских орудий. Только массированный огонь из всех видов тяжелого вооружения помог союзникам выстоять.
Международные события 1944 г.

27 января. Советские войска решительно прорывают немецкие рубежи окружения вокруг Ленинграда. Сталин объявляет об окончании 900-дневной блокады.

30 января. Американские силы на Тихоокеанском ТВД приступают к операции «Флинтлок» — акции по овладению и освобождению от японского присутствия Маршалловых островов. Около 85 ООО солдат и офицеров высажено на берег атолла Маджуро с моря.

15 февраля. Старинный бенедиктинский монастырь на Монте-Кассино, в Италии, сравнивается с землей в результате союзнических бомбардировок. Союзники убеждены, что немцы используют расположенную на вершине горы обитель в военных целях.

4 марта. Американские бомбардировщики вслед за британскими самолетами приступают к бомбардировкам Берлина. Участники рейдов пользуются постоянным эскортом истребителей Р-38 "Лайтнинг" и Р-51 «Мустанг», способных преодолеть 1900 км пути благодаря устанавливаемым под плоскостями дополнительным топливным бакам.

8—11 марта. Британские и американские войска в Бирме добиваются значительных успехов, тесня японцев в ходе нескольких наступательных акций. Японцы отвечают операцией «У-го» в Северной Бирме, нацеленной на овладение центром тылового снабжения и коммуникаций противника в Импале.

30 марта. Раздраженный успехами русских на Украине, Гитлер отстраняет от должностей фельдмаршалов фон Манштейна и фон Клейста. Манштейн больше других спорит с Гитлером, не соглашаясь с его убежденностью в отношении того, что немецкие солдаты не имеют права отступать.

6 апреля. Наступление японцев — операция «У-го» под Импалом — останавливается.

18 мая. Обороняемый немцами монастырь Монте-Кассино в конечном итоге переходит в руки союзников. Кровопролитное сражение за этот объект дорого обходится обеим сторонам — участницам конфликта.

31 мая. Союзнические бомбардировщики приступают к подготовительным налетам на цели на французском побережье — приближается дата начала высадки десантов в Нормандии.





Все 96 серий

Ещё:.
День за Днём СЕРИЯ 64: Прорыв под Кассино
День за Днём СЕРИЯ 63: «Большая неделя»
День за Днём СЕРИИ 61-62: Битва за Атлантику
День за Днём СЕРИИ 59-60: Операция «Хаски»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: