пятница, 8 апреля 2011 г.

Русское большинство на выборах поддержало ассимиляцию

Андрес Райд
В отношении образования иноязычного населения пример можно было бы взять с первой Эстонской Республики, когда сохранилось школьное образование как на русском, так и на немецком языке, ассимиляция же угрожает эстонской идентичности, считает колумнист Андрес Райд.

Райд в своей статье в Eesti Ekspress задается вопросом, как начать воспроизводить эстонскую этничность. Он отмечает, что историки предлагают три варианта: во-первых, язык, во-вторых, наследственность, и в-третьих, сочетание первого и второго, и в Эстонии доминирует именно подход, подразумевающих единый язык.

Но почему же с введением доминанты эстонского языка возникают столь серьезные проблемы, несмотря даже на поддержку международных фондов, спрашивает Райд.

"Наши политики в течение 20 лет пробовали различные стратегии в формировании отношения к неэстонцам. Из предвыборных лозунгов можно было вычитать, что теперь основным вариантом объявлена ассимиляция. Политика ассимиляции полностью отвечает интересам постсоветского прорусского большинства, так как за Русскую партию (которая обещала бороться за сохранение русских школ и в более широком смысле за культурную автономию) проголосовали лишь какие-то несчастные 5000 неэстонцев!"

Райд отмечает, что исторически существует два подхода к ассимиляции: один связан с оценкой эстонской культуры, как высшей ценности, которая должна вытеснить собственную культуру ассимилирующегося меньшинства, а второй — это культурный плавильный котел, когда культуры объединяются в новое единое целое, новую нацию или даже цивилизацию.

"Но вы только представьте себе эту новую "нашу" нацию, которая состоит на две трети из коренных жителей и на одну треть из кого-то другого! По оценке различных исследователей, одна нация способна ассимилировать в себя примерно 3-5 процентов другой национальности, оставаясь при этом прежней. Все, что превышает эту цифру, неизбежно накладывает отпечаток на ту группу, в которую ассимилируют. В результате этого в скором времени и окажется так, что Юку будет сидеть в одном классе с песиголовцами и сарацинами, и все будут заявлять, что они эстонцы. А маленькую головку Юку будет одолевать вопрос — если это эстонцы, то кто же я?!" — пишет Райд.

"Пример можно было бы взять с первой Эстонской Республики, где сохранили образование на родном языке как для немцев, так и для русских. Государство платило за содержание этих школ не из любви к бывшим поработителям, а именно из-за осознанной необходимости мудро защищать свой язык и идентичность", — заключает Райд.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: