среда, 6 апреля 2011 г.

Новый коалиционный договор эстонской власти: что будет с русскими Эстонии?

В понедельник 4 апреля в Таллине на заседании парламента правительство Эстонии во главе с лидером партии Реформ Андрусом Ансипом подало в отставку, но осталось выполнять свои обязанности до сформирования нового правительства. Его неофициальный состав уже известен, поскольку большинство членов Рийгикогу (парламента) проголосовали за то, чтобы новый кабинет формировал А. Ансип. Такое же поручение дал А. Ансипу как лидеру победившей на выборах партии и глава государства Тоомас Хендрик Ильвес.


Вечером в Белом зале парламента прошла также церемония подписания коалиционного договора между Партией реформ и Союзом Отечества и Республики (IRL). Коалиционный договор, с помощью которого намерена править пришедшая к власти коалиция, привлек внимание общественности своей неординарностью. Мало того, что он отличается редкостным пустословием, он еще и предусматривает вхождение Эстонии в «первую пятерку стран мира».

Если отложить в сторону зафиксированную в договоре «консервативную стабильность» коалиции, которая подразумевает создание условий для консервации имеющихся проблем, и обратиться к гуманитарным аспектам договора, то сразу же обнаруживаешь в нем удивительные изъяны.

Так, в разделе договора, посвященном интеграции и развитию национальных культур, в перечислении проживающих в Эстонии национальностей отсутствуют славяне. Нет в перечне ни русских, ни украинцев, ни белорусов, ни поляков. Понятно, что ингерманцев и эстонских шведов составители договора не могли не заметить. Они составляют существенный процент населения. По разным данным их насчитывается сотни, а то и тысячи граждан.

Другое дело – исчезающий малый процент русских, «всего-то» не более одной трети населения страны. Их можно не принимать во внимание. Как некогда любил повторять Иосиф Сталин, нет человека – нет проблемы. В Эстонии, похоже, сталинизм распространился на целые нации. Нет нации – нет и ее культуры, о чем тогда разговаривать?

Как отмечают в Союзе русских общественно-просветительских обществ, коалиционный договор – не случайная бумажка. Его составляют в непростом диалоге, где каждый пункт рождается в спорах и противоречиях. Речи об упущении в таком документе быть не может – все до основания выверено.

Отсюда следует вывод о преднамеренном шаге двух партий. О шаге продуманном, рассчитанном на то, что русское меньшинство не найдет в себе достаточно сил и единства, чтобы вступить в очередную фазу борьбы за собственные национальные права. Власть почувствовала проявления апатии в русскоязычной общине Эстонии и не замедлила воспользоваться моментом. Если отсутствие даже упоминания русскоязычных национальностей в коалиционном договоре не случайность, то следует ждать реализации этой позиции в конкретных актах национальной политики.

Один из аспектов этой политики уже очевиден. Он касается реформы русской школы, которую коалиционный договор, судя по всему, имеет в виду окончательно превратить в школу эстонскую. Это по-своему умный план лишения русскоязычных их родного языка. Ведь выпускники таких реформированных школ уже во многом станут носителями скорее эстонского, чем родного языка, а их дети окончательно преодолеют этот «недостаток».

Таким образом, произойдет разрушение того решающего барьера, который защищает нацию от распыления. Ведь человек, утративший свой родной язык, утрачивает и чувство общности со своим народом. Можно даже арифметически подсчитать, когда это случится. Это произойдет совсем скоро – примерно через двадцать лет. Наконец-то здесь в массовом количестве появятся люди, о которых так мечтает сегодняшняя власть – эстонцы русского происхождения (кровь русская, язык эстонский). А это совсем не эстонские граждане русского происхождения (гражданство эстонское, язык русский).

Эстонская власть уже два десятка лет ведет дело к мононациональному государству, как бы нелепо это ни выглядело. Но то, что она стремится при этом войти в «пятерку передовых стран мира», давно забывших словосочетание «принудительная ассимиляция» – весьма примечательно. Либо в Таллине по каким-то причинам не знают, что в этих странах после Второй мировой войны любые формы национальной дискриминации преследуются и законом и моралью, либо эстонские власти имеют какое-то тайное соглашение с сильными мира того о позволительности подобной средневековой политики.

Трудно избежать подозрения, что некий карт-бланш на действия, для Европы немыслимые, у эстонских властей все-таки имеется. Это неудивительно. Двойная мораль свойственна правящим кругам Запада, когда дело касается их стратегических интересов. Взять хоть их ракетно-бомбовые операции по «защите гражданского населения Ливии». В части же, касающейся русских Эстонии, стратегический интерес также очевиден. Эстония, как, впрочем, Литва и Латвия, должна являть собою часть «железного пояса», охватившего Россию с северо-запада. Мир стремительно движется к истощению природных ресурсов и глобальным экологическим катастрофам, в которых природные запасы России, включая питьевую воду, будут являться объектом устремлений многих государств. Сегодня по периметру РФ создаются исходные позиции для того, чтобы в нужный момент силой получить вожделенные блага. Для этого «железный пояс» должен быть внутренне прочен. Вот и работает без устали эстонская власть, выковывает из русских будущих эстонцев. Здесь её интересы совпали с интересами тех, кто перекраивает карту мира.

А вот о том, насколько эта деятельность совпадает с нормами человеческой морали и насколько она угодна Творцу, они не задумываются. Им не до таких глупостей.

И еще об одном. В воздухе уже давно витает один и тот же вопрос: а Москве русские в Эстонии совсем не нужны?
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: