вторник, 1 ноября 2011 г.

Вторая мировая война - День за Днём СЕРИЯ 63: «Большая неделя»

"Авро Ланкастер" из Бомбардировочного командования КВВС готовится к взлету в операции против Германии. Когда британцы приступили к систематическим ночным налетам, а ВВС США к бомбардировкам в дневное время, немецкой ПВО пришлось напрячь силы до предела.
Удары в сердце рейха

Февраль 1944 г. Грядущая высадка во Франции требует от союзнической авиации достижения господства в воздухе, а потому флоты бомбардировщиков приступают к систематическим налетам на заводы, где строятся немецкие истребители.

На протяжении всего 1943 г. части американских стратегических бомбардировщиков применяли и развивали тактику наступления, строившуюся на идее нанесения наибольшего ущерба военной промышленности Германии. Им удалось достигнуть некоторого успеха, однако первые уроки кампании дневных бомбардировок 1943 г. показали, что немецкий истребительный флот обладал пока еще слишком значительными возможностями, чтобы 8-я и 15-я воздушные армии США могли позволить себе продолжительную кампанию.

Поступление на вооружение эскортных истребителей дальнего радиуса действия позволяло выровнять баланс, однако в новогоднем послании, сделанном командующим ВВС США в Европе, генералом X. «Хэпом» Арнольдом, своим подчиненным, со всей прямотой говорилось: «Не вызывает сомнения тот факт, что операции «Оверлорд» и «Энвил» (предполагаемые высадки союзнических войск на севере и на юге во Франции] не представляются возможными в случае, если немецкие ВВС не будут уничтожены. Поэтому я обращаюсь к вам — и это не просьба, это приказ, — уничтожайте вражеские военно-воздушные силы всюду: в небе, на аэродромах и даже в производственных цехах».

В налетах 8-й воздушной армии США принимали участие формирования численностью по нескольку сотен бомбардировщиков. Эти воздушные армады сосредоточивались над Англией вокруг специальным образом окрашенных В-24, которые возвращались на базы после того, как заканчивался сбор формирования и оно отправлялось действовать против Германии.
Командование на Европейском ТВД прекрасно осознавало проблему и к ноябрю 1943 г. разработало схему англо-американской операции «Аргьюмент», призванной послужить решением задачи. Подразумевалось проведение коротких, но интенсивных круглосуточных наступательных действий против немецких истребителей: бомбардировщикам предстояло нанести по производствам истребителей в Германии удары, которые причинили бы серьезный ущерб, и вынудить имеющийся в распоряжении немцев истребительный парк ввязаться в губительные для него дуэли с союзническими эскортными истребителями. В течение нескольких месяцев все не находилось подходящего «окна» в погоде для проведения широких наступательных действий, в отношении старта которых в итоге удалось определиться 14 февраля 1944 г. Кроме немецкой истребительной авиации и соответствующих производств, союзники атаковали пусковые установки немецких Фау-1 (V-1) во Франции и Нидерландах, а также и столицу рейха — Берлин.

Перелом в погоде

Наконец подходящая погода наступила, и в ночь с 19 на 20 февраля Бомбардировочное командование КВВС «пустило шар к цели», отправив на задание 823 четырехмоторных бомбардировщика против Лейпцига. Тот факт, что немецкие ночные истребители вовсе еще не приказали долго жить, говорит сам за себя — потери составили 78 бомбардировщиков. Но наследующее утро американцы подхватили инициативу, отрядив 1008 «Боингов» В-17 и «Консолидейтпдов» В-24 бомбить Лейпциг, Познань. Тютов, Хальберштадт. Брауншвей г. Готу, Ашерслебен и ряд менее крупных целей. Армаду бомбардировщиков 8-й воздушной армии США сопровождало не менее 661 истребителя (17 американских групп и 16 британских эскадрилий из VIII и IX истребительных командований США и Истребительного командования КВВС), вместе с «Норт Америкен» Р-51 действовали «Локхид» Р-38 и «Рипаблик» Р-47, оснащенные сбрасывающимися топливными баками, что давало им оперативный радиус действия около 800 км и более.

Невзирая на рейды союзнических бомбардировщиков, производство немецких истребителей продолжало нарастать из месяца в месяц вплоть до 1945 г. "Мессершмитт" Bf109К венчал длинную цепочку модификаций этого прославленного ветерана истребительной авиации, на фюзеляже которого тут видна зеленая полоса, что говорит о его принадлежности к системе ПВО рейха.
I Ягдкор (1-й истребительный корпус) генерал-лейтенанта Йозефа Шмила располагал для ответа довольно скромным парком. Его летчики совершили 362 боевых вылета пролив 941 участвовавшего в налетах бомбардировщика. Авиация США потеряла 21 бомбардировщик, а немцы 62 самолета сбитыми и еше 18 поврежденными — неплохое для американцев начало периода, получившего позднее название «Большая неделя».

Истребитель дальнего действия "Норт Америкен" Р-51В "Мустанг" в конечном итоге помог союзникам получить решающие преимущества над Люфтваффе. Данная машина действовала в составе 357-й истребительной группы 8-й воздушной армии США, которая в марте 1944 г. сопровождала формирования бомбардировщиков на всем пути до Берлина и обратно.
Затем вновь наступила очередь КВВС, и в ночь с 20 на 21 февраля главный маршал авиации сэр Артур Гаррис по прозвищу «Бомбер» отправил на Штутгарт 598 бомбардировщиков, которые вернулись с задания, потеряв 11 машин. Наутро еще одна армада американских бомбардировщиков поднялась с площадок 8-й воздушной армии генерал-майора Джеймса Дулиттла в Англии: 861 четырехмоторный бомбардировщик взял курс на Брауншвейг и к аэродромам или базам в Дипгольце, Ранне, Верле, Гютерсло, Мюнстере и Ахмере. Американцы недосчитались 16 самолетов, тогда как Люфтфлогге «Райх» генерал- полковника Ганса-Юргена Штумпфа потерял 33 истребителя из состава I и II Ягдкор (1-го и 2-го истребительных корпусов) и 7 Флигердивизион (7-й воздушной дивизии). На протяжении следующих трех ночей Бомбардировочное командование КВВС проводило лишь малые операции, в основном беспокоящие рейды силами двухмоторных бомбардировщиков «де Хэвиленд Москито» и боевые вылеты по постановке мин четырехмоторными самолетами, а потому весь вес наступательных действий пришелся на американские летные части.

22 февраля к 8-й воздушной армии США подключились самолеты 15-й воздушной армии США генерал-майора Нэтана Туиннинга, базировавшиеся в Италии, и американцы запланировали средние по размаху операции против основного центра производства "Мессершмиттов" в Регенсбурге и шарикоподшипникового завода в Швайнфурте, а также меньшие акции против Хальберштадта, Ашерслебена, Бернбурга и Готы. В данном случае инициатива 8-й воздушной армии отчасти по-терпела неудачу, потеряв 41 бомбардировщик, тогда как 529 американских истребителей записали себе в актив 59 сбитых и 14 поврежденных немецких истребителей.

23 февраля сказала свое слово погода, потребовавшая паузы в налетах, и в этот же самый день фельдмаршал Эрхард Мильх, вернувшись после инспекционной поездки по центрам самолетостроения, подытожил ситуацию: «Обстановка на наших основных производствах крайне напряженная, и это еще мягко говоря». В феврале Мильх рассчитывал довести выпуск самолетов до 2 ООО единиц в неделю, но теперь считал возможным добиться показателей максимум в 800 машин.

В-17 из состава 381-й бомбардировочной группы. Некрашеные фюзеляжи и плоскости самолетов позволяли бомбардировщикам немного выиграть в скорости, в любом случае маскировочная окраска вряд ли имела какой-то особый смысл, принимая во внимание, сколь заметным для противника был строй машин во время массированных налетов 1000 бомбардировщиков.
Последний налет

Операции возобновились 24 февраля. 15-я воздушная армия отправила 87 бомбардировщиков против завода авиационных двигателей «Даймлер-Бенц» в Штейре. 7-ой Флигердивизион генерал-майора Иоахима Хута отозвалась смело и решительно, уничтожив 17 бомбардировщиков. 8-я воздушная армия отрядила 809 четырехмоторных бомбардировщиков на Швайнфурт. Готу и Познань, но ПВО противника снова не дремала. Итог — 48 сбитых бомбардировщиков. Однако на начальном этапе атаки силы, нацеленные на Швайнфурт и Готу, оттянули на юг основные ресурсы немецких истребителей, позволив нападающим на севере бомбить Познань, Тютов и Кризинг, почти не встречая истребительного противодействия.

Очередь немцев у винной лавки в Гамбурге. Город
особенно сильно пострадал от союзнических рейдов.
В ходе серии бомбежек зажигательными боеприпасами
в 1943 г. разыгравшийся в Гамбурге адский пожар унес
жизни 40 000 жителей. Температура огня превышала
500 градусов Цельсия, а скорость ветра
достигала 250 км/ч.
В ночь с 24 на 25 февраля Бомбардировочное командование КВВС вновь избрало целью Швайнфурт, послав на задание 733 четырехмоторных бомбардировщика и потеряв в итоге 33. А на следующее утро состоялся последний американский налет «Большой недели»: 15-я воздушная армия устремилась к производствам концерна «Мессершхштт» в Регенсбурге, тогда как 8-я нацелила удары на тот же Регенсбург, а также на Аугсбург и Форт. Хут оказался перед дилеммой, какую из двух армад бомбардировщиков, идущих к Регенсбургу, атаковать, и выбрал южный «поток»: его пилоты сбили 33 из 179 действовавших без эскорта бомбардировшиков 15-й воздушной армии США. 8-я воздушная армия обеспечила свои 738 бомбардировщиков сопровождением, и хотя немцы сбили 39 бомбардировщиков, процент потерь в данном случае оказался заметно ниже.

8-я и 15-я воздушные армии США выполнили около 3300 боевых самолетовылетов, потеряв 226 бомбардировщиков. Кроме того, 28 истребителей из состава VIII, IX и XV истребительных командований. Но, с другой стороны, немцы лишились не менее 290 истребителей (плюс еще 90 серьезно поврежденных) и, что особенно важно, значительного количества опытных пилотов, численность которых все время безвозвратно убывала. Между тем производство истребителей пострадало не особенно сильно, поскольку в Германии давно уже проходил процесс его децентрализации. Однако с ростом численности союзнических истребительных эскадрилий и увеличением опыта личного состава немецкая истребительная авиация все же потерпела поражение.

Хронология

«Большая неделя» становится сценой дебютного «1000-бомберного» рейда ВВС США. Такой налет стал лишь одной из не прекращавшихся целую неделю подобного рода акций против немецких промышленных производств на всей территории Германии.

1944 г.

19—20 февраля. Бомбардировочное командование КВВС наносит удар по Лейпцигу силами 823 самолетов, теряя при этом 78.

20 февраля. Первый день рейдов «Большой недели». Свыше 1000 бомбардировщиков стратегической авиации Соединенных Штатов в Европе бомбят 12 отдельных целей по всей Германии, включая и Лейпциг, который накануне ночью навестили КВВС. Основной упор в ходе данного рода рейдов делается на промышленную инфраструктуру, особенно на мощности самолетостроительной индустрии. Потери гораздо меньше, чем в ходе предыдущих налетов на Германию, по причине применения эскортных истребителей дальнего действия Р-51 «Мустанг», которые обеспечивают бомбардировщикам прикрытие на всем протяжении полета. Только 21 американский самолет не возвращается с задания.

"Летающие крепости" 8-й воздушной армии США сбрасывают 1000-фунт. (454-кг) фугасные бомбы на город-порт Эмден (Германия) в октябре 1943.
21 февраля. На вторые сутки «Большой недели» 900 американских бомбардировщиков атакуют авиастроительные центры в Брауншвейге. Бомбардировки наносят тяжелый ущерб немецким промышленным мощности м.

22 февраля. Американские бомбардировщики снова наносят массированные удары по промышленным объектам на всем протяжении территории Германии. По причине очень плохих погодных условий над Европой отмечаются случаи столкновения машин и очень неточного бомбометания. По ошибке под улар попадает Неймеген в Нидерландах, что приводит к гибели 200 гражданских лиц. Всего в ходе операций этих суток потерян 41 самолет.

23 февраля. Бомбардировки приостановлены на одни сутки с тем, чтобы дать передохнуть экипажам и привести в порядок технику.

24 февраля. Свыше 800 американских бомбардировщиков возвращаются в воздушное пространство Германии, чтобы сеять смерть и разрушение. Главная цель — шарикоподшипниковые производства в Швайнфурте, уже знакомые ВВС США по налету 14 октября 1943 г.; на сей раз по ним отработало 266 самолетов. Авиационный завод в г. Гота почти полностью разрушен. Цена дневного предприятия для атакующей стороны — со-рок девять самолетов.

Группа "Летающих крепостей" В-17, запечатлённая во время налёта на Штутгарт.
24—25 февраля. Бомбардировочное командование КВВС перенимает эстафету у ВВС США и в ночь наносит по Швайнфурту удар силами 730 бомбардировщиков. Рейд мало добавил к успеху американцев, разбомбивших уже все. что было можно, однако участники акции потеряли 33 самолета.

25 февраля. 830 бомбардировщиков ВВС США закрывают «Большую неделю». Они наносят удары по трем основным целям: Аугсбургу. Штутгарту и Регенсбургу, сосредоточивая внимание на самолетостроительных производствах и других тому подобных объектах.

25—26 февраля. Бомбардировочное командование КВВС атакует Аугсбург ночью, довершая начатое накануне днем американскими бомбардировщиками. Особенно страдает от действий 594 самолетов исторический центр города.

Международные события 1944 г.

22 февраля. Генерал Хидеки Тодзио, премьер и руководитель Японии, смешает с постов глав японской армии и ВМФ. принимая эти обязанности на себя.

24 февраля. Финский премьер-министр Ристо Рюти обращается к Советскому Союзу с предложениями о мире.

26—27 февраля. Столица Финляндии Хельсинки опустошена 12-часовым воздушным налетом 600 советских бомбардировщиков.

29 февраля. Американские войска на Тихом океане создают плацдарм на островах Адмиралтейства.

29 февраля. На Украине смертельно ранен видный офицер Красной армии генерал Николай Ватутин. Утрата его как командующего 1-м Украинским фронтом становится большим ударом для Советов, которые лишаются одного из лучших тактиков. Ватутин умирает 14 апреля.





Все 96 серий

Ещё:.
День за Днём СЕРИИ 61-62: Битва за Атлантику
День за Днём СЕРИИ 59-60: Операция «Хаски»
День за Днём СЕРИИ 57-58: Швайнфуртские рейды
День за Днём СЕРИИ 55-56: На задание в ночь
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: