пятница, 22 июля 2011 г.

Маэстро Федерико Феллини - фильмография

Невозможно представить мировое кино без Феллини. И не только потому, что он типично итальянское явление, но и потому, что он оказал огромное влияние на кинематограф всего мира.. У каждого может быть свой любимый фильм Феллини: один любит «Маменькиных сынков», другому ближе «Дорога», кто-то плачет, увидев улыбку Кабирии, кто-то — смотря «Амаркорд», а иные увлечены путешествием по феллиниевскому «Риму».. Этот весёлый выдумщик с лукавой улыбкой, который любил пешие прогулки по Риму, женщин, вкусную еду, бесцельную езду на машине, был гениальным кинорежиссёром, подарившим киноманам намного больше, чем восемь с половиной мифов о себе и поистине сладкую жизнь.

20 января 1920 года — в городе Римини (Италия) в семье мелкого коммерсанта родился Федерико Феллини. Во время первой мировой рядовой Урбано Феллини влюбился в Риме в девушку из богатого семейства и предложил ей руку и сердце. Родители были против свадьбы, и влюбленные, тайно повенчавшись, уехали на родину Урбано. У родителей будущей жены режиссера – Мазины — была своя романтическая история. Ее отец Жетано — превосходный виолончелист, чтобы жениться на любимой девушке, сменил восторги творчества на скучную должность кассира фабрики минеральных удобрений.

Очень рано Федерико увлекся рисованием. Чуть повзрослев, открыл со своим приятелем Демосом Боннини лавку Фебо, где изготавливались портреты и карикатуры. В 17 лет будущий гений кинематографа уехал в Рим. В Вечном городе юноша зарабатывает на хлеб сочинением разнообразных пьес, скетчей для радио и театра, рекламными текстами. Начинает сотрудничать в очень популярном тогда юмористическом издании Марко Аурелио, начинает писать киносценарии.

Маленький Федерико постоянно сочинял про себя небылицы. Врал, что прочел всего три книги (родные утверждали, что он читал в детстве запоем). Говорил, что никогда не играл в футбол. Плохо учился (был одним из самых прилежных учеников в классе). С удовольствием рассказывал о выдуманных мучениях (холодные кельи, где провинившихся ставили голыми коленями на зерна кукурузы или гороха), которым подвергался во время учебы в католическом колледже Фано. Разумеется, однокашники Феллини говорят, что этого не было и в помине. Главным врагом маленького Федерико был дядя — тот быстро сообразил, что мальчик самозабвенно врет и притворяется.

После освобождения Рима, Феллини открывает лавку The Funny Face Shop, в которой вместе с друзьями рисует шаржи. Карьеру в кино Феллини начинает ассистентом и сценаристом у Росселини (Пайза). Его первый фильм Белый шейх (Sceicco bianco), первоначально предназначался для Антониони, но тот отказался снимать по сценарию Феллини и Пинелли, и тогда Феллини снял фильм сам. Фильм не имел успеха, отчасти по вине крайне непопулярного тогда актера Альберто Сорди.

Следующая лента – Маменькины сынки (1953), принят публикой и критикой намного лучше, но настоящим громким международным успехом стал фильм Дорога (Strada /1954). Этот фильм, не укладывающийся в рамки неореализма, является безусловным кинематографическим шедевром. Он получил Серебряного Льва в Венеции, Оскара за лучший иностранный фильм и много других престижных премий. Федерико Феллини и его жена Джульетта Мазина (главная героиня фильма) получили мировую известность.

Хотя герои фильма – артисты бродячего цирка – и относятся к социальным низам, они показаны вне какой бы то ни было связи с обстоятельствами жизни общества и рассматриваются как носители универсальных нравственных и религиозных категорий: по выражению одного из крупнейших теоретиков кино Андре Базена, мир Феллини – «это драматургия поставленного под вопрос спасения души», у Феллини, как и у Достоевского, «события всегда служат совершенно случайными инструментами для поисков души» (Базен А. Что такое кино? М.: Искусство, 1972, с. 332, 334). В этом смысле Дорога сыграла весьма существенную роль в развитии киноискусства, показав возможность притчевого построения общепонятного фильма.

Начиная с фильма Сладкая жизнь (Dolce Vita), начинается дружба и творческое сотрудничество с актером Марчелло Мастроянни. Мастроянни идеально подходит для автобиографичной режиссерской манеры Феллини. Блестящий пример — роль Мастроянни в киношедевре 8 ½, который на 3-м Московском международном Кинофестивале в 1963 году получил главный приз с формулировкой: за выдающуюся творческую режиссерскую работу, в которой он отражает внутреннюю борьбу художника в поисках правды.

Эстет и творец авторского кино — Феллини сумел вызвать к себе любовь и восхищение самой широкой публики и заслужить высочайшую оценку у профессионалов. Последние фильмы режиссера не получили широкого признания. Его упрекали в повторении самого себя, в зауми, в усталости. Но как всякий автор он снимал, не оглядываясь на критику.

В 1993 году, получая почётный «Оскар» за вклад в киноискусство, Феллини сказал: «Для моей страны и поколения, к которому я принадлежу, Америка была синонимом кинематографа». И это чистейшая правда. В маленьком приморском Римини, где родился и рос Федерико, одним из любимейших мест горожан был кинотеатр «Фульгор», а в его репертуаре были сплошь американские фильмы. Режиссёр всегда с трепетом и благодарностью вспоминал первые картины, что зародили в нём любовь к кино. А в той речи он особенно благодарил свою любимую актрису и жену — Джульетту Мазину. Слова признательности и возглас «Не плачь, Джульетта!» ещё больше растрогали Мазину. В то мгновение она была счастлива за мужа. Они прожили вместе долгую, бурную, ни одного дня не лёгкую, но всегда интересную жизнь, полную страстей, взаимной любви и поддержки. Феллини покинул этот мир 31 октября 1993 года. Умирая спустя пять месяцев, Джульетта сказала: «На Пасху я буду вместе с Федерико».

Дорога, 1954
«Дорога» талантливейшего Федерико Феллини и очаровательно-изумительной Джульетты Мазины — это история двух маленьких людей, которые строят жизнь из существования, как скажут некоторые, богатство — из нищеты, как потычут пальцем, любовь и прощение — из жестокости, как подумают отдельные. Это восхитительная, шедевральная, большая картина, в которой интегрирует комедия и драма, вымысел и правда, исключительная актерская игра и настоящая жизнь, художественная режиссура и документалистика, болезненное движение и мучительная статика.




Восемь с половиной, 1963
Фильм Феллини является одним из самых новаторских кинопроизведений 60-х годов XX века. Автор картины снимает фильм о самом себе.Главный герой — режиссер Гвидо Анселми собирается снять новый фильм о спасении человечества после ядерной катастрофы.




Джульетта и духи, 1965
Федерико Феллини открывает перед нами психологический мир женщины из интеллектуальной элиты. Она — жена уважаемого синьора, который, как заурядный итальянский мужчина, охвачен ревностью и подозрением по отношению к супруге.Путешествие в глубины женского сознания, где существуют мании, комплексы и подавленные желания, стало для режиссера возможностью впервые столь красочно и пышно выразить собственные фантазии и экстравагантные видения.




Клоуны, 1971
Этот телевизионный фильм, своеобразная попытка ревизии, отмирающей классической школы профессии клоуна. Ради которой, автор в первый и последний раз позволил себе съёмки вне Италии, пустившись в путешествие на родину цирка- Францию.




Амаркорд, 1973
Элегантная синьора в красном — объект всеобщего вожделения и восхищения. Пышногрудая хозяйка табачной лавки, царящая в фантазиях мальчиков-подростков…
Эти и многие другие замечательные эпизоды воскрешают в памяти легендарного мастера кино и оживают на экране, чтобы показать нам призрачный мир прошлого глазами взрослеющего пятнадцатилетнего подростка.




Казанова Феллини, 1976
Созданная Федерико Феллини кинематографическая версия безумной жизни известного итальянского авантюриста XVIII столетия Джакомо Казановы, путешествующего по городам Европы и проповедующего бессмертную любовь. Среди множеств его любовниц — монахиня, горбатая нимфоманка и старая ведьма, которая убеждена в том, что секс с Казановой повлечет за собой ее превращение в мужчину.




И корабль плывет, 1983
Лента маэстро — символическая притча о конце света, в данном случае — о "преждевременных похоронах" старого мира и прежней культуры, которые находят свою смерть в пучине иллюзорного моря. Фантасмагорический образ эпохи, которая думает, что плывет, — в то время, как сама медленно и неотвратимо идет ко дну. Снят фильм полностью среди декораций, что откровенно подчеркивается Феллини.



Ещё:
Жан-Поль Бельмондо - "Баловень французского кино"
Владислав Старевич – отец кукольной анимации
«Кавказская пленница»: за счастьем – на ослике
Жан Габен
Человек, которому было «обидно за державу»
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 комментарий:

Сценарист комментирует...

Спасибо за такую подробную подборку, да ещё и с видео. "Клоунов" всё собирался посмотреть, но так до сих пор и не видел. Спасибо огромное!