среда, 29 июня 2011 г.

От олигархов к полиархам

Главные роcсийские миллиардеры отличаются от большинства ультрахайнетов остального мира и по источникам своего состояния, и по его устойчивости. Они очень много теряют в трудные времена и хорошо зарабатывают в периоды воcстановления. В этом их сила и слабость. Эксперты Scorpio Partnership внимательно изучили роcсийских олигархов и указали, кто идет им на смену.

Пристальное внимание значительной части западного мира к невероятному по своим размерам богатству российских миллиардеров, которых сегодня общепринято именовать олигархами, было приковано на протяжении всех 2000-х, так было и в 1990-е, когда эти состояния зарабатывались. Все те, кому по долгу службы приходится следить за чужими деньгами, с изумлением наблюдали за этими сказочными богатствами и их источниками.

Журнал Forbes, главный учетчик чужих сокровищ, предвидел восхождение олигархов и их, казалось, неудержимое движение к вершине глобальной Золотой сотни. Основной мишенью считалась закрепившаяся наверху, наподобие «Рубина», ЦСКА и «Зенита» в российской футбольной премьер-лиге, группа супербогачей, доминирующее положение в которой традиционно принадлежало американцам во главе с двумя закадычными приятелями, королями благотворительности Биллом Гейтсом и Уорреном Баффетом. Поскольку величина личных состояний российских олигархов безостановочно росла, казалось, что тот день, когда вся Золотая сотня будет представлена одними лишь россиянами, обязательно наступит.

Если мы обратимся к очередному глобальному рейтингу миллиардеров Forbes за 2010 год, то увидим, что американцы утратили первенство. Впервые за последние 16 лет человек, который смотрит в нем на остальных участников сверху вниз, не является гражданином США. Правда, несмотря на некогда стремительный темп роста олигархов, он и не из России. На этот раз первое место в списке миллиардеров Forbes досталось мексиканскому телекоммуникационному магнату Карлосу Слиму, личное состояние которого оценивается в 53,5 млрд долларов. Последним неамериканцем, возглавлявшим Золотую сотню в 1994 году, стал японский строительный магнат Йошиаки Цуцуми. Конечно, Слим уже давно подбирался к вершине рейтинга, так что его нынешнее восхождение, вызванное подъемом на фондовых рынках, не стало неожиданностью.

Было вполне простительно ожидать более весомой заявки на доминирование в рейтинге со стороны россиян, особенно если учесть то количество миллиардеров, которое появилось за последнее время в стране. Действительно, до начала глобального финансового кризиса по общему числу владельцев личных состояний с девятью нулями Россия уступала только давнему и традиционному лидеру – США, при этом практически сравнялась с таким монстром, как Америка, по количеству миллиардеров в Top-30 глобального рейтинга. Однако после кризиса самый богатый россиянин – Владимир Лисин, личное состояние которого Forbes оценивает в 15,8 млрд долларов, занял в последней Золотой сотне лишь 32-е место. Даже если брать в расчет 18,8 млрд долларов (именно таков размер личного состояния Лисина по версии другого делового журнала «Финанс»), самому обеспеченному россиянину все равно довольно далеко до звания богатейшего человека мира.

Делать какие-то поспешные выводы на основании только лишь лидера рейтинга было бы недальновидно, поэтому мы хотели бы провести несколько более углубленный анализ мира сверхбогатых.

Очевидно, что несколько лет, прошедшие до мирового финансового кризиса, были для России более чем благоприятными. Если говорить о количестве миллиардеров и размере их совокупного богатства, то по темпам роста двух этих показателей в период с 2004 по 2008 год страна знала мало себе равных и смогла прочно утвердиться на втором месте вслед за США. Но если рассуждать объективно, то, как и любому другому государству, России здесь пока все еще трудно соревноваться с Америкой. Даже в самом успешном для себя 2008 году число российских миллиардеров в общем списке составляло всего 18% от общего количества владельцев состояний с девятью нулями из США, а по совокупному принадлежащему им богатству – лишь 9%. Тем не менее богатая на природные ресурсы Россия продолжала двигаться вперед. Поэтому все внимание следовало сосредоточить на том, что ждет олигархов в будущем, а не оглядываться за их спину.

Что изменил кризис?

Для того чтобы это понять, давайте попробуем сравнить Россию с другими странами, входящими в группу БРИК, к которым для полноты картины также добавим США и Великобританию. Приведенные на графике 1 данные показывают, как менялись общее число миллиардеров в каждой из упомянутых стран и размер их совокупного состояния на протяжении пятилетнего отрезка времени с 2005 по 2010 год. Здесь есть несколько примечательных моментов.


«Американские горки» начинаются в 2008-м с его глубоким провалом и последующим подъемом к 2010 году. Состояния миллиардеров, которым вовсе не гарантирована полная защита от экономических спадов, как, возможно, многие думают, на самом деле очень сильно отреагировали на кризис. Российские миллиардеры, занимавшие вторую строку мирового рейтинга по совокупной величине своих капиталов, пострадали больше остальных: между 2008 и 2009 годами абсолютное количество обладателей состояний с девятью нулями в России сократилось на 65%, а их совокупное богатство снизилось на впечатляющую величину – 79%. Фантастически удачный для олигархов отрезок времени между 2005 и 2008 годами вдруг закончился в мановение ока.


Для сравнения: кризисный отрезок сверхобеспеченные американцы пережили гораздо успешнее: за это время только 23% богачей из США лишились статуса миллиардеров. При этом совокупный размер богатства американских UHNWI сократился хоть и на существенную, но все же более скромную величину – на 34%.

Здесь надо отметить один важный момент: Россию, заработавшую себе второе после США место по совокупному состоянию своих миллиардеров между 2005 и 2008 годами, но растерявшую значительную часть этой сокровищницы всего за один кризисный год, начала догонять целая группа стран. Так что когда мир стал постепенно выбираться из рецессии, встал вопрос о том, какая из стран сможет выйти из финансового кризиса сильнее других. Иными словами, внимание профессиональных учетчиков чужих сказочных богатств теперь было приковано не к одной только России.

Новые конкуренты

Давайте теперь более подробно проанализируем некоторые цифры. Лишним доказательством тому, насколько безумным для России оказался этот отрезок времени, служат невероятные темпы ее посткризисного восстановления. За этот период количество миллиардеров в стране удвоилось, а совокупная стоимость их активов выросла на внушительные 165%. Эти цифры выглядят особенно впечатляюще, если их сравнивать с развитыми западными рынками. Например, после окончания кризиса число миллиардеров в США увеличилось на 12%, в Великобритании – на 11%, в то время как общий размер принадлежащих им богатств вырос соответственно на 26 и 38%. Благодаря этому «отскоку» Россия смогла удержаться на втором месте в глобальном рейтинге миллиардеров после США.


Однако сегодня у российских олигархов появились серьезные соперники, готовые оспорить их нынешнее положение в глобальных рейтингах миллиардеров, хотя и сильно от них отличающиеся. Другой группой, совершившей здесь воистину беспрецедентный рывок, стали представители деловой элиты Китая, в целом благодаря продолжению мощного роста местной экономики. Пройдя через кризис значительно лучше других конкурентов по БРИК, в 2010 году миллиардеры КНР выросли в численности на 140%. Этого оказалось достаточно, чтобы сместить со второй позиции Россию в глобальной Золотой сотне. В общей сложности по этому показателю Китай поднялся на 33 строчки рейтинга в течение всего пяти предыдущих лет. При этом интересно отметить, что размер совокупного состояния китайских миллиардеров, как видно, рос значительно более скромными темпами, и сегодня по его величине КНР лишь шестая в мире. Тем не менее если проанализировать данные за 2009–2010 годы, то можно заметить, что за этот период совокупный капитал китайских миллиардеров вырос на 222%. Притом что с 2005 года по этому показателю КНР поднялась в рейтинге на 36 строк.

Учитывая эту динамику, сложно исключить, что скоро основное внимание будет приковано уже не к российским олигархам, а к китайским миллиардерам, которые сегодня выходят на рынок мощной волной. Удивительно, но после стольких лет абсолютного доминирования США уже в 2013 году могут потерять статус страны, где проживает самое большое в мире число миллиардеров, если количество UHNWI в КНР продолжит расти теми же темпами, что и в 2009–2010 годах. Но даже если исходить из того, что число богачей станет увеличиваться здесь не так быстро, темпами, какие мы наблюдали до кризиса (в 2006–2007 годах), когда они считались самыми низкими за последние шесть лет, Поднебесная отберет первенство у США всего лишь на один год позже, в 2014-м.

Но пока Китай может поспорить с остальными конкурентами главным образом лишь по количеству своих миллиардеров, но не по их совокупному богатству. Как видно из таблицы 2, среднее значение величины личного состояния UHNWI в КНР ниже, чем в остальных государствах БРИК, равно как в США и Великобритании, и составляет всего 1,533 млрд долларов. Тем не менее их совокупная величина, несомненно, достойна внимания, и к тому же в сравнении с Россией они представлены гораздо более широким спектром секторов экономики и, таким образом, менее волатильны. Размер совокупного богатства китайских миллиардеров едва ли будет скакать так же, как это произошло с капиталами российских олигархов. Эта таблица заставляет обратить внимание на Индию. Будучи второй страной мира по численности населения, в последние годы это государство поднималось в рейтингах миллиардеров с хорошей скоростью, а теперь по величине среднего размера капитала своих миллиардеров Индия занимает верхнюю строчку. Кроме того, если принять во внимание, что более 40% участников Top-30 Золотой сотни Forbes представляют США и лишь 6,7% – индийцы, то становится очевидно, насколько неравномерно распределено богатство в этой стране, что понятно и по результатам математического моделирования.


График 2 иллюстрирует уровень неравномерности распределения капиталов миллиардеров для каждой страны из рассматриваемой нами группы. Он построен с использованием моделей на основе распределения Парето. Проще говоря, чем меньше значение экспоненты (альфа), тем более неравномерным становится распределение богатства, и это означает, что на меньшее число миллиардеров приходится большая доля совокупного состояния.

Если вначале взглянуть на агрегированную линию глобального тренда, то можно увидеть, что в целом распределение состояний миллиардеров в мире оставалось стабильным на всем рассматриваемом временном отрезке. Наиболее равномерным оно было сразу после окончания финансового кризиса в 2009 году, хотя если взять весь пятилетний отрезок, то заметно, что значение этого показателя немного снизилось.

Если анализировать отдельные страны, то видно, что самая низкая волатильность распределения богатства – у миллиардеров из США. С учетом того, что величина неравномерности распределения в 2005 году для этой страны несущественно отличается от ее значения в 2010-м, она может служить в качестве «эталонной» модели, с которой было бы удобно сравнивать аналогичные показатели в остальном мире. Почти так же стабильно, хотя и с более высокой степенью неравномерности, ведет себя распределение состояния миллиардеров в Великобритании – на изучаемом отрезке оно показало довольно малое отклонение с некоторым увеличением дисперсии.

На противоположном конце спектра волатильности находятся Россия и Бразилия. У обеих стран значения распределения состояний миллиардеров были существенно выше (более равномерное распределение) и существенно ниже (менее равномерное распределение) глобальной «нормы» на отрезке пяти лет.

Сырьевой эффект

Остановимся более подробно на России. В 2005 году величина распределения состояний олигархов здесь выглядела более «справедливо», то есть более точно совпадала со значением глобального распределения. Однако нет ничего удивительного, что когда к 2008 году мировые цены на нефть и металлы достигли своих максимумов, распределение стало менее равномерным, а значит, большая часть совокупного состояния оказалась в руках меньшего числа миллиардеров. В числе таких мегаолигархов тогда оказались Олег Дерипаска, Роман Абрамович, Алексей Мордашов, Михаил Фридман и Владимир Лисин. Между собой они контролировали 25% совокупного богатства, принадлежавшего 82 российским миллиардерам. Но затем кризис уничтожил значительную часть их состояний, после чего мегаолигархи, растерявшие около 75% стоимости своих активов, практически так же стремительно вернулись в категорию простых олигархов.

Как видно на предыдущем графике, именно из-за потерь, понесенных этой группой титанов российского бизнеса, значение равномерности распределения состояний миллиардеров в России практически сравнялось с США, а в действительности и со всем остальным миром. Но не стоит спешить списывать хороших олигархов со счетов, потому что в рейтинге 2010 года можно видеть, сколь заметно – на 117% – выросло совокупное состояние этой группы супербогачей.

Чем объясняется столь высокая степень нестабильности величины состояний российских олигархов? Ответ – источниками их богатства.


Таблица 3 наглядно демонстрирует, в каком широком диапазоне может колебаться величина состояний миллиардеров, когда источниками их доходов являются нефть, металлы и уголь. В списке богатейших миллиардеров США вам придется спуститься до десятой и одиннадцатой строк, чтобы увидеть миллиардера, сделавшего свое состояние на торговле энергоносителями или металлами. В России все с точностью до наоборот: первый россиянин, заработавший свои миллиарды не в области энергетики или металлургии, занимает десятую строку (Дмитрий Рыболовлев). Как видно из этой таблицы, из-за подобной зависимости рост или падение совокупного богатства российских олигархов довольно жестко привязаны к динамике всей экономики. Капиталы американских и, возможно, китайских миллиардеров растут менее высокими темпами, зато и падение их в моменты кризиса не столь драматично.

Если говорить о Китае в сравнении с Россией, в то время как источники доходов большинства российских олигархов ограничиваются довольно узким кругом промышленных отраслей и секторов экономики, у китайских миллиардеров все ровно наоборот. Первая десятка богатейших жителей КНР заработала свои состояния в восьми различных отраслях, продемонстрировав очень высокий уровень диверсифицированности источников своих капиталов. А именно: производство напитков и продуктов питания, аккумуляторных батарей и электромобилей, розничная торговля (электроника), сфера общественного питания, торговля недвижимостью, производство строительного оборудования и Интернет.

Так что вполне справедливо сегодня задаться вопросом, как долго еще в мире будут восхищаться российскими олигархами. На сегодняшний день в первой сотне мультимиллиардеров пока нет ни одного китайца. Однако всего лишь в 2006 году в КНР не нашлось бы даже десяти владельцев личных состояний с девятью нулями. Более того, в отличие от России, распределение богатства между китайскими UHNWI настолько равномерно, что по этому показателю они не идут ни в какое сравнение со всеми остальными странами. Как знать, возможно, так же как в свое время стало принято именовать воротил мира бизнеса словом «олигарх» безотносительно к тому, есть ли у них реальная политическая власть, сегодня мы становимся свидетелями восхождения китайских полиархов?

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: