пятница, 8 апреля 2011 г.

Глава МВД Keн-Maрти Вахер: Я надеюсь на добровольцев и помощников полиции

Министр внутренних дел Кен-Марти Вахер, подчеркивающий важность предупредительной работы, считает, что число добровольных спасателей и помощников полицейских, имеющих право действовать самостоятельно, следует увеличить.
Что вы хотите реализовать на посту министра?

Все, что будет способствовать повышению безопасности в нашем обществе. Главная задача — создать предпосылки для движения всего ведомства к общей цели и установить приоритеты. Если заниматься всеми бесчисленными делами сразу, то ничего существенного не достигнешь. Прежде всего надо сделать команду единой.

В Департаменте полиции и погранохраны после объединения возникли крупные противоречия между людьми. Как можно улучшить работу этой организации?

Следует решить проблему сотрудничества МВД с Департаментом полиции и погранохраны. Это огромная организация, в которой работают 7000 человек, и естественно, что там могут возникнуть трудности с коммуникацией, например, кто кем должен руководить. Надо поставить цели. Часть проблем, которые мы рассматривали в правовой комиссии, как раз касались системы карьеры и мотивации в полиции.

Спасатели громче всех говорили о своих проблемах — малочисленности личного состава и низкой зарплате. Вы намерены их решать?

Заниматься проблемой увеличения потенциала спасателей — это вызов для каждого министра внутренних дел. В сфере внутренней безопасности всегда мало ресурсов. В прошлом году были сделаны два важных шага — приняты Закон о службе спасения и Закон о помощниках полицейских.

Впервые создается институт добровольных спасателей, имеющих самостоятельную компетенцию. Это означает, что в труднодоступных местах с редким населением добровольный спасатель, прошедший соответствующую подготовку, получит право действовать самостоятельно. Это одна из возможностей увеличения потенциала спасателей. Это не чудо-лекарство, и противопоставлять профессиональных и добровольных спасателей ни в коем случае нельзя.
Идея состоит в обеспечении безопасности в условиях ограниченных ресурсов.

Принципиальный противник галстуков.
Это касается и помощников полицейских, которых у нас примерно 2000?

Система помощников полицейских работает по той же логике: если прошел соответствующее обучение, приобрел необходимые знания, то можешь по указанию Спасательного департамента или полиции действовать самостоятельно. Это будет способствовать улучшению ситуации во многих местах, куда спасатели и полицейские не могут быстро добраться.

Каковы ваши приоритеты?

Борьба с преступностью. Следует докопаться до глубинных причин преступности. Та преступность, которую ощущает общество, лежит на поверхности, но самой опасной является организованная преступность. Она стала международной, и, например, наркобанды теперь действуют, как коммерческие организации. Их главари стали аналогами топ-менеджмента, обладающего соответствующими умениями и способностями. Мы должны сделать все, чтобы они наносили обществу минимальный ущерб.

Наркопреступность, коррупция, торговля людьми, тяжкие преступления против личности, экономические преступления — эти приоритеты установлены еще в 2003 году, и их следует придерживаться.

Государству надо больше заниматься этим?

Именно так! Раскрытие таких преступлений требует ресурсов. Не только денег, но и мозгов.
Результативность в области скрытых преступлений однозначно зависит от того, сколько усилий государство вкладывает в их раскрытие.

Если государство, например, мало занимается коррупцией, как это было до 2003 года, то особо тяжелые случаи коррупции остаются в тени. За последние восемь лет в этом плане эффективность деятельности государства резко увеличилась.

Я — сторонник превентивной деятельности. Способность государства раскрывать и доказывать серьезные преступления имеет огромное значение для профилактики преступности. Тогда «преступники в белых воротничках» поймут, что они могут попасться.

Свен Сестер, Индрек Раудне и Кен-Марти Вахер
(слева направо)
Информация о случаях коррупции поступает почти каждую неделю. Так что можно обойтись и без показателей...

Система показателей, как ее называет оппозиция, это не что иное, как установленные объемы работы. Мне хотелось, чтобы обращали больше внимания и выделяли больше ресурсов на борьбу с коррупцией. Никаких глупых «квот» не было, просто мы заложили серьезный фундамент для того, чтобы такого рода преступлениями вообще занимались.

И, как мне кажется, сейчас мы видим последствия этого. Очень большим шагом было то, что в 2007 году по предложению IRL перед КаПо поставили задачу взять, так сказать, под лупу шесть городов Эстонии — плоды этого мы видим сегодня.

Число смертей на дорогах опять выросло, а горячее лето еще только впереди. Начнется ли работа по предупреждению смертельных случаев на дорогах и водоемах?

Обязательно. В своей работе мы должны основываться на науке и данных статистики. Мы должны понимать, что произойдет, если мы сделаем или не сделаем что-то.

Например, три-четыре года назад полиция спокойно относилась к езде без ремня безопасности. Провели исследование, которое показало, что число аварий со смертельным исходом во многом зависит от того, был человек пристегнут или нет.

После анализа и осознания этой статистики полиция коренным образом изменила свою тактику и начала относиться к не пристегнутым нарушителям со всей строгостью.

Или, например, «теория разбитых окон» (исследование, раскрывающее связь между мелкими недосмотрами — разбитое окно или граффити — и вытекающими из них более крупными беспорядками. — Ред.), которую взяли на вооружение в ряде стран.

Если самоуправление адекватно не реагирует на проявления вандализма, то эти проявления становится заразительным — это как распространение инфекционных заболеваний.

Вандализм может привести нарушителей порядка к более серьезным преступлениям. В этом смысле экономия на освещении таллинских улиц была весьма недальновидным шагом, преступники как раз действовать в полутьме.

Как можно снизить число утонувших?

Очень важно проводить весной разъяснительную кампанию. Кроме того, люди могли бы проявлять больше внимания к ближнему.

Зимы стали опять снежными. Как бы вы дейст­вовали во время кризиса с затором в Падаорге?

Безусловно, можно улучшить совместные действия разных ведомств, чтобы они были более согласованными. К сожалению, людям пришлось помучиться, но и мы извлекли уроки, которые обязательно будем учитывать в будущем.

Вы успели побывать на посту министра юстиции. Весьма редкий и ценный опыт.

Безусловно, это мое преимущество. Как и четыре года пребывания на должности председателя правовой комиссии Рийгикогу.

Кроме того, мне довелось посмотреть на общественный сектор глазами Госконтроля, в котором я проработал три года директором. Моя задача на посту председателя правовой комиссии заключалась в том, чтобы при обсуждении законопроектов усадить представителей всех групп, имеющих разные интересы, за один стол. Иногда некоторые группы были недостаточно охвачены или не особо углублялись в проб­лему.

Они начинали серьезно относиться к вопросу только тогда, когда законопроект уже был направлен в Рийгикогу. Искать тут виноватых не стоит, но следует заметить, что результативность работы повышается, если на стадии обсуждения в комиссии удается привлечь как можно больше заинтересованных лиц.

В этом правительстве команда от IRL сильнее, чем в прежнем?  

Наша команда сильна. После длительного перерыва председатель IRL опять вошел в правительство, что, с моей точки зрения, является правильным шагом со стороны Марта Лаара. Все наши министры являются сильными политиками, и нам удалось провести в коалиционное соглашение свои предвыборные обещания.

В этом правительстве обе партии выигрывают! Найти общую основу всегда очень важно. На коалиционных переговорах царило взаимоуважение, особенно в последний день, когда портфели были поделены за какие-то несколько часов.

Правительственная коалиция является зрелой и опытной, председатель партии наших партнеров с годами стал сильным руководителем, а значит есть надежда, что правительство просуществует четыре года.

Как быть с общей основой внутри самой IRL? Слышна критика по части внутрипартийной демократии.

В Союзе Отечества и Res Publica, созданном из двух разных партий, мы работаем уже пять лет. С моей точки зрения, объединенная сила — это преимущество, а не слабость. В этом году мы получили на 20 000 голосов избирателей больше, чем в 2007 году. Если бы в нас не нуждались или нам не доверяли, то ситуация была бы противоположной.

Кен-Maрти Вахер

• Родился 5 сентября 1974 года в Таллине.
• Образование: 1992 — Таллинская 7-я средняя школа; 1996 — юридический факультет Тартуского университета.
• Семейное положение: женат, имеет сына.
• Места работы: 2007-2011 — член Рийгикогу XI созыва, 2003, 2005-2007 — член Рийгикогу X созыва; 2003-2005 — министр юстиции ЭР; 2001-2002 — генсекретарь партии Res Publica; 1999-2001 — директор Госконтроля, 1998-1999 — советник госконтролера по вопросам обучения и службы; 1995-1998 — советник в конституционной комиссии Рийгикогу.

3 МЫСЛИ

• В своей работе мы должны основываться на науке и данных статистики. Мы должны понимать, что произойдет, если мы сделаем или не сделаем что-то.
• Наркопреступность, коррупция, торговля людьми, тяжкие преступления против личности — эти приоритеты установлены еще в 2003 году, и их следует придерживаться.
• В прошлом году в сфере внутренней безопасности сделаны два важных шага — приняты Закон о службе спасения и Закон о помощниках полицейских.
Ещё:
Пентус: тему атомной станции надо обсудить без эмоций
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: