Несмотря на докризисный "строительный бум", когда жилой фонд в странах Прибалтики пополнился за счет новых многоквартирных домов, а в разных местечках Латвии, Литвы и Эстонии, как грибы, выросли целые коттеджные поселки, львиная доля населения по-прежнему живет в домах, построенных в советское время.
В условиях суровых цен на энергоносители перед руководством стран Прибалтики встал закономерный вопрос - как поступать с неэффективными с точки зрения затрат на энергию домами советского периода. Ответ напрашивался сам собой: единственное спасение - это тотальная реновация. Капитально отремонтированные дома не только сберегают энергию, а зимой цена на отопление ненамного превышает плату в новостройках, реновация - это еще и модная общеевропейская тенденция. Корреспонденты ИА REGNUM проанализировали, как проходит реновация в Латвии, Литве и Эстонии. Сегодня, 3 июня, агенство опубликовало очередное, ставшее уже традиционным, сравнение стран Прибалтики по различным категориям.Мы приводим ту часть материала, которая касается Эстонии.
Эстония
После того как потребительские цены на электроэнергию и отопление совершили в Эстонии за полтора десятилетия головокружительный прыжок в десятки тысяч процентов, достигнув, а по сравнению с отдельными, и превысив соответствующие расценки в странах - старых членах Евросоюза, Эстонии пришлось напряженно оглядываться по сторонам в поисках выхода из явно тупиковой ситуации. Ведь очевидно, что цены на энергоносители продолжат свой рост, как и привязанные к ним грабительские налоги и акцизы, а значит, чем дальше, тем все дороже и дороже будет обходиться одна и та же услуга по отоплению и обслуживанию жилого дома. Стоит добавить, что в Эстонии нет льготного налогообложения тепло и электропотребления, поэтому рядовой житель - от ветерана войны до матери-одиночки - оплачивает по полной все счета за эти услуги, которые могут достигать до 20-30% всех его расходов. Ситуацию усугубляет и естественное старение жилого фонда Эстонии. Жилой фонд Эстонии состоит на 2/3 из многоэтажных домов и на 1/3 из индивидуальных домов из расчета на жилую площадь. Проведенные исследования показали, что средний возраст индивидуальных домов превышает 50 лет, а многоквартирных панельных домов - в среднем 25-30 лет. Возраст прочих жилых домов колеблется в очень больших пределах, например, у деревянных домов в старых жилых районах - до 100 лет. По данным Министерства окружающей среды Финляндии, здания, построенные в Эстонии до 2000-х годов, в большинстве своем энергетически неэффективны. Как следствие, Эстония тратит в 2-3 раза больше теплоэнергии, чем Северные страны, хотя и находится в более теплом климатическом поясе. Среднее годовое потребление энергии в жилых домах Эстонии составляет 200-400 кВт/кв.м, а в развитых промышленных странах с аналогичным климатом - 150-230 кВт/кв.м.
Согласно Директиве ЕС об энергетической эффективности зданий 2009/28/ЕС, к 2009 году Эстония обязана была выработать и внедрить меры по увеличению эффективности потребления энергии в домах. Такие меры были приняты и заключались они в предложении владельцам жилых домов так называемого "реновационного кредита". Схему его внедрения разработали Министерство экономики и коммуникаций Эстонии и государственное Целевое учреждение гарантирования кредитов и экспорта KredEx совместно с немецким Банком Развития KfW Bankengruppe. Само финансирование и возврат кредитов будут производиться через эстонские филиалы шведских финансовых групп Swedbank и SEB.
Средства на реновационный кредит поступают из структурных фондов ЕС, а также из Банка Развития Европейского Совета, что позволяет официальным лицам Эстонии, а больше остальных - одному из трубадуров реновации зданий министру экономики и коммуникаций Эстонии Юхану Партсу, утверждать, что данный кредит является "льготным" с более продолжительным сроком возврата (до 20 лет). Очень важная деталь: собственное финансирование жилого дома должно составлять не менее 15%, а максимальный порог не уточняется, при этом его можно покрыть параллельным банковским займом. Созданы возможности для получения жилищной субсидии многодетным семьям, а также субсидии на проведение энергоаудита и строительной экспертизы. Целью выдачи реновационного кредита является поддержка реконструкции жилых домов и улучшение энергетической эффективности как минимум на 20% в жилых домах площадью до 2000 кв.м и минимум на 30% в жилых домах площадью более 2000 кв.м. Кредит может получить лишь дом, построенный до 1993 года. С чем связана такая градация, не уточняется. Также обязательным предварительным условием является проведение официального энергоаудита дома.
Начиная с 27 сентября 2010 года KredEx начал предоставлять пособия на реновацию многоквартирных домов в размере 15-35% от общей стоимости проекта по реконструкции. К сожалению, прошло слишком мало времени, чтобы сообщить, сколько жилых домов "получили" реновационный кредит, но, очевидно, что в период экономического кризиса при высокой безработице и крайне жестких требованиях к выдаче банковских кредитов желающих оплатить реализацию "модной фишки" будет в Эстонии немного - куда проще экономить на отоплении и освещении, чем влезать в многолетний кредит. Как предполагают эксперты, основными потребителями идеи эффективного энергосбережения в Эстонии окажутся покупатели новых домов, где эти требования уже реализованы на уровне начального планирования. Стоит также еще раз подчеркнуть, что эстонское государство даже не рассматривает вопрос о снижении налогов и акцизов на теплоэлектроэнергию, считая, что потребителю при таких сумасшедших расходах придется брать реновационный кредит - рано или поздно, но придется.
Стоит также отметить, что широко разрекламированная инфокампания по обновлению жилых домов в декабре 2010 года "получила удар под дых" с самой неожиданной стороны. Так, Эстонский союз квартирных товариществ и Таллиннская техническая высшая школа (Tallinna Tehnikakоrgkool) завершили исследование "Строительно-физическое состояние обновленных жилых домов, находящихся в эксплуатации не менее одного года", в котором выяснили, что самые большие проблемы в обновленных домах обусловлены недостаточным воздухообменом, который, в свою очередь, обусловлен ненадлежащей или неисправной системой вентиляции. В результате недостаточного воздухообмена в квартирах наблюдался высокий уровень относительной влажности воздуха и концентрации углекислого газа. Все это представляет опасность для здоровья людей. Отмечалось, что многие владельцы домов "сэкономили" на необходимых расходах по планированию утеплительных работ и их очередности, да и использованные строительные материалы и технологии не всегда соответствовали типу обновленного дома. Плюс ко всему - классический строительный брак и небрежность.
Впрочем, есть и суперхорошая новость: Эстония с 2009 года начала очень удачно продавать международным партнерам свои квоты на выбросы углекислого газа, получая за это если не "живые деньги", то привязанные к конкретным проектам модернизации и реновации зданий и объектов недвижимости (свалок, дорог, коммуникаций, земельных участков и прочее) солидные контракты с теми же западными субподрядчиками на десятки миллионов евро. В результате, уже сейчас в Эстонии начинается реализация ряда реновационных проектов на "углекислородные средства": десять объектов на общую сумму 34 млн евро, среди них такие, как здание библиотеки Тартуского госуниверситета, здание МИД Эстонии, здание интерната в Паннурме, учебные корпуса Морской Академии, Сельзохакадемии, профтехучилища в Силламяэ и других. Обновить планируется как фасад и крышу, так внутренние коммуникации, электросистему, отопительную систему, заменить окна и прочее. На этапе подготовки и планирования такой реновации сейчас находятся еще более 200 объектов недвижимости. Понятно, что "халявные деньги" правительство Эстонии направляет исключительно в государственный и муниципальный сектор недвижимости, оставляя частному сектору "реновационный кредит".
Согласно Директиве ЕС об энергетической эффективности зданий 2009/28/ЕС, новая версия которой была утверждена в мае 2010 года, к 2021 году все здания в Эстонии и в других странах-членах ЕС должны соответствовать требованиям энергосбережения и энергоэффективности. Как Эстония уложится в этот срок при явно прохладном отношении владельцев домов, непонятно. Пока выполнение этой директивы для владельцев частных домов не является обязательным, так как помимо сомнительного пряника - реновационного кредита, у властей есть и конкретный кнут - высокие цены на энергоносители, подкрепляемые сверху еще более каннибальскими налогами и акцизами. Одновременно в Эстонии проводится массированная рекламная кампания в СМИ о "позитивной зеленой энергии" и "фантастических успехах науки и техники в сфере энергоэффективности", а старые дома и жизнь в них иронично высмеиваются, как и люди старых взглядов и привычек. Для координации информационно-рекламной деятельности создан государственный Центр компетенции энергосбережения (ESK).
Поэтому нельзя исключать, что через какое-то время власти, убедившись, что даже высокие цены не толкают квартирные товарищества и хозяев хуторов и отдельных домов в ярмо "реновационных кредитов", объявят такой переход обязательным. Принуждение сразу принесет результат, ведь 96% жилого фонда Эстонии находятся в частной собственности.
Очевидно, что исполнение директивы означает фактическое принуждение сотен тысяч владельцев домов и квартир в рамках ЕС к реновации своей недвижимости. Для всего Евросоюза, промышленно-финансовых групп и нуждающегося в мощном стимулировании рынка строительных услуг директива воистину золотая, так как означает огромный объем работ и получение стабильного дохода в ближайшие минимум 10 лет. Неплохое подспорье для евроэкономики!
И последнее. В каком-то смысле высокие мировые цены на энергоносители становятся "стратегическими партнерами" директивы ЕС и стоящих за нею групп интересов. Ведь если цены будут падать, то какой смысл во всей этой кутерьме с энергоэффективностью?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
В условиях суровых цен на энергоносители перед руководством стран Прибалтики встал закономерный вопрос - как поступать с неэффективными с точки зрения затрат на энергию домами советского периода. Ответ напрашивался сам собой: единственное спасение - это тотальная реновация. Капитально отремонтированные дома не только сберегают энергию, а зимой цена на отопление ненамного превышает плату в новостройках, реновация - это еще и модная общеевропейская тенденция. Корреспонденты ИА REGNUM проанализировали, как проходит реновация в Латвии, Литве и Эстонии. Сегодня, 3 июня, агенство опубликовало очередное, ставшее уже традиционным, сравнение стран Прибалтики по различным категориям.Мы приводим ту часть материала, которая касается Эстонии.
Эстония
После того как потребительские цены на электроэнергию и отопление совершили в Эстонии за полтора десятилетия головокружительный прыжок в десятки тысяч процентов, достигнув, а по сравнению с отдельными, и превысив соответствующие расценки в странах - старых членах Евросоюза, Эстонии пришлось напряженно оглядываться по сторонам в поисках выхода из явно тупиковой ситуации. Ведь очевидно, что цены на энергоносители продолжат свой рост, как и привязанные к ним грабительские налоги и акцизы, а значит, чем дальше, тем все дороже и дороже будет обходиться одна и та же услуга по отоплению и обслуживанию жилого дома. Стоит добавить, что в Эстонии нет льготного налогообложения тепло и электропотребления, поэтому рядовой житель - от ветерана войны до матери-одиночки - оплачивает по полной все счета за эти услуги, которые могут достигать до 20-30% всех его расходов. Ситуацию усугубляет и естественное старение жилого фонда Эстонии. Жилой фонд Эстонии состоит на 2/3 из многоэтажных домов и на 1/3 из индивидуальных домов из расчета на жилую площадь. Проведенные исследования показали, что средний возраст индивидуальных домов превышает 50 лет, а многоквартирных панельных домов - в среднем 25-30 лет. Возраст прочих жилых домов колеблется в очень больших пределах, например, у деревянных домов в старых жилых районах - до 100 лет. По данным Министерства окружающей среды Финляндии, здания, построенные в Эстонии до 2000-х годов, в большинстве своем энергетически неэффективны. Как следствие, Эстония тратит в 2-3 раза больше теплоэнергии, чем Северные страны, хотя и находится в более теплом климатическом поясе. Среднее годовое потребление энергии в жилых домах Эстонии составляет 200-400 кВт/кв.м, а в развитых промышленных странах с аналогичным климатом - 150-230 кВт/кв.м.
Согласно Директиве ЕС об энергетической эффективности зданий 2009/28/ЕС, к 2009 году Эстония обязана была выработать и внедрить меры по увеличению эффективности потребления энергии в домах. Такие меры были приняты и заключались они в предложении владельцам жилых домов так называемого "реновационного кредита". Схему его внедрения разработали Министерство экономики и коммуникаций Эстонии и государственное Целевое учреждение гарантирования кредитов и экспорта KredEx совместно с немецким Банком Развития KfW Bankengruppe. Само финансирование и возврат кредитов будут производиться через эстонские филиалы шведских финансовых групп Swedbank и SEB.
Средства на реновационный кредит поступают из структурных фондов ЕС, а также из Банка Развития Европейского Совета, что позволяет официальным лицам Эстонии, а больше остальных - одному из трубадуров реновации зданий министру экономики и коммуникаций Эстонии Юхану Партсу, утверждать, что данный кредит является "льготным" с более продолжительным сроком возврата (до 20 лет). Очень важная деталь: собственное финансирование жилого дома должно составлять не менее 15%, а максимальный порог не уточняется, при этом его можно покрыть параллельным банковским займом. Созданы возможности для получения жилищной субсидии многодетным семьям, а также субсидии на проведение энергоаудита и строительной экспертизы. Целью выдачи реновационного кредита является поддержка реконструкции жилых домов и улучшение энергетической эффективности как минимум на 20% в жилых домах площадью до 2000 кв.м и минимум на 30% в жилых домах площадью более 2000 кв.м. Кредит может получить лишь дом, построенный до 1993 года. С чем связана такая градация, не уточняется. Также обязательным предварительным условием является проведение официального энергоаудита дома.
Начиная с 27 сентября 2010 года KredEx начал предоставлять пособия на реновацию многоквартирных домов в размере 15-35% от общей стоимости проекта по реконструкции. К сожалению, прошло слишком мало времени, чтобы сообщить, сколько жилых домов "получили" реновационный кредит, но, очевидно, что в период экономического кризиса при высокой безработице и крайне жестких требованиях к выдаче банковских кредитов желающих оплатить реализацию "модной фишки" будет в Эстонии немного - куда проще экономить на отоплении и освещении, чем влезать в многолетний кредит. Как предполагают эксперты, основными потребителями идеи эффективного энергосбережения в Эстонии окажутся покупатели новых домов, где эти требования уже реализованы на уровне начального планирования. Стоит также еще раз подчеркнуть, что эстонское государство даже не рассматривает вопрос о снижении налогов и акцизов на теплоэлектроэнергию, считая, что потребителю при таких сумасшедших расходах придется брать реновационный кредит - рано или поздно, но придется.
Стоит также отметить, что широко разрекламированная инфокампания по обновлению жилых домов в декабре 2010 года "получила удар под дых" с самой неожиданной стороны. Так, Эстонский союз квартирных товариществ и Таллиннская техническая высшая школа (Tallinna Tehnikakоrgkool) завершили исследование "Строительно-физическое состояние обновленных жилых домов, находящихся в эксплуатации не менее одного года", в котором выяснили, что самые большие проблемы в обновленных домах обусловлены недостаточным воздухообменом, который, в свою очередь, обусловлен ненадлежащей или неисправной системой вентиляции. В результате недостаточного воздухообмена в квартирах наблюдался высокий уровень относительной влажности воздуха и концентрации углекислого газа. Все это представляет опасность для здоровья людей. Отмечалось, что многие владельцы домов "сэкономили" на необходимых расходах по планированию утеплительных работ и их очередности, да и использованные строительные материалы и технологии не всегда соответствовали типу обновленного дома. Плюс ко всему - классический строительный брак и небрежность.
Впрочем, есть и суперхорошая новость: Эстония с 2009 года начала очень удачно продавать международным партнерам свои квоты на выбросы углекислого газа, получая за это если не "живые деньги", то привязанные к конкретным проектам модернизации и реновации зданий и объектов недвижимости (свалок, дорог, коммуникаций, земельных участков и прочее) солидные контракты с теми же западными субподрядчиками на десятки миллионов евро. В результате, уже сейчас в Эстонии начинается реализация ряда реновационных проектов на "углекислородные средства": десять объектов на общую сумму 34 млн евро, среди них такие, как здание библиотеки Тартуского госуниверситета, здание МИД Эстонии, здание интерната в Паннурме, учебные корпуса Морской Академии, Сельзохакадемии, профтехучилища в Силламяэ и других. Обновить планируется как фасад и крышу, так внутренние коммуникации, электросистему, отопительную систему, заменить окна и прочее. На этапе подготовки и планирования такой реновации сейчас находятся еще более 200 объектов недвижимости. Понятно, что "халявные деньги" правительство Эстонии направляет исключительно в государственный и муниципальный сектор недвижимости, оставляя частному сектору "реновационный кредит".
Согласно Директиве ЕС об энергетической эффективности зданий 2009/28/ЕС, новая версия которой была утверждена в мае 2010 года, к 2021 году все здания в Эстонии и в других странах-членах ЕС должны соответствовать требованиям энергосбережения и энергоэффективности. Как Эстония уложится в этот срок при явно прохладном отношении владельцев домов, непонятно. Пока выполнение этой директивы для владельцев частных домов не является обязательным, так как помимо сомнительного пряника - реновационного кредита, у властей есть и конкретный кнут - высокие цены на энергоносители, подкрепляемые сверху еще более каннибальскими налогами и акцизами. Одновременно в Эстонии проводится массированная рекламная кампания в СМИ о "позитивной зеленой энергии" и "фантастических успехах науки и техники в сфере энергоэффективности", а старые дома и жизнь в них иронично высмеиваются, как и люди старых взглядов и привычек. Для координации информационно-рекламной деятельности создан государственный Центр компетенции энергосбережения (ESK).
Поэтому нельзя исключать, что через какое-то время власти, убедившись, что даже высокие цены не толкают квартирные товарищества и хозяев хуторов и отдельных домов в ярмо "реновационных кредитов", объявят такой переход обязательным. Принуждение сразу принесет результат, ведь 96% жилого фонда Эстонии находятся в частной собственности.
Очевидно, что исполнение директивы означает фактическое принуждение сотен тысяч владельцев домов и квартир в рамках ЕС к реновации своей недвижимости. Для всего Евросоюза, промышленно-финансовых групп и нуждающегося в мощном стимулировании рынка строительных услуг директива воистину золотая, так как означает огромный объем работ и получение стабильного дохода в ближайшие минимум 10 лет. Неплохое подспорье для евроэкономики!
И последнее. В каком-то смысле высокие мировые цены на энергоносители становятся "стратегическими партнерами" директивы ЕС и стоящих за нею групп интересов. Ведь если цены будут падать, то какой смысл во всей этой кутерьме с энергоэффективностью?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий