7 июля в фирме Transservis-N была проведена пресс-конференция, посвященная работе новой электронной системы. В ней участвовали глава предприятия Андрус Тамм и член правления Владимир Мижуй, а также представитель фирмы Gift OÜ Мариус Кутателадзе. Первым делом он рассказал о том, как будет работать новая система.
Три основных шага
Как говорят разработчики новой системы, ее использование сводит пересечение границы к трем простым шагам: забронировать место в очереди, приехать в зону ожидания к забронированному времени, поехать на границу.
Шаг первый. Согласно нововведениям, забронировать место в очереди можно тремя способами: по Интернету, по телефону и лично, приехав в зону ожидания. Для первого способа созданы специальные сайты — www.eestipiir.ee и www.estonianborder.eu. Зайдя на них, и можно забронировать место в очереди.
В принципе, все довольно просто, хотя и занимает некоторое время. Сайты сделаны понятно, работают на трех языках (эстонский, русский, английский), ошибиться на них сложно.
Для начала при бронировании места в очереди пользователю предлагается выбрать категорию транспортного средства, на котором планируется пересекать границу — мотоцикл, легковой или грузовой автомобиль, автобус.
Потом нужно выбрать пункт пересечения — погранпункты Нарва, Койдула или Лухамаа. Далее выбирается тип очереди — предварительное бронирование, живая очередь или приоритетная очередь.
Потом надо выбрать подходящее для пользователя время; бронирование производится на три месяца вперед. Каждый день из этих трех месяцев разбит на отрезки длиной в час, в каждый из которых будет зарегистрировано определенное количество машин.
"Каждый час будет включать в себя то или иное число автомобилей, которое может меняться в зависимости от обстановки на границе, — пояснил Мариус Кутателадзе. — Система будет регулировать это количество сама".
Также в каждом часовом отрезке будет выделяться некоторое время и для живой очереди. Но, по словам представителя фирмы Gift, в первую очередь на границу будут отправлять все-таки тех, кто регистрировался предварительно. Не исключено, что стоящим в живой очереди придется по этой причине ждать дольше.
Вслед за этим необходимо ввести данные о водителе, причем немало: имя-фамилия, дата рождения или эстонский личный код, место рождения, гражданство, номер паспорта, страна его выдачи, учреждение, выдавшее паспорт, дата выдачи, срок действия документа.
На вопрос, зачем системе нужна вся эта информация, Мариус Кутателадзе ответил, что все эти пункты о личных данных водителя были в условиях конкурса на организацию электронной очереди, проведенном Министерством внутренних дел. То есть именно МВД счел все это необходимым.
После данных о водителе требуется ввести данные автомобиля — регистрационный номер, страна регистрации, номер прицепа.
Также есть возможность заказать дополнительные услуги оповещения — SMS-сообщение.
Когда все эти этапы пройдены, система предлагает выбрать интернет-банк для оплаты услуги бронирования. Стоимость составляет 1 евро.
Примерно то же самое нужно проделать при бронировании очереди по телефону (номер 69 89 192) или при личном визите в зону ожидания (то есть, в нашем случае, на территорию Transservis-N).
На сайтах можно зарегистрироваться, то есть стать постоянным пользователем. Тогда не придется каждый раз вводить свои данные — они будут сохранены, — достаточно будет только выбрать время и оплатить услугу.
Можно не только забронировать время пересечения границы, но и при необходимости изменить его — до трех раз и бесплатно.
Шаг второй. Все транспортные средства перед пересечением границы должны пройти через зону ожидания. В нее нужно приехать к тому времени, которое было забронировано.
На площадке ожидания будет установлено большое электронное табло, на котором будут отражаться как номера очереди, так и номера автомобилей. По словам Владимира Мижуя, уже заказано табло размером 1 на 1,6 метра, а пока оно будет доставлено в Нарву, его заменит телевизор с большой диагональю.
По заверениям создателей системы, время, проведенное в зоне ожидания, не должно превышать одного часа — если процесс пересечения границы идет нормально и она не "стоит".
Новая система повлечет за собой усложнение работы Transservis-N. Более того, на территорию предприятия нельзя будет заехать просто так: на въезде и на выезде работники будут проверять техпаспорт на автомобиль и документ водителя, удостоверяя так называемую связку "водитель-машина".
То есть на границу в зарегистрированном в очереди автомобиле должен приехать зарегистрированный же в очереди человек — либо как водитель, либо как пассажир.
Шаг третий. Приезд на погранпункт. Там связка "водитель-машина" также будет проверяться — уже пограничниками. И если данные представленного им паспорта не будут совпадать с данными, внесенными при бронировании места в очереди, машину могут завернуть обратно.
По словам Кутателадзе, эта схема призвана минимизировать возможность торговли местами в очереди.
В принципе, на этом работа новой системы электронного бронирования заканчивается. Что называется, счастливого пути. Но начинаются вопросы.
Если граница "стоит"?
Как будет работать система в ситуации (и весьма нередкой), когда граница "встала"? Как можно будет пройти через зону ожидания в забронированное время, если оно в связи с такими "простоями" неизбежно должно сдвигаться?
"В принципе, время простоев не должно отражаться на работе системы, — сказал Мариус Кутателадзе. — Система будет работать так, чтобы коррелировать такие моменты. Если же время очереди все-таки будет сдвигаться, то мы будем извещать об этом клиентов. Поэтому советуем при бронировании указывать свой номер телефона или адрес электронной почты".
У кого приоритет?
Приоритетная очередь — что это такое? Кто имеет возможность пересечь границу быстрее остальных?
Представитель фирмы Gift перечислил основные пять категорий, подпадающие под понятие "приоритетных".
"Во-первых, это автомобили дипломатов или членов международных делегаций, они смогут ехать на границу, не заезжая в зону ожидания, — сказал Кутателадзе. — Потом грузовые машины, везущие скоропортящийся товар, автомобили, подпадающие под те или иные международные договоры. Четвертая категория — мотоциклы. Они не должны стоять в очереди: приехали в зону ожидания и сразу отправились на границу. Пятый пункт — так называемые "другие важные обстоятельства". Например, свидетельство о смерти. То есть с ним можно будет прийти в зону ожидания, показать его, и Transservis-N, связавшись с пограничниками, решит, может человек попасть в приоритетную очередь или нет".
Что будет с грузовиками?
Этой категории транспорта, похоже, придется сложнее всех. Как-никак, работа дальнобойщиков состоит, в числе прочего, и в том, чтобы постоянно пересекать границу. Будут ли они успевать забронировать себе место в очереди, особенно учитывая, что при регистрации необходимо указывать номер экспортной декларации? Как предотвратить торговлю местами в очереди, если зачастую ставить в нее машины будут не водители или их работодатели, а экспедиторские фирмы? Кто запретит этим фирмам брать с грузовиков деньги за бронирование?
На пресс-конференцию приходили стоящие сейчас в очереди водители грузовиков, и их общение с представителями Transservis-N и Gift показало, что существует масса вопросов, над которыми предстоит основательно работать. Но водителям Андрус Тамм пообещал, что в скором времени для них будет проведена отдельная встреча.
Пока известно, что ориентировочно во второй половине августа в Силламяэ начнет работать зона ожидания для грузовиков. Оттуда автомобили будут ехать прямо на границу, не заезжая в зону ожидания Transservis-N.
Исключением будут только грузовики из Нарвы, Нарва-Йыэсуу и Вайвараской волости. Система будет распределять очередность проезда машин из силламяэской и нарвской зон ожидания на границу.
Что изменится для Transservis-N?
С одной стороны, у предприятия станет больше работы, с другой — меньше работников.
"Мы вынуждены сократить несколько человек, потому что Силламяэ заберет у нас большую часть работы, — сказал Владимир Мижуй. — При этом к трудовым договорам тех наших работников, которые будут заниматься регистрацией людей в очереди, добавлены пункты о конфиденциальности данных — это обязательное условие".
До 1 января следующего года стоимость услуги зоны ожидания останется прежней — 2 евро для легковых автомобилей, 14 — для грузовиков. Что будет потом — руководство Transservis-N пока не говорит.
"В ноябре мы будем представлять в МВД свои новые цены, — отметил Мижуй, — потому что мы должны дальше работать. До конца этого года у нас заложены убытки, но так работать нельзя. Сколько будут стоить наши услуги с 1 января — неизвестно. Наш "потолок" — 100 крон, или 6 евро, вместе с НДС для легковых машин".
До 25 июля, добавил Владимир Мижуй, Transservis-N будет продолжать регистрировать очередь по старой схеме, а работать по ней станет до 1 августа.
Зачем нужно?
По словам разработчиков системы бронирования, цель МВД, решившего внедрить новую схему, — ликвидировать очередь грузовиков на шоссе. Можно предположить, что это также поможет уменьшить очередь легковых машин на улице Мальми.
При этом никто не рассчитывает, что новая система повлияет на работу границы, как-то ускорив ее. Для этого, как справедливо заметили водители грузовиков, нужно договариваться с российской стороной, а не тратить деньги на усовершенствование электронных разработок.
С другой стороны, с 1 августа свой доход от регулирования очереди будет получать не только Transservis-N, но и фирма Gift, а также государство (20 центов из каждого евро за бронирование будут идти в госбюджет, 80 — разработчикам программы).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий