понедельник, 28 февраля 2011 г.

Параллельные миры Эстонии

Нынешнее голосование, вероятно, завершит формирование нового политического ландшафта Эстонии, очертания которого стали заметными уже на выборах в органы местных самоуправлений и в Европарламент.

Вместо привычных шести в Рийгикогу, очевидно, пройдут четыре партии – две условно левые и две правые. Судя по результатам социологических опросов, центристы и социал-демократы остаются при своих, а освободившиеся в результате провала народников и зеленых места готовятся поделить реформисты и республиканцы-отечественники.

«Русской сборной» социологи успеха не обещают, может и ошибаются. Не произвело на избирателей должного впечатления и политическое харакири их недавних конкурентов из Объединенной левой партии, сдавших партбилеты ради участия в выборах под флагом Народного союза.

В этом смысле все идет по накатанной колее.

Новые веяния

Впрочем, есть все признаки того, что эта ситуация будет меняться. Не сразу, не сейчас, но в недалеком будущем – да. Дело в том, что передел электорального поля не закончен. Сразу несколько партий сдвинулись с насиженных мест и находятся в свободном поиске.

Союз Отечества и Республики, вытесненный из своей традиционной консервативной ниши реформистами, в поисках новых избирателей уверенно держит курс к центру. Ситуация усугубляется усилением позиций выходцев из партии Res Publica, которые не гнушались русскими голосами. Нынешний IRL – это уже не прежний Isamaaliit. Не случайно лидер «республиканцев» Юхан Партс и новый генсек Союза Отечества и Республики Кен-Марти Вахер перешли на язык Пушкина и мелькают в предвыборных клипах на самых популярных среди русскоязычных телезрителей каналах.

То же самое, кстати, делает и свежеиспеченный председатель Социал-демократической партии Свен Миксер. Ему ассистируют Вадим Белобровцев и Евгений Осиновский. «Розовая» молодежь не прочь устроить перезагрузку. Правда, первая такая попытка с треском провалилась – коалиция с центристами в Нижнем городе не принесла ожидаемых дивидендов и, воспользовавшись подходящим поводом, соцдемы хлопнули дверью. Но старого уже не вернуть, и дорога открыта только вперед. Всевозможные меньшинства – естественный электорат социал-демократов.


Надежды юношей питают

Пожалуй, единственной серьезной политической силой, не совершающей особых телодвижений в сторону русскоязычных избирателей, остаются реформисты. Им этого просто не надо – они сделали ставку на другие голоса, и этих голосов им хватает. Хотя в способности Кейт Пентус и Кристийны Оюланд заручиться поддержкой энного количества сторонников в Ласнамяэ и Ида-Вирумаа вряд ли кто-нибудь усомнится.

Центристы, напротив, все больше и больше зависят от русских голосов. Их политическим оппонентам все более успешно удается навязывать общественному мнению преставление о партии Сависаара, как о «русской партии». Социологические опросы неумолимо свидетельствуют о том, что поддержка Центристской партии избирателями-эстонцами слабеет. Масла в огонь подлил скандал с финансированием то ли православного храма, то ли предвыборной кампании.

Устраивает ли такое положение вещей русских сторонников центристов? Позволю себе в этом усомниться. До сих пор поддержка «эстонской», построенной не по этническому принципу партии была для многих неким суррогатом участия в общественной жизни. Вытесняемые из ряда других сфер (по крайней мере, по ощущению, что подтверждается социологическими исследованиями), русскоязычные жители Эстонии связывали с Центристской партией надежды на реальное участие, видели в ней возможность влиять на положение дел в стране.

Параллельные миры

Предвыборные заявления лидеров нынешней правящей коалиции – Ансипа и Лаара – ставят на подобных надеждах жирный крест. Оба они исключили сотрудничество с центристами, взяв курс на сохранение действующего правящего союза. Их примеру не последовал предводитель соцдемов Миксер, который, однако, судя по интервью, данному газете «Ээсти Экспресс», уже занял очередь на переговоры к Ансипу.

К единому фронту присоединился и президент Ильвес, заявивший, что не допустит нахождения у власти партии, председатель которой просил в России денег для финансирования партии и строительства «Русской православной церкви в Ласнамяэ», как выразился глава государства, подчеркнув «национальную принадлежность» храма, находящегося в юрисдикции Эстонской Православной Церкви, пусть и Московского патриархата.

Существование в параллельных реальностях обоюдно. Об этом говорит и то, что президенту пришло в голову критиковать сам факт посредничества в финансировании строительства храма, который он называет «Русской православной церковью». (Правда, позднее он смягчил свою позицию, но факт остается фактом: задевающее чувства тысяч православных высказывание было сделано, и рядом с президентом не нашлось никого, кто бы предостерег его).

В связи с этим вспоминается один запавший в душу случай. Мой знакомый, интеллигентный, не склонный к экзальтации и политически не озабоченный человек, ознакомившись с мнением Тоомаса Хендрика Ильвеса по поводу ситуации с финансированием ласнамяэского храма, отрезал: «Значит, наш президент – Сависаар».

Ученые только спорят о существовании параллельных миров, а мы в них живем и, похоже, никуда перебираться не спешим.
По материалам М.Рогальского, DZD.ee
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: