пятница, 24 июня 2011 г.

Владислав Старевич – отец кукольной анимации

Всем известна поговорка «Россия – родина слонов». Увы, действительности эта поговорка не соответствует. Но нам и так есть чем гордиться. Например, Россия – родина кукольной анимации (или, по английски - stop motion animation).

Создателем этого кинематографического жанра стал Владислав Старевич. Он родился 8 августа 1882 года в Москве, но после смерти матери в 1901 году воспитывался в семье ее родителей в Ковно (ныне Каунас).

С детства он увлекается энтомологией и фотографией. Еще одно увлечение – театр. Он играет комические роли в самодеятельных спектаклях в своей гимназии, а еще изготавливает для этих спектаклей превосходные костюмы из подручного материала. По окончании гимназии устраивается работать смотрителем в местный краеведческий музей. На эту работу его приняли после того, как он продемонстрировал дирекции музея два альбома своих фотографий с достопримечательностями Ковно. В свободное от работы время он ведет переписку с такими же, как он увлеченными любителями – энтомологами, фотографирует, рисует карикатуры, редактирует юмористический журнал «Оса» (в не столь давние времена этот журнал назывался бы «самиздатом» - цензуру он не прошел).

Месть кинематографического оператора


Все изменилось, когда в руки Старевича попала кинокамера, принадлежащая музею – по просьбе директора он снимает фильм «Над Неманом». Фильм не сохранился, но сохранились восторженные отзывы о нем. А «для себя, для души» он снимает два фильма о насекомых – что еще может снять увлеченный энтомолог, если ему в руки попала кинокамера? Директору музея так понравились эти фильмы, что он советует молодому человеку бросить захолустный Ковно и отправиться в Москву – заниматься кинематографом профессионально. Надо ли говорить, что Владислав Старевич последовал этому совету.

Законодателями мод в кинематографе тех лет были французы. И молодой провинциальный режиссер первым делом отправляется в представительства французских студий «Гомон» и «Братья Патэ». Увы, эти именитые студии не нуждались в его услугах. Но в Москве с 1909 работала студия Александра Ханжонкова – одна из первых отечественных киностудий. Фильмы Ханжонкова вполне успешно конкурировали с популярными французскими лентами. Один из первых российских кинопродюсеров и энтомолог – кинолюбитель из провинции нашли общий язык. Старевич получил в свое распоряжение подержанную камеру, рулон пленки и договор, согласно которому он должен был в течение пяти месяцев снять свой первый фильм. Но уже через десять недель Старевич приносит заказчику целых три фильма. Разумеется, фильмы были о насекомых. И эти фильмы произвели на Ханжонкова сильное впечатление. Старевич получил в свое распоряжение более серьезную аппаратуру и съемочный павильн.

Кукольная анимация была придумана Ханжонковым … случайно. Он собирался снять сцену битвы двух жуков – рогачей за самку. Увы, на полянке перед павильоном жуки яростно сражались, а при ярком съемочном освещении замирали как вкопанные. Но не отказываться же от столь эффектной сцены? Тогда Старевич сделал из панцирей жуков муляжи с снял «батальную» сцену кадр за кадром (отсюда и берется англоязычное название -stop motion animation). Результат впечатлял – жуки сражались как живые. Фильм, в котором была первая сцена, выполненная по этой технологии, был просто документальным фильмом о жизни насекомых. Но Старевич мгновенно понял, что таким же, способом можно снимать и игровое кино!

Стрекоза и муравей


И в 1912 году на экраны выходит «Прекрасная Люканида или Война Усачей с Рогачами» - комедийная мелодрама, основанная на сюжетах рыцарских романов. Вот только все роли в этом фильме исполняли насекомые. О том, что такое кукольная анимация в то время никто не знал и фильм стал настоящей сенсацией мирового уровня – никто не мог понять, как это сделано, как удалось так выдрессировать насекомых!

За «Люканидой» последовали новые мультфильмы – «Месть кинематографического оператора», «Стрекоза и муравей», «Рождество у обитателей леса». Эти мультфильмы, вышедшие на экраны в 1912-1913 годах, по праву считаются классикой мирового кинематографа.

Одновременно он снимает и игровое кино – экранизации повестей Гоголя. Для своего времени эти фильмы были не менее «революционными», чем например фильмы Лукаса, Спилберга или Кэмерона в наши дни. В «Ночи перед Рождеством» (1913) ему впервые удалось совместить в кадре анимацию и живых актеров – скачущие галушки или уменьшающийся до карманных размеров черт просто шокировали публику. При этом над мультфильмами или спецэффектами для игрового кино, неплохо смотрящимися и в наши дни, Старевич работал … в одиночку! Он никого не пускал в свою студию.

В годы Первой Мировой войны Старевич снимает фильмы по заказу Скобелевского Комитета – благотворительной организации, созданной в годы другой войны – Русско-Японской для помощи раненным. Наибольшую известность из этих работ получила «Лилия Бельгии» - притча, в которой Бельгия, сметенная волной немецкого наступления, сравнивается с цветком. В этом фильме, вышедшем на экраны в 1915 году, Старевич вновь использует сочетание анимации и игры живых актеров.

После Февральской революции Старевич вместе со всей студией Ханжонкова перебирается из Москвы в Ялту. Увы, ни один из фильмов снятых Старевичем в годы Гражданской не сохранился. Сохранились только названия в фильмографии и отзывы. Восторженные отзывы, разумеется.

Советскую власть Владислав Старевич не принял – в 1919 году он эмигрирует в Италию. И сразу получает предложение снять анимационный фильм об Икаре. Увы, компания с которой он заключил контракт, обанкротилась. Фильм так и не был закончен, никаких денег Старевич не получил. Но без работы долго ему сидеть не пришлось – он был режиссером с мировым именем. После революции и Гражданской в Европе оказалось множество российских кинематографистов. Но Старевич стал единственным, кому не пришлось «обивать пороги» и искать работу по специальности. Наоборот, потерпев неудачу в Италии, он сразу же получил предложение от французской кинокомпании «Меркурий» - постоянная работа с жалованьем не меньше чем он получал в России, в сочетании с полной творческой свободой.

Лилия Бельгии


И Старевич продолжает снимать свои кукольные короткометражные мультфильмы. Во Франции он снимает первый в мире полнометражный кукольный фильм - Le Roman de Renard (самые популярные русские переводы названия – Рейнеке – Лис, Роман о Лисе). Это была экранизация поэмы Гёте, написанной по мотивам средневековых французских сатирических романов.

Работа над фильмом заняла 18 месяцев в 1929-1930 годах. «Роман о Лисе» был очередной революцией в области спецэффектов – у кукол в этом мультфильме появилась мимика. Для этого Старевичу приходилось изготавливать по 150 масок с различными гримасами для каждой куклы. И, как всегда, он работал практически в одиночку. Ему помогали только жена Антония и дочери Ирина и Жанна – они работали костюмерами, аниматорами, сценаристами. Но сами куклы Старевич изготавливал в одиночку. Пересматривая «Лиса» просто невозможно поверить, что над ним работали всего четыре человека!

Увы, фильму не повезло – звучит парадоксально, но фильм с революционными спецэффектами, морально устарел в момент выхода. Все дело в том, что когда Старевич начал работу над ним, кино было немым, а к моменту завершения работы «великий немой» заговорил. И все фильмы без звуковой дорожки мгновенно стали анахронизмом.

Роман о лисе, на французском языке.


Но деньги на озвучку «Рейнеке – Лиса» выделили … нацистская Германия. Все-таки фильм представлял собой экранизацию произведения вполне «арийского» поэта. В 1937 году состоялась немецкая премьера мультфильма. А 10 апреля 1941 года появилась и версия «Рейнеке» на французском языке. Как легко догадаться, спонсорами этой версии снова стали нацисты – северная Франция была к тому времени германским протекторатом, а южную Францию независимым государством можно было назвать только формально (немцы потом и ее оккупировали для полного комплекта).

Послевоенная прокатная судьба мультфильма сложилась не лучшим образом. Вернее никак не сложилась. Ведь деньги на озвучку выделили нацисты, значит и мультфильм нацистский. Но в наши дни «Рейнеке – Лис» регулярно издается на DVD во всех странах мира.

После войны Владислав Старевич зарабатывал на жизнь постановкой рекламных роликов. Когда заказов не было, приходилось продавать кукол из своей коллекции. Владислав Старевич скончался 26 февраля 1965 года. Многие его работы по праву считаются классикой мирового кино.

Ещё:
«Кавказская пленница»: за счастьем – на ослике
Жан Габен
Человек, которому было «обидно за державу»
«Девчата»: что осталось за кадром культового фильма и лидера продаж 60-х
В бой идут одни «старики»
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: