В понедельник состоялось подписание коалиционного договора между Партией реформ и ее партнером по правящей коалиции — Союзом Отечества и Республики (IRL). За годы многолетнего правления реформистов у этой партии выработан механизм, который некоторые политики расценивают как вертикаль власти, используемую в России. Злые языки утверждают, что на ключевых постах - от премьер-министра, от уездных старейшин (в России губернаторы) и выше, до главных редакторов - свои люди.
А каков на самом деле механизм назначения на важные посты? Обсуждаются эти вопросы гласно, с участием не только правящих партий, но и оппозиции? Или за плотно закрытыми дверями, в кулуарах - например, за ужином в ресторане или за чашкой чая в бане? Зададимся наивным вопросом - есть ли вообще закулисье эстонской политики?
Судя по разговору с политологом Тоомасом АЛАТАЛУ, трижды избиравшимся в Рийгикогу, можно предположить наличие «секретных протоколов», «тайных пактов». Словом, не все договоренности обнародуются и становятся достоянием общественности.
По словам политолога, восемь лет назад, когда было образовано правительство во главе с Юханом Партсом, то республиканцы и реформисты заключили «тайный договор» насчет разделения мест в европейских структурах. (По итогам парламентских выборов, состоявшихся в марте 2003 года, правящую коалицию в Рийгикогу составили Партия реформ, Res Publica и Народный союз. Правительство возглавил лидер партии Республика Юхан Партс - ред.). Как раз через год, в 2004-м, Эстония должна была войти в Евросоюз и НАТО. Лидер Партии реформ Сийм Каллас был рекомендован на пост еврокомиссара. А представительница этой же партии Кристийна Оюланд в том же году баллотировалась на пост генерального секретаря Совета Европы. Видимо, в рамках «тайных соглашений».
Такие неофициальные договоренности могли быть и раньше, при правительстве Сийма Калласа (в возглавляемом Калласом в 2002-2003 годах правительстве наряду с реформистами были центристы; как раз в том правительстве был единственный за годы новой Эстонии министр-неэстонец - нарвитянин Эльдар Эфендиев - ред.). По словам Алаталу, тогда также узким кругом лиц велись неофициальные переговоры насчет будущих постов в структурах Европы. По мнению политолога, не трудно предполагать, что и у нынешней коалиции могут быть какие-то дополнительные пункты к соглашению, которые не оглашены. Как считает Алаталу, эти пункты могут касаться будущей политики в сфере финансов. Дело в том, что ведущие страны мира, относящиеся к группе G 20, в прошлом году обсудили ряд банковских проблем, включая вопрос сокращения выплачиваемых банкирам бонусов. Новые правила в Швеции ввели в прошлом году, а эстонские филиалы шведских банков отреагировали с промедлением. Финансовые вопросы - это большая тайна на самом деле. Алаталу удивлен, почему пресса в Эстонии не реагирует на эти события. Журналисты или не поняли суть, или им просто не рекомендуют затрагивать эти темы. У прессы тоже свои хозяева, делает замечание Алаталу.
Могут ли неофициальные переговоры касаться кандидатур на пост нового президента Эстонии?
Тут нет тайн. Уже давно реформисты, IRL и социал-демократы заявляют, что Ильвес их президент. Это решенный вопрос.
В 2012 году истекает срок полномочий Андреса Липстока на посту президента Банка Эстонии. Могли на коалиционных переговорах обсуждаться какие-то кандидатуры на этот пост, допустим, Тыниса Пальтса (IRL), Индрека Тедера и других?
Думаю, что да. Потому что общий результат для IRL на самом деле очень слабый. (Имеется ввиду разделение портфелей в новом правительстве — ред.). Должны быть договоренности не только насчет Банка Эстонии, но и насчет уездных старейшин. В других сферах таже удобный для IRL случай попытается что-то наверстать. Видимо, вокруг таих вещей «торговались».
Еще такая важная должность, как председатель правления ERR - телерадиовещательной корпорации. Сейчас этот пост занимает Маргус Алликмаа, приостановивший свое членство в Партии реформ несколько лет назад.
Очень важная должность. Какие-то значения в связи с этим могут иметь неожиданные откровения Аавиксоо (IRL) по поводу того, что государство имеет право по поводу каких-то вопросов врать. Должность главы телерадиовещания - это контроль над аппаратом пропаганды, поэтому они могут иметь тут своего человека. (В недавней посвященной информационным войнам и другой проблематике публикации бывший министр обороны Яак Аавиксоо - ныне кандидат на должность министра образования в новом правительстве, подводит к пониманию: право национального государства на информационное самоопределение означает и то, что у него имеется право на тайны, право от чего-то отказаться, что-то не высказать, о чём-то умолчать и т.д. - ред.). Аавиксоо открыто говорит, что должны усилить идеологическое воспитание в школе, а гарантией тут может быть руководитель государственного информационного центра.
Но говорят, что Алликмаа устраивает нынешнюю коалицию.
Но проблема в том, что каждый хочет туда своих людей. Тут даже не важно, специалист ты или не специалист. Главное, чтобы ты принадлежал определенной партии. Если есть договоренность, что это место принадлежит IRL, значит они это место получат.
Гостконтролер Михкель Овийр - срок пребывания в должности истекает в 2013 году...
В любом случае не будет вновь избран, он уже работает в этой должности два срока.
Бывший реформист Мярт Раск в должности председателя Госсуда с 2004 года, срок полномочий девять лет. Избирается парламентом по предложению президента...
В любом случае должности в судебной системе в руках реформистов.
А омбудсмен Индрек Тедер, срок полномочий которого истекает в 2015 году?
Он сам обещал больше не баллотироваться.
А каков на самом деле механизм назначения на важные посты? Обсуждаются эти вопросы гласно, с участием не только правящих партий, но и оппозиции? Или за плотно закрытыми дверями, в кулуарах - например, за ужином в ресторане или за чашкой чая в бане? Зададимся наивным вопросом - есть ли вообще закулисье эстонской политики?
Судя по разговору с политологом Тоомасом АЛАТАЛУ, трижды избиравшимся в Рийгикогу, можно предположить наличие «секретных протоколов», «тайных пактов». Словом, не все договоренности обнародуются и становятся достоянием общественности.
По словам политолога, восемь лет назад, когда было образовано правительство во главе с Юханом Партсом, то республиканцы и реформисты заключили «тайный договор» насчет разделения мест в европейских структурах. (По итогам парламентских выборов, состоявшихся в марте 2003 года, правящую коалицию в Рийгикогу составили Партия реформ, Res Publica и Народный союз. Правительство возглавил лидер партии Республика Юхан Партс - ред.). Как раз через год, в 2004-м, Эстония должна была войти в Евросоюз и НАТО. Лидер Партии реформ Сийм Каллас был рекомендован на пост еврокомиссара. А представительница этой же партии Кристийна Оюланд в том же году баллотировалась на пост генерального секретаря Совета Европы. Видимо, в рамках «тайных соглашений».
Тоомас АЛАТАЛУ |
Могут ли неофициальные переговоры касаться кандидатур на пост нового президента Эстонии?
Тут нет тайн. Уже давно реформисты, IRL и социал-демократы заявляют, что Ильвес их президент. Это решенный вопрос.
В 2012 году истекает срок полномочий Андреса Липстока на посту президента Банка Эстонии. Могли на коалиционных переговорах обсуждаться какие-то кандидатуры на этот пост, допустим, Тыниса Пальтса (IRL), Индрека Тедера и других?
Думаю, что да. Потому что общий результат для IRL на самом деле очень слабый. (Имеется ввиду разделение портфелей в новом правительстве — ред.). Должны быть договоренности не только насчет Банка Эстонии, но и насчет уездных старейшин. В других сферах таже удобный для IRL случай попытается что-то наверстать. Видимо, вокруг таих вещей «торговались».
Еще такая важная должность, как председатель правления ERR - телерадиовещательной корпорации. Сейчас этот пост занимает Маргус Алликмаа, приостановивший свое членство в Партии реформ несколько лет назад.
Очень важная должность. Какие-то значения в связи с этим могут иметь неожиданные откровения Аавиксоо (IRL) по поводу того, что государство имеет право по поводу каких-то вопросов врать. Должность главы телерадиовещания - это контроль над аппаратом пропаганды, поэтому они могут иметь тут своего человека. (В недавней посвященной информационным войнам и другой проблематике публикации бывший министр обороны Яак Аавиксоо - ныне кандидат на должность министра образования в новом правительстве, подводит к пониманию: право национального государства на информационное самоопределение означает и то, что у него имеется право на тайны, право от чего-то отказаться, что-то не высказать, о чём-то умолчать и т.д. - ред.). Аавиксоо открыто говорит, что должны усилить идеологическое воспитание в школе, а гарантией тут может быть руководитель государственного информационного центра.
Но говорят, что Алликмаа устраивает нынешнюю коалицию.
Но проблема в том, что каждый хочет туда своих людей. Тут даже не важно, специалист ты или не специалист. Главное, чтобы ты принадлежал определенной партии. Если есть договоренность, что это место принадлежит IRL, значит они это место получат.
Гостконтролер Михкель Овийр - срок пребывания в должности истекает в 2013 году...
В любом случае не будет вновь избран, он уже работает в этой должности два срока.
Бывший реформист Мярт Раск в должности председателя Госсуда с 2004 года, срок полномочий девять лет. Избирается парламентом по предложению президента...
В любом случае должности в судебной системе в руках реформистов.
А омбудсмен Индрек Тедер, срок полномочий которого истекает в 2015 году?
Он сам обещал больше не баллотироваться.
Урмас РЕЙНСАЛУ |
А такие посты, как госконтролер, канцлер права, командующий Силами обороны, председатель ERR?
Было бы логично эти кандидатуры обсуждать в парламентских фракциях, чтобы найти поддержку. В том числе в оппозиционных фракциях.
Рейнсалу также говорит, что в новом составе Рийгикогу главами трех парламентских комиссий будут представители оппозиции: комиссии сельской жизни, по борьбе с коррупцией и госконтроля. А там, где руководителями комиссий назначат представителей правящей коалиции, посты вице-председателей будут предложены оппозиции.
Центрист Валерий КОРБ говорит, что ни разу не принимал уастия в коалиционных переговорах. Оппозиция никогда секретных соглашений не заключала.
А должности председателя Госсуда, телерадиовещательной корпорации, пост госконтролера, другие назначения?
Это вопросы коалиции, при закрытых дверях. Оппозицию не приглашают на обсуждение этих тем. Это сродни Политбюро. Там сидит пять-шесть человек — председатели партий, генеральные секретари и кто-то из чиновников.
А это нормально?
Живем в демократическом государстве, конечно не нормально. Я не знаю ни одной комиссии, которую бы возглавляла оппозиция. Хотя мы представляем 40% избирателей. (Корб также работал в предыдущем составе Рийгикогу — ред.). Они победили на выборах, они формируют коалицию и берут на себя ответственность.
Депутат-центрист также говорит, что в нынешнем составе Рийгикогу нарвитянин Михаил Стальнухин, представляющий ЦПЭ, будет возглавлять комиссию по проверке бюджета.
Можно ли говорить о том, что реформистами выстроена вертикаль власти подобно схеме, созданной партией Единая Россия?
В данном случае речь идет о двух партиях - Партии реформ и IRL.
Меэлис АТОНЕН |
А назначения на такие посты, как президент Банка Эстонии, председатель Госсуда, канцлер права, председатель правления телерадиовещательной корпорации, командующий Силами обороны - эти темы в бытность Атонена в политике не обсуждались на коалиционных переговорах.
По словам Атонена, политики при обсуждении кадровых вопросов не делают из этого тайн. И приводит пример. В 2001 году, когда в коалиции были умеренные (нынешние социал-демократы), Исамаа (нынешняя IRL) и реформисты, то они не сумели договориться и каждый вышел со своим кандидатом на президентские выборы. Такие обсуждения - не скрытый контракт, подчеркивает бывший министр экономики.
В дискуссия всегда превалирует коалиция, продолжает Атонен. У коалиции обязанность - руководить страной. Очень трудно бывает что-то согласовывать с оппозицией, так как она часто себя противопоставляет правящим партиям.
Атонен считает, что будут какие-то изменения среди руководящих постов - нужна новая волна, нужны новые люди. Например, на посту командующего Силами обороны. При этом он убежден, что при выборе кандидатов партийная принадлежность не играет ключевой роли. Главное - компетентность, профессионализм.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий