среда, 6 апреля 2011 г.

Пентус: тему атомной станции надо обсудить без эмоций

Новый министр окружающей среды Кейт Пентус
Министр окружающей среды Кейт Пентус говорит, что окружающая среда — это больше, чем ходить по болотам в камуфляжном костюме и обнимать деревья. По ее словам, решения не должны основываться на эмоциях, сообщает Postimees.

В будущем правительстве вы будете единственной женщиной-министром. Хочется обратить внимание на это обстоятельство и спросить, почему в кабинете больше нет женщин? Другой вариант — вообще не придавать этому значения. Министр есть министр. Как вы к этому относитесь?

По одному только гендерному признаку ни политиков, ни других людей делить не следует. Что касается министров и политиков, то  для них важнее качества руководителя.

Предположим, что во время переговоров по формированию правительства одно место министра остается вакантным, а все остальные выбранные — мужчины. Может, следует подыс­кать хоть одну женщину в правительство? Или это вообще неважно?

Безусловно, не следует делать выбор только на основании того, кто какого пола. При выборе министра важны другие критерии.

Почему вас выбрали именно в министры окружающей среды? С Яанусом Тамкиви вроде бы не было особых проблем, но, тем не менее, он не остался на этом посту.

Тамкиви был очень хорошим министром окружающей среды, и то, что теперь он станет руководителем фракции Партии реформ, очень разумное решение. Я очень рада, что он сам сделал этот выбор.

Почему я стала именно министром окружающей среды? Эта сфера близка мне еще с тех пор, когда я была старейшиной таллиннской части города Кесклинн.

Это очень обширная сфера. Тему окружающей среды не стоит связывать только с походами по болотам в камуфляжном костюме и обниманием деревьев — она связана со всеми сферами жизни и качеством жизни людей.

"Трепещи, Сависаар!".
Предвыборный плакат Кейт Пентус.
Что-то я не припомню, чтобы в Рийгикогу вы проявляли особую активность в вопросах, касающихся окружающей среды.

В Рийгикогу я была тесно связана как с областью энергетики, так, например, и с дебатами по подготовке реформы подоходного налога в области лесоводства. И тогда, когда я была руководителем фракции, и в дальнейшем.

Как вы отнесетесь к тому, если будут говорить, что, мол, Михал и Пентус, молодые преданные солдаты партии, в награду за верную службу теперь получат мес­та в правительстве?

Это право говорящего — высказать то, что у него на душе. Очень просто сформировать мнение заранее, до того, как люди приступят к своей работе. Есть такие люди, которые все знают наперед. Все-таки сначала надо бы посмотреть, кто как справляется на своем посту.

Сейчас много говорят о том, как деятели культуры относятся к новому минист­ру Рейгну Лангу. В то же время в случае с Лангом нет никаких сомнений, что он в курсе дел в этой сфере, начиная от Тартуских дней музыки и заканчивая интересом к театру. Вам же придется вести дела со специалистами по лесному хозяйству, шахтерами и другими серьезными типами — как вам такая перспектива?

Эта область действительно очень обширна, и я хочу выдать по максимуму. Я отношусь к этому очень серьезно. Я отношусь к тому типу руководителя, который считает нужным обсуждать все темы как со специалистами, так и с общественностью.

Вы не стали дожидаться, когда канцлер возьмет нового министра за руку и отведет в министерство, и уже на прошлой неделе начали действовать сами.

Я встретилась и провела долгие совещания с нынешним министром окружающей среды. Естественно, после долгих коалиционных переговоров я хотела максимально использовать эту пау­зу для того, чтобы войти в курс дела.

Какая из актуальных тем Министерства окружающей среды сейчас является самой горячей?
Их довольно много. К осени правительство должно одобрить новую государственную программу распределения CO2.

В Эстонии есть утвержденная стратегия окружающей среды до 2030 года, но в 2013 году нужно будет начать подготовку новой конкретной программы деятельности. Этим потихоньку уже начали заниматься.

Продажа квот CO2 была для Эстонии на удивление успешной, будет ли она столь же активно продолжаться и при новом правительстве?

Если вы имеете в виду не европейскую систему CO2, а продажу единиц загрязнения по Киотскому протоколу, то она продолжится. К нынешнему времени осуществлено сделок примерно на 300 миллионов евро, это очень большая сумма.

Люди, которые занимались их подготовкой, заслуживают всяческих похвал. Заключение новых сделок продолжится, но в каком объеме, пока рано говорить. Вероятно, определенное влияние тут окажут и события в Японии.

Теперь Riigi Kinnisvara AS (RKAS) начнет на эти деньги утеплять государственные дома, причем эти работы имеют конкретный срок — боюсь, что таким образом цены будут взвинчены.

Я согласна с тем, что это будет серьезное испытание. Период, отведенный для подготовки, проведения тендеров и осуществления работ, довольно короткий. Но не только RKAS занимается инвестированием денег, полученных за продажу квот загрязнения, есть еще и Kredex, через который можно ходатайствовать о поддержке работ по утеплению многоквартирных домов.

Хочу воспользоваться случаем и подбодрить квартирные товарищества, чтобы они делали это активнее.

Утепление помогает существенно уменьшить счета за отопление. Зима только что закончилась и, возможно, из-за этого ходатайствующих было меньше, чем могло бы быть.
Но если товарищества и впредь будут так вяло подавать ходатайства, то, думаю, придется рассмотреть сумму пособия. Возможно, она слишком мала, чтобы мотивировать владельцев квартир сделать свой дом более энергосберегающим.

До выборов правительство сообщило о приобретении электромобилей для социальных работников и строительстве соответствующей инфраструктуры — все против квоты CO2. Но потом произошло землетрясение в Японии. Эти планы теперь забыты?

Этот договор уже заключен, и японские события не влияют на эти сделки.

Действительно ли электромобили такие уж щадащие по отношению к окружающей среде? В их моторах действительно не сгорает бензин или дизтопливо, однако сжигание горючего все равно происходит на электростанции.

Этот вопрос уже поднимался — можем ли мы говорить о щадящем отношении к окружающей среде, если электромобили работают на сланцевом электричестве. Одновременно с использованием электромобилей должен работать рынок зеленых сертификатов. Принцип такой, что электромобили должны использовать только энергию с зеленым сертификатом. Я считают это разумным.

Каково будущее Эстонии — сланцевая энергия, атомная энергия или что-то другое?

В ближайшем будущем начнутся очень серьезные обсуждения, касающиеся нашего энергетического портфеля, и не только на уровне правительства. В этом должно участвовать все общество.

Возьмете ли вы на себя роль того, кто установит в энергетике главным принципом бережное отношение к окружающей среде, или министр окружающей среды не обязан всегда быть флагоносцем?

Кто же еще, если не министр окружающей среды? Но я считаю, что если говорить об атомной электростанции, то все плюсы и минусы нужно взвесить без эмоций. Принятие решения предполагает серьезное предварительное исследование с точки зрения окружающей среды, отдельно — то, что касается атомных отходов. Кроме того, нужно взвесить экономический аспект. Сейчас еще рано говорить о конкретной позиции.

Наверняка нужно будет пересмотреть весь наш энергетический портфель, чтобы мы не зависели только от одного источника. В 2016 году для нас наступит дата, после которой мы не сможем продолжать действовать по-старому. Это касается и решений Eesti Energia, на которых, в свою очередь, может сказаться полученная недавно от Еврокомиссии информация по поводу предоставления государственной помощи для строительства новых котлов.

Им это не нравится, но окончательного мнения все-таки нет.

Да, это так, но ясно, что энергетическая безопасность должна быть нам гарантирована и в 2016 году. Недавно изменились директивы, которые позволяют Нарвским электростанциям, проведя небольшие изменения, работать дальше, но этот выбор сопряжен с риском и, скорее всего, недолговечен.

Изменила ли японская катастрофа вашу оценку атомной энергетики?

Естественно, на эмоциональном уровне, наверно, нет человека, на мнении которого это не сказалось бы. Но это следует проанализировать спокойно и взвешенно. Японские реакторы были построены 40 лет назад. Если говорить об Эстонии, то речь может идти только о реакторах как минимум третьего поколения. Но повторю еще раз, что говорить о том, является ли атомная станция лучшим решением для Эстонии, еще рано.

Значит, в вашем лице мы не имеем принципиального противника АЭС? В отличие, например, от варианта, если бы министром окружающей среды стал кто-то из партии «зеленых».

Я обсуждала тему атомной электростанции с представителями «зеленых» из прежнего состава Рийгикогу, и их позиция не выражается жестким «нет». Они также считают существенным моментом, о реакторе какого поколения идет речь, как будет решен вопрос отходов и тому подобное. Это вещи, которые нужно обсуждать.

Считаете ли вы возможной добычу известняка в районе Набала и «ведьмино­го» колодца в Тухала?

Нужно различать две вещи. Во-первых, исследование недр земли в конкретном регионе. Это нужно делать, поскольку знание лучше, чем незнание. Если мы будем знать, что там есть, это знание послужит интересам всех. Но я не считаю возможным, чтобы в карстовой зоне Набала велись подземные разработки.

Кейт Пентус (35)

Образование:
• 2000–2004 — Тартуский университет, политология, магистерская программа (не завершена);
• 2000 — Таллиннский педагогический университет, административное управление, отношения Европейского Союза (BA, приравнивается к магистерской степени).
Работа:
• 2009–2011 — I вице-спикер Рийгикогу;
• 2007–2009 — председатель фракции Партии реформ;
• 2007–2011 — XI созыв Рийгикогу;
• 2005–2007 — руководитель бюро премьер-министра;
• 2003-2005 — старейшина Кесклинна.
Состоит в гражданском
браке.

3 МЫСЛИ

• Я отношусь к тому типу руководителя, который считает нужным обсуждать все темы как со специалис­тами, так и с общественностью.
• Говорить о том, является ли атомная станция лучшим решением для Эстонии, еще рано.
• Я не считаю возможным, чтобы в карстовой зоне Набала велись подземные разработки.

Ещё по данной теме:
Ирина Токарева: нужна ли нам АЭС?
Нужна ли Эстонии атомная станция?
Выборы 2011: кто займется договором о границе? Строить ли в Эстонии АЭС?
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: