Известный социолог размышляет на Mnenie.ee о причинах высокой, несмотря на кризис, популярности премьер-министра Андруса Ансипа.
Преодоление экономического кризиса.
Ситуация в Эстонии действительно своеобразная. Мы только недавно были в Европе на переднем крае по падению экономики и безработице, и тем не менее люди удовлетворены работой правительства и главы правительства. Несмотря на многие негативные факты, правительство Андруса Ансипа было в состоянии управлять страной во время экономического кризиса, твердо руководить и предотвратить худшее – крупномасштабное сокращение зарплат и пенсий, закрытие школ, крупные государственные заемы и так далее. Следовательно, все могло бы пойти намного хуже. По сравнению с соседними Латвией и Литвой, Эстония значительно успешнее прошла экономический спад и даже в сложной экономической ситуации смогла перейти на евро. О том, что бездействием правительство, может быть, помогло в экономическом кризисе, очень мало говорится и, кажется, после перехода на евро этот вопрос практически перестали ставить.
Привычка и удобство
Управляемая Андрусом Ансипом Партия реформ непрерывно находится у власти более пяти лет и в правительственной коалиции - более десяти лет. В привычке - большая сила. Привычка делает все удобнее. Для эстоноземельца удобно следовать так называемым освоенным принципам управления. И поскольку содержательных дискуссий в Эстонии мало, то вне поля зрения остается действительное положение вещей: то, что у нас две Эстонии, что правит раскол между эстонцами и неэстонцами, что углубляется разница между богатыми и бедными. Что третий сектор в Эстонии слаб, солидарность в обществе очень мала, население не увеличивается. Что высокая безработица продолжит сохраняться длительное время и так далее. В 2007 году, перед выборами профессор ТТУ Райнер Каттель писал в «Ээсти Пяэвалехт»: «В то же время будем в Европе «на переднем крае» по следующим показателям: низкая производительность, преступность, многочисленность заключенных, социальное расслоение, различие доходов мужчин и женщин, дефицит текущего счета, кредитная нагрузка частного сектора. На какой планете это показатели успешности? Наша экономическая политика была просто неправильной. Экономический рост был географической случайностью – мы находимся в ведущем мировом экономическом регионе, под боком у Скандинавии. Мы гордимся своей системой налогов и финансирования, а налогами рабочую силу даже в понимании Европы облагаем очень высоко, массивное поступление заемных денег приносит нам и финансовую нестабильность – наша экономика формируется по схеме пирамиды и проиграть от этого можем только мы сами. Эстония провалилась, мы этого просто еще не знаем.”
Отсутствие альтернативы или так называемый принцип TINA
Позиции Партии реформ усиливает позиция медиа, обществоведов и лидеров мнений, заключающаяся в том, что в Эстонии отсутствует альтернатива как сегодняшней неолиберальной экономической политике, так и самим правящим партиям. У нас действует так называемый принцип ТINA - THERE IS NOT ALTERNATIVE. «Альтернативы нет», с которым впервые во время своих выборов в Великобритании вышла Маргарет Тетчер. Это считается одной из главных причин успеха Партии реформ и Андруса Ансипа. Сложившаяся ситуация опасна как для дальнейшего развития Эстонии, так и с точки зрения демократии. Условие жизнеспособного и демократического государства – чередование доминирующей политической элиты с тем, чтобы новые идеи и возможности развития были бы реализованы. Предпочтение одной и той же партии и экономической политики, так называемое бетонирование, как это у нас происходит, раньше или позже приведет Эстонию к стагнации. Политическое руководство Эстонии нуждается в переменах.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий