четверг, 16 июня 2011 г.

Литва преподала Израилю и ЕС исторический урок


Приравнивая Холокост к репрессиям Советов, Вильнюс в упор не видит разницы между Гитлером и Сталиным.

Министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис представил зарубежным послам программу «Года защиты свободы, великих утрат и памяти жителей Литвы, ставших жертвами Холокоста». Предусмотрены церемонии памяти жертв «тоталитарных режимов», открытие памятников, выпуск книг и т.д.

«Мы потеряли треть своего народа, на нашей земле осуществлялся геноцид, Холокост, - сказал министр. – Спустя 70 лет мы пытаемся вспомнить, оценить эти события, найти общий взгляд на историю». А.Ажубалис сказал, что платформа исторической памяти ЕС еще только развивается, но она дает возможность добиться общего понимания истории Европы.

Что он имел в виду под общим пониманием? Если – «добиться», значит, этого понимания пока нет?

Более понятной его сентенция становится после слов председателя парламентского Комитета национальной безопасности Арвидаса Анушаускаса: «Программы составлены так, чтобы не были забыты все жители Литвы, какой бы они ни были национальности, ставшие жертвами тоталитарных режимов».

Конечно, память о жертвах священна, а палачей необходимо называть и давать оценки тем историческим событиям, которые принесли столько страданий разным народам, но оценки должны быть честные, без интерпретаций и манипуляций. А литовская элита исподволь, а порой и впрямую, ставит знак равенства между Холокостом в своей стране – массовым убийством почти всех евреев Литвы, и сталинскими депортациями, поддерживая теорию «двойного геноцида». При этом роль своих сограждан в убийствах мирных жителей замалчивается, а ответственность за развязывание Второй мировой войны возлагается на Советский Союз. Недаром же Сейм Литвы принял закон, запрещающий советскую символику наравне с нацистской и карающий за одобрение и умаление оккупаций – как гитлеровской, так и «советской».

В идею «Года защиты свободы, великих утрат и памяти жителей Литвы, ставших жертвами Холокоста», заложена все та же мысль о «советской оккупации», о том, что против литовского народа осуществлялся такой же геноцид, как и против евреев. Причем сделано это довольно изощренно. Все годы после распада СССР Литва пыталась умалить роль своего народа в истреблении мирных жителей (было убито больше 90% местных евреев – свыше 200 тысяч), что вызывало общественное негодование за рубежом. Литву критиковали не только израильские, но и американские, британские и другие СМИ.

Директор Израильского центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф, известный как «охотник за нацистами», считает, что именно помощь местных жителей привела к убийству практически всего еврейского населения республики. «Нигде в мире правительство не пыталось настолько загладить роль Холокоста», - считает он. Единственный путь – просвещение, публикация документов, говорит «охотник за нацистами». В конце концов, Литва то ли поддалась давлению мирового общественного мнения, то ли искренне откликнулась на такие призывы, посвятив 2011-й год памяти жертв Холокоста, но сделала это так, что в одном ряду оказались и другие жертвы «тоталитарных режимов». Трагедия местного еврейского населения, уничтоженного поголовно пособниками нацистов, приравнивается к «геноциду» литовцев – сталинским депортациям и послевоенной партизанской борьбе с советской властью.

Мысль о «двойном геноциде» и вине СССР в развязывании Второй мировой войны Литва навязывает Европе, но эта идея не принимается. Идеолог литовских правых, европарламентарий, профессор Витаутас Ландсбергис возмущен трактовкой Европой тех событий, а ее освобождение от фашизма Советским Союзом называет мифологией, созданной Сталиным. «Главное, к чему мы должны продолжать стремиться, это чтобы в ЕС были правильно названы преступления коммунистических тоталитарных режимов, чтобы им была дана моральная и правовая оценка», - ставит задачу профессор.

Но решить ее пока не удается, в том числе и по вопросу о «двойном геноциде». Так, на сайте американского телевидения CNN была обнародована статья, авторы которой удивлялись в связи с тем, что Литва много внимания уделяет деятельности советской власти. «Разве ее преступления достигли уровня геноцида?» - спрашивают они.

Обозреватель «The Guardian» Джонатан Фридланд считает фальшивым знак равенства между Холокостом и сталинскими репрессиями. «Нельзя говорить о том, что людей, которых «арестовывали, допрашивали и сажали в тюрьму» - пользуясь терминологией музея геноцида - постигла та же судьба, что и убитых евреев»,- считает он. По его словам организаторы такого музея в Вильнюсе пытаются объединить и тех, и других под одним расплывчатым понятием «жертвы». «Репрессии советского периода были ужасны, но геноцидом их не назовешь: арест и расстрел во рву у форта - не одно и то же», - пишет Д.Фридланд.

«Исторические и политические доказательства не подтверждают теорию, что СССР уничтожал литовцев на национальной и этнической почве, - высказывается другой литовский европарламентарий, философ Леонидас Донскис. - Литве не удастся смириться со своей историей, пока элита не признает, что временное правительство 1941 года сотрудничало с нацистами и действовало против своих граждан». Он сожалеет, что то временное правительство (кстати, приветствовавшее Гитлера, а одним из его министров был отец Витаутаса Ландсбергиса - Витаутас Ландсбергис-Жямкальнис) в Литве возносят до небес.

Известный литовский историк Саулюс Сужеделис говорит по поводу Холокоста: «Существует проблема умаления значимости данного события, оно замалчивается, делаются попытки умалить участие Литвы в этом явлении». Однако считает, что это происходит из-за «инстинкта самозащиты». На его взгляд, западные историки плохо разбираются в проблеме и порой дают неверные оценки.

Эта мысль - все в том же русле действий литовской власти: страна пытается навязать Европе свой специфический взгляд на историю и роль СССР в трагических событиях конца 30-х – 40-х годов.

Между тем, Э.Зурофф критикует Литву за то, что ни один из участников массовых убийств евреев в Литве не наказан. Зато в последние годы здесь активно разыскивают и судят агентов НКВД, участвовавших в борьбе с «лесными братьями».

И вот Литва попыталась как бы исправить ситуацию и объявила «Год защиты свободы, великих утрат и памяти жителей Литвы, ставших жертвами Холокоста». Но при этом так специфически смешала страницы недавнего прошлого, что Холокост вновь оказался лишь одним из эпизодов общей трагедии – в полном соответствии все с той же теорией «двойного геноцида».
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: