пятница, 11 февраля 2011 г.

18 причин, по которым эстонцы выбирают Ансипа

Когда мы попросили представителей коренного населения объяснить причины даже несмотря на кризис не уменьшающейся популярности нашего премьер-министра, столкнулись с… массовыми отказами. То есть, запросто, в частном порядке люди говорили, а чтобы с именем-фамилией и фотографией – вежливо извинялись. Так что портал «Мнение» искренне благодарит всех, кто согласился помочь нам прояснить причины феномена Андруса Ансипа. 

Поддержка Партии реформ и возглавляющего ее избирательный список Андруса Ансипа среди неэстонской части населения, мягко говоря, стабильно минимальна. Что подтверждают и цифры статистики. При этом, в среднем по стране его популярность стабильно высока. И в кризис тоже – с высокой безработицей, увеличивающиемися налогами, падающими зарплатами и растущими ценами. В чем причина такой любви эстонского народа к нашему премьер-министру – загадка. Попытаться ее объяснить мы и попросили как специалистов, так и представителей обычных  профессий.

1. В изменениях больше риска, чем в сохранении статус-кво

Вольдемар КОЛГА, психолог:

Причины разные - как рациональные, так и эмоциональные. Разумные люди находят, что в условиях всемирного кризиса правительство действовало эффективно. Бюджет сбалансированный, пенсии не уменьшились. Ансип умеет достигать целей – евро обещали и евро получили. Дела пошли лучше, чем у латышей и литовцев. Пожалуй, есть объективные факты, почему популярность Ансипа не падает. Это так, этого не может отрицать и противник правительства.

Но большая доля в популярности Ансипа — не в логических, а в психологических факторах. Если человек должен выбирать между статус-кво и изменениями, то должны быть очень большие причины для изменений. Человек по природе своей консервативен. Особенно   это проявилось в условиях большой неопределенности, то есть во время экономического кризиса. В большую бурю лучше стоять на якоре в затоне, чем качаться на волнах в открытом море. Риски, сопровождающие  изменения, больше, чем связанные с сохранением  существующей ситуации.

В новых отношениях существует скептицизм, даже в спорте. Эстонец ценит классического лыжника, не легкомысленного сноубордиста. Последних у нас нет, так как народ нуждается в Веэрпалу, как и в Ансипе - чтобы чувствовать себя уверенно.

Можно провести параллели с Египтом, где народ терпел правителей несколько десятилетий. Весь мир боится, что может произойти, если вместо Мубарака придет новый человек. Вдруг это будет крайний исламист и ситуация ухудшится? Не исключено, что в подсознании людей происходит что-то подобное по отношению к Ансипу.  

Резюмируя, хочу сказать, что нам нужно ждать своего Обаму, который скажет, что необходимы изменения. Но кажется, что лозунг соцдемов еще не в состоянии принять. Народ должен еще подготовиться к тому, чтобы услышать этот клич.

2. Говорит, как есть, не обещает светлого будущего

Калле ААСАМЯЭ, дизайнер моды:

Мне кажется, что Ансип – лучший из самых худших. По-моему, он говорит, как есть, а не обещает светлого будущего. Он - конкретный человек. А в политике нужно быть конкретным, а не обещать какой-то ерунды.

3. И в кризис жили лучше, чем при советской власти
4. Премьер внушает уверенность, что все контролирует
5. «Убрал солдата»
6. Противопоставить Сависаару  больше некого

Юри КИВИТ, специалист по рекламе:

1. В отличие от Америки, эстонцы не считают, что государство, правительство и лично премьер обязаны им все предоставить. В основном, люди рассчитывают на свои силы. Эстонцы могут в крайнем случае поехать к родственникам в деревню, в поле работать. От голода не умрут.

2. Люди даже в кризис жили материально лучше, чем при советской власти. Пока голода нет, премьер незыблем.

3. Ансип своим непробиваемым видом внушает некоторую уверенность, будто он все контролирует. На многих это действует гипнотически, люди хотят верить, что все будет именно так, как сказал премьер.

4. То, что Ансип "убрал солдата", дает ему 100 очков вперед. Он показал "этим русским" силу. Многие эстонцы за ним, как евреи за Моисеем, теперь готовы ходить по пустыне 40 лет, пока последний раб не умрет.

5. Эстонские СМИ довольно мягко критикуют Ансипа. Все плохое раскопали уже до "бронзы", а после сформировалось чувство глубокой благодарности.

6. Сависаар категорически неприятен значительной части населения. Но противопоставить ему, кроме Ансипа, некого. Ну нет в Эстонии лидера, равного Сависаару. Если появится, то про Ансипа сразу забудут.

7. Эстонец-прагматик: нужно дать показать способность вывести из кризиса
 
Маргус ВАЙН, проектировщик

По-видимому, эстонец – прагматик. Я думаю, что правительство отреагировало на мировой экономический кризис относительно разумно и продолжило консервативную бюджетную политику, обеспечивая баланс бюджета. В этом была своя доля, по-видимому, также министра финансов Юргена Лиги. В сложные времена не разумно начинать требовать отставки правительства, а следует дать ему показать свою способность вывести из этого экономического кризиса.

8. Успешное преодоление кризиса
9. Привычка
10. Отсутствие альтернативы

Преодоление экономического кризиса


Ирис ПЕТТАЙ, социолог
Несмотря на многие негативные факты, правительство Андруса Ансипа было в состоянии управлять страной во время экономического кризиса, твердо руководить и предотвратить худшее – крупномасштабное сокращение зарплат и пенсий, закрытие школ, крупные государственные заемы и так далее. По сравнению с соседними Латвией и Литвой, Эстония значительно успешнее прошла экономический спад и даже в сложной экономической ситуации смогла перейти на евро. О том, что бездействием правительство, может быть, помогло в экономическом кризисе, очень мало говорится и, кажется, после перехода на евро этот вопрос практически перестали ставить.

Привычка и удобство

Управляемая Андрусом Ансипом Партия реформ непрерывно находится у власти более пяти лет и в правительственной коалиции - более десяти лет. В привычке - большая сила. Привычка делает все удобнее. Для эстоноземельца удобно следовать так называемым освоенным принципам управления. И поскольку содержательных дискуссий в Эстонии мало, то вне поля зрения остается действительное положение вещей: то, что у нас две Эстонии, что правит раскол между эстонцами и неэстонцами, что углубляется разница между богатыми и бедными. Что третий сектор в Эстонии слаб, солидарность в обществе очень мала, население не увеличивается. Что высокая безработица продолжит сохраняться длительное время и так далее. 

Отсутствие альтернативы или так называемый принцип TINA

Позиции Партии реформ усиливают позиция медиа, обществоведов и лидеров мнений, заключающаяся в том, что в Эстонии отсутствует альтернатива как сегодняшней неолиберальной экономической политике, так и самим правящим партиям. У нас действует так называемый принцип ТINA - THERE  IS  NOT  ALTERNATIVE. «Альтернативы нет», с которым впервые во время своих выборов в Великобритании вышла Маргарет Тетчер. Это считается одной из главных причин успеха Партии реформ и Андруса Ансипа. Сложившаяся ситуация опасна как для дальнейшего развития Эстонии, так и с точки зрения  демократии. Условие  жизнеспособного и демократического государства – чередование доминирующей политической элиты с тем, чтобы новые идеи и возможности развития были бы реализованы. Предпочтение одной и той же партии и экономической политики, так называемое бетонирование, как это у нас происходит, раньше или позже приведет Эстонию к стагнации. Политическое руководство  в Эстонии нуждается в переменах.

11. Национальная особенность – миролюбивейшие и терпеливейшие люди
12. В советское время разуверились в возможности что-либо изменить
13. Боятся: новый не может быть лучше.

Прийт ПЫЛЬДМЯЭ, занимается разведением собак

Ответ может скрываться в эстонской национальной особенности  - дело просто в миролюбивейших и терпеливейших людях. Также, может быть, оставило свой след советское время, когда народ потерял веру в то, что в случае с правительством вообще есть возможность что-то изменить, и это сделало многих людей пассивными. Кажется, наши люди любят эту стабильность и согласны с этими персонами, не принимавшими непосредственно плохих решений. Вероятно, боятся, что каждый новый не может быть лучше и потому остаются в этой старой стабильности.

14. Синдром подчинения власти
15. Вера в то, что предлагают медиа
16. Потаенные зачатки культа личности

Андрус СААР, социолог

Социальная пассивность населения, откровенно говоря, - уже долгое время проблема из проблем для общества. Существует некий синдром подчинения власти. Интересно то, что в течение последних 20 лет увеличилось количество тех людей, которые находят, что детей следует учить в повиновении авторитетам, или что потом не имеет смысла на работе спорить с начальством. К сожалению, гражданское общество не настолько развито, чтобы через его структуры выражать свою точку зрения и оказывать давление.

Мне кажется, что часть населения словно отчуждена от своей собственной жизни и верит преимущественно в то, что предлагают медиа. Критическое чувство уснуло. Существует некая покорность и странное поведение. Потом, как возможно то, например, что рейтинг правительства низкий, а премьер-министра - выше. Слегка шизофренично. Не скрыты ли в этом все-таки потаенные зачатки культа личности?

17. Старая добрая школа коммунистической пропаганды: чем больше ложь, тем лучше идет в народ 

Арво АУН, художник

Я думаю, что Ансип очень хорошо освоил старую добрую школу коммунистической пропаганды, в свою очередь основывавшуюся на проверенных «премудростях» Геббельса. Чем больше ложь, тем лучше она идет в народ, и у него «щучья память»: прежние  обещания не помнят. Никто не вспоминает больше, что во время рецессии у нас было официально 70 тысяч безработных, а по разговорам  – 100 тысяч. И количество безработных уменьшилось искусственно. Например, люди были вынуждены становиться ФИЕ, который больше не безработный - что с того, что у него нет работы и не получает зарплаты. Я тоже был безработным и сам прошел этот процесс. Открыл частную художественную галерею, она существует уже год, но зарплату я не получал и в этом году тоже еще не получаю. В то же время мою галерею оценивают весьма высоко и за пределами Эстонии. Но уже говорится, что я должен думать о закрытии, потому что два года подряд работать без прибыли нельзя.

18. Левым партиям не удается быть активными, аттрактивными и конкретными

Тийна КРУУС, редактор:

Предполагаю, что одна из причин в том, что левым партиям пока не удалось быть достаточно активными, аттрактивными и конкретными для избирателей. Кроме Центристской партии, у которой значительная оппозиция среди эстонцев. Партия реформ и IRL разработали имидж тех, «кто был всегда», их «звездные ловцы голосов» - очень известные люди. «Зеленые» и соцдемы немногое  могут противопоставить, потому что их крупнейшими талисманами стали президент (Тоомас Хендрик Ильвес) и член европарлмента (Ивари Падар). Удивилась себе, когда прошла valijakompass.ee, и на основании моих ответов он рекомендовал мне левую тройку, в то время как до сих пор голосовала скорее за правые партии. Думаю, что есть и другие такие, как я.

Евгения ГОРСКИ

---------------------------------------------------------------------------------------------------------  

Комментариев нет: