«Карманные линкоры» Гитлера намеренно строились как скоростные суда, способные уйти от любого корабля, который не смогут пустить на дно, используя артиллерию.
Хотя в истории нет примера. когда могучую морскую державу удалось бы привести к поражению путем нанесения ударов по торговому судоходству, флот кайзера так успешно действовал против Соединенного Королевства, что и Гитлер в свою очередь решил попытать счастья в данном направлении. Среди судов, построенных специально с этими целями, у фашистской Германии имелись три «карманных линкора» (или, точнее, броненосца) класса «Дойчланд». Экономичные дизельные силовые установки обеспечивали броненосцам широкий радиус боевого применения и позволяли двигаться быстрее более крупных вражеских кораблей, тогда как по вооружению и броневой защите они превосходили все быстроходные суда противника.
Ближе к концу августа 1939 г.. еще до непосредственного начала враждебных действий, два «карманных линкора» немецкого боевого флота (или Кригсмарине). «Дойчланд» и «Адмирал Граф Шпее», вместе с приданными им судами снабжения. отправились к местам боевых действий — один на север, а другой на юг Атлантики. Открыв счет лайнером «Ктемент» водоизмещением 5050 больших регистровых тонн, потопленным около Пернамбуко 30 сентября, «Граф Шпее» за несколько следующих месяцев пиратской деятельности на широком ареале отправил на морское дно несколько передвигавшихся обособленно и без прикрытия «торговцев». На перехват флибустьера и пресечение его активности отправились не менее восьми отдельных англо-французских боевых групп.
2—3 декабря 1939 г. в центре океана пират пустил ко дну два британских судна — «Дорик Стар» и «Тайроа». С того и с другого успели сообщить о нападении, что позволило сделать предположение о намерениях капитана немецкого броненосца, рвавшегося к богатым «охотничьим угодьям» в районе Рио-де-Жанейро — Рио-де-ла-Плата. Участок находился в зоне досягаемости коммодора Генри Харвуда, южноамериканская крейсерская эскадра которого носила обозначение силы «С». Получив сигналы от попавших в беду «торговцев». Харвуд пришел к убеждению, что капитан «Графа Шпее» Ганс Лангсдорф идет к устью Рио-де-ла-Плата со скоростью, дающей основания ожидать его появления там к 13 декабря, и соответственно 12 декабря сосредоточил три имевшихся в его распоряжении крейсера — НМ5" «Эксетер» (флагман) с 203-мм (8-дюйм.) орудиями главного калибра и два сестринских НМ5 «Аякс» и НМ5 «Ахиллес» (последний с ново-зеландской командой) с 152-мм (6-дюйм.) — в 250 км от Уругвайского побережья, досконально проинструктировав капитанов относительно своих намерений.
Перед Харвудом находился грозный противник. Лангсдорф располагал шестью 280-мм (П-дюйм.) пушками в двух башнях по три орудия в каждой п восемью 150-мм (5,9-дюйм.) стволами.
(76-мм) 3-дюйн. бронирование бортового пояса и толстые стальные листы башен «Графа Шпее» надежно защищали его от 150-мм (6-дюйм.) выстрелов "Аякса" и "Ахиллеса" на дальней и средней дистанции. Со своей стороны, однако, ни один из британских легких крейсеров не смог бы уцелеть под прямыми попаданиями снарядов основного вооружения "Графа Шпее".
С дистанции огня 150— 200-мм пушек 80-мм (ниже более точно)бронирование бортового пояса немецкого корабля давало ему верный шанс избежать опасных повреждений. Однако британцы сумели должным образом использовать свое единственное преимущество — скорость. Три крейсера разделились на две дивизии: «Эксетер» приближался с юга, тогда как два более легких и быстроходных крейсера — с востока. Таким образом они могли оказывать друг другу поддержку и надеяться, что «Графу Шпее» не удастся сосредоточить огонь всех орудий главного калибра только на одном из них.
Несмотря на явные успехи, Лангсдорф. в прошлом капитан эсминца, серьезно беспокоился по поводу торпедной угрозы со стороны двух легких крейсеров. Своим обманным маневрированием они вынудили его постепенно сменить курс и отклониться от изначального маршрута на юго-восток, повернув в результате на запад, т.е. идти обратно в направлении побережья Уругвая. В то время как «Эксетер» добился только двух попаданий в немецкий броненосец, легкие крейсеры поразили его 13 снарядами, и хотя их 152-мм выстрелы не нанесли значительного урона мощному кораблю Лангсдорфа, они произвели большое психологическое воздействие на капитана.
В 07.16 «Граф Шпее» неожиданно сманеврировал, словно бы с целью прикончить «Эксетер», однако к немцу немедленно бросились остальные участники боя, которые отогнали его, хотя и ценой потерн «Аяксом» двух башен, выведенных из строя тремя попаданиями. «Эксетеру» пришлось поставить рули в южном направлении и искать спасения в районе Фолклендов, тогда как легкие крейсеры, маневрировавшие, уклоняясь от огня, на расстоянии до 7300 м и, поскольку остановить противника было им явно не по силам, вышли из боевого соприкосновения с намерением возобновить его, когда опять стемнеет. На «Аяксе» остались только три пригодных для ведения огня ствола, а наличный боезапас сократился до 20 процентов. Как ни странно, Лангсдорф явно вознамерился идти в Монтевидео вместо того, чтобы искать более надежное для него убежище в открытом океане, кроме того, теперь он открывал огонь, только если британцы приближались к нему на особо опасное расстояние. Ранним утром 14 декабря он вошел в нейтральные воды, имея полностью пригодный к бою корабль с 36 убитыми моряками на борту (тогда как британцы потеряли 72 чел.).
Международные законы предписывали кораблю покинуть порт в течение 72 часов, но для проведения ремонта немцам требовалось больше времени. Намерения противника вполне соответствовали целям британцев, которые надеялись задержать его как можно дольше, чтобы сосредоточить больше сил для решающей схватки. Дипломатические усилия британцев получили поддержку в виде ловкой дезинформации, с помощью которой Лангсдорфа удалось окончательно убедить в том, что в море его ожидают авианосец НМ5 «Арк Ройал» и линейный крейсер.
Утром 17 декабря «Граф Шпее» выдвинулся в международные воды устья реки, команда покинула судно и взорвала его. Столбы дыма были хороши видны британцам, ожидавшим поодаль на борту «Аякса», «Ахиллеса» и только что прибывшего «Камберленда» (который мог идти только на двух винтах).
20 декабря Лангсдорф, не видя для себя в перспективе уже ничего хорошего, застрелился. Наполеон как-то заметил, что высокий моральный дух втрое важнее, чем численное превосходство. Применимо к данному случаю его высказывание выглядит как нельзя более справедливым. (Лангсдорф застрелился потому, что узнал о роковой ошибке своего вахтенного офицера, который принял за линкор один из британских крейсеров. Ошибка побудила Лангсдорфа отдать приказ о затоплении своего судна).
Все 96 серий
Ещё:
День за Днём СЕРИЯ 1
День за Днём СЕРИЯ 2: НАЧАЛО
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий