пятница, 24 июня 2011 г.

Партс назвал политику ЕС в области климата безумной

В интервью газете Postimees министр экономики Юхан Партс сказал,
что энергосбережение многоквартирных домов не просто пустой звук,
это огромная возможность для экономии.
Эстонии следует развивать экономически продуманную энергетику вместо почти планово-экономической системы, действующей в ЕС. Этой цели служит как масштабная инвестиция, направленная на строительство новых электростанций, работающих на сланце, так и открытие рынка электроэнергии, считает министр экономики Юхан Партс.

И правление, и совет концерна Eesti Energia были против принятия решения об инвестиции в новую электростанцию. Почему вы считаете, что станцию нужно все же построить?

Насколько мне известно, они не были против. В начале мая мы обсуждали этот вопрос в правительстве и пришли к выводу, что нет смысла больше откладывать договор о строительстве, заключенный с фирмой Alstom. Что касается вопроса, зачем нам нужна эта станция, то самый простой ответ — это безопасность.

Этим основным соображением руководствуются парламент и правительство. Совет и правление Eesti Energia обратились ко мне, в целом я разделяю их позицию. Вопрос в окупаемости инвестиции, и у правления здесь были вопросы, так как сделанная нами инвестиция должна работать 40 лет. Много рисков.

Во что обойдется первый этап электростанции?

Цены сообщались открыто.

Называлась общая стоимость станции — 950 миллионов евро.

Первая часть дороже, вторая дешевле. Решение о строительстве второго этапа можно отложить на 2012 год. Стоимость первого этапа — 560 миллионов евро. Если перевести в кроны, то вы поймете, что для предприятия это большие деньги.

Если попытаться выразить вопрос энергобезопасн­ос­ти простыми словами, то правильно ли будет сказать, что без этой электростанции мы можем остаться без электричества?

Да. В одобренной парламентом программе развития электрорынка сказано, что в Эстонии должно быть достаточно мощностей по производству электроэнергии. В то же время перед нами стоит цель — перейти на свободный рынок производства электроэнергии. На электрорынке образуется наиболее выгодная для потребителя цена, на нем приняты четкие правила для инвесторов.

Замечу в скобках, что нам еще очень далеко до нормального рынка электроэнергии, нам предстоит еще немало поработать для того, чтобы у нас был такой же свободный электрорынок, как в Северных странах.

На рынке права потребителей и производителей должны быть сбалансированы, должен возникнуть работающий механизм долговременного спроса и предложения.

С чем связан наибольший риск, чтобы инвестиция в новую электростанцию окупилась?

Окупаемость инвестиции зависит от цены на электроэнергию, а также от проводимой Евросоюзом политики в области энергии и климата. Для концерна важно, чтобы станция могла продавать электроэнергию по конкурентоспособной цене.

Из-за европейской политики в области энергии и климата инвестициям в производство электроэнергии нанесен страшный удар по всей Европе, и Эстония оказалась в такой же ситуации. Мы вкладываем деньги, причем инвестиция должна работать 40 лет, но не знаем, что нам принесет политика в области климата.

Сейчас в Европе в отношении правил, касающихся политики в области климата в 2013-2020 годы, действует жалкий договор. Мы пребываем в определенном неведении. Если говорить о решении, принятом советом Eesti Energia в четверг, то естественно, что государство высказало свою точку зрения, и правление, и совет концерна в определенной степени снизили возможную финансовую ответственность.

Правление Eesti Energia хотело получить гарантии, что государство финансово поддержит строительство новой станции. О какой сумме шла речь?

Скажем прямо, у государства есть и другой интерес. И министр экономики, и правительство и, если хотите, правящие партии заинтересованы в долговременной финансовой способности Eesti Energia. Иначе и быть не может, ведь стоимость нашего имущества должна расти. Что касается окупаемости, то она зависит от цены на товар.

Поначалу мы планировали оказать Eesti Energia государственную поддержку в соответствии с принятыми в ЕС правилами. Нам пришлось сделать шаг назад, так как мы поняли, что решение вопроса могло затянуться на несколько лет.

И закончиться тем, что Эстонии не разрешили бы оказать государственную помощь?

Могли не разрешить. При столь неопределенных сроках ни одно предприятие не в состоянии планировать инвестиции. В минувшую среду парламент принял поправки к Закону об охране атмосферного воздуха, позволяющие бесплатно распределять между производителями электроэнергии квоты на выбросы газов.

Но все равно квоты могут распределяться с разрешения Еврокомиссии.

Дойдем и до Еврокомиссии. Рийгикогу утвердил порядок, и, если вы обратили внимание, общественность Эстонии не выступила против.

Думаю, что никто просто не обратил внимания.

Поразительно. В четверг я присутствовал на обеде министров транспорта стран ЕС, на котором обсуждался очень сложный вопрос, касающийся европейской авиации. ЕС решил задействовать квоты на СО2 и в авиации, и теперь вопрос в том, как США, Китай и Россия поведут себя со своими авиафирмами. Дело в том, что самолеты третьих стран летают в Европу.

Тема авиаперелетов нас очень волнует, так как наши самолеты не совершают дальние перелеты через океан.

Обеспокоенные ситуацией с климатом силы в Евросоюзе пытаются переделать мир в соответствии со своими представлениями. Однако мир не присоединился к принятой в ЕС системе эмиссий тепличных газов. Ни в Копенгагене, ни в Канкуне не удалось достичь соглашения.

В каком объеме правительство намерено поддержать строительство новой электростанции?

По Закону об охране атмосферного воздуха бесплатные квоты может получить не только Eesti Energia, но и все остальные производители электроэнергии. Подчеркиваю, что мы одинаково относимся ко всем предприятиям. На различные инвестиции для производства энергии Эстония в предстоящий период распределения квот может распределить примерно 500 миллионов евро.

Что будет, если Еврокомиссия не позволит выделить для Eesti Energia бесплатную квоту?

Давайте решать вопросы по мере поступления. Я не могу сказать, что будет или не будет.

В целом в вопросе строительства новой электростанции еще много неясного?

После решения, принятого советом Eesti Energia, неясных вопросов, касающихся эстонской энергетики, стало значительно меньше. Другое дело, что нам нужны мосты для использования в Эстонии чистой энергетики. Германия, решив отказаться от АЭС, тоже исходит из того, что в будущем придется делать больший упор на безуглеродное производство электроэнергии.

Но это пока на уровне мечтаний, Европа придет к этому не раньше, чем в 2020 или 2050 году. Если мы зададимся целью, чтобы к 2020 году возобновляемая энергия составляла 20 процентов, сохранив на 80 процентов традиционное производство электроэнергии.

Нам необходимо развивать экономически продуманную энергетику, а не руководствоваться почти что планово-экономической системой, которая используется сейчас в ЕС. Еврокомиссия организует энергетику приказами, распоряжениями и квотами, это какое-то безумие.

Мы ищем такие решения, которые гарантируют Eesti Energia финансовую стабильность.

Фирма Elering опубликовала анализ рынка электроэнергии, из которого следует, что в 2016 году электроэнергия будет стоить на электробирже 48,5 евро. Насколько я понимаю, вы считаете аналитическую справку Elering некомпетентной?

Представьте себе реакцию человека или предприятия, которые узнают из новостей, что цена электроэнергии повысится на 60 процентов. Людям нужно давать адекватную информацию, а не пугать их, нельзя нагнетать страхи.

Я понимаю, что журналист лучше информирован, чем простой читатель. Но даже экономическая газета Äripäev публикует слова предпринимателей о том, что экспорт падает и нужно бежать из Эстонии.

Поговорим о цене. Меняется организация электрохозяйства. Общественности нужно объяснять, почему мы переходим на рыночную цену.

И почему мы переходим на рыночную цену?

Для того чтобы обеспечить на длительный срок наиболее разумную цену, мы должны организовать среду, где она сможет возникнуть. Цена закрытого рынка является таковой потому, что инвестиции были сделаны в 60-х годах прошлого столетия, в советские годы.

Решение о присоединении к свободному рынку электроэнергии Эстония приняла во время переговоров о присоединении к ЕС. Единый европейский рынок касается не только продуктов и товаров, но и электроэнергии.

Жители Эстонии отличаются рациональностью, мы хотим рассчитывать на справедливую и рациональную цену электричества. Неужели эстонское правительство столь бессердечно, что допустит социальный взрыв, когда 1 января 2013 года всем потребителям придется покупать электроэнергию по биржевой цене? По мнению правительства, выход на биржу не должен сопровождаться снижением конкурентоспособности предприятий и безумным ростом расходов для семей.

Мы сейчас создаем рынок электроэнергии, прокладываем кабели в сторону Финляндии и на юг. Мы не знаем, как поведут себя продавцы электроэнергии, на рынок пришло российское электричество.

С моей точки зрения, мы дезинформируем людей, когда говорим, что согласно прогнозам электричество будет стоить столько-то. Сейчас 35 процентов потребителей электроэнергии в Эстонии покупают ее по рыночной цене. Разве экспорт от этого снизился?
Предприниматели думают о том, как сделать производство более энергоэффективным.

Энергосбережение многоквартирных домов —не просто пустой звук. Это огромная возможность для экономии. Ни Ансип, ни Партс не будут сами утеплять ласнамяэские дома.

Цена на бирже колеблется, но пенсионер, глава семейства или руководитель фирмы, строя долговременные планы, должны понимать, что электробиржа принесет большой рост цен.

У людей появятся новые возможности, они смогут выбирать продавца электроэнергии, как сейчас можно выбрать мебельную фирму. Тетя Маню или дядю Эльмара вовсе не интересует, как работает биржа. Вопрос в том, принесет ли биржа рост цен на электричество или нет, на сколько, это хорошо или плохо для Эстонии.

Если человек прочитает, что электричество подорожает на 60 процентов, он подумает о том, что Юхан Партс бессовестный человек. На самом деле нас ждут с­ерь­езные перемены, благодаря которым в течение пяти-десяти лет экономика Эстонии значительно окрепнет. Правительство позаботится о том, чтобы не возникли социальные проблемы.

3 МЫСЛИ

• Если человек прочитает, что электричество подорожает на 60 процентов, он подумает о том, что Юхан Партс бессовестный человек. На самом деле нас ждут серьезные перемены.
• Обеспокоенные ситуацией с климатом силы в Евросоюзе пытаются переделать мир в соответствии со своими представлениями. Однако мир не присоединился к принятой в ЕС системе эмиссий тепличных газов.
• Сейчас 35 процентов потребителей электроэнергии в Эстонии покупают ее по рыночной цене. Разве экспорт от этого снизился? Предприниматели думают о том, как сделать производство более энергоэффективным.
Ещё:
Кейт Пентус: «Не хочу быть министром только потому, что я женщина»
Премьер-министр: портрет без ретуши
Двенадцать друзей Ансипа
Глава МВД Keн-Maрти Вахер: Я надеюсь на добровольцев и помощников полиции
Рейн Ланг: наша культура имеет сильную позицию
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: