вторник, 12 апреля 2011 г.

Запасы земель рано или поздно придется пускать в оборот

Сирье Потисепп
В Эстонии из 1,2 миллиона гектаров сельскохозяйственных земель сейчас используются около 900 тысяч, но общемировой рост потребности в продуктах и сырье для биотоплива рано или поздно заставит эстонских фермеров выкорчевать кусты и на заброшенных угодьях.

По словам вице-канцлера министерства сельского хозяйства Андреса Оопкаупа, никакой государственной программы вроде "Все земли — в оборот" в Эстонии нет, решать в каждом случае самим фермерам, но лично он верит, что лет через тридцать жизнь заставит сельхозпроизводителей Эстонии распахать и засеять оставшиеся 200 тысяч га.

Из слов выступивших перед ида-вирускими журналистами вице-канцлера минсельхоза и председателя Эстонского союза производителей пищевых продуктов Сирье Потисепп вырисовывалась картина если не грядущей продовольственной революции, то, во всяком случае, очень серьезных подвижек в мировом производстве и потреблении товаров сельского хозяйства и пищепрома. Дело не только в пресловутом экономическом кризисе. Например, все больше и больше зернового сырья требует погоня за биотопливом. Все больше растут аппетиты Азии. Меняется мировой климат, в том числе в старушке Европе южные страны оказываются более подвержены засухам. Сирье Потисепп отметила даже такую вещь: некоторые ученые предупреждают, что нам придется менять свои привычки в питании, осваивать доселе незнакомые продукты и не разбазаривать пищу… В общем, что-то нас ждет, но что — пока не очень ясно. Как не ясно и то, какой должна быть в будущем единая сельскохозяйственная и торговая политика, признал Оопкауп.

За 10 лет дойных коров в Эстонии
стало почти на 40% меньше.
На этом фоне сегодняшняя Эстония по некоторым видам продуктов покрывает свои потребности полностью, по некоторым — лишь частично. Лучше всего обстоят дела с молоком и зерновыми, а вот картофель, овощи и отчасти мясо приходится импортировать. Интересно, что посевные площади и урожай такого традиционного эстонского продукта, как картофель, с 80-х годов сократились примерно в пять-шесть раз.

Андрес Оопкауп напомнил, что баланс внешней торговли сельскохозяйственными продуктами остается для Эстонии отрицательным — импорт превышает экспорт, — и дал понять, что, хоть аграрная отрасль эстонской "Нокиа" и не станет, экспорт этих товаров может быть увеличен. Однако по урожайности и технологичности эстонское сельское хозяйство все еще проигрывает "старой" Европе, отчего и европейские дотации эстонским фермерам меньше, чем их западным коллегам.

"Дрейфуем" в ценовом "море"

Рост цен на продовольствие гости также увязали с действием общемировых факторов. Андрес Оопкауп добавил, что государство в дела производителей в основном не вмешивается и административных мер прямого воздействия на цены не имеет. Сирье Потисепп сказала, что рычагами такого воздействия являются лишь контроль за монополиями и налогово-акцизная политика.

Закупочные цены растут, трубит пресса. Это значит, что эстонские фермеры богатеют? — задал риторический вопрос корреспондент "Инфопресса".

- Может быть, они получают немножко больше денег, но ясно, что не богатеют, — возразил вице-канцлер. — Полученные деньги фермеры сразу инвестируют — в удобрения, трактора и тому подобное. Не надо думать, что они покупают, например, машины для себя.

На уточняющий вопрос — а кто же тогда при росте цен богатеет — Оопкауп ответил, что даже магнатам пищепрома сейчас живется не так легко, если они вынуждены продавать свои предприятия.

По мнению вице-канцлера, на внутреннем рынке фермеры зачастую сталкиваются с диктатом крупных торговых сетей, и, чтобы этого избежать, производителям надо чаще кооперироваться, вести диалог с магазинами не один на один, а группой.

Сирье Потисепп вновь выразила озабоченность ростом в торговых сетях доли товаров под маркой "специально для данной торговой сети". Это значит, что на пакете масла или молока нет логотипа производителя, а стоит логотип магазина. В начале прошлого десятилетия эта доля по Эстонии составляла 2 процента, в 2010 году — уже около 9-ти, причем по молокопродуктам — примерно 35 процентов. Впрочем, количество товаров под "сетевыми" марками растет и во всем мире. Минус этой ситуации, по разъяснениям Потисепп, состоит в том, что потребитель хочет знать, какое предприятие выпустило продукт, и нередко предпочитает определенных производителей, а здесь производитель "зашифрован", скрывается за цифрами в малозаметном овале на упаковке. Иногда эта продукция также имеет невысокое качество. Да и для завода, слишком тесно связанного с одной торговой сетью, такая зависимость рискованна… Правда, в глазах покупателя все эти минусы перевешивает один плюс — "сетевые" товары дешевле, а между потребительским патриотизмом и кошельком люди все чаще выбирают второе.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: