Министр обороны Март Лаа |
Как вы чувствуете себя, почти через десять лет вновь оказавшись в правительстве?
Очевидно, что в правительстве появилась определенная последовательность. В течение последних четырех лет я довольно часто бывал на заседаниях правительства. Никаких сюрпризов.
Брифинг для новых министров был примерно такой же, какой и я провел в свое время для министров. В электронную систему правительства я вошел тем же способом, который сам когда-то создал.
В состав правительства вошли три нынешних и бывших премьер-министров. Как вы умещаетесь?
Похоже, что мы умещаемся относительно хорошо. В этом есть и своего рода возвращение к традиции.
В свое время в Эстонской Республике было довольно обычным, что старейшины государства занимали министерские посты, и в одном правительстве их одновременно было несколько. Мне кажется, что мы вернулись к некой политической стабильности, как это и должно быть в обычном государстве.
Одобренная прежним парламентом поправка к Конституции скоро опять будет в Рийгикогу. Она упразднит роль президента как высшего руководителя гособороны и, как я понимаю, в будущем главу Сил обороны будет назначать правительство. По сути, вы и станете высшим руководителем гособороны.
Мы продвигаемся вперед поэтапно. Есть еще много вопросов, которые нужно решить. В первую очередь, на этой неделе Рийгикогу решит, будет ли одобрена поправка к Конституции, которую поддержал прежний состав. Чтобы принять это решение, недостаточно голосов одной коалиции — оно должно основываться на более широкой базе.
Хорошо, если изменение будет иметь более широкую основу, поскольку государственная оборона является вопросом, который должен превышать рамки той или иной партии, а также правящей коалиции. Это общее дело всех нас.
Эти последующие решения будут установлены законами, которые нужно будет принять за довольно короткое время — в течение нескольких месяцев. Министерство обороны уже подготовило их и представит после принятия поправки к Основному закону.
Детали будут установлены законами и принятыми на их основании решениями. Таким образом, Министерству обороны предстоит проделать очень серьезную законодательную работу.
"Здесь вам не рады“. Селигер 2010. |
Я бы не сказал, что она куда-то исчезнет. По вопросу этого изменения достигнут очень широкий консенсус в обществе, в том числе и в Силах обороны. Это обсуждалось, об этом говорилось и обосновывалось. Сейчас этот консенсус имеется. Наверняка еще будут споры по поводу дополнительных законов, но и их мы будем решать так, как основной вопрос.
Вы с первых дней начнете переделывать всю систему государственной обороны?
На самом деле основа этому уже заложена, и моя задача — последовательно продолжать работу в министерстве так, как она организована на основании политических решений и соглашений. Возможно, существует мнение, будто работа министра обороны связана с практическими вещами — поставлять и организовывать.
Однако в ближайшие месяцы придется очень серьезно заниматься законодательством, привлекая группы экспертов и информируя общественность. Дело в том, что гособорону нельзя вменять только в обязанности министерства и Сил обороны — это касается всех нас.
В коалиционном договоре есть такой пункт: «Следует обеспечить, чтобы военная защита не развивалась отдельно от остального общества». Что это значит? Разве в Эстонии существует опасность, что армия отделится от народа?
Его идея в том, что гособорона — это не только военная защита государства. В современном мире это означает очень сильную поддержку гражданского сектора, поддержку людей. Это очень широкая тема. Эстония очень серьезно относится к обеспечению безопасности, мы в любом случае будем защищаться, каким бы сильным ни был враг.
Коллаж КР.ru. Ээрик-Нийлес Кросс (справа): - С Мартом Лааром мы вдвоем замечательно живем: где какая-то возня - сразу он, а следом я. |
Ни в коем случае. Эстонская армия будет основываться на срочной службе, это наша четкая позиция, и я могу твердо сказать, что не стоит высматривать какие-то намерения в том или ином шаге. Многие видят одну сторону предложения — шесть месяцев, но не видят другой стороны, согласной которой для некоторых служба может продлиться. Наша задача состоит в том, чтобы продолжить улучшение качества подготовки.
Самым важным для нас сейчас является, пожалуй, миссия в Афганистане. Вы имеете какое-то представление о том, когда она могла бы закончиться?
Это был бы хороший вопрос и для многих других министров обороны, премьер-министров и президентов — называя какие-то конкретные даты, я бы проявил полную некомпетентность. Безусловно, тема Афганистана очень важна, и нам предстоит ее серьезное обсуждение.
Недавно президент Хамид Карзай заявил, что Афганистан готов взять на себя ответственность за безопасность в столице провинции Гильменд. Разве это не говорит о том, что через какое-то время мы будем не нужны в том регионе?
Подобные заявления, безусловно, являются знаком, что коалиция находится на правильном пути, и ситуация контролируется лучше.
Коллаж Е.Капова. |
Знаете, трудно говорить на эту тему, поскольку большинство людей, которые это делают, либо а) — не читали эту статью, либо в) — понимают ее по-своему. И с) — каждое выступление на конференции следует рассматривать в контексте этой конференции.
На той конференции выступил и генерал-лейтенант Антс Лаанеотс, он использовал такие термины, как «обман» и «контробман». В военной обстановке это понятно, но…
Всем, кто захочет тут высказаться, я советую прочитать некоторые книги о современной информационной войне, поскольку все эти обсуждения следует толковать в контексте того, что реально происходит в мире.
Я с очень близкого расстояния видел атаку России против Грузии, при которой информационная атака играла очень важную роль во всей операции. Была развязана очень обширная инфовойна, а вдобавок к военным операциям велись кибератаки.
К сожалению, эта та современная война, которая, по всей видимости, и будет характеризовать XXI век.
Вот в этом-то и состоит вопрос: сможем ли мы использовать те же средства?
Для этого не нужно ставить под сомнение демократическое построение общества. Это предполагает некоторые другие виды деятельности, к которым Эстония должна быть готова. В итоге всегда побеждает истина, но на это может потребоваться много времени.
В информационной войне нужно знать, какую ложь могут использовать против тебя и насколько опасной эта ложь может быть. Это крайне важный вопрос для каждого государства: как защититься от тотальной лжи?
У Эстонии есть враги?
Если они есть, то было бы глупо называть их.
3 МЫСЛИ
• Государственную оборону нельзя вменять только в обязанности министерства и армии, это касается всех нас.
• Называя конкретные даты ухода из Афганистана, я проявил бы полную некомпетентность.
• В информационной войне нужно знать, какая ложь будет применена против тебя и насколько эта ложь опасна.
Март Лаар
• Родился 22 апреля 1960 года в Вильянди
Образование
• 2005 — Тартуский университет, доктор философии
• 1995 — Тартуский университет, магистр философии
• 1983 — Тартуский университет, история
Работа
• 2007-2011 — XI созыв Рийгикогу, член Рийгикогу
• 2003-2007 — X созыв Рийгикогу, член Рийгикогу
• 2002-2003 — IX созыв Рийгикогу, член Рийгикогу
• 1999-2002 — премьер-министр ЭР
• 1995-1999 — III созыв Рийгикогу, член Рийгикогу
• 1992-1994 — премьер-министр ЭР
• 1990-1992 — член Верховного Совета ЭР
• 1986-1990 — отдел исторических памятников Минкульта, заведующий
• 1983-1986 — Таллинская 24-я средняя школа, учитель
Семейное положение: женат, имеет сына и дочь.
Ещё:
Глава МВД Keн-Maрти Вахер: Я надеюсь на добровольцев и помощников полиции
Пентус: тему атомной станции надо обсудить без эмоций
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий