воскресенье, 11 января 2015 г.

ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Издатель: Рийгикогу
Вид акта: закон
Вид текста: полный текст
Дата вступления редакции в силу: 01.01.2015
Дата окончания действия редакции:
Отметка об опубликовании: RT I, 21.06.2014, 57

ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Принят 28 июня 2004 года RT I 2004, 56, 403 В силе с 01.03.2005
Изменения внесены следующими нормативно-правовыми актами

ПринятиеОпубликованиеВступление в силу
15.06.2005RT I 2005, 39, 30801.01.2006
07.12.2006RT I 2006, 58, 43901.01.2007
13.12.2006RT I 2007, 2, 701.02.2007
21.11.2007RT I 2007, 67, 41328.12.2007
10.12.2008RT I 2008, 59, 33001.01.2009
03.12.2008RT I 2009, 1, 101.01.2010
16.12.2009RT I 2009, 67, 46001.01.2010
27.01.2011RT I, 23.02.2011, 301.01.2012
17.02.2011RT I, 14.03.2011, 218.06.2011
17.02.2011RT I, 14.03.2011, 324.03.2011
07.12.2011RT I, 28.12.2011, 101.01.2012
13.03.2013RT I, 22.03.2013, 901.04.2013, частично 01.01.2014
28.03.2013RT I, 18.04.2013, 228.04.2013
19.02.2014RT I, 13.03.2014, 401.07.2014
07.05.2014RT I, 21.05.2014, 101.01.2015, частично 31.05.2014
12.06.2014RT I, 21.06.2014, 1101.07.2014
19.06.2014RT I, 29.06.2014, 109 01.07.2014, на основании части 4 статьи 1073 Закона о
Правительстве Республики заменены наименования должностей министров.

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера регулирования закона


Закон предусматривает виды гарантируемой государством юридической помощи, а также условия и порядок ее получения.

Статья 2. Цель закона

Целью закона является обеспечение своевременной и достаточной для всех лиц доступности компетентных и надежных юридических услуг.

Статья 3. Применение Закона об административном производстве

К предусмотренному законом административному производству применяются положения Закона об административном производстве с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Статья 4. Государственная юридическая помощь

(1) Государственная юридическая помощь — это предоставление физическим и юридическим лицам за счет государства юридических услуг на основаниях и в порядке, установленных настоящим Законом.
(2) Государственная юридическая помощь на основании настоящего Закона предоставляется физическим и юридическим лицам в связи с ведением производства в эстонских судах, административных органах либо иным способом при защите прав указанных лиц, принятие решений по которым входит в компетенцию эстонских судов, если главой 7 настоящего Закона не предусмотрено иное.
(3) Видами государственной юридической помощи являются:
1) защита по назначению в уголовном производстве;
2) представление лиц в досудебном производстве по уголовным делам и в суде;
3) защита лиц во внесудебном производстве по делам о проступках и в суде;
4) представление лиц в досудебном производстве по гражданским делам и в суде;
5) представление лиц в административном судопроизводстве;
6) представление лиц в административном производстве;
7) представление лиц в исполнительном производстве;
71) представление лица в процедуре возобновления производства по вновь открывшимся обстоятельствам;
(RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010)
8) составление юридических документов;
9) иное юридическое консультирование и представление лиц по иным вопросам.

Статья 5. Лица, предоставляющие государственную юридическую помощь

(1) Государственную юридическую помощь предоставляют адвокаты на основании Закона об адвокатуре с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
(2) Лица, содержащие адвокатские бюро, обеспечивают в часы работы названных бюро бесплатное разъяснение лицам, нуждающимся в государственной юридической помощи, оснований и порядка получения предусмотренной настоящим Законом государственной юридической помощи.

Глава 2 ОСНОВАНИЯ И СПОСОБЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Статья 6. Лица, имеющие право на получение государственной юридической помощи

(I) Государственную юридическую помощь вправе получать физические лица, которые нуждаются в юридической помощи, но в силу своего материального положения не могут оплатить компетентные юридические услуги либо могут оплатить их только частично или в рассрочку, либо материальное положение которых после оплаты юридических услуг не позволит им обеспечить себе элементарное проживание.
(II) Государственная юридическая помощь предоставляется физическим лицам, местожительство которых во время подачи заявления о предоставлении юридической помощи находится на территории Эстонской Республики или какого-либо иного государства - члена
Европейского Союза, либо которые являются гражданами Эстонской Республики или какого-либо иного государства - члена Европейского Союза, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи. Местожительство в значении настоящего Закона определяется исходя из статьи 59 постановления Совета ЕС № 44/2001 о юрисдикции, признании и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам. Другим физическим лицам предоставляется юридическая помощь только в случаях, когда это следует из обязательных для Эстонии международных договоров.
[RT I, 18.04.2013, 2 - в силе с 28.04.2013]
(2) В уголовном производстве государственную юридическую помощь получают, независимо от своего материального положения, подозреваемые или обвиняемые физические лица, которые не избрали защитника по договоренности, за исключением случаев, указанных в статье 441 и части 5 статьи 227 Уголовного процессуального кодекса, и участие защитника по уголовным делам которых является по закону обязательным, либо которые ходатайствуют об участии защитника. В судебном производстве по делам о проступках государственную юридическую помощь получают, независимо от своего материального положения, физические лица, в отношении которых ведется производство и которые не избрали защитника по договоренности, однако участие защитника по делам о проступках которых является по закону обязательным.
[RT I, 21.06.2014, 11 - в силе с 01.07.2014]
(3) Государственную юридическую помощь на основаниях и в порядке, установленных настоящим Законом, могут для достижения своих уставных целей получать неплатежеспособные некоммерческие объединения и фонды, которые включены в перечень некоммерческих объединений и фондов, пользующихся льготами по подоходному налогу, или приравнены к ним, и которые ходатайствуют о получении государственной юридической помощи в сфере охраны окружающей среды или защиты прав потребителей, либо если существует иной доминирующий публичный интерес для предоставления государственной юридической помощи в целях предотвращения возможного причинения вреда защищенным законом правам многих людей.
(4) В уголовном производстве государственную юридическую помощь получают подозреваемые или обвиняемые юридические лица, которые не избрали защитника по договоренности, за исключением случаев, указанных в статье 441 и части 5 статьи 227 Уголовного процессуального кодекса, однако участие защитника по уголовным делам которых является по закону обязательным, либо которые ходатайствуют об участии защитника. В судебном производстве по делам о проступках государственную юридическую помощь получают юридические лица, в отношении которых ведется производство и которые не избрали защитника по договоренности, однако участие защитника по делам о проступках которых является по закону обязательным.
[RT I, 21.06.2014, 11 - в силе с 01.07.2014] 5
(5) В процедуре возобновления производства по вновь открывшимся обстоятельствам государственная юридическая помощь предоставляется физическим лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, независимо от вида дела.
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010]

Статья 7. Основания для отказа в предоставлении государственной юридической помощи

(1) Государственная юридическая помощь не предоставляется, если:
1) ходатайствующий сам в состоянии защищать свои права;
2) ходатайствующий не может обладать правом, для защиты которого он ходатайствует о предоставлении юридической помощи;
3) ходатайствующий способен покрыть расходы на юридические услуги за счет имеющегося у него имущества, а также имущества, которое может быть реализовано без особых затруднений, за исключением имущества, указанного в части 2 статьи 14 настоящего Закона;
4) расходы на юридические услуги предположительно не превысят двукратный среднемесячный доход ходатайствующего, исчисленный на основании среднемесячного дохода за предшествующие подаче ходатайства четыре месяца, за вычетом налогов, платежей по принудительному страхованию, и сумм, предусмотренных для исполнения вытекающих из закона обязанностей по содержанию иждивенцев, а также разумных расходов на жилище и транспорт;
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010]
5) возможности ходатайствующего защитить свои интересы, исходя из конкретных обстоятельств, явно недостаточны;
6) соответствующее ходатайство подается в связи с предъявлением требования о возмещении неимущественного вреда, и в отношении дела отсутствует настоятельный публичный интерес; [RT I 2005, 39, 308 - в силе с 01.01.2006]
7) спор связан с предпринимательской деятельностью ходатайствующего и не причиняет вред его правам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
8) соответствующее ходатайство подается для защиты товарного знака, патента, полезной модели, промышленного образца или топологии интегральных микросхем либо иной формы интеллектуальной собственности, за исключением прав, вытекающих из Закона об авторском праве;
9) соответствующее ходатайство подается в связи с делом, в отношении которого ходатайствующий имеет явный общий интерес с лицом, не имеющим права на получение государственной юридической помощи;
10) соответствующее ходатайство подается для защиты переданного ходатайствующему права и имеются основания предполагать, что данное право передано ходатайствующему с целью получения государственной юридической помощи;
11) предоставление юридических услуг гарантировано ходатайствующему на основании договора страхования расходов на юридическую помощь или договора принудительного страхования;
12) возможная польза для ходатайствующего в связи с данным делом неразумно мала по сравнению с предполагаемыми расходами государства на предоставление юридической помощи.
(11) Государственная юридическая помощь для процедуры возобновления производства по вновь открывшимся обстоятельствам не предоставляется не только по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, а также в случае, если в ходатайстве о государственной юридической помощи не указаны основания возобновления производства по вновь открывшимся обстоятельствам или из указанной процедуры возобновления производства по вновь открывшимся обстоятельствам явствует, что у заявителя явно мало возможностей для защиты своих прав, или если пропущен срок подачи заявления о возобновлении производства по вновь открывшимся обстоятельствам. Государственный суд не должен обосновывать отказ в предоставлении государственной юридической помощи.
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010]
(2) В предоставлении государственной юридической помощи не может быть отказано на указанном в части 1 настоящей статьи основании, если ходатайство о предоставлении юридической помощи подается в случае, указанном в части 2 статьи 6 настоящего Закона. В предоставлении государственной юридической помощи не может быть отказано на основании пункта 1, 2, 5-10 или 12 части 1 настоящей статьи, если ходатайство о предоставлении юридической помощи подается в случае, указанном в части 4 статьи 6 настоящего Закона.
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010] 3
(3) Государственная юридическая помощь может предоставляться без установленного пунктом 1 части 1 настоящей статьи ограничения, если помощь адвоката явно необходима для
правильного разрешения дела в целях обеспечения равенства сторон или с учетом сложности дела.

Статья 8. Способы предоставления государственной юридической помощи

Государственная юридическая помощь предоставляется одним из следующих способов:
1) предоставление юридической помощи без возложения обязанности по возмещению платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление;
2) предоставление юридической помощи с возложением обязанности полного или частичного возмещения платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление разовым платежом;
3) предоставление юридической помощи с возложением обязанности полного или частичного возмещения платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление в рассрочку.

Глава 3 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Статья 9. Ходатайство о предоставлении государственной юридической помощи

(1) Решение о предоставлении государственной юридической помощи принимается на основании ходатайства лица.
(2) [Часть недействительна - RT I 2008, 59, 330 - в силе с 01.01.2009]

Статья 10. Подача ходатайства о предоставлении государственной юридической помощи

(1) Ходатайство о предоставлении государственной юридической помощи лицу как участнику процесса по гражданскому или административному делу либо по делу о проступке подается в суд, который ведет производство по делу или к компетенции которого может относиться ведение производства по данному делу.
(2) Если ходатайствующий желает получить государственную юридическую помощь для составления искового заявления, заявления в неисковом производстве либо жалобы в административном судопроизводстве или производстве по делу о проступке, то он подает ходатайство в суд, к компетенции которого относится рассмотрение искового заявления, заявления о неисковом производстве или жалобы.
(3) Ходатайство о предоставлении государственной юридической помощи в виде представления лица в досудебном производстве по гражданскому делу, административном производстве или внесудебном производстве по делу о проступке, составления юридического документа, получения иной консультации либо иного представления лица в юридических вопросах подается в уездный суд по месту жительства или нахождения ходатайствующего, либо по предполагаемому месту предоставления юридических услуг. Если ходатайствующий о предоставлении государственной юридической помощи не имеет местожительства в Эстонии, то он может подать ходатайство также в уездный суд, в районе деятельности которого он пребывает. 4
(4) Если участие защитника не является обязательным в рамках всего уголовного производства и подозреваемый не избрал себе защитника, но изъявляет желание об участии защитника, то он подает ходатайство о предоставлении государственной юридической помощи в следственный орган или в прокуратуру.
(5) Если лицо ходатайствует о предоставлении государственной юридической помощи в уголовном производстве как потерпевший, гражданский ответчик или третье лицо, то решение о предоставлении ему государственной юридической помощи принимает суд, ведущий производство по делу, а в досудебном производстве по уголовному делу — уездный суд, к компетенции которого может относиться ведение производства по уголовному делу.
[RT I 2007, 2, 7 - в силе с 01.02.2007]
(51) Если лицо ходатайствует о государственной юридической помощи для процедуры возобновления производства по вновь открывшимся обстоятельствам, то решение об оказании ему государственной юридической помощи принимает Государственный суд. Ходатайство о государственной юридической помощи может подаваться в Государственный суд без посредничества адвоката.
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010]
(6) Ходатайство о предоставлении государственной юридической помощи в виде представления лица в исполнительном производстве подается в суд, к компетенции которого может относиться рассмотрение жалобы на действия судебного исполнителя, ведущего исполнительное производство.
(7) Если ходатайство подано в суд, к компетенции которого в данном случае не относится принятие решения о предоставлении государственной юридической помощи, то суд немедленно направляет ходатайство по принадлежности, о чем уведомляет ходатайствующего.
(8) Суд или иное учреждение, указанное в частях 1-6 настоящей статьи, является также учреждением, принимающим ходатайства о предоставлении процессуальной помощи по смыслу директивы Совета ЕС 2003/8/ЕС в случаях трансграничных споров, которое устанавливает для таких споров единые минимальные правила, касающиеся юридической помощи (Официальный журнал ЕС L 026, 31.01.2003, стр. 41-47), в значении статьи 14. От ходатайствующего нельзя требовать легализации ходатайства или его официального заверения иным способом.

Статья 11. Предоставление государственной юридической помощи в случае обязательного участия защитника

(1) Подозреваемый — физическое лицо, участие защитника по уголовному делу которого обязательно согласно статье 45 Уголовного процессуального кодекса, и который не избрал защитника по договоренности, не обязан подавать ходатайство о предоставлении государственной юридической помощи по данному уголовному делу. 2
(2) В судебном производстве по делу о проступке физическое лицо, в отношении которого ведется производство, не обязано подавать ходатайство о предоставлении государственной юридической помощи по делу о проступке которого участие защитника обязательно согласно части 3 статьи 19 Деликтно-процессуального кодекса и которое не избрало защитника по договоренности.

Статья 12. Форма ходатайства и содержащиеся в нем данные

(1) В ходатайстве о предоставлении государственной юридической помощи указываются:
1) имя, адрес и номера средств связи, личный код, а в случае его отсутствия дата рождения ходатайствующего или регистрационный код ходатайствующего - юридического лица;
2) описание проблемы, для разрешения которой подается ходатайство о предоставлении государственной юридической помощи;
3) вид государственной юридической помощи, указанный в части 3 статьи 4 или в статье 34 настоящего Закона, о предоставлении которого подается ходатайство;
4) обоснование причины, по которой получение государственной юридической помощи необходимо для защиты прав ходатайствующего;
5) польза для ходатайствующего, которую он может получить в связи с данным делом;
6) имя лица, оказывающего государственную юридическую помощь, от которого ходатайствующий желает получить юридическую услугу, если ходатайствующий имеет согласие адвоката на предоставление ему государственной юридической помощи по данному делу;
7) язык, на котором ходатайствующий может общаться с лицом, оказывающим государственную юридическую помощь;
8) [пункт недействителен - RT I 2008, 59, 330 - в силе с 01.01.2009]
9) иные относящиеся к делу сведения.
(2) Если ходатайство подано не в рамках судебного производства и из ходатайства не явствует, для получения какого вида государственной юридической помощи из числа указанных в части 3 статьи 4 настоящего Закона подается ходатайство, то ходатайство считается поданным для получения государственной юридической помощи в виде иного юридического консультирования лица.
(3) Типовая форма ходатайства о предоставлении государственной юридической помощи и перечень указываемых в нем сведений устанавливаются постановлением отвечающего за данную сферу министра; к типовой форме ходатайства должен быть обеспечен свободный доступ на сайте Министерства юстиции, а также во всех судах и адвокатских бюро.
(4) Ходатайство о назначении защитника, поданное физическим лицом, являющимся подозреваемым в уголовном производстве, должно содержать как минимум данные, указанные в пунктах 1 и 7 части 1 настоящей статьи, и ссылку на уголовное дело, по которому подается ходатайство об участии адвоката.
(5) Ходатайство о предоставлении государственной юридической помощи подается на эстонском языке. Ходатайство может быть представлено также на английском языке, если о юридической помощи ходатайствует физическое лицо, которое имеет местожительство в каком-либо другом государстве - члене Европейского Союза или является гражданином какого-либо другого государства - члена Европейского Союза, или юридическое лицо, которое имеет местонахождение в каком-либо другом государстве - члене Европейского Союза. Ходатайство, поданное в суд на ином языке, возвращается.
[RT I 2005, 39, 308 - в силе с 01.01.2006]

Статья 13. Документы, прилагаемые к ходатайству

(1) Физическое лицо, ходатайствующее о предоставлении государственной юридической помощи, прилагает к ходатайству надлежащим образом оформленную и подписанную им справку о своем материальном положении, а по возможности также иные свидетельства, характеризующие указанное положение. Лицо, являющееся подозреваемым в уголовном производстве, при подаче ходатайства о назначении ему защитника не обязано представлять справку о своем материальном положении.
(2) Лицо, которое не имеет местожительства в Эстонии, прилагает к ходатайству справку компетентного учреждения страны проживания о доходах самого лица и членов его семьи за последние три года. В случае невозможности представления справки по не зависящим от ходатайствующего причинам решение относительно предоставления государственной юридической помощи может быть принято без представления указанной справки. 3
(3) Справка о материальном положении лица, ходатайствующего о предоставлении государственной юридической помощи, представляется в письменной форме на эстонском
языке. На условиях, установленных частью 5 статьи 12 настоящего Закона, справка может быть представлена также на английском языке.
(4) Перечень данных, указываемых в справке о материальном положении ходатайствующего, и типовая форма справки устанавливаются постановлением отвечающего за данную сферу министра. К типовой форме должен быть обеспечен свободный доступ на сайте Министерства юстиции, а также во всех судах и адвокатских бюро. Отвечающий за данную сферу министр может устанавливать также требования к документам, представляемым ходатайствующими в обоснование ходатайства.
(5) Юридическое лицо, ходатайствующее о предоставлении государственной юридической помощи, прилагает к ходатайству соответствующую требованиям закона и предоставленную в регистр копию договора об учреждении или решения об учреждении, копию зарегистрированного устава, копию регистрационной карты, а также заверенную копию годового отчета за прошедший хозяйственный год.
(6) Если лицо, ходатайствующее о предоставлении государственной юридической помощи, имеет согласие адвоката на предоставление ему государственной юридической помощи по данному делу и желает получить от этого адвоката юридическую услугу, то к ходатайству прилагается подтверждение согласия адвоката или же ходатайство подается через соответствующее адвокатское бюро.

[RT I 2005, 39, 308 - в силе с 01.01.2006]

Статья 14. Оценка материального положения ходатайствующего

(1) Материальное положение ходатайствующего оценивается с учетом его имущества и доходов, а также имущества и доходов проживающих совместно с ним членов семьи, количества лиц, находящихся на его иждивении, разумных расходов на жилище и иных существенных обстоятельств.
(2) При оценке материального положения ходатайствующего не учитывается принадлежащее ему имущество, на которое по закону не может быть обращено взыскание. В расчет не принимаются также принадлежащее ходатайствующему и постоянно используемое им и проживающими совместно с ним членами семьи жилище, а также необходимые транспортные средства, если их количество и стоимость находятся в справедливом соотношении с количеством членов семьи, потребностью в транспорте и доходами.
(3) Если лицо ходатайствует о предоставлении государственной юридической помощи с целью предъявления требования к проживающему совместно с ним члену семьи, то при оценке материального положения ходатайствующего не учитываются доходы указанного члена семьи и принадлежащее ему имущество.
(4) Налогово-таможенный департамент представляет по требованию суда справку о доходах лица, ходатайствующего о предоставлении государственной юридической помощи, и членов его семьи за последний год или справку об отсутствии указанных данных. Форма справки устанавливается постановлением отвечающего за данную сферу министра.
(5) Суд может требовать от лица, ходатайствующего о предоставлении государственной юридической помощи, либо других лиц или учреждений, в том числе кредитных учреждений, информацию о материальном положении или платежеспособности ходатайствующего и проживающих совместно с ним членов семьи. Ответ на запрос должен быть дан в течение назначенного судом срока. 6
(6) Если податель ходатайства не представил в течение назначенного судом срока обоснованные данные о своем семейном и материальном положении или не ответил на
заданные вопросы либо сделал это в недостаточной мере, то суд не назначает предоставление юридической помощи в объеме, который не был обоснован.
[RT I 2005, 39, 308 - в силе с 01.01.2006]

Статья 15. Принятие решения о предоставлении государственной юридической помощи

(1) Ходатайство о предоставлении государственной юридической помощи, поданное в ходе судебного производства, разрешается постановлением ведущего производство по делу суда в порядке, предусмотренном процессуальным законом.
(2) Уездный или административный суд принимает решение о предоставлении государственной юридической помощи на основании ходатайства, поданного не в рамках судебного производства, одним из предусмотренных статьей 8 настоящего Закона способов в порядке неискового производства, установленного Гражданским процессуальным кодексом. В суде вопросы предоставления государственной юридической помощи может решать помощник судьи.
[RT I 2005, 39, 308 - в силе с 01.01.2006]
(3) Решение по вопросу о предоставлении государственной юридической помощи подозреваемому или обвиняемому в производстве по уголовному делу принимает суд, прокуратура или следственный орган путем вынесения соответствующего постановления. При назначении защитника во всех случаях уголовного производства и в случаях обязательного участия защитника в производстве по делам о проступках ходатайствующему предоставляется государственная юридическая помощь без определения предусмотренного статьей 8 настоящего Закона способа ее предоставления, а возмещение платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление производится в порядке, установленном процессуальным кодексом.
[RT I, 14.03.2011, 3 - в силе с 24.03.2011]
(4) При необходимости суд, прокуратура или следственный орган назначает срок предоставления государственной юридической помощи.
(5) В постановлении о предоставлении государственной юридической помощи устанавливается соответствующий статье 8 настоящего Закона способ предоставления государственной юридической помощи и обязанность получателя государственной юридической помощи по возмещению в соответствии со статьей 16 настоящего Закона. Копия постановления высылается Эстонской Адвокатуре (далее - адвокатура).
[RT I, 21.05.2014, 1 - в силе с 31.05.2014]
(51) Порядок высылки Адвокатуре постановления о предоставлении государственной юридической помощи с помощью информационной системы производства по электронному досье (далее - система электронного досье) устанавливается постановлением отвечающего за данную сферу министра.
[RT I, 21.05.2014, 1 - в силе с 31.05.2014]
(6) Следственные органы и прокуратура представляют ежегодно к 1 апреля отвечающему за данную сферу министру отчет о предоставлении государственной юридической помощи за предыдущий календарный год. Форма отчета утверждается постановлением отвечающего за данную сферу министра. 7
(7) Если ходатайство о предоставлении государственной юридической помощи было направлено в суд или другое учреждение компетентным для направления ходатайств о предоставлении юридической помощи учреждением какого-либо государства - члена Европейского Союза, то копия постановления, принятого по ходатайству о предоставлении юридической помощи, высылается также этому учреждению.
[RT I 2005, 39, 308 - в силе с 01.01.2006]
(8) На постановление о предоставлении государственной юридической помощи или об отказе в этом может быть подана частная жалоба в порядке, предусмотренном законами, регулирующими судопроизводство.
[RT I 2005, 39, 308 - в силе с 01.01.2006]

Статья 16. Установление обязанности получателя государственной юридической помощи по ее возмещению

(1) В случае предоставления лицу государственной юридической помощи с возложением обязанности частичного или полного возмещения платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление соответствующая обязанность лица устанавливается пропорционально их размеру или, при возможности, в виде конкретной суммы, и принимается решение об уплате возмещения разовым платежом или в рассрочку.
(2) Объем обязанности получателя государственной юридической помощи по возмещению и порядок возмещения определяются судом на основании обстоятельств, указанных в частях 1-3 статьи 14 или части 5 статьи 13 настоящего Закона, с учетом характера дела, вида испрашиваемой государственной юридической помощи и предполагаемого времени предоставления помощи.
(3) Если лицу предоставляется государственная юридическая помощь с возложением обязанности возмещения платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление разовым платежом, то суд по возможности определяет также срок возмещения.
(4) Если лицу предоставляется государственная юридическая помощь с возложением обязанности возмещения платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление в рассрочку, то суд по возможности определяет также размер частичных платежей и сроки их уплаты.
(5) При предоставлении государственной юридической помощи с возложением обязанности полного или частичного возмещения платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление разовым платежом или в рассрочку суд может обязать получателя государственной юридической помощи произвести предоплату в счет полного или частичного исполнения его обязанности по их возмещению. В случае отказа от внесения предоплаты государственная юридическая помощь лицу не предоставляется.

Статья 17. Непрерывность предоставления государственной юридической помощи

(1) За лицом, получавшим государственную юридическую помощь, сохраняется право на ее получение в случае возникновения в деле необходимости в каком-либо другом виде юридической помощи, предусмотренном частью 3 статьи 4 настоящего Закона, если назначенный ранее адвокат продолжает оказывать лицу государственную юридическую помощь, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. Суд, следственный орган или прокуратура, принявшие решение о предоставлении государственной юридической помощи, могут по ходатайству оказывающего названную помощь адвоката или по собственной инициативе в любое время в установленном настоящим Законом порядке оценить вновь неизменность предусмотренных настоящим Законом оснований для предоставления ходатайствующему государственной юридической помощи, и в случае отпадения таких оснований прекратить ее предоставление данному лицу.
[RT I, 21.06.2014, 11 - в силе с 01.07.2014] 2
(2) Если лицу предоставлена государственная юридическая помощь в уголовном производстве, которое прекращается ввиду отсутствия в деле признаков преступления, и вместо уголовного
производства возбуждается производство по делу о проступке, то лицо должно для дальнейшего получения государственной юридической помощи подать в течение 10 дней в установленном настоящим Законом порядке ходатайство о предоставлении государственной юридической помощи согласно части 3 статьи 10 настоящего Закона. До разрешения судом ходатайства назначенный ранее адвокат продолжает предоставлять лицу государственную юридическую помощь по данному делу.
[RT I, 21.06.2014, 11 - в силе с 01.07.2014]
(3) Право лица, получавшего в судебном производстве в качестве участника процесса государственную юридическую помощь, на получение названной помощи распространяется также на производство по обжалованию или принудительному исполнению судебного решения, вынесенного по данному делу.
(4) Суд, ведущий производство по делу, или суд, к компетенции которого может относиться ведение производства по жалобе на действия судебного исполнителя, ведущего исполнительное производство, может по собственной инициативе в любой стадии производства в установленном настоящим Законом порядке оценить вновь неизменность предусмотренных настоящим Законом оснований для предоставления ходатайствующему государственной юридической помощи и в случае отпадения таких оснований прекратить ее предоставление данному лицу. Суд должен проверить все предпосылки предоставления государственной юридической помощи, если ходатайство о предоставлении государственной юридической помощи касается представления лица в исполнительном производстве, и оно подано по истечении более одного года со дня вступления в законную силу решения, принятого в производстве по делу.
(5) При проведении указанной в частях 1 и 4 настоящей статьи новой оценки суд вправе при необходимости потребовать от получателя государственной юридической помощи представления новой справки о его материальном положении и запросить в Налоговотаможенном департаменте, кредитных учреждениях и у иных лиц или учреждений данные о материальном положении или платежеспособности получателя государственной юридической помощи либо членов его семьи.
(6) При прекращении предоставления государственной юридической помощи на основании частей 1 и 4 настоящей статьи адвокат, который оказывал государственную юридическую помощь, освобождается от обязанности предоставления юридической помощи и суд на основании ходатайства адвоката определяет размер причитающегося ему вознаграждения за оказание государственной юридической помощи и пределы возмещения расходов на ее предоставление. Одновременно суд в предусмотренном статьей 25 настоящего Закона порядке устанавливает обязанность получателя государственной юридической помощи по полному или частичному возмещению государству суммы, причитающейся адвокату.
(7) Суд или иной компетентный орган может приостановить уплату частичных платежей, назначенных в порядке предоставления государственной юридической помощи, либо изменить размер платежей и срок их уплаты в порядке, установленном статьей 188 Гражданского процессуального кодекса. При прекращении предоставления процессуальной помощи следует руководствоваться положениями статьи 189 Гражданского процессуального кодекса.
[RT I 2005, 39, 308 - в силе с 01.01.2006]

Статья 18. Назначение лица, оказывающего государственную юридическую помощь

[RT I, 21.06.2014, 11 - в силе с 01.07.2014] 1
(1) Адвокатура на основании постановления суда, прокуратуры или следственного учреждения незамедлительно назначает адвоката, предоставляющего государственную юридическую помощь. Назначенный Адвокатурой адвокат обязуется незамедлительно приступить к оказанию государственной юридической помощи и организовать свою деятельность таким
образом, чтобы у него имелась возможность своевременно участвовать в процессуальных действиях.
[RT I, 21.06.2014, 11 - в силе с 01.07.2014]
(11) Порядок представления ходатайств суда, прокуратуры или следственного учреждения в адвокатуру посредством системы электронного досье устанавливается постановлением отвечающего за данную сферу министра.
[RT I, 21.05.2014, 1 - в силе с 31.05.2014]
(2) Суд, прокуратура или следственное учреждения не имеют права договариваться с адвокатом относительно оказания государственной юридической помощи и назначать адвоката, оказывающего государственную юридическую помощь.
[RT I, 21.06.2014, 11 - в силе с 01.07.2014]
(3) При оказании государственной юридической помощи полномочия адвоката на представление или защиту получателя государственной юридической помощи подтверждает заверение адвоката относительно того, что он назначен оказывать государственную юридическую помощь. В случае сомнения можно потребовать подтверждение назначения адвоката у адвокатуры.
[RT I, 21.06.2014, 11 - в силе с 01.07.2014]

Статья 181. Информационная система о государственной юридической помощи

(1) Информационная система о государственной юридической помощи — это банк данных, относящийся к государственной информационной системе, который ведется для организации предоставления государственной юридической помощи и преследует следующие цели:
1) электронное управление данными для назначения лица, предоставляющего государственную юридическую помощь;
[RT I, 22.03.2013, 9 - в силе с 01.04.2013]
11) электронное управление внесением платы и возмещением расходов на оказание государственной юридической помощи;
[RT I, 22.03.2013, 9 - в силе с 01.04.2013]
2) обеспечение доступности в электронном виде данных о членах адвокатуры;
3) обеспечение оперативного доступа к услугам государственной юридической помощи;
4) получение статистических обзоров предоставления услуг государственной юридической помощи. 2
(2) Ответственным обработчиком информационной системы о государственной юридической помощи является Эстонская адвокатура. Положение об информационной системе о государственной юридической помощи устанавливается правлением Эстонской адвокатуры.
[RT I, 14.03.2011, 3 - в силе с 24.03.2011]

Статья 19. Отказ адвоката от оказания государственной юридической помощи

(1) Если адвокат в порядке оказания государственной юридической помощи приступил к оказанию юридической услуги, то он обязан делать это до окончательного разрешения дела, если иное не установлено законом. Если получатель государственной юридической помощи ходатайствует о защите интереса, противоречащего закону, или если заявленное требование получателя государственной юридической помощи не основано на законе, или если отсутствует процессуальная возможность защищать права и интересы получателя государственной юридической помощи, то оказание государственной юридической помощи ограничивается тем, что адвокат в письменной форме обосновывает указанные обстоятельства получателю государственной юридической помощи.
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010]
(2) Адвокат не может оказывать лицу государственную юридическую помощь, и обязан отказаться от оказания юридической услуги либо немедленно прекратить начатые действия по оказанию юридической услуги при наличии обстоятельства, указанного в части 4 статьи 44 Закона об адвокатуре, а также в случае, если интересы самого адвоката, его супруга или близкого родственника либо близкого родственника его супруга в том же деле противоречат интересам получателя государственной юридической помощи.
(3) Адвокат с согласия правления адвокатуры может прекратить оказание государственной юридической помощи на основании, указанном в части 5 статьи 44 Закона об адвокатуре, или в том случае, если он в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 45 Закона об адвокатуре, будет освобожден от обязанности хранить профессиональную тайну. Если получатель государственной юридической помощи не виновен в прекращении оказания государственной юридической помощи или если участие адвоката в процессе согласно закону обязательно, то правление адвокатуры незамедлительно назначает нового адвоката, оказывающего государственную юридическую помощь.
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010]
(4) В случае прекращения адвокатом оказания юридической услуги на основании части 2 настоящей статьи, если он, приступая к оказанию юридической услуги, знал или должен был знать об обстоятельствах, исключающих возможность ее оказания, то вознаграждение за оказание государственной юридической помощи адвокату не выплачивается.
(5) Если адвокат прекращает оказание юридической услуги на основании части 3 настоящей статьи, то вознаграждение за оказание государственной юридической помощи выплачивается ему по объему выполненной работы. Это вознаграждение включается в счет обязанности получателя государственной юридической помощи по возмещению. Получатель государственной юридической помощи не освобождается от возмещения суммы платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление, которые связанны с оказанием юридической услуги, прекращенной на основании части 3 настоящей статьи.

Статья 20. Замена лица, оказывающего государственную юридическую помощь

(1) По соглашению между адвокатом, оказывающим государственную юридическую помощь, и получателем государственной юридической помощи, к оказанию лицу государственной юридической помощи по тому же делу может приступить другой адвокат, который согласен с передачей ему обязанности по оказанию государственной юридической помощи. Новое лицо, оказывающее государственную юридическую помощь, назначается на основании ходатайства суда, прокуратуры или следственного учреждения в порядке, предусмотренном статьей 18 настоящего Закона. В этом случае суд, прокуратура или следственное учреждение принимает решение о размерах платы за оказание государственной юридической помощи и расходов на ее предоставление, возмещаемых лицу, ранее оказывавшему государственную юридическую помощь.
[RT I, 21.06.2014, 11 - в силе с 01.07.2014]
(2) Если лицо, оказывающее государственную юридическую помощь, не имеет в соответствии с настоящим Законом возможности продолжать оказание юридической услуги получателю государственной юридической помощи, то оно подает в суд, прокуратуру или следственное учреждение ходатайство о назначении нового лица, оказывающего государственную юридическую помощь. Новое лицо, оказывающее государственную юридическую помощь, назначается в порядке, предусмотренном статьей 18 настоящего Закона.
[RT I, 21.06.2014, 11 - в силе с 01.07.2014] 3
(3) В случае исключения, отчисления из адвокатуры адвоката, оказывающего государственную юридическую помощь, приостановления его профессиональной деятельности, долговременной нетрудоспособности или смерти, а также в иных, предусмотренных законом случаях,
адвокатура на основании ходатайства лица, оказывавшего ранее государственную юридическую помощь, или на основании постановления суда, прокуратуры или следственного учреждения, либо по собственной инициативе, назначает новое лицо, оказывающее государственную юридическую помощь, в порядке, предусмотренном статьей 18 настоящего Закона.
[RT I, 21.06.2014, 11 - в силе с 01.07.2014]
(31) Суд по ходатайству лица, получающего государственную юридическую помощь, или по собственной инициативе постановлением отстраняет адвоката от оказания государственной юридической помощи, если адвокат проявил некомпетентность или халатность. Суд может предварительно потребовать от получателя государственной помощи и адвоката представить разъяснения. Суд направляет постановление об отстранении адвоката от оказания государственной юридической помощи в адвокатуру для возбуждения производства суда чести и, при необходимости, для назначения нового лица, оказывающего государственную юридическую помощь.
[RT I, 21.06.2014, 11 - в силе с 01.07.2014]
(4) В случае замены лица, оказывающего государственную юридическую помощь, новое лицо продолжает оказание юридической услуги с момента прекращения ее оказания лицом, ранее оказывавшим государственную юридическую помощь. Лицу, ранее оказывавшему государственную юридическую помощь, выплачивается вознаграждение за оказание государственной юридической помощи по объему выполненной работы, и возмещаются понесенные им расходы на предоставление государственной юридической помощи.

Глава 4 ВЫПЛАТА АДВОКАТУ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ НА ЕЕ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ

Статья 21. Плата за государственную юридическую помощь и расходы на ее предоставление

(1) Плата за государственную юридическую помощь — это вознаграждение, выплачиваемое адвокату за оказание государственной юридической помощи.
(2) Расходы на предоставление государственной юридической помощи — это необходимые расходы, понесенные адвокатом или содержателем адвокатского бюро в связи с оказанием адвокатом государственной юридической помощи. 3
(3) Основы исчисления размера платы за государственную юридическую помощь, порядок ее оплаты и ее ставки, а также размеры и порядок возмещения расходов, сопутствующих оказанию государственной юридической помощи (далее - порядок оплаты вознаграждений и возмещения расходов) устанавливается правлением адвокатуры на каждый бюджетный год с учетом размера выделенных на это средств и предполагаемого объема государственной юридической помощи. Правление адвокатуры может в течение бюджетного года изменять основы исчисления, порядок оплаты и ставки выплачиваемой за оказание государственной юридической помощи платы, а также объем и порядок возмещения расходов. Правление адвокатуры устанавливает ставки платы и объем возмещения расходов из расчета, позволяющего обеспечить государственную юридическую помощь до конца бюджетного года. Адвокатура обязана обеспечивать надлежащее и непрерывное оказание государственной юридической помощи и в том случае, если выделенных из государственного бюджета денег не хватит до окончания бюджетного года.
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010]
(31) Правление адвокатуры публикует основы исчисления, порядок выплаты и ставки вознаграждений, выплачиваемых за оказание государственной юридической помощи, а также размер и порядок возмещения расходов, сопутствующих оказанию государственной юридической помощи на веб-сайте адвокатуры не позднее, чем за 15 дней до их вступления в силу. Правление адвокатуры также направляет указанный выше порядок оплаты вознаграждений и ставки платы до их вступления в силу судам, центральным учреждениям следственных органов и прокуратуры.
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010]
(32) Если государственный бюджет не принят на начало бюджетного года, то Министерство юстиции ежемесячно до принятия государственного бюджета выделяет адвокатуре на покрытие платы и расходов на государственную юридическую помощь одну двенадцатую от размера соответствующего бюджетного расхода за прошлый год.
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010]
(33) Документы для определения возмещения расходов и размера платы за предоставление государственной юридической помощи предоставляются в порядке, установленном постановлением отвечающего за данную сферу министра с помощью системы электронного досье.
[RT I, 22.03.2013, 9 - в силе с 01.01.2014]
(4) В отношении предоставления государственной юридической помощи не применяется предусмотренное частью 1 статьи 45 Закона об адвокатуре требование о конфиденциальности сведений, касающихся обращения к адвокату и размера уплаченного за юридическую услугу вознаграждения.

Статья 22. Определение размера платы за государственную юридическую помощь и пределов возмещения расходов на государственную юридическую помощь

(1) Для определения размера платы за государственную юридическую помощь и объемов возмещения расходов на ее предоставление адвокат подает в суд, следственное учреждение или прокуратуру, принявшие решение о предоставлении государственной юридической помощи, ходатайство, в котором указываются:
1) плата, подлежащая оплате на основании порядка оплаты вознаграждений и возмещения расходов, указанного в части 3 статьи 21 настоящего Закона, и понесенные необходимые расходы, подлежащие возмещению, вместе с описанием хода исчисления с учетом положений части 5 настоящей статьи;
2) обоснованные действия, совершенные в ходе оказания государственной юридической помощи, обоснованное время, потребовавшееся на их совершение, дата совершения каждого действия, а также время начала и окончания каждого действия, если плата за государственную юридическую помощь исчисляется как повременная плата;
3) обоснованные действия, совершенные в ходе оказания государственной юридической помощи, а также дата совершения каждого действия, если плата за государственную юридическую помощь исчисляется как сводная плата;
4) обоснования необходимости и обоснованности времени, затраченного на оказание государственной юридической помощи, совершенных действий и понесенных расходов.
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010]
(2) К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие несение расходов адвокатом или содержателем адвокатского бюро, если суд, следственные учреждения или прокуратура не могут проверить несение расходов электронным путем.
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010] 3
(3) Адвокат представляет указанное в части 1 настоящей статьи ходатайство в конце досудебного производства и в каждой судебной инстанции в конце производства, или как
минимум по истечении трех месяцев со дня разрешения последнего ходатайства, поданного для определения размера платы и размера возмещения расходов за государственную юридическую помощь. При оказании государственной юридической помощи в исполнительном производстве, составлении юридического документа или при юридическом консультировании лица либо его представлении иным способом ходатайство подается после окончания оказания юридической помощи.
[RT I 2009, 67, 460 - в силе с 01.01.2010]
(4) Форма ходатайства, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, устанавливается правлением адвокатуры. Адвокат обязан представлять ходатайство, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, электронным способом, за исключением случаев и порядка, предусмотренных отвечающим за данную сферу министром. Отвечающий за данную сферу министр вправе установить конкретные требования и порядок в отношении условий и способа подачи ходатайств.
[RT I, 14.03.2011, 3 - в силе с 24.03.2011]
(5) Адвокат обязан использовать форму ходатайства и соблюдать порядок его подачи. Ходатайство оставляется без рассмотрения, если для определения размера платы за государственную юридическую помощь и пределы возмещения расходов не подается ходатайство надлежащей формы, в ходатайстве не указаны все сведения, требующиеся в соответствии с частью 1 настоящей статьи, или если ходатайство не подается в установленном порядке.
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010]
(6) Размер платы за государственную юридическую помощь и пределы возмещения расходов на государственную юридическую помощь определяются на основании порядка оплаты вознаграждений и возмещения расходов, указанного в части 3 статьи 21 настоящего Закона, который действовал на момент времени совершения действия, являющегося основанием уплаты соответствующего вознаграждения или возмещения расхода, если иное не установлено правлением адвокатуры.
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010]
(7) Суд, следственное учреждение или прокуратура, принявшие решение об оказании государственной юридической помощи, проверяют правильность и обоснованность поданного адвокатом ходатайства, а также на основании ходатайства адвоката определяют обоснованное время, затраченное на оказание государственной юридической помощи, обоснованные действия, совершенные для оказания государственной юридической помощи, а также обоснованную плату, подлежащую оплате адвокату за оказание государственной юридической помощи, подлежащие возмещению необходимые расходы, понесенные при оказании государственной юридической помощи. Указанное выше определяется на основании ходатайства адвоката в конце досудебного производства и в каждой судебной инстанции в конце производства, или как минимум по истечении трех месяцев со дня разрешения последнего ходатайства, поданного для определения размера платы и размера возмещения расходов за государственную юридическую помощь. Для определения предусмотренного в настоящей части суд, следственное учреждение или прокуратура могут потребовать у адвоката представления дополнительных разъяснений и документов.
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010]

Статья 23. Порядок определения размера платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление 1

(1) При предоставлении государственной юридической помощи в ходе судебного производства суд, ведущий производство по делу, определяет размер платы за государственную юридическую помощь и расходы на ее предоставление в вынесенном по делу решении суда или постановлении о прекращении производства или передает их для определения с соблюдением
порядка определения процессуальных расходов, установленного Гражданским процессуальным кодексом.
(2) Вне судебного производства уездный либо административный суд определяет размер платы за государственную юридическую помощь и расходы на ее предоставление с соблюдением порядка определения процессуальных расходов, установленного Гражданским процессуальным кодексом.
[RT I, 21.05.2014, 1 - в силе с 01.01.2015]
(3) Следственный орган или прокуратура определяет размер платы за государственную юридическую помощь и расходы на ее предоставление с соблюдением порядка, предусмотренного Уголовным процессуальным кодексом.

Статья 24. Уплата платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление

(1) Оплату вознаграждения за оказание государственной юридической помощи и расходов на государственную юридическую помощь адвокату на основании судебного акта, постановления следственного учреждения или прокуратуры организует адвокатура. Правление адвокатуры обязуется при наличии сомнений проверять обоснованность платы и расходов. Адвокатура имеет право требовать от адвоката, получателя государственной юридической помощи, суда, следственного учреждения и прокуратуры разъяснений для оценки обоснованности платы и расходов на государственную юридическую помощь, а также знакомиться с материалами дела. Судебный акт, постановление следственного учреждения или прокуратуры не освобождает адвоката от ответственности за представление фальсифицированных или нечетко обоснованных данных в ходатайстве об определении размера платы за государственную юридическую помощь и пределов возмещения расходов на государственную юридическую помощь.
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010]
(2) Адвокат не вправе требовать вознаграждения за оказание государственной юридической помощи от лица, которому он оказал в данном деле юридическую услугу.

Глава 5 ВОЗМЕЩЕНИЕ ПЛАТЫ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ И РАСХОДОВ НА ЕЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ

Статья 25. Возмещение платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление

(1) После окончания оказания лицу юридической услуги суд с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 23 настоящего Закона, определяет обязанность получателя государственной юридической помощи по полному или частичному возмещению государству выплачиваемых адвокату вознаграждения и расходов до их обоснованного и необходимого предела.
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010]
(2) Конкретный объем обязанности получателя государственной юридической помощи по возмещению и детальный порядок возмещения определяются судом при принятии решения о предоставлении государственной юридической помощи с учетом объема определенных согласно статье 16 настоящего Закона обязанности возмещения и порядка возмещения, а также затребованной от него предоплаты. 3
(3) В случае существенного изменения материального положения или платежеспособности получателя государственной юридической помощи суд по ходатайству получателя
государственной юридической помощи либо Министерства финансов или относящегося к его сфере управления правительственного учреждения может с учетом обстоятельств, указанных в частях 1-3 статьи 14 или в части 5 статьи 13 настоящего Закона, изменить объем обязанности получателя государственной юридической помощи по возмещению или порядок возмещения, определенные до предоставления юридической услуги.
(4) Лицо, получившее государственную юридическую помощь в уголовном производстве или производстве по делу о проступке, возмещает плату за государственную юридическую помощь и расходы на ее предоставление в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом.

Статья 26. Взыскание платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление

(1) Суд направляет решение или определение о взыскании с лица платы за государственную юридическую помощь и расходов на государственную юридическую помощь в назначенное приказом отвечающего за данную сферу министра учреждение.
[RT I, 28.12.2011, 1 - в силе с 01.01.2012]
(2) Получившее государственную юридическую помощь лицо, на которое на основании настоящего Закона возложена обязанность возмещения платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление, либо лицо, с которого суд взыскал расходы на предоставление юридической помощи в связи с тем, что стороне, в пользу которой вынесено решение, была предоставлена государственная юридическая помощь, обязано исполнить судебное решение к указанному в нем сроку. Если в решении или определении не указан срок исполнения, то оно должно быть исполнено в течение 15 дней со дня вступления его в законную силу.
(3) Учреждение, назначенное указом отвечающего за данную сферу министра, может на основании части 1 настоящей статья направить решение или определение для исполнения, если обязанное лицо не исполнило решение к указанному в решении или определении сроку, а при отсутствии срока — в течение 15 дней со дня вступления решения или определения в законную силу.
[RT I, 28.12.2011, 1 - в силе с 01.01.2012]

Статья 27. Освобождение от обязанности возмещения платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление

(1) Получатель государственной юридической помощи не обязан возмещать плату за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление, и ему возвращается внесенная для исполнения обязанности возмещения предоплата в случаях:
1) полного или частичного взыскания при разрешении гражданского дела судебных издержек с противной стороны — в части, в которой судебные издержки несет противная сторона;
2) полного или частичного удовлетворения административным судом его жалобы — в части, в которой удовлетворяется жалоба;
3) прекращения административным судом производства в связи с подтверждением компромисса;
[RT I, 23.02.2011, 3 - в силе с 01.01.2012]
4) полного или частичного удовлетворения административным органом его возражения — в части, в которой удовлетворяется возражение. 2
(2) В уголовном производстве и производстве по делам о проступках лицо, получившее государственную юридическую помощь, освобождается от обязанности возмещения платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление на основаниях и в
порядке, предусмотренных главой 7 Уголовного процессуального кодекса и статьей 23 и частью 1 статьи 38 Деликтно-процессуального кодекса.
(3) Получатель государственной юридической помощи не освобождается при предусмотренных частью 1 настоящей статьи обстоятельствах от возмещения платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление в той части, в которой выплата адвокату вознаграждения за оказание государственной юридической помощи и возмещение ему необходимых расходов обусловливались неявкой получателя государственной юридической помощи без законного препятствия по вызову суда или административного органа либо виновным неисполнением обязательного по закону требования суда или административного органа.

Статья 28. Обязанность возмещения в случае улучшения материального положения

(1) Если получатель государственной юридической помощи был полностью или частично освобожден от возмещения платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление, за исключением оснований, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 27 настоящего Закона, и в течение пяти лет после прекращения предоставления государственной юридической помощи его материальное положение или платежеспособность существенно улучшились, то суд, принявший решение о предоставлении государственной юридической помощи, возлагает на указанное лицо на основании ходатайства Министерства финансов или назначенного отвечающим за данную сферу министром учреждения в сфере управления Министерства финансов обязанность возместить плату за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление разовым платежом или в рассрочку.
(2) Возмещение платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление не требуется, если расходы по их взысканию предположительно превысят взыскиваемую сумму или равны ей, или если с момента, когда требование о возмещении платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление стало подлежащим взысканию прошло более трех лет.
(3) Министерство финансов или назначенное отвечающим за данную сферу министром учреждение в сфере управления Министерства финансов вправе потребовать от получившего государственную юридическую помощь лица и кредитного учреждения дополнительные справки или данные об улучшении материального положения или платежеспособности лица в течение пяти лет после прекращения предоставления государственной юридической помощи. Ответ на запрос должен быть дан в течение разумного срока, назначенного Министерством финансов или назначенным отвечающим за данную сферу министром учреждением в сфере управления Министерства финансов.

Статья 29. Обязанность возмещения в случае представления ложных данных

(1) С лица, которое представило при подаче ходатайства о предоставлении государственной юридической помощи заведомо ложные данные и которое в случае представления правильных данных не могло быть полностью или частично освобождено от обязанности возмещения платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление, принявший решение о предоставлении государственной юридической помощи суд взыскивает на основании ходатайства Министерства финансов или назначенного отвечающим за данную сферу министром учреждения в сфере управления Министерства финансов плату за государственную юридическую помощь и расходы на ее предоставление в полном размере. 2
(2) Помимо платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление, суд взыскивает с лица, представившего ложные данные, шесть процентов годовых, исчисленных с неуплаченной части платы за государственную юридическую помощь и
расходов на ее предоставление с момента выплаты вознаграждения оказавшему государственную юридическую помощь лицу и возмещения расходов.

Глава 6 ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И НАДЗОР ЗА ЕЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ

[RT I, 13.03.2014, 4 - в силе с 01.07.2014]

Статья 30. Принципы финансирования государственной юридической помощи

(1) Предоставление государственной юридической помощи финансируется из государственного бюджета за счет выделенных для этого денежных средств.
(2) Государство гарантирует выделение достаточных денежных средств для предоставления государственной юридической помощи.
(3) Адвокатура обеспечивает хранение предусмотренных для предоставления государственной юридической помощи денежных средств отдельно от иного имущества адвокатуры.

Статья 31. Дотирование деятельности некоммерческих объединений

(1) Государство дотирует в пределах предусмотренных для этого денежных средств деятельность некоммерческих объединений и фондов, включенных в список некоммерческих объединений и фондов, чья деятельность имеет важное значение для повышения доступности общего юридического консультирования и которые в состоянии обеспечивать предоставление нуждающимся в помощи качественной юридической помощи.
[RT I 2007, 67, 413 - в силе с 28.12.2007]
(2) Ходатайствующие о предоставлении дотации некоммерческие объединения и фонды подают соответствующее ходатайство в Министерство юстиции. К ходатайству должны быть приложены обзор деятельности некоммерческого объединения или фонда за последние два года и детальный проект использования запрашиваемых сумм дотаций. Отвечающий за данную сферу министр может своим постановлением установить уточненные условия и порядок обращения с ходатайствами о предоставлении дотации.

Статья 32. Отчетность и надзор за деятельностью адвокатуры

[RT I, 13.03.2014, 4 - в силе с 01.07.2014]
(1) Адвокатура представляет в Министерство юстиции ежегодно не позднее 1 апреля обзор предоставления государственной юридической помощи в предыдущем календарном году, а также выплаты адвокатам вознаграждения за оказание государственной юридической помощи и возмещения расходов на ее предоставление.
(2) Отвечающий за данную сферу министр может своим постановлением установить уточненный порядок отчетности по использованию денежных средств, выделенных для предоставления государственной юридической помощи. 3
(3) Министерство финансов или назначенное отвечающим за данную сферу министром учреждение в сфере управления Министерства финансов представляет в Министерство юстиции ежегодно не позднее 1 апреля обзор взыскания в предыдущем календарном году с лиц, на которых возложены обязанности возмещения платы за государственную юридическую помощь и расходов на ее предоставление. Порядок представления обзора утверждается постановлением отвечающего за данную сферу министра.
(4) При осуществлении надзора за надлежащим выполнением адвокатурой задач, исполняемых на основании настоящего Закона, Министерство юстиции вправе:
1) получать от адвокатуры документы, касающиеся использования денежных средств, выделенных для предоставления государственной юридической помощи, а также выплаты адвокатам вознаграждения за оказание государственной юридической помощи и возмещения им расходов на ее предоставление;
2) проводить проверку хозяйственной деятельности адвокатуры, чтобы проверить целесообразность и соответствие целевому назначению денежных средств, выделенных для предоставления государственной юридической помощи;
[RT I 2009, 1, 1 - в силе с 01.01.2010]
3) получать от адвокатуры иную информацию, необходимую для осуществления надзора за законностью и эффективностью использования денежных средств, выделенных для предоставления государственной юридической помощи.

Глава 7 МЕЖДУНАРОДНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Статья 33. Предоставление государственной юридической помощи в связи с производством по гражданским делам в судах и в иных органах государств - членов Европейского Союза по разрешению споров

(1) Граждане Эстонии и пребывающие в Эстонии на основании вида на жительство лица, которые соответствует требованиям части 1 статьи 6 настоящего Закона, могут получать предусмотренную пунктами 4 и 7-9 части 3 статьи 4 настоящего Закона государственную юридическую помощь в связи с производством по их гражданским делам в судах или в иных органах государств - членов Европейского Союза по разрешению споров до подачи в компетентный орган соответствующего государства - члена Европейского Союза ходатайства о предоставлении юридической помощи.
(2) В указанных в части 1 настоящей статьи спорах при предоставлении государственной юридической помощи применяются положения настоящего Закона с учетом особенностей, установленных в настоящей главе.
(3) Ходатайство о предоставлении государственной юридической помощи на основании части 1 настоящей статьи подается в Харьюский уездный суд.
(4) Ходатайство и прилагаемые к нему документы могут быть представлены на эстонском или английском языке.
[RT I 2005, 39, 308 - в силе с 01.01.2006]

Статья 34. Предоставление помощи переводчика в связи с ведением производства по гражданским делам в судах или в иных органах государств - членов Европейского Союза по разрешению споров

(1) Помимо государственной юридической помощи, предусмотренной статьей 33 настоящего Закона, граждане Эстонии и пребывающие в Эстонии на основании вида на жительство лица, которые соответствуют требованиям части 1 статьи 6 настоящего Закона, могут получать в указанных в части 1 статьи 33 настоящего Закона спорах помощь переводчика при подаче ходатайства о предоставлении юридической помощи в государствах - членах Европейского Союза, к компетенции суда или иного органа по разрешению споров которых относится разрешение их гражданского дела. 2
(2) Указанная в части 1 настоящей статьи помощь переводчика заключается в переводе ходатайства о предоставлении юридической помощи, подаваемого в государстве - члене Европейского Союза в орган по разрешению ходатайства о предоставлении юридической
помощи, а также прилагаемых к нему необходимых документов, обосновывающих ходатайство, на иностранный язык, на котором надлежащие органы соответствующего государства - члена Европейского Союза ведут производство по ходатайствам о предоставлении юридической помощи.

Статья 35. Передача ходатайств о предоставлении юридической помощи

[RT I 2005, 39, 308 - в силе с 01.01.2006]
(1) Для получения государственной юридической помощи в связи с ведением производства по гражданскому делу в суде или в ином органе государства - члена Европейского Союза по разрешению споров соответствующее ходатайство может быть подано в компетентный орган государства - члена Европейского Союза непосредственно либо при посредничестве Харьюского уездного суда. В отношении передачи ходатайства о государственной юридической помощи при посредничестве Харьюского уездного суда применяются положения статьи 193 Гражданского процессуального кодекса.
(2) [Часть недействительна - RT I 2005, 39, 308 - в силе с 01.01.2006]
(3) [Часть недействительна - RT I 2005, 39, 308 - в силе с 01.01.2006]
(4) [Часть недействительна - RT I 2005, 39, 308 - в силе с 01.01.2006]
(5) [Часть недействительна - RT I 2005, 39, 308 - в силе с 01.01.2006]
(6) [Часть недействительна - RT I 2005, 39, 308 - в силе с 01.01.2006]

Статья 36. Государственная юридическая помощь в исполнительном производстве по официальному документу иностранного государства

(1) Лицо, указанное в части 1 статьи 6 настоящего Закона, может в предусмотренном настоящим Законом порядке получать государственную юридическую помощь, указанную в пункте 7 части 3 статьи 4 настоящего Закона, в связи с исполнением в Эстонии признаваемого в Эстонии официального документа иностранного государства.
(2) Ходатайство о предоставлении государственной юридической помощи на основании части 1 настоящей статьи подается в соответствии с частью 3 статьи 10 настоящего Закона.
(3) Ходатайство и прилагаемые к нему документы могут быть представлены на эстонском или английском языке.

Статья 37. Предоставление государственной юридической помощи для обращения в Европейский суд по правам человека

(1) Граждане Эстонии и пребывающие в Эстонии на основании вида на жительство лица, которые соответствуют требованиям части 1 статьи 6 настоящего Закона, могут в установленном настоящим Законом порядке получать государственную юридическую помощь для обращения с жалобой в Европейский суд по правам человека до появления возможности подать в Европейский суд по правам человека ходатайство о предоставлении юридической помощи, если служащее основанием для его жалобы предполагаемое нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод либо относящихся к ней и обязательных для Эстонии дополнительных протоколов совершено эстонским государством. 2
(2) Ходатайство о предоставлении государственной юридической помощи на основании части 1 настоящей статьи подается в соответствии с частью 3 статьи 10 настоящего Закона.
(3) Уездный суд отказывает в предоставлении государственной юридической помощи на основании части 1 настоящей статьи, если он считает, что подаваемая жалоба является неприемлемой согласно статье 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
[RT I 2005, 39, 308 - в силе с 01.01.2006]
Статья 371. Оказание государственной юридической помощи на основании постановления (ЕС) Совета № 4/2009 о юрисдикции, применимом праве, признании, обеспечении исполнения решений и сотрудничестве по вопросам, касающимся обязательств по уплате алиментов
(1) При предоставлении государственной юридической помощи в производстве, осуществляемом на основании постановления Совета (ЕС) № 4/2009 о юрисдикции, применимом праве, признании, обеспечении исполнения решений и сотрудничестве по вопросам, касающимся обязательств по уплате алиментов, положения настоящего Закона о предоставлении государственной юридической помощи применяются лишь в пределах, в которых указанным постановлением не предусмотрено иначе.
(2) Задачи центрального органа, предусмотренного указанным в части 1 настоящей статьи постановлением, выполняет Министерство юстиции.
(3) Если на основании постановления, указанного в части 1 настоящей статьи, управомоченному лицу должна предоставляться помощь переводчика, то суд назначает для оказания помощи переводчика, прежде всего, присяжного переводчика. В отношении переводчика применяются положения настоящего Закона, касающиеся адвоката, с учетом при этом специфики помощи переводчика.
[RT I, 14.03.2011, 2 - в силе с 18.06.2011]

Глава 8 ВВЕДЕНИЕ ЗАКОНА В ДЕЙСТВИЕ

Статья 38. Применение закона в отношении предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере предоставления юридических услуг

(1) Лицо, соответствующее требованиям части 1 статьи 23 Закона об адвокатуре, в отношении которого не имеют место указанные в пунктах 1-3 и 5-7 части 1 статьи 27 Закона об адвокатуре обстоятельства и которое после выполнения аккредитованной государством учебной программы для получения академического юридического образования и непосредственно до вступления в адвокатуру не менее трех лет подряд оказывало юридические услуги в качестве включенного в коммерческий регистр предпринимателя - физического лица либо через коммерческое товарищество, осуществляющее деятельность в сфере предоставления юридических услуг, акционером или участником которого это лицо является, принимается после сдачи экзамена для старших помощников присяжного поверенного в члены адвокатуры в качестве старшего помощника присяжного поверенного. Ходатайство о принятии в члены адвокатуры на основании настоящей статьи должно быть подано в правление адвокатуры не позднее 1 сентября 2005 года.
(2) Лицо, принятое в члены адвокатуры согласно настоящей статье, может на равных с присяжными поверенными основаниях оказывать юридические услуги и быть содержателем адвокатского бюро. 3
(3) Лицо, указанные в части 1 настоящей статьи, которое сдало экзамен для старших помощников присяжного поверенного, лишается права оказывать юридические услуги на равных с присяжными поверенными основаниях и быть содержателем адвокатского бюро, если оно в течение двух лет со дня вступления в адвокатуру не сдаст экзамен для присяжных поверенных. Лицо не может быть допущено к сдаче указанного экзамена до истечения одного
года со дня принятия его в члены адвокатуры в качестве старшего помощника присяжного поверенного.
(4) Лицо, вступившее в члены адвокатуры на основании части 1 настоящей статьи, должно в течение не менее двух месяцев со дня вступления в адвокатуру подать держателю коммерческого регистра заявление о преобразовании коммерческого товарищества, через которое оно оказывает юридические услуги, в адвокатское товарищество. В отношении преобразуемого коммерческого товарищества положения части 1 статьи 54 Закона об адвокатуре применяются с 1 января 2007 года. По смыслу статьи 54 Закона об адвокатуре к присяжным поверенным приравниваются старшие помощники присяжного поверенного, вступившие в члены адвокатуры на основании части 1 настоящей статьи.
(5) Лица, вступающие в члены адвокатуры на основании части 1 настоящей статьи, должны в течение шести месяцев со дня вступления в адвокатуру привести свою деятельность в соответствие со статьей 821 Закона об адвокатуре.
(6) В отношении содержателей адвокатских бюро, вступивших в члены адвокатуры на основании настоящей статьи, положения статьи 48 Закона об адвокатуре, касающиеся страхования профессиональной ответственности адвоката, применяются с 1 января 2006 года.
(7) Внесение в коммерческий регистр изменений на основании настоящей статьи государственной пошлиной не облагается.

Статьи 39 - 48.

[Исключены из данного текста.]

Статья 49. Вступление закона в силу

(1) Настоящий Закон вступает в силу 1 марта 2005 года.
(2) Статьи 33-35 настоящего Закона вступают в силу 30 ноября 2004 года, за исключением части, в которой ходатайства о предоставлении государственной юридической помощи подаются вне судебного производства. К ходатайствам о предоставлении государственной юридической помощи вне судебного производства по международным спорам положения настоящего Закона применяются с 30 мая 2006 года.

Комментариев нет: