воскресенье, 10 апреля 2011 г.

Ирис Петтай: Мы наблюдаем процесс естественной эстонификации

По мнению Андруса Кивиряхка, эстонцы склонны видеть местных русских скорее ассимилированными, нежели интегрированными. Его эссе «Какого русского мы хотим?» вызвало волну возмущения в русскоязычной общине, а на интернет-порталах появились публикации а-ля «Какого эстонца мы хотим?» Рассуждения писателя мы попросили прокомментировать социолога Ирис Петтай.

Ирис Петтай считает, что эстонцы хотят видеть рядом с собой прежде всего тех, с кем жить безопасно и спокойно, кому можно доверять, а также тех, с кем можно общаться на эстонском языке. «Ассимилированы эти люди или нет – не важно, - говорит она. - И какой-то массовой ассимиляции эстонцы точно не ждут и не хотят. Андрус Кивиряхк делает свои обобщения, основываясь на опыте других стран, где иммигранты ассимилируются в результате очень длительных процессов, зачастую насчитывающих не одно и не два десятилетия».

Для того, чтобы ассимилировать кого-то принудительно в Эстонии должна царить диктатура, рассуждает социолог, в условиях демократии это невозможно. «А национальный идентитет русских сохранится до тех пор, пока в нем есть необходимость и пока они сами этого хотят», - добавляет.

В то же время Ирис Петтай отмечает неизбежность продолжения уже имеющей место естественной эстонификации: «Мои хорошие знакомые русские дома, а также с друзьями говорящие только на русском языке, сетуют, что оказываясь в Москве или Петербурге, они чувствуют себя белыми воронами, поскольку в них сразу узнают прибалтов. Их выдает небольшой акцент, не говоря уже о манерах поведения, жестах, которые уже заметно отличают их от русских, живущих в России».

Далее социолог приводит некоторую статистику: ассимилированными себя считают 4-5 процентов русскоязычного населения страны, по мнению каждого третьего русскоязычного, у него есть общие с эстонцами черты, а каждый четвертый утверждает, что с эстонцами у него нет абсолютно ничего общего.

«О чем может говорить эта статистика, - резюмирует она. - Как социолог я полагаю, что эстонификация усилится, но речь при этом будет идти только о личном выборе и доброй воле, поскольку перенимаемые у эстонцев черты будут симпатичны русскоязычным, полезны с практической точки зрения. Также и эстонцы перенимают поведенческие черты, языковые выражения местных русских и представителей других национальностей. Думаю, что обоюдное добровольное принятие друг друга эстонцами и русскими – наверное, это и есть так называемая двусторонняя интеграция».
Ещё:
Русское большинство на выборах поддержало ассимиляцию
Про абстрактных гуманистов и конкретных циников
Какого русского мы хотим?
Ольга Ломакина: Нет сил терпеть
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: