пятница, 15 апреля 2011 г.

Стоимость продуктов не снизит ни государство, ни производитель

Вице-канцлер министерства сельского хозяйства Андрес Оопкаул и руководитель Союза производителей пищевых продуктов Сирье Потисепп попытались обосновать, почему цены на продукты питания в Эстонии практически равны среднеевропейским. Объснять же, как вписываются эти цены в наши, в разы меньшие, чем в Европе, зарплаты, в компетенцию докладчиков не входило.

Выгоды не получишь

То, что сельское хозяйство Эстонии Евросоюзу ни к чему, видно невооруженным глазом. Поля, поросшие бурьяном, говорят сами за себя. Г-н Оопкаул подтвердил эту очевидность цифрами. По его словам, политика ЕС по поддержке сельского хозяйства заключается в выплатах за содержание 1 га земли. Для Эстонии эта цифра составляет 118 евро, а, например, для Голландии – 600 евро. Голландский (и даже финский) фермер может продавать свою продукцию дешевле, так как у него выше поддержка ЕС.

Если учесть разные климатические и природные условия, то можно согласиться со словами вице-канцлера: «Эстонскому производителю приходится конкурировать в неравных условиях». При таких дотациях прибыль получить сложно, легче просто поддерживать землю «в рабочем состоянии» (перепахивать), и получать за это 118 евро с гектара.

Энергия и не только

Основной причиной роста цен на продукты питания дежурно называется повышение цены энергоносителей. По словам г-на Оопкаула, 1 литр нефти производит в сельском хозяйстве ту же работу, что и 100 пар рук за 24 часа. Однако не все так просто. Например, в 2008 году нефть стоила дороже, а продукты – дешевле, чем сегодня. Андрес Оопкаул постарался объяснить этот парадокс неурожаями, долгами производителей с/х продукции и другими объективными причинами.

Еще один его довод явно не относится к жителям Эстонии: «Доля затрат на продовольствие в бюджете семей уменьшается. Но растут доходы – растут и цены».

Г-н вице-канцлер привел мнение макроаналитика Swedbank Марис Лаури: «Стабильности или снижения цен продуктовых товаров ожидать не стоит».


Многие производители в последнее время пошли
по следующему пути: вместо повышения цены за товар,
оставляют стоимость такой же, однако уменьшают
объем упаковки.
Свое продаем, чужое едим

На фоне таких пессимистических выкладок может показаться удивительным, что сельское хозяйство Эстонии до сих пор существует и даже продает свою продукцию за рубеж. Но этот экспорт несколько странен: мы продаем картофель в Россию, сами при этом закупаем и едим финский. При этом, по данным статистики, 70% жителей страны декларирует свою приверженность к отечественным продуктам. Но, по мнению вице-канцлера, это не более, чем слова: все решает цена. И баланс внешней торговли аграрной продукцией остается отрицательным – покупаем больше, чем продаем. В денежном выражении в 2010 году эта разница составила около 3 млрд крон.

Житель Эстонии потребляет в год 75,6 кг мяса, из них 77% местное, 76,7 кг овощей, из них 70% местные, 40,8 кг фруктов и ягод, из них 12% местные.

Государство – не помощник

Что может сделать, чем помочь государство в развитии эстонского сельского хозяйства? Вице-канцлер считает, что практически ничем: «Таков выбор Эстонии: правительство почти ничего не регулирует. Оно создает условия для бизнеса, но не регулирует цены. Его вмешательство в сельское хозяйство очень сомнительно».

Тенденция развития в ЕС – объединение аграриев в большие кооперативы. Уже сейчас они контролируют 30% рынка, что позволяет иметь серьезный вес в переговорах о ценах с торговыми сетями. В Эстонии пока все происходит с точностью до наоборот. Если ранее в Виимси (бывший колхоз им. Кирова) было 1600 га пахотных земель, теперь для целей сельского хозяйства там используется только 40 га.

Музей сельского хозяйства Эстонии
Зато у нас вода хорошая!

Всего в стране для сельского хозяйства используется 930 тысяч га земли, преимущественно - фермерами. При этом 90% из них не имеют доступа к государственным дотациям. Из субсидий Евросоюза на сельское хозяйство идет лишь 10%. Никаких комиссий по распределению этих средств не существует. «Кто успел попасть в список, тот и получит деньги», - констатирует Андрес Оопкаул.

Тем не менее, вице-канцлер министерства сельского хозяйства не теряет оптимизма. «Наша сила в том, - говорит он, - что в пересчете на 1 жителя земли в Эстонии больше, чем в любой другой стране ЕС». Кроме того, он отмечает, что у нас хорошая вода, мы еще можем пить ее из-под крана. И ее много. Это не шутка, ведь во многих странах давно стоит проблема полива посевов. Или пить, или поливать.

«Несмотря на трудности, - говорит Андрес Оопкаул, - мы пойдем вверх. По крайней мере, надеемся на это».

Цены – прежде всего

Сирье Потисепп, как представитель предпринимателей, говорила о «битве за рынок». По уровню продаж продуктов питания Эстония занимает одно из последних мест на европейском рынке. Даже розничный рынок внутри самой Эстонии, большинство торговых сетей, принадлежат зарубежным хозяевам: PRISMA – финским, MAXIMA – литовским, RIMI – португальским. «Нашими», правда, являются SELVER и ITK, но и они большей частью наполнены товарами импортных производителей.

Спрос на местные продовольственные товары был максимальным в 2003-2004 годах (87%), в 2009 он составил 70%. И хотя статистика показывает, что люди, прежде всего, ценят свежесть, вкус и качество, при покупке они руководствуются все же ценой.

Под знаком ласточки

В современном мире много значит такое понятие как «бренд». Это может быть не только торговый знак фирмы, но и обозначение страны-производителя. Для продуктового рынка, по словам г-жи Потисепп, бренд имеет большое значение. В Финляндии, например, таким знаком является белый лебедь, для Эстонии им станет ласточка. Под этим знаком производятся товары, содержащие 90% местного сырья. Девиз таков: «Ласточка – признанный эстонский вкус!».

«Доверие потребителей – ответственность для производителей», - говорит Сирье Потисепп, имея в виду то, что, получив на свой товар «ласточку», предприниматель обязан «держать марку».

Финансы и препятствия

Пищевая промышленность Эстонии составляет 2% ВВП (валового внутреннего продукта). Это немного. Но увеличить процент можно лишь вкладывая деньги в развитие этого направления, а инвестиции неуклонно падают. Г-жа Потисепп говорит, что хотя наши потребители и консервативны, новые товары, продукты с новыми качествами и свойствами на рынке появляться должны. Но! Если в 2005 году вложения в научные разработки отрасли составляли 1 млрд крон, в 2007 – 1,46 млрд, то в 2010 – лишь 565 миллионов.

Кроме того, имеет место и конкуренция, и бюрократия. Для появления товара на рынке нужно разрешение «Европейской службы безопасного питания», а быстро его получить невозможно. Не дремлют и конкуренты, достаточно вспомнить недавнюю антирекламную кампанию «Сердечного сыра» эстонского производства.

Вывод из докладов вице-канцлера министерства сельского хозяйства и руководителя Союза производителей пищевых продуктов прост и неутешителен: цены растут и будут расти. И причины этого роста волнуют потребителя меньше, чем состояние собственного кошелька.
Виталий Школа, prospekt

Ещё по данной теме:
Сможет ли Эстония сама себя прокормить
Запасы земель рано или поздно придется пускать в оборот
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: