понедельник, 4 апреля 2011 г.

Социальные сети: гласность под контролем

Влияние социальных сетей растет во всем мире, в том числе в России. Все чаще люди используют их для выражения собственной позиции и объединения с единомышленниками. Тем временем контроль над виртуальным пространством становится все более жестким.

О принципиально новом качестве социальных сетей заговорили в ходе драматических событий на Ближнем Востоке, где эти виртуальные сообщества стали действенным инструментом самоорганизации протестных групп. В ходе смены власти в Египте появился даже новый политический термин – «революция Facebook». Влияние социальных сетей возрастает и в России, где они зачастую выполняют функции отсутствующих или неразвитых институтов гражданского общества.

Пользователи сетей не просто общаются в них, но и создают группы, договариваются о совместных акциях, проводят виртуальные флешмобы. Как следствие, резко усилилось внимание к сетевой активности со стороны госструктур и, в частности, спецслужб. Сообщения о том, что пользователя той или иной сети осудили за распространение порнографии, пиратского контента или экстремистской информации, стали уже привычными.

Тем временем на Западе отмечается стремление спецслужб еще в большей степени взять эту сферу под полный контроль. Так, недавно появилась информация о том, что американские военные разрабатывают программные средства для манипуляции социальными сетями – например, Facebook'ом и Twitter'ом – с целью повлиять на сетевой дискурс в нужном США ключе.


В сети как на ладони

По данным ВЦИОМ, в социальных сетях зарегистрировано сегодня более половины пользователей Интернета в России. Почти все пользователи готовы сообщать в сети свой возраст и пол. Они также без труда выкладывают такие сведения, как свое образование, семейное положение, хобби, пристрастия. Большинство опрошенных представляют в сети и свои фотографии.

Менее охотно россияне сообщают свои координаты – место учебы, любимые места, место жительства, а также сведения о друзьях и родных, профессии, месте рождения, национальности, путешествиях, месте работы и занимаемой должности, вероисповедании. Наконец, лишь немногие считают нужным указывать информацию о своих политических взглядах, услугах, которые могут предоставить другим пользователям и уровне дохода.

Иногда, правда, пользователи искажают информацию о себе. В первую очередь, к этому склонны 18-24-летние респонденты, которые могут сообщать ложную информацию о своем имени, возрасте, семейном положении, внешности и хобби.

Тем не менее, сети становятся кладезем информации, необходимой для контроля над процессами, происходящими в обществе. Эти возможности использует не только государство, но и частный бизнес – как для извлечения прибыли путем сетевой «раскрутки», так и для «мониторинга» действующего и потенциального персонала компаний.

Гласность на новом витке

По мнению экспертов, влияние соцсетей на политическую и социальную жизнь общества будет возрастать. И, наряду с этим, попыток регулировать процессы в виртуальном мире также будет все больше.

По словам петербургского социолога Романа Могилевского, социальные сети сегодня «помогают формировать гражданина – хозяина своей жизни». Он отмечает, что сети помогают людям контактировать, объединяться, решать какие-то общественно значимые вопросы и даже преодолевать психологические проблемы. К тому же, добавляет социолог, в сети вбрасывается важная для общества информация.

«Социальную сеть можно назвать «горбачевской гласностью» на новом витке технического прогресса. Здесь появляется огромное количество значимой информации, касающейся, например, той же коррупции», – подчеркивает он.

В тоже время, соцсети несут и многочисленные опасности и риски. Могилевский убежден, что само сетевое сообщество должно ввести более жесткие рамки и самоконтроль за тем, что в нем происходит.

«Риски есть, но это не означает, что эту сферу нужно закрывать. А вот что касается спецслужб, то законодательно вполне можно ограничить их доступ к индивидуальным данным пользователей», – считает эксперт.

Политолог Александр Конфисахор в беседе с корреспондентом «БалтИнфо» обратил внимание, что, в отличие от реальной жизни, в Интернете до сих пор нет многих привычных для «оффлайна» ограничений.

«Любой человек вне зависимости от своего статуса, социального положения, дохода, может высказать свою точку зрения и быть уверенным, что его услышат. По сути, сейчас социальные сети выполняют функцию гражданского общества, где главная ценность – это человек и его мнение», – отметил Конфисахор.

Недремлющее око государства

Рост влияния социальных сетей на общество и политику отмечает и руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, уровень воздействия сетей зависит, в первую очередь, от уровня информатизации в обществе. Так в Северной Африке и на Ближнем Востоке он достаточно низкий, тем не менее, Интернет сыграл значительную роль в последних событиях.

В США этот ресурс используется в обязательном порядке и корпорациями, и политиками. Например, Барак Обама в своей предвыборной кампании 2008 года максимально задействовал социальные сети, напомнил эксперт. В России, по мнению Делягина, политическая и общественная активность сейчас уходит в социальные сети под давлением властей. Но это не означает, что государство выпускает ситуацию из-под своего пристального внимания.

«У нас активность в сетях уже пытаются контролировать, есть даже попытки ее подавить. Периодически мы наблюдаем «госатаки» на ЖЖ, регулярно удаляются ролики неугодного содержания. Приближение выборов усилит этот контроль. Репрессивные действия мы увидим не только на улицах, но и в социальных сетях», – считает Делягин.

В том, что попытки государства «управлять» социальными сетями и их пользователями усилятся, убежден и Конфисахор.

«Ни одно государство не оставит без своего контроля какую-либо из сфер жизни человека. Сейчас существуют различные способы наблюдения за теми процессами, которые происходят в Интернете, и людьми, которые проявляют там активность. И в будущем будут появляться новые методы контроля», – считает политолог.
Ещё по данной теме:
Подставные пользователи
Профессор Мюллерсон: в эстонских СМИ существует цензура
Из Интернета исчезают сотни миллионов страниц на эстонском языке
Негласная цензура на DELFI
Свобода слова в сети: Осторожно, двери закрываются?
Cyber-ответ Интернет-полиции

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: