пятница, 17 июня 2011 г.

Как СМИ манипулируют людьми

1- Отвлечение внимания
Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.

«Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные (цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).

2- Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения
Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.

Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.

3- Способ постепенного применения
Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.
Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.

4- Отсрочка исполнения
Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.

Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время.

5- Обращаться к народу как к малым детям
В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.

Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? «Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.

6- Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления
Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения…

Пример манипуляции
7- Держать людей в невежестве, культивируя посредственность
Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. «Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.

8- Побуждать граждан восторгаться посредственностью
Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным…

9- Усиливать чувство собственной вины
Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может!

10- Знать о людях больше, чем они сами о себе знают
В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы.

Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.

Ноам Хомский - американский лингвист, философ, общественный деятель, автор книг и политический аналитик. Заслуженный профессор языкознания в Массачусетском технологическом институте и один и выдающихся деятелей науки XX века. Его фундаментальные труды в области теории языкознания и науки познания получили заслуженное признание в научном и преподавательском сообществе. 

11- Приём непризнания доказанного
Если признать Х, то придётся жить, поступать, вырабатывать мнения с учетом того, что в прошлом уже был этот факт Х. Если же в СМИ, в парламенте отказываться признавать давно всем очевидное ГОДАМИ (методом например назначения бесконечных комиссий по расследованию, которые в надцатый раз должны наконец "окончательно установить" уже давно и так установленное и всем известное), то выводов и изменения действий можно избежать. Так поступают с терактами 11 сентября 2001 года, с причинами банковского кризиса, с кучей центральных для власти проблем.

12- Принцип 5-минутной памяти
Совершенно центральный для "демократических" СМИ принцип 5-минутной памяти в совокупности с методом нарезки в мелкую крошку. Допустим, публикация в газете или телепрограмме А признала факт Х. Другие публикации в А (и в других СМИ) пишутся так, словно признания Х никогда не было, с позиции первоначального незнания и полной наивности. В результате читателя оставляют в позиции базисной наивности навсегда. На её фоне выскакивают разрушающие её факты и признания, но они - предполагается - НИКОГДА НЕ НАКАПЛИВАЮТСЯ в головах и в текстах, в нарушение самой биологической сущности человеческого мышления и накопления пониманий.

Т.е. тексты пишутся всегда "с наивного нуля" так, словно бы у человечества кастрирована память.

Это позволяет делать поразительно шизофренические заявления. Например, что страна, которая начала и ведет 3-5 войн только за последние 10 лет, официально ввела пытки, обыски во всех аэропортах с заглядыванием в анус (и с тщательным обыском 5-6-летних детей), заставы на дорогах, помещение в черные списки любых "конституционалистов" или участников демонстраций, а полиция имеет право использовать 50-киловольтные разрядники как мобильные пыточные устройства - это "демократия", а не полицейское государство ведущее войны против всего остального мира.

13- Видеоэффект нарезки в крошку
Для достижения 5-минутной памяти используется нарезка в крошку. Газетные (и теле) заметки в больших СМИ Запада никогда не делаются так, как новость бы рассказал человек человеку с тем, чтобы тот понял и разобрался. Т.е. отказываются от (а) последовательности изложения во времени (б) последовательности в смысле логики событий (в) рассказа истории и фактов, которые подвели к событию Х и ставят его в контекст.

Последовательное режется на кусочки, которые потом складывают в особую структуру, затрудняющую понимание. Например, в газетах США вводные с подсовываемыми мнениями часто повторяются по 2-3 раза разными словами в начале, а "что произошло" можно узнать примерно к последней трети заметки. Завершится она еще раз повторённым отношением к событию, которое читателю предписано усвоить.

14- 3-секундный монтаж на ТВ
Психика человека устроена так, что в первый момент его мозг обрабатывает предъявленную картинку на предмет РАСПОЗНАВАНИЯ. Эта фаза занимает от 1 секунды до от силы 2-3. После этого человек начинает РАЗГЛЯДЫВАТЬ и ДУМАТЬ ПО ПОВОДУ показанного.

Примерно в начале 2000-х, во время первого срока правления Буша-младшего, во всех телепрограммах США было одновременно введено УСКОРЕНИЕ НАРЕЗКИ, монтажа. Вместо 5-секундных кадров стали делать 3-секундные. Через 2-3 года я заметил ВТОРОЕ УСКОРЕНИЕ НАРЕЗКИ. Теперь камера принудительно прыгала через 1-2 секунды, реже 3. Чуть больше, 5-6 секунд, разрешалось только чтобы персонаж договорил фразу. Но и здесь часто через 2-3 секунды меняли ракурс, вставляли перебивку и т.д.

Другими словами НАМЕРЕННО, ОДНОВРЕМЕННО, как бы "по приказу сверху" ВНИМАНИЕ ЗРИТЕЛЯ отныне ЗАПРЕЩАЛОСЬ ТРАТИТЬ НА РАЗГЛЯДЫВАНИЕ И РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ УВИДЕННОМ. Методом механического принуждения, изменения показываемой картинки, мозг постоянно удерживается в состоянии "первоначальное опознание предметов".
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: