понедельник, 5 сентября 2011 г.

Вторая мировая война - День за Днём СЕРИИ 32-34: Зимнее наступление Сталина

Орловский участок, нарт 1942 г. Немецкие солдаты
извлекают из землянки гражданских лиц во время
последней фазы непродуманного наступления
Сталина. Бескомпромиссная настойчивость Сталина,
требовавшего атаковать, навредила Красной армии
не меньше, чем приказ Гитлера - "ни шагу назад",
отданный немецким войскам.
Дорогостоящий урок

Никогда не бывавший на фронте, Сталин принимает решение о развертывании полномасштабных наступательных действий от Финляндии до Черного моря.

В середине декабря стал очевиден эффект мобилизации огромных ресурсов Советского Союза! В строю Красной армии находилось свыше четырех миллионов человек, и хотя им часто не хватало вооружения, да к тому же значительный процент солдат не получил практически никакой подготовки, их все равно можно было бросить в бой, где они сумеют добыть себе оружие, чтобы, по выражению Черчилля, «не выпускать его из рук». У советских новобранцев имелось одно безусловное преимущество — они располагали теплым обмундированием, потому что для советских граждан русская зима представляла собой элемент реальности, и ее наступление не становилось чем-то вроде шока, как это произошло в случае с завоевателями.

5 декабря по приказу Сталина Красная армия перешла в наступление как на Калининском, так и на Западном фронте с целью отбросить немецкую группу армий «Центр» от Москвы. На следующий день на левом фланге в действие вступили войска Юго-Западного фронта — всего вместе 15 армий плюс один кавалерийский корпус, и хотя по численности живой силы советская армия равнялась немногим более чем немецкому корпусу, все равно это первое контрнаступление осуществлялось на высоком уровне. Поскольку атака велась на войска, линии коммуникаций и маршруты снабжения которых были чрезвычайно растянуты, а сами солдаты вымотаны и лишены теплой одежды, контратака удалась, несмотря даже на нехватку тяжелого вооружения и поддержки бронетехники.

Уверенная в том, что одержит победу до наступления зимы,
немецкая армия практически не располагала теплым
обмундированием для личного состава. Чтобы не мерзнуть,
солдаты набивали в сапоги газеты и солому, снежная слепота
и обморожение стали наиболее распространенными причинами
выхода из строя немецких военнослужащих.
Удар за ударом заставлял немецкие армии откатываться из предместий Москвы, выворачивая рога клиньев в обратную сторону. И пусть продвижение Красной армии представлялось мизерным по сравнению с победоносными бросками немцев прошедшим летом, все равно факт оставался фактом — Красная армия шла вперед, а Вермахт назад, что не могло пагубным образом не сказаться на боевом духе личного состава его частей. 17 декабря Стадии отдал приказы армиям Ленинградского фронта, а также командованию соседствовавших с ним Волховского и Северо-Западного фронтов. Им предписывалось наступать на юго-запад против немецкой группы армии «Север» для того, чтобы снять окружение с города Петра Великого и предотвратить соединение немецких и финских частей. Сталин, кроме того, планировал вбить клин между группами армий «Север» и «Центр» силами 4-й ударной армии, наступающей на Смоленск.

Далеко на юге директивы Сталина привели в движение 14 транспортов с 20 000 чел. на борту, которым предстояло пересечь Черное море, проделав около 150 км пути по штормовым водам от Новороссийска до Керченского полуостров;), чтобы — по его собственному выражению — создать угрозу 11-й армии генерала Эриха фон Манштейна, осаждавшей Севастополь. Затем 5 января на неожиданно созванном совещании в Ставке ВГК (Верховного Главнокомандования) Стадии объявил о переходе к полномасштабным наступательным действиям по всему фронту от Балтики до Черного моря.

Советы сосредоточили все наличествовавшие у них резервы танков Т-34/76 для
зимнего контрнаступления. Они немало послужили для того, чтобы помочь отбросить
противника от Москвы. Быстроходный, хорошо вооруженный и защищенный мощной
броней, Т-34 имел только один серьезный недостаток - на многих отсутствовали рации.
План был, без сомнения, грандиозным. Главный удар предполагалось нанести на участке перед Москвой силами армий Западного. Калининского и Брянского фронтов вместе с левым крылом Северо-Западного фронта — по группе армий «Центр». Разгром группы армий «Север» поручался Ленинградскому фронту, правому крылу Северо-Западного фронта и Балтийскому флоту; выбросить из Донбасса группу армий «Юг» предстояло Юго-Западному и Южному фронтам, тогда как задача освобождения Крыма отводилась Кавказскому фронту и Черноморскому флоту.

Засевший в кремлевском бункере, Сталин не имел ни малейшего
пред­ставления о тяготах, выпадавших на передовой на долю
простого со­ветского солдата, который продолжал драться,
несмотря на нехватку всего необходимого, и прежде всего
вооружения и исправной техники.
Генерал Георгий Жуков имел некоторые соображения, которые собирался высказать по поводу стратегического замысла. Он отмечал, что на северной и южной оконечностях предполагаемого фронта наступательных действий немцы имели достаточно времени подготовить мощные оборонительные рубежи; в центре же, однако, вследствие натиска, оказываемого в настоящий момент на группу армий «Центр», удалось не только отбросить немецкие части, но посеять значительный организационный хаос в их рядах. Здесь, именно здесь открывался шанс для Красной армии добиться максимума возможного при условии, что она будет получать достаточно снабжения и подкреплений. Вместе с тем представлялось совершенно невозможным осуществлять доснабжение и усиление частей по всей протяженности фронта, а следовательно, от задуманных на его крыльях операций целесообразно было бы отказаться, сосредоточившись на центре. Сталин, однако, не пожелал прислушаться к доводам разума и решил придерживаться намеченного плана.

Наступательный порыв выдыхается


Жуков, конечно же, был прав. Своей волей диктатора Сталин мог ввести в строй еще три или четыре армии, поставив под ружье сотни тысяч мужчин из кажущегося несметным населения СССР, но никакие приказы не могли дать им вооружения нужного качества и в нужном количестве. Как не могли они мгновенно обучить всех призывников владеть этим оружием на должном уровне. Тем не менее, атакуя на фронте протяженностью 1500 км, русские отбросили немцев на расстояние от 80 до более чем 300 км. частично или полностью очистив от противника Калининскую, Московскую, Орловскую и Курскую области, а ниже Харькова создали глубокое вклинение (известное как Изюмский выступ) между Балаклеей и Славянском на примерно 130 км, выйдя к берегам реки Орель на севере и к нас. пункту Лозовая на юге.

Авиация, оказывавшая воздушную поддержку, которая играла столь важную роль в ходе немецких
наступлений, страдала от условий жестокой зимы не меньше сухопутных войск. Многие немецкие
самолеты, такие, как "Юнкерс" Ju 87В 2, были переброшены на запад или в район Средиземного
моря, что сократило численность фронтового парка с 2400 до 1700 машин.
Однако все эти приобретения стали возможны благодаря готовности немцев к отходу, а не только вследствие советского натиска, когда же обстановка для противника улучшилась вследствие его упорного противодействия и нехватки у советов опыта, а также перебоев со снабжением, наступление стало быстро выдыхаться, а затем и вовсе остановилось. Случалось, как писал сам Жуков, главной целью его посещения совещаний в Ставке ВГК служило стремление во что бы то ни стало выпросить у Сталина десяток-другой противотанковых ружей, сотню ручных пулеметов или, что еще более важно, хоть немного минометных мин и артиллерийских снарядов. Бывало, что нормы ограничения боеприпасов доходили до одного выстрела в день, и при таких условиях Красная армия должна была оказывать уверенный натиск на противника в контрнаступлении по фронту протяженностью пол¬торы тысячи километров!

Кое-где атакующим все же удалось продвинуться, заплатив за достижения страшно дорогой ценой, однако к марту даже Сталину пришлось признать, что зимнее наступление выдохлось. Пока советская промышленность не сможет производить вооружение в огромных количествах, лучшее, что может делать Красная армия. — держаться и ждать, по возможности накапливая боевой опыт. Этот урок обошелся ей очень дорого.











Все 96 серий

Ещё:
День за Днём СЕРИИ 28-31: «Панцергруппе Гудериан» - танковая группа Гудериана 2
День за Днём СЕРИИ 24-27: «Панцергруппе Гудериан» - танковая группа Гудериана
День за Днём СЕРИЯ 23: Охота на «Бисмарка»
День за Днём СЕРИЯ 22: Смерть с небес
-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: