среда, 13 июля 2011 г.

Вторая мировая война - День за Днём . СЕРИЯ 3: Невероятная победа

Орудия "Дойчланда" в действии в ходе удачного пиратского рейда
против британского торгового судоходства в Северной Атлантике.
Прежде чем вернуться в Германию, неуловимый немецкий корсар
потопил британский вооруженный торговый корабль "Джервис-Бей"
Сражение у Рио-де-ла-Плата

«Карманные линкоры» Гитлера намеренно строились как скоростные суда, способные уйти от любого корабля, который не смогут пустить на дно, используя артиллерию.

Хотя в истории нет примера. когда могучую морскую державу удалось бы привести к поражению путем нанесения ударов по торговому судоходству, флот кайзера так успешно действовал против Соединенного Королевства, что и Гитлер в свою очередь решил попытать счастья в данном направлении. Среди судов, построенных специально с этими целями, у фашистской Германии имелись три «карманных линкора» (или, точнее, броненосца) класса «Дойчланд». Экономичные дизельные силовые установки обеспечивали броненосцам широкий радиус боевого применения и позволяли двигаться быстрее более крупных вражеских кораблей, тогда как по вооружению и броневой защите они превосходили все быстроходные суда противника.

Ближе к концу августа 1939 г.. еще до непосредственного начала враждебных действий, два «карманных линкора» немецкого боевого флота (или Кригсмарине). «Дойчланд» и «Адмирал Граф Шпее», вместе с приданными им судами снабжения. отправились к местам боевых действий — один на север, а другой на юг Атлантики. Открыв счет лайнером «Ктемент» водоизмещением 5050 больших регистровых тонн, потопленным около Пернамбуко 30 сентября, «Граф Шпее» за несколько следующих месяцев пиратской деятельности на широком ареале отправил на морское дно несколько передвигавшихся обособленно и без прикрытия «торговцев». На перехват флибустьера и пресечение его активности отправились не менее восьми отдельных англо-французских боевых групп.

Капитан Ганс Лангсдорф управлял своим судном с большим мастерством. Он бороздил воды Южной
Атлантики и Индийского океана, избегая встречи с сильным противником, оставляя в дураках
союзнические эскадры. Он потопил девять торговых кораблей, избегнув жертв среди команд. Для
охоты на него союзники привлекли четыре линкора, четыре линейных крейсера, шесть авианосцев
и более двадцати крейсеров. Выполнение задач Лангсдорфу значительно осложняло наличие
на судне всего одного гидросамолета, чрезвычайно ненадежного «Арадо» Аг 96. Мшина
окончательно вышла из строя 11 декабря, что лишило капитана возможности заметить
приближавшуюся из-за горизонта эскадру британских крейсеров.
Рейдер замечен

2—3 декабря 1939 г. в центре океана пират пустил ко дну два британских судна — «Дорик Стар» и «Тайроа». С того и с другого успели сообщить о нападении, что позволило сделать предположение о намерениях капитана немецкого броненосца, рвавшегося к богатым «охотничьим угодьям» в районе Рио-де-Жанейро — Рио-де-ла-Плата. Участок находился в зоне досягаемости коммодора Генри Харвуда, южноамериканская крейсерская эскадра которого носила обозначение силы «С». Получив сигналы от попавших в беду «торговцев». Харвуд пришел к убеждению, что капитан «Графа Шпее» Ганс Лангсдорф идет к устью Рио-де-ла-Плата со скоростью, дающей основания ожидать его появления там к 13 декабря, и соответственно 12 декабря сосредоточил три имевшихся в его распоряжении крейсера — НМ5" «Эксетер» (флагман) с 203-мм (8-дюйм.) орудиями главного калибра и два сестринских НМ5 «Аякс» и НМ5 «Ахиллес» (последний с ново-зеландской командой) с 152-мм (6-дюйм.) — в 250 км от Уругвайского побережья, досконально проинструктировав капитанов относительно своих намерений.

(76-мм) 3-дюйм. бронирование бортового пояса и толстые стальные
листы башен «Графа Шпее» надежно защищали его от 150-мм
(6-дюйм.) выстрелов "Аякса" и "Ахиллеса" на дальней и средней
дистанции. Со своей стороны, однако, ни один из британских
легких крейсеров не смог бы уцелеть под прямыми попаданиями
снарядов основного вооружения "Графа Шпее".
Наконец в 06.08 13 декабря на «Аяксе» с уверенностью засекли противника, двигавшегося к северо-западу. Лангсдорф надеялся на встречу с конвоем, о котором узнал после ознакомления с документами, обнаруженными на британском корабле «Стреоншал», потопленном 7 декабря и не передавшем сигнала о нападении. В 05.30 с «Графа Шпее» заметили подсвеченные сзади первыми проблесками восхода корабли Харвуда, которые немцы приняли за конвой.

Перед Харвудом находился грозный противник. Лангсдорф располагал шестью 280-мм (П-дюйм.) пушками в двух башнях по три орудия в каждой п восемью 150-мм (5,9-дюйм.) стволами.

(76-мм) 3-дюйн. бронирование бортового пояса и толстые стальные листы башен «Графа Шпее» надежно защищали его от 150-мм (6-дюйм.) выстрелов "Аякса" и "Ахиллеса" на дальней и средней дистанции. Со своей стороны, однако, ни один из британских легких крейсеров не смог бы уцелеть под прямыми попаданиями снарядов основного вооружения "Графа Шпее".

С дистанции огня 150— 200-мм пушек 80-мм (ниже более точно)бронирование бортового пояса немецкого корабля давало ему верный шанс избежать опасных повреждений. Однако британцы сумели должным образом использовать свое единственное преимущество — скорость. Три крейсера разделились на две дивизии: «Эксетер» приближался с юга, тогда как два более легких и быстроходных крейсера — с востока. Таким образом они могли оказывать друг другу поддержку и надеяться, что «Графу Шпее» не удастся сосредоточить огонь всех орудий главного калибра только на одном из них.

"Эксетер" получил серьезные повреждения от огня "Графа Шпее"
и после захода на Фолклендские острова для устранения наиболее
опасных последствий схватки вернулся в Англию для капитального
ремонта. Позднее его перебросили на Дальний Восток, где 1 марта
1942 г. он пошел ко дну в бою с японскими крейсерами
в  Яванском море.
Лангсдорф открыл огонь в 06.17 с дистанции около 17350 м и после некоторых колебаний в отношении выбора цели сосредоточил усилия на представлявшем наибольшую угрозу "Эксетере". У пирата имелось и ещё одно преимущество перед британцами, так как он являлся одним из двух судов на всем немецком флоте, оснащенных радаром, пригодным для использования при ведении артиллерийского боя. Не прошло и нескольких минут, как канониры «Графа Шпее» пристрелялись — три 280-мм (11-дюйм.) снаряда снесли мостик «Эксетера» и вывели из строя носовые башни. Объятый огнем, с креном на правый борт, лишенный централизованного управления и вынужденный вести огонь из кормовых орудий, крейсер между тем продолжат храбро сражаться. В 06.40 положение корабля сделалось особенно опасным, и для прикрытия маневра с целью занятия более выгодной позиции ему пришлось выпустить торпеды.

Несмотря на явные успехи, Лангсдорф. в прошлом капитан эсминца, серьезно беспокоился по поводу торпедной угрозы со стороны двух легких крейсеров. Своим обманным маневрированием они вынудили его постепенно сменить курс и отклониться от изначального маршрута на юго-восток, повернув в результате на запад, т.е. идти обратно в направлении побережья Уругвая. В то время как «Эксетер» добился только двух попаданий в немецкий броненосец, легкие крейсеры поразили его 13 снарядами, и хотя их 152-мм выстрелы не нанесли значительного урона мощному кораблю Лангсдорфа, они произвели большое психологическое воздействие на капитана.

"Дойчланд", первым из трех рейдеров спущенный на воду, запечатлен здесь ближе к концу
войны. После постигшей Лангсдорфа катастрофы "Дойчланд", опасаясь, как бы названный
в честь Фатерлянда корабль не разделил судьбу "Графа Шпее", переименовали в "Лютцов".
Вооруженные шестью 28-см (11-дюйм.) и восемью орудиями, суда класса "Дойчланд"
могли без особого труда одолеть в одиночном поединке любой крейсер с 15-см пушками.
Ненадежное убежище

В 07.16 «Граф Шпее» неожиданно сманеврировал, словно бы с целью прикончить «Эксетер», однако к немцу немедленно бросились остальные участники боя, которые отогнали его, хотя и ценой потерн «Аяксом» двух башен, выведенных из строя тремя попаданиями. «Эксетеру» пришлось поставить рули в южном направлении и искать спасения в районе Фолклендов, тогда как легкие крейсеры, маневрировавшие, уклоняясь от огня, на расстоянии до 7300 м и, поскольку остановить противника было им явно не по силам, вышли из боевого соприкосновения с намерением возобновить его, когда опять стемнеет. На «Аяксе» остались только три пригодных для ведения огня ствола, а наличный боезапас сократился до 20 процентов. Как ни странно, Лангсдорф явно вознамерился идти в Монтевидео вместо того, чтобы искать более надежное для него убежище в открытом океане, кроме того, теперь он открывал огонь, только если британцы приближались к нему на особо опасное расстояние. Ранним утром 14 декабря он вошел в нейтральные воды, имея полностью пригодный к бою корабль с 36 убитыми моряками на борту (тогда как британцы потеряли 72 чел.).

Международные законы предписывали кораблю покинуть порт в течение 72 часов, но для проведения ремонта немцам требовалось больше времени. Намерения противника вполне соответствовали целям британцев, которые надеялись задержать его как можно дольше, чтобы сосредоточить больше сил для решающей схватки. Дипломатические усилия британцев получили поддержку в виде ловкой дезинформации, с помощью которой Лангсдорфа удалось окончательно убедить в том, что в море его ожидают авианосец НМ5 «Арк Ройал» и линейный крейсер.

Утром 17 декабря «Граф Шпее» выдвинулся в международные воды устья реки, команда покинула судно и взорвала его. Столбы дыма были хороши видны британцам, ожидавшим поодаль на борту «Аякса», «Ахиллеса» и только что прибывшего «Камберленда» (который мог идти только на двух винтах).

20 декабря Лангсдорф, не видя для себя в перспективе уже ничего хорошего, застрелился. Наполеон как-то заметил, что высокий моральный дух втрое важнее, чем численное превосходство. Применимо к данному случаю его высказывание выглядит как нельзя более справедливым. (Лангсдорф застрелился потому, что узнал о роковой ошибке своего вахтенного офицера, который принял за линкор один из британских крейсеров. Ошибка побудила Лангсдорфа отдать приказ о затоплении своего судна).




Все 96 серий

Ещё:
День за Днём СЕРИЯ 1
День за Днём СЕРИЯ 2: НАЧАЛО
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: