В этом выпуске предвыборной рубрики «День за Днем» поинтересовался, какую позицию баллотирующиеся в Рийгикогу партии собираются занять в вопросах внешней политики и энергетической безопасности.
1. Новый посол России выразил желание решить проблему Договора о границе между Эстонией и Россией еще в этом году. С этим Россия увязывает все дальнейшее развитие двусторонних отношений. Готовы ли вы вернуться к совместному с Россией поиску решения проблемы Договора о границе? На каких условиях?
2. Возможно ли в течение следующих четырех лет сократить очереди и время ожидания на эстоно-российской границе? Каким образом?
3. При помощи каких механизмов вы считаете нужным восполнять пробелы в эстоно-российской договорной базе?
4. Нужна ли Эстонии своя АЭС (c реактором какого поколения)? К какому сроку?
5. Участие в каких международных проектах в области энергетики поможет Эстонии обеспечить свою энергетическую безопасность?
6. Назовите еще три приоритетных направления внешней политики Эстонии на ближайшие четыре года.
Партия «Зеленые Эстонии»
1. В двусторонних отношениях Эстонии и России нерешенными остаются вопросы:
- Договор о границе, который Рийгикогу ратифицировал, поэтому эстонской стороне только и остается, что ждать, какие шаги предпримет Россия для вступления соглашения в силу;
- односторонние ограничения со стороны России на свободную торговлю - практика правительства РФ по регулированию торговых потоков (избирательные тарифы на перевозки, лимитирование объемов транзита, неожиданные приступы ремонта на железной дороге и т.п.), лимит и пошлины на импорт, незащищенность инвестиций, невозможность нормально организовать пересечение границы. Эти вопросы в большинстве своем очень сложные и зависят от заключенных двусторонних договоров.
Надеемся, что присоединение России к Всемирной торговой организации подтолкнет Россию к решению этих вопросов. Эстония декларировала готовность искать положительное решение проблем. Единственным шагом эстонской стороны по ограничению торговли, если исходить из риторики правительства, можно считать ограничение на импорт электричества из России с учетом влияния его производства на окружающую среду, но для претворения этого ограничения в жизнь до сих пор не предпринималось никаких шагов. Необходимость и влияние этого ограничения остаются сомнительными, так что слова скорее всего останутся словами;
- свободное передвижение граждан России по Эстонии и всему шенгенскому пространству невозможно, прежде чем право на безвизовый режим получат все страны – члены программы Восточного партнерства ЕС, к тому же известно, что Еврокомиссия предъявила России ряд технических требований, которым должна соответствовать страна, имеющая право на безвизовый режим с ЕС, в их числе - выдачу биометрических паспортов, заключение договора о реадмиссии (то есть готовности взаимно принимать выявленных нелегалов) и т.д., и т.п. Эстония до сих пор поддерживала подвижки в этой области, но в одностороннем порядке мы мало что можем сделать.
2. Очереди ожидающих таможенного контроля на границе с Россией можно сократить, улучшив техническую инфраструктуру пропускных пунктов, в том числе применяя систему электронных таможенных деклараций и таможенных пошлин, а также через создание новых пограничных пунктов (например, через строительство в Нарве нового моста и погранпункта) и через лучшую организацию их работы (без коррупции). Последняя проблема давала о себе знать на российской стороне.
3. Вероятно, в ближайшие годы важнейшим средством налаживания добрососедских отношений и сотрудничества будет заключение пакетов соглашений о защите инвестиций, о свободе воздушных перевозок и договоров, связанных с введением безвизового режима. Договоры эти должны подготовить в первую очередь ответственные ведомства на техническом уровне, после чего они могут быть подписаны министрами – для этого не нужно ни выдумывать новых форматов сотрудничества, ни гонять туда-сюда президентов. Для глав государств есть достаточно поводов и форматов, в рамках которых они могут встречаться, - это, например, встреча глав государств, имеющих выход к Балтийскому морю, или диалог ЕС-Россия.
4. В Эстонии нет крупной промышленности, которая бы потребляла много энергии, летом минимальное потребление опускается ниже 400 MW, поэтому современные атомные реакторы мощностью от 1000 MW для Эстонии не подходят. К тому же атомная энергия слишком дорогая. Например, международное рейтинговое агентство в области торговли электроэнергией Platts оценивает электроэнергию, произведенную на АЭС нового типа, в 80 евро/мВТ/ч. Для Эстонии куда дешевле применять восстанавливающиеся источники энергии, что предполагает создание большего количества рабочих мест, является более экологичным и позволяет создавать большие резервы, чем строительство АЭС.
5. Из международных проектов укрепить энергетическую безопасность Эстонии поможет, прежде всего, создание электросообщения с Северными странами, и только оно. Помимо кабеля Estlink 2 нам нужно связующее звено пропускной мощностью не менее 1000 MW со Швецией, чтобы при применении отечественной энергии ветра использовать также потенциал шведской и норвежской гидроэнергии.
6. Помимо вышесказанного тремя приоритетными направлениями во внешней политике Эстонии в ближайшие года должны стать:
- возвращение к подходу единых ценностей во внешней политике ЕС;
- превращение Эстонии в серьезного донора помощи развивающимся странам;
- приведение отечественной политики в соответствие с приоритетами ЕС в области энергетики и изменений климата.
Партия реформ
1. Эстония открыта к общению с Россией по всем вопросам, это касается и Договора о границе. Эстония сделала все, чтобы заключенный в 2005 году Договор о границе мог вступить в силу. Поэтому мы готовы выслушать предложения России, что делать дальше.
2. Эстония уже долгое время готова к строительству нового пункта пересечения границы в Нарве, но нужно, чтобы эту готовность проявила и Россия. Россия также должна значительно ускорить процедуру пересечения границы.
3. Сейчас около 20 договоров между Эстонией и Россией ждут заключения или вступления в силу. Надеемся, что в ближайшее время удастся заключить соглашение о пенсионном обеспечении и об экономическом сотрудничестве. Эстония к этому готова.
4. Собственная АЭС – это одна из возможностей гарантировать бесперебойность поставок энергии. Если в Литве проект строительства АЭС не будет развиваться, тогда нужно начать продвижение эстонского проекта. О сроках пока говорить рано.
5. Из международных проектов энергетическую безопасность Эстонии помогут обеспечить: соединение с Финляндией электрическим кабелем, создание связующих электросистем между Литвой и Польшей, Литвой и Швецией, строительство газопровода Финляндия-Эстония, строительство терминала сжиженного газа и атомной электростанции в Литве или Эстонии.
6. Три важнейших направления развития внешней политики: обеспечение безопасности Эстонии, поддержка и развитие внешней торговли, отстаивание прав человека и принципов правового государства.
Cоюз Отечества и Республики (IRL)
1. Оптимизм посла России в вопросе Договора о границе можно только приветствовать. Что может быть лучше ситуации, когда сообща ведется поиск решения проблем, существующих в двусторонних отношениях? Состояние дел с Договором о границе известно всем. Эстония сделала все, от нее зависящее, для ратификации договора еще в 2005 году. Но в дипломатии никогда не должно быть безвыходных ситуаций.
2. Медленный темп пересечения границы не зависит от происходящего на эстонской стороне, он вызван медленным делопроизводством российских официальных лиц. Проблему можно решить, если Россия улучшит работу своей таможни. Эстония готова к всестороннему сотрудничеству в этом вопросе, поскольку эффективный товарооборот полезен как Эстонии, так и России. Недавно открытый после ремонта Нарвский мост и почти готовый железнодорожный пропускной пункт Койдула являются доказательствами того, что Эстония со своей стороны делает все необходимое для развития товарооборота. Поскольку очереди на границе остаются, нужно, к сожалению, заниматься и вопросом наведения порядка в очередях. Уже объявлен госзаказ на установку электронной системы регистрации в очереди, строится новая парковка, на которой грузовые машины могут ждать пограничного контроля. Но эти меры помогают лишь смягчить проблему, единственное решение которой – ускорение процедуры пересечения границы.
3. В отношениях Эстонии и России в последние годы заметен прагматичный и деловой подход к развитию двусторонних отношений. Надеемся, что он приведет к заключению важных экономических соглашений, среди которых, например, договор об отказе от двойного обложения таможенными пошлинами, нуждающийся в окончательном оформлении. Мы верим в то, что деловые взаимоотношения различных ведомств, оживление туризма и товарооборота в конце концов создадут почву для оживления политических контактов высокого уровня. Добрососедские отношения в интересах как Эстонии, так и России.
4. IRL придерживается точки зрения, что использование атомной энергии, когда CO2 обходится так дорого, является разумным. Эстония должна не позднее 2012 года решить, инвестировать ли в АЭС в Игналине, заключать ли договор о сотрудничестве с Финляндией или начать строительство собственной АЭС. Решение нужно выносить, руководствуясь тем, что более выгодно экономически и что реалистичнее осуществить. Атомные технологии, которые Эстония разрешит использовать на своей территории, должны быть современными и безопасными. Поэтому нужно исходить из рекомендаций Европейской комиссии и разрешать использование только реакторов третьего, то есть самого современного поколения.
5. С точки зрения обеспечения безопасности поставок энергии, в том числе электричества, важна хорошая связь с соседними государствами. Электрические кабели – важное условие для функционирования свободного рынка электричества. Поэтому так важен процесс прокладки подводного кабеля Estlink 2 между Эстонией и Финляндией. Важно также создание соединений между Литвой и Польшей, которое позволит Латвии, Литве и Эстонии присоединиться к центральноевропейской энергетической системе. В сфере производства электричества в Эстонии в последние годы много инвестировалось в производство, основанное на местных источниках электричества. Были построены новые станции, использующие одновременно дрова и торф, а также ветряные парки. Eesti Energia заключила договор на строительство двух блоков электростанции, работающих на сланце.
6. Доля газа в эстонском энергопотреблении скромна и в последние годы уменьшается, поэтому газ не имеет первостепенной важности для энергетической безопасности. Все же следует взвесить возможность строительства газовой трассы Baltic Connector между Эстонией и Финляндией. Это будет иметь смысл, прежде всего, в случае, если в Балтийских странах или в Финляндии построят терминал для сжиженного газа, то есть помимо импортируемого из России газа появится еще один источник поставок и возникнет конкуренция на газовом рынке.
Производство сланцевого масла дает Эстонии большой потенциал для увеличения производства жидкого топлива. В этой области сегодня делаются большие инвестиции. Eesti Energia стоит новый завод по производству масел, в плане также строительство завода по такой обработке масла, которая сделает его пригодным для производства горючего для транспорта.
7. Одной из важных тем эстонской внешней политики становится экономическая политика. В мировой конкуренции преимущество имеют те страны, которые могут поддержать деятельность своих предприятий на новых рынках. Ресурсы Эстонии ограничены, но это не значит, что мы не должны вкладывать в новые экономики или развивать отношения там, где договорная база еще изобилует пробелами. В последнем случае в виду имеется, конечно, и развитие двусторонних отношений с Россией.
Народный союз
1. Конечно, мы готовы вернуться к рассмотрению Договора о границе. Договор о границе – один из самых важных в отношениях двух стран, основа основ. Мы не ставим никаких предварительных условий, прежде всего, нужно отталкиваться от реальной политической ситуации. Мы не считаем правильным ни для одной из сторон несгибаемо придерживаться своей позиции, разногласия нужно рассматривать в свете сегодняшнего дня и актуальных обстоятельств. Поэтому важнее всего выслушать обоснованные аргументы другой стороны и затем вместе достичь разумного компромисса. В эстоно-российских отношениях важную роль играет с политической точки зрения второстепенный, но имеющий неоценимое значение для нашего народа факт – регалии нашего президента до сих пор хранятся в Кремле в Оружейной палате. Мы надеемся, что наши отношения с соседом продвинутся настолько далеко, что эта реликвия наконец-то вернется домой.
2. В сокращении очередей на границе отводим решающую роль Европейским фондам развития. В идеальном варианте на границе нужно построить таможенные пункты с большой пропускной способностью. Мы должны исходить из условий и требований, которые действуют на территории соседней страны – изменить их не в наших силах, но тем больше усилий мы должны прилагать, чтобы за счет всех доступных технологических возможностей увеличивать пропускную способность пограничных пунктов. Одной из эффективных возможностей сократить время ожидания является создание единого для двух государств таможенного пункта, при сохранении двух отдельных погранпунктов.
3. Эстоно-российские отношения настолько важны, что в контексте их сохранения и развития ни одной из проблем нельзя отдать предпочтение. Начать нужно с того, что все застрявшие на полпути договоры должны как можно быстрее приобрести законченный вид, поскольку того требует сама жизнь. От этого зависит улучшение отношений между ведомствами двух стран, условия передвижения людей из одной страны в другую, взаимное признание дипломов и т.д., и т.п.
4. С большой вероятностью строительство АЭС в Эстонии неизбежно. Но это должно быть последнее слово техники, электростанция четвертого поколения. Сроки создания электростанции зависят от многих факторов, раньше, чем лет через 20, она, вероятно, не появится.
5. Гарантировать энергетическую безопасность Эстонии поможет создание вокруг Балтийского моря сети энергетических и газовых трасс.
6. Приоритеты во внешней политике – это:
- добрососедские отношения с Россией;
- развитие отношений с Северными странами;
- отношения с Северо-Атлантическим регионом, в том числе с США, Канадой и Англией.
Центристская партия
1. Центристская партия всегда считала важными хорошие отношения со всеми нашими соседями, в том числе с Россией. Сближение Европейского союза и НАТО с Россией также показывает, что мы должны заставить и эстонскую политику работать на укрепление хороших партнерских отношений с Восточным соседом. Наша предвыборная платформа выражает поддержку Европейскому союзу в его сотрудничестве с Россией и переговорах о безвизовом режиме. Таким же важным мы считаем возвращение к рассмотрению Договора о границе между Эстонией и Россией.
2. Плодотворное сотрудничество между Эстонией и Россией, а также между Европейским союзом и Россией должно послужить толчком обеим сторонам и пробудить в них желание пересмотреть порядок пересечения границы и сделать его более простым и быстрым.
3. Эстония должна действовать как суверенное государство и выражать свои интересы на всех уровнях. Мы до сих пор практически никак не использовали наше расположение между Востоком и Западом, а ведь оно очень важно для нас, прежде всего в контексте транзита, а также в вопросах экспорта своей продукции. Первые крупные предприятия (например, Tere) уже делают шаги для продвижения своей продукции в России.
4. Предвыборная платформа Центристской партии выражает поддержку строительству атомной электростанции. В зависимости от технологии и экономических возможностей это может быть станция третьего или четвертого поколения. По всем предпосылкам серьезно заняться проектом создания АЭС нам придется лет через 20.
5. Одним из важнейших международных проектов является Estlink 2, который позволяет получать энергию с западного рынка. Если же говорить об атомной энергии, то при появлении такой возможности мы должны принять участие в строительстве единой Балтийской электростанции (которая планируется в Литве). Также следует внимательно следить за открывающимися возможностями сотрудничества с Финляндией – возможно, мы сможем принять участие в одном из финских атомных проектов.
6. Министерство иностранных дел должно больше обращать внимание на экономические интересы страны. Помимо ближайших соседей нужно, прежде всего, налаживать сотрудничество с государствами, играющими все большую роль в мировой экономике, – с Китаем, Индией и Бразилией.
Нужно активнее использовать возможности для сотрудничества между Балтийскими и Северными странами, как в вопросе координации позиции по вопросам международной важности, так и в том, что касается работы дипломатических представительств, консульств, обмена дипломатами.
Поддерживаем работу ЕС в рамках программы восточного партнерства и переговоры о безвизовом режиме.
Социал-демократическая партия
1. Один из пунктов предвыборной программы социал-демократов гласит: мы готовы сделать шаги в направлении двусторонней ратификации и вступления в силу эстонско-российского Договора о границе в виде, парафированном министрами иностранных дел в 2005 году.
2. Очереди на границе скапливаются не по вине эстонской стороны. Похоже, российские пограничники технически имеют возможность обслуживать большее количество пересекающих границу, чем сейчас, для этого требуется лишь политическая воля: необходимо дать соответствующие инструкции и изменить существующую организацию труда.
3. В двусторонних отношениях сотрудничество приграничных регионов куда важнее визитов на высшем уровне. Это сотрудничество зависит не столько от договорных баз, сколько от того, насколько государственная политика поддерживает местные самоуправления и инициативы предпринимателей и некоммерческих объединений как по одну, так и по другую сторону границы.
Помимо двусторонних отношений положительным шагом стало бы решение на уровне Евросоюза и России тех вопросов, которые препятствуют упрощению визового режима и введению безвизового. Это касается, например, всего, что связано с регистрами. Также мы ждем, надеюсь, скорого вступления России в ВТО, что упростит товарообмен и откроет рынки.
4. Относительно АЭС социал-демократы занимают выжидательную позицию. За последние четыре года в этом направлении ничего реального сделано не было, пробурили только одну дыру на Суур-Пакри. Будем реалистами – в Эстонии не будет своей АЭС. Сегодня о развитии своих проектов в этой области говорят Финляндия, Россия (Калининград), Литва и Польша. Где наше развитие, где наши инвесторы? До тех пор, пока нет ответов на принципиальные вопросы о том, действительно ли необходима атомная электростанция, где складировать ядерные отходы, насколько безопасна АЭС и какой с ней связан риск, Социал-демократическая партия не поддерживает строительство АЭС. Важнее направить ресурсы на энергосбережение и реалистичные проекты вроде восстанавливающейся энергии и газовых станций.
5. Из международных проектов в области энергетики Эстонии помогут ESTLINK2, Baltic connector, терминал сжиженного газа, который мог бы дополнить поступающий нам российский газ; в перспективе – электросети между Польшей и Литвой.
6. Наши приоритеты во внешней политике:
- поддержим активный диалог Европейского союза со странами Восточного партнерства, чтобы достичь отмены визового режима. Поддержим развитие договорной базы между ЕС и Россией с целью упростить передвижение граждан и достичь отмены визового режима между ЕС и Россией;
- будем активно участвовать в разработке единой политики Европейского союза в сферах, непосредственно связанных с безопасностью государства, которые необходимо воплотить на надгосударственном уровне (миграционная политика, энергетическая безопасность и т.д.);
- активно поддержим дальнейшее расширение Евросоюза и поможем странам, интегрирующимся в ЕС, – Хорватии, Турции, Албании и Македонии – в проведении реформ. Поддержим поиск решений для интеграции в Европу других западно-балканских стран (Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории). Поддержим Украину, Молдавию и Грузию в проведении реформ и укреплении демократии через проекты двустороннего сотрудничества и Восточного партнерства ЕС.
Русская партия Эстонии
1. Исходя из наших представлений о роли дипмиссий иностранных государств, ни один посол не будет делать подобного рода заявлений, не получив санкции МИД. Соответственно, есть предположение, что посольство РФ получило задание подготовить почву для заключения Договора о границе. Никакой проблемы с Договором о границе мы не видим. Этот документ был уже согласован обеими сторонами, и ратификация его не состоялась лишь по вине эстонской стороны, которая добавила к тексту договора преамбулу со ссылкой на «Мирный договор между Россией и Эстонией» 1920 г., известный более как «Тартуский мирный договор». Рийгикогу должен теперь отказаться от своей преамбулы. И все! Есть еще один вариант – несколько анекдотический – позволить России добавить свою преамбулу – со ссылкой на Ништадский Мирный договор 1725 г.
2. Решение этого вопроса находится вне компетенции нашей партии. И даже вне компетенции эстонского правительства. Это вопрос взаимоотношений России и Евросоюза. Вероятно, Россия оказывает давление на Евросоюз с целью получения каких-то преференций. Поскольку Россия является импортером европейских товаров, она имеет возможность диктовать условия. Скорее всего ситуация разрешится, когда ЕС возьмет на себя строительство новых таможенных пунктов на границе ЕС и Таможенного союза России, Белоруссии и Украины.
3. Набор договоров, которые считаются важными, у каждой страны свой. К тому же, Эстония как член Евросоюза не обладает полным суверенитетом в области внешней политики, и набор необходимых договоров «высшего» уровня определяется директивами европейского же уровня. То, что может эстонское правительство – это подписывать договоры регионального значения. Среди них главный – Договор о границе мы уже обсудили выше. Могли бы быть подписаны какие-то соглашения в сфере культурного сотрудничества. Но это уже уровень министерский и городской. Для нас как для представителей этнического меньшинства хорошей вестью было бы сообщение о намерении ЭР подписать международные договоры о защите национальных меньшинств и ратифицировать те, что уже подписаны. Но в это слабо верится.
Прорывы на государственном уровне до тех пор, пока у власти правительство Ансипа, невозможны. С ним Россия не будет иметь дел по принципиальным соображениям. Хотя, если его переизберут, возможно изменение позиции. Ведь России до выборов нужен успех в продвижении к безвизовым поездкам в ЕС.
Работа на межведомственном, региональном уровне идет независимо от режима в каждой стране. Наверняка она продолжается и сейчас (как-то по ТВ эстонские пограничники рассказывали, как здорово они сотрудничают с российскими). Вмешиваться в эту работу политикам нет никакой необходимости.
С международными организациями дела обстоят похуже – Эстония пытается занизить влияние России в них, повышая свою значимость и одновременно лоббируя интересы США. Здесь стратегия определилась долговременная, и ждать изменений не приходится.
4. Конечно же, Эстония не будет сама финансировать строительство АЭС. Но, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Думаем, ЕС сам выберет подрядчика и тип АЭС. Правительству ЭР останется только провести ритуальные действия по согласованию проекта.
5. Такого рода проекты случаются нечасто. Один из них Nord Stream совсем недавно был реализован без участия Эстонии. Когда появится новый проект подобного масштаба, неизвестно. Как появится, так и будем решать. Может быть, Rail Baltcum? Но это, опять же, при наличии еврофинансирования…
6. Вступив в НАТО и ЕС, Эстония сильно сузила свои возможности маневра во внешней политике. Поэтому три приоритета такие: 1.Нормализация отношений с Россией. 2.Нормализация отношений с Россией. 3.Нормализация отношений с Россией.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Новый посол России выразил желание решить проблему Договора о границе между Эстонией и Россией еще в этом году. С этим Россия увязывает все дальнейшее развитие двусторонних отношений. Готовы ли вы вернуться к совместному с Россией поиску решения проблемы Договора о границе? На каких условиях?
2. Возможно ли в течение следующих четырех лет сократить очереди и время ожидания на эстоно-российской границе? Каким образом?
3. При помощи каких механизмов вы считаете нужным восполнять пробелы в эстоно-российской договорной базе?
4. Нужна ли Эстонии своя АЭС (c реактором какого поколения)? К какому сроку?
5. Участие в каких международных проектах в области энергетики поможет Эстонии обеспечить свою энергетическую безопасность?
6. Назовите еще три приоритетных направления внешней политики Эстонии на ближайшие четыре года.
Партия «Зеленые Эстонии»
1. В двусторонних отношениях Эстонии и России нерешенными остаются вопросы:
- Договор о границе, который Рийгикогу ратифицировал, поэтому эстонской стороне только и остается, что ждать, какие шаги предпримет Россия для вступления соглашения в силу;
- односторонние ограничения со стороны России на свободную торговлю - практика правительства РФ по регулированию торговых потоков (избирательные тарифы на перевозки, лимитирование объемов транзита, неожиданные приступы ремонта на железной дороге и т.п.), лимит и пошлины на импорт, незащищенность инвестиций, невозможность нормально организовать пересечение границы. Эти вопросы в большинстве своем очень сложные и зависят от заключенных двусторонних договоров.
Надеемся, что присоединение России к Всемирной торговой организации подтолкнет Россию к решению этих вопросов. Эстония декларировала готовность искать положительное решение проблем. Единственным шагом эстонской стороны по ограничению торговли, если исходить из риторики правительства, можно считать ограничение на импорт электричества из России с учетом влияния его производства на окружающую среду, но для претворения этого ограничения в жизнь до сих пор не предпринималось никаких шагов. Необходимость и влияние этого ограничения остаются сомнительными, так что слова скорее всего останутся словами;
- свободное передвижение граждан России по Эстонии и всему шенгенскому пространству невозможно, прежде чем право на безвизовый режим получат все страны – члены программы Восточного партнерства ЕС, к тому же известно, что Еврокомиссия предъявила России ряд технических требований, которым должна соответствовать страна, имеющая право на безвизовый режим с ЕС, в их числе - выдачу биометрических паспортов, заключение договора о реадмиссии (то есть готовности взаимно принимать выявленных нелегалов) и т.д., и т.п. Эстония до сих пор поддерживала подвижки в этой области, но в одностороннем порядке мы мало что можем сделать.
2. Очереди ожидающих таможенного контроля на границе с Россией можно сократить, улучшив техническую инфраструктуру пропускных пунктов, в том числе применяя систему электронных таможенных деклараций и таможенных пошлин, а также через создание новых пограничных пунктов (например, через строительство в Нарве нового моста и погранпункта) и через лучшую организацию их работы (без коррупции). Последняя проблема давала о себе знать на российской стороне.
3. Вероятно, в ближайшие годы важнейшим средством налаживания добрососедских отношений и сотрудничества будет заключение пакетов соглашений о защите инвестиций, о свободе воздушных перевозок и договоров, связанных с введением безвизового режима. Договоры эти должны подготовить в первую очередь ответственные ведомства на техническом уровне, после чего они могут быть подписаны министрами – для этого не нужно ни выдумывать новых форматов сотрудничества, ни гонять туда-сюда президентов. Для глав государств есть достаточно поводов и форматов, в рамках которых они могут встречаться, - это, например, встреча глав государств, имеющих выход к Балтийскому морю, или диалог ЕС-Россия.
4. В Эстонии нет крупной промышленности, которая бы потребляла много энергии, летом минимальное потребление опускается ниже 400 MW, поэтому современные атомные реакторы мощностью от 1000 MW для Эстонии не подходят. К тому же атомная энергия слишком дорогая. Например, международное рейтинговое агентство в области торговли электроэнергией Platts оценивает электроэнергию, произведенную на АЭС нового типа, в 80 евро/мВТ/ч. Для Эстонии куда дешевле применять восстанавливающиеся источники энергии, что предполагает создание большего количества рабочих мест, является более экологичным и позволяет создавать большие резервы, чем строительство АЭС.
5. Из международных проектов укрепить энергетическую безопасность Эстонии поможет, прежде всего, создание электросообщения с Северными странами, и только оно. Помимо кабеля Estlink 2 нам нужно связующее звено пропускной мощностью не менее 1000 MW со Швецией, чтобы при применении отечественной энергии ветра использовать также потенциал шведской и норвежской гидроэнергии.
6. Помимо вышесказанного тремя приоритетными направлениями во внешней политике Эстонии в ближайшие года должны стать:
- возвращение к подходу единых ценностей во внешней политике ЕС;
- превращение Эстонии в серьезного донора помощи развивающимся странам;
- приведение отечественной политики в соответствие с приоритетами ЕС в области энергетики и изменений климата.
Партия реформ
1. Эстония открыта к общению с Россией по всем вопросам, это касается и Договора о границе. Эстония сделала все, чтобы заключенный в 2005 году Договор о границе мог вступить в силу. Поэтому мы готовы выслушать предложения России, что делать дальше.
2. Эстония уже долгое время готова к строительству нового пункта пересечения границы в Нарве, но нужно, чтобы эту готовность проявила и Россия. Россия также должна значительно ускорить процедуру пересечения границы.
3. Сейчас около 20 договоров между Эстонией и Россией ждут заключения или вступления в силу. Надеемся, что в ближайшее время удастся заключить соглашение о пенсионном обеспечении и об экономическом сотрудничестве. Эстония к этому готова.
4. Собственная АЭС – это одна из возможностей гарантировать бесперебойность поставок энергии. Если в Литве проект строительства АЭС не будет развиваться, тогда нужно начать продвижение эстонского проекта. О сроках пока говорить рано.
5. Из международных проектов энергетическую безопасность Эстонии помогут обеспечить: соединение с Финляндией электрическим кабелем, создание связующих электросистем между Литвой и Польшей, Литвой и Швецией, строительство газопровода Финляндия-Эстония, строительство терминала сжиженного газа и атомной электростанции в Литве или Эстонии.
6. Три важнейших направления развития внешней политики: обеспечение безопасности Эстонии, поддержка и развитие внешней торговли, отстаивание прав человека и принципов правового государства.
Cоюз Отечества и Республики (IRL)
1. Оптимизм посла России в вопросе Договора о границе можно только приветствовать. Что может быть лучше ситуации, когда сообща ведется поиск решения проблем, существующих в двусторонних отношениях? Состояние дел с Договором о границе известно всем. Эстония сделала все, от нее зависящее, для ратификации договора еще в 2005 году. Но в дипломатии никогда не должно быть безвыходных ситуаций.
2. Медленный темп пересечения границы не зависит от происходящего на эстонской стороне, он вызван медленным делопроизводством российских официальных лиц. Проблему можно решить, если Россия улучшит работу своей таможни. Эстония готова к всестороннему сотрудничеству в этом вопросе, поскольку эффективный товарооборот полезен как Эстонии, так и России. Недавно открытый после ремонта Нарвский мост и почти готовый железнодорожный пропускной пункт Койдула являются доказательствами того, что Эстония со своей стороны делает все необходимое для развития товарооборота. Поскольку очереди на границе остаются, нужно, к сожалению, заниматься и вопросом наведения порядка в очередях. Уже объявлен госзаказ на установку электронной системы регистрации в очереди, строится новая парковка, на которой грузовые машины могут ждать пограничного контроля. Но эти меры помогают лишь смягчить проблему, единственное решение которой – ускорение процедуры пересечения границы.
3. В отношениях Эстонии и России в последние годы заметен прагматичный и деловой подход к развитию двусторонних отношений. Надеемся, что он приведет к заключению важных экономических соглашений, среди которых, например, договор об отказе от двойного обложения таможенными пошлинами, нуждающийся в окончательном оформлении. Мы верим в то, что деловые взаимоотношения различных ведомств, оживление туризма и товарооборота в конце концов создадут почву для оживления политических контактов высокого уровня. Добрососедские отношения в интересах как Эстонии, так и России.
4. IRL придерживается точки зрения, что использование атомной энергии, когда CO2 обходится так дорого, является разумным. Эстония должна не позднее 2012 года решить, инвестировать ли в АЭС в Игналине, заключать ли договор о сотрудничестве с Финляндией или начать строительство собственной АЭС. Решение нужно выносить, руководствуясь тем, что более выгодно экономически и что реалистичнее осуществить. Атомные технологии, которые Эстония разрешит использовать на своей территории, должны быть современными и безопасными. Поэтому нужно исходить из рекомендаций Европейской комиссии и разрешать использование только реакторов третьего, то есть самого современного поколения.
5. С точки зрения обеспечения безопасности поставок энергии, в том числе электричества, важна хорошая связь с соседними государствами. Электрические кабели – важное условие для функционирования свободного рынка электричества. Поэтому так важен процесс прокладки подводного кабеля Estlink 2 между Эстонией и Финляндией. Важно также создание соединений между Литвой и Польшей, которое позволит Латвии, Литве и Эстонии присоединиться к центральноевропейской энергетической системе. В сфере производства электричества в Эстонии в последние годы много инвестировалось в производство, основанное на местных источниках электричества. Были построены новые станции, использующие одновременно дрова и торф, а также ветряные парки. Eesti Energia заключила договор на строительство двух блоков электростанции, работающих на сланце.
6. Доля газа в эстонском энергопотреблении скромна и в последние годы уменьшается, поэтому газ не имеет первостепенной важности для энергетической безопасности. Все же следует взвесить возможность строительства газовой трассы Baltic Connector между Эстонией и Финляндией. Это будет иметь смысл, прежде всего, в случае, если в Балтийских странах или в Финляндии построят терминал для сжиженного газа, то есть помимо импортируемого из России газа появится еще один источник поставок и возникнет конкуренция на газовом рынке.
Производство сланцевого масла дает Эстонии большой потенциал для увеличения производства жидкого топлива. В этой области сегодня делаются большие инвестиции. Eesti Energia стоит новый завод по производству масел, в плане также строительство завода по такой обработке масла, которая сделает его пригодным для производства горючего для транспорта.
7. Одной из важных тем эстонской внешней политики становится экономическая политика. В мировой конкуренции преимущество имеют те страны, которые могут поддержать деятельность своих предприятий на новых рынках. Ресурсы Эстонии ограничены, но это не значит, что мы не должны вкладывать в новые экономики или развивать отношения там, где договорная база еще изобилует пробелами. В последнем случае в виду имеется, конечно, и развитие двусторонних отношений с Россией.
Народный союз
1. Конечно, мы готовы вернуться к рассмотрению Договора о границе. Договор о границе – один из самых важных в отношениях двух стран, основа основ. Мы не ставим никаких предварительных условий, прежде всего, нужно отталкиваться от реальной политической ситуации. Мы не считаем правильным ни для одной из сторон несгибаемо придерживаться своей позиции, разногласия нужно рассматривать в свете сегодняшнего дня и актуальных обстоятельств. Поэтому важнее всего выслушать обоснованные аргументы другой стороны и затем вместе достичь разумного компромисса. В эстоно-российских отношениях важную роль играет с политической точки зрения второстепенный, но имеющий неоценимое значение для нашего народа факт – регалии нашего президента до сих пор хранятся в Кремле в Оружейной палате. Мы надеемся, что наши отношения с соседом продвинутся настолько далеко, что эта реликвия наконец-то вернется домой.
2. В сокращении очередей на границе отводим решающую роль Европейским фондам развития. В идеальном варианте на границе нужно построить таможенные пункты с большой пропускной способностью. Мы должны исходить из условий и требований, которые действуют на территории соседней страны – изменить их не в наших силах, но тем больше усилий мы должны прилагать, чтобы за счет всех доступных технологических возможностей увеличивать пропускную способность пограничных пунктов. Одной из эффективных возможностей сократить время ожидания является создание единого для двух государств таможенного пункта, при сохранении двух отдельных погранпунктов.
3. Эстоно-российские отношения настолько важны, что в контексте их сохранения и развития ни одной из проблем нельзя отдать предпочтение. Начать нужно с того, что все застрявшие на полпути договоры должны как можно быстрее приобрести законченный вид, поскольку того требует сама жизнь. От этого зависит улучшение отношений между ведомствами двух стран, условия передвижения людей из одной страны в другую, взаимное признание дипломов и т.д., и т.п.
4. С большой вероятностью строительство АЭС в Эстонии неизбежно. Но это должно быть последнее слово техники, электростанция четвертого поколения. Сроки создания электростанции зависят от многих факторов, раньше, чем лет через 20, она, вероятно, не появится.
5. Гарантировать энергетическую безопасность Эстонии поможет создание вокруг Балтийского моря сети энергетических и газовых трасс.
6. Приоритеты во внешней политике – это:
- добрососедские отношения с Россией;
- развитие отношений с Северными странами;
- отношения с Северо-Атлантическим регионом, в том числе с США, Канадой и Англией.
Центристская партия
1. Центристская партия всегда считала важными хорошие отношения со всеми нашими соседями, в том числе с Россией. Сближение Европейского союза и НАТО с Россией также показывает, что мы должны заставить и эстонскую политику работать на укрепление хороших партнерских отношений с Восточным соседом. Наша предвыборная платформа выражает поддержку Европейскому союзу в его сотрудничестве с Россией и переговорах о безвизовом режиме. Таким же важным мы считаем возвращение к рассмотрению Договора о границе между Эстонией и Россией.
2. Плодотворное сотрудничество между Эстонией и Россией, а также между Европейским союзом и Россией должно послужить толчком обеим сторонам и пробудить в них желание пересмотреть порядок пересечения границы и сделать его более простым и быстрым.
3. Эстония должна действовать как суверенное государство и выражать свои интересы на всех уровнях. Мы до сих пор практически никак не использовали наше расположение между Востоком и Западом, а ведь оно очень важно для нас, прежде всего в контексте транзита, а также в вопросах экспорта своей продукции. Первые крупные предприятия (например, Tere) уже делают шаги для продвижения своей продукции в России.
4. Предвыборная платформа Центристской партии выражает поддержку строительству атомной электростанции. В зависимости от технологии и экономических возможностей это может быть станция третьего или четвертого поколения. По всем предпосылкам серьезно заняться проектом создания АЭС нам придется лет через 20.
5. Одним из важнейших международных проектов является Estlink 2, который позволяет получать энергию с западного рынка. Если же говорить об атомной энергии, то при появлении такой возможности мы должны принять участие в строительстве единой Балтийской электростанции (которая планируется в Литве). Также следует внимательно следить за открывающимися возможностями сотрудничества с Финляндией – возможно, мы сможем принять участие в одном из финских атомных проектов.
6. Министерство иностранных дел должно больше обращать внимание на экономические интересы страны. Помимо ближайших соседей нужно, прежде всего, налаживать сотрудничество с государствами, играющими все большую роль в мировой экономике, – с Китаем, Индией и Бразилией.
Нужно активнее использовать возможности для сотрудничества между Балтийскими и Северными странами, как в вопросе координации позиции по вопросам международной важности, так и в том, что касается работы дипломатических представительств, консульств, обмена дипломатами.
Поддерживаем работу ЕС в рамках программы восточного партнерства и переговоры о безвизовом режиме.
Социал-демократическая партия
1. Один из пунктов предвыборной программы социал-демократов гласит: мы готовы сделать шаги в направлении двусторонней ратификации и вступления в силу эстонско-российского Договора о границе в виде, парафированном министрами иностранных дел в 2005 году.
2. Очереди на границе скапливаются не по вине эстонской стороны. Похоже, российские пограничники технически имеют возможность обслуживать большее количество пересекающих границу, чем сейчас, для этого требуется лишь политическая воля: необходимо дать соответствующие инструкции и изменить существующую организацию труда.
3. В двусторонних отношениях сотрудничество приграничных регионов куда важнее визитов на высшем уровне. Это сотрудничество зависит не столько от договорных баз, сколько от того, насколько государственная политика поддерживает местные самоуправления и инициативы предпринимателей и некоммерческих объединений как по одну, так и по другую сторону границы.
Помимо двусторонних отношений положительным шагом стало бы решение на уровне Евросоюза и России тех вопросов, которые препятствуют упрощению визового режима и введению безвизового. Это касается, например, всего, что связано с регистрами. Также мы ждем, надеюсь, скорого вступления России в ВТО, что упростит товарообмен и откроет рынки.
4. Относительно АЭС социал-демократы занимают выжидательную позицию. За последние четыре года в этом направлении ничего реального сделано не было, пробурили только одну дыру на Суур-Пакри. Будем реалистами – в Эстонии не будет своей АЭС. Сегодня о развитии своих проектов в этой области говорят Финляндия, Россия (Калининград), Литва и Польша. Где наше развитие, где наши инвесторы? До тех пор, пока нет ответов на принципиальные вопросы о том, действительно ли необходима атомная электростанция, где складировать ядерные отходы, насколько безопасна АЭС и какой с ней связан риск, Социал-демократическая партия не поддерживает строительство АЭС. Важнее направить ресурсы на энергосбережение и реалистичные проекты вроде восстанавливающейся энергии и газовых станций.
5. Из международных проектов в области энергетики Эстонии помогут ESTLINK2, Baltic connector, терминал сжиженного газа, который мог бы дополнить поступающий нам российский газ; в перспективе – электросети между Польшей и Литвой.
6. Наши приоритеты во внешней политике:
- поддержим активный диалог Европейского союза со странами Восточного партнерства, чтобы достичь отмены визового режима. Поддержим развитие договорной базы между ЕС и Россией с целью упростить передвижение граждан и достичь отмены визового режима между ЕС и Россией;
- будем активно участвовать в разработке единой политики Европейского союза в сферах, непосредственно связанных с безопасностью государства, которые необходимо воплотить на надгосударственном уровне (миграционная политика, энергетическая безопасность и т.д.);
- активно поддержим дальнейшее расширение Евросоюза и поможем странам, интегрирующимся в ЕС, – Хорватии, Турции, Албании и Македонии – в проведении реформ. Поддержим поиск решений для интеграции в Европу других западно-балканских стран (Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории). Поддержим Украину, Молдавию и Грузию в проведении реформ и укреплении демократии через проекты двустороннего сотрудничества и Восточного партнерства ЕС.
Русская партия Эстонии
1. Исходя из наших представлений о роли дипмиссий иностранных государств, ни один посол не будет делать подобного рода заявлений, не получив санкции МИД. Соответственно, есть предположение, что посольство РФ получило задание подготовить почву для заключения Договора о границе. Никакой проблемы с Договором о границе мы не видим. Этот документ был уже согласован обеими сторонами, и ратификация его не состоялась лишь по вине эстонской стороны, которая добавила к тексту договора преамбулу со ссылкой на «Мирный договор между Россией и Эстонией» 1920 г., известный более как «Тартуский мирный договор». Рийгикогу должен теперь отказаться от своей преамбулы. И все! Есть еще один вариант – несколько анекдотический – позволить России добавить свою преамбулу – со ссылкой на Ништадский Мирный договор 1725 г.
2. Решение этого вопроса находится вне компетенции нашей партии. И даже вне компетенции эстонского правительства. Это вопрос взаимоотношений России и Евросоюза. Вероятно, Россия оказывает давление на Евросоюз с целью получения каких-то преференций. Поскольку Россия является импортером европейских товаров, она имеет возможность диктовать условия. Скорее всего ситуация разрешится, когда ЕС возьмет на себя строительство новых таможенных пунктов на границе ЕС и Таможенного союза России, Белоруссии и Украины.
3. Набор договоров, которые считаются важными, у каждой страны свой. К тому же, Эстония как член Евросоюза не обладает полным суверенитетом в области внешней политики, и набор необходимых договоров «высшего» уровня определяется директивами европейского же уровня. То, что может эстонское правительство – это подписывать договоры регионального значения. Среди них главный – Договор о границе мы уже обсудили выше. Могли бы быть подписаны какие-то соглашения в сфере культурного сотрудничества. Но это уже уровень министерский и городской. Для нас как для представителей этнического меньшинства хорошей вестью было бы сообщение о намерении ЭР подписать международные договоры о защите национальных меньшинств и ратифицировать те, что уже подписаны. Но в это слабо верится.
Прорывы на государственном уровне до тех пор, пока у власти правительство Ансипа, невозможны. С ним Россия не будет иметь дел по принципиальным соображениям. Хотя, если его переизберут, возможно изменение позиции. Ведь России до выборов нужен успех в продвижении к безвизовым поездкам в ЕС.
Работа на межведомственном, региональном уровне идет независимо от режима в каждой стране. Наверняка она продолжается и сейчас (как-то по ТВ эстонские пограничники рассказывали, как здорово они сотрудничают с российскими). Вмешиваться в эту работу политикам нет никакой необходимости.
С международными организациями дела обстоят похуже – Эстония пытается занизить влияние России в них, повышая свою значимость и одновременно лоббируя интересы США. Здесь стратегия определилась долговременная, и ждать изменений не приходится.
4. Конечно же, Эстония не будет сама финансировать строительство АЭС. Но, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Думаем, ЕС сам выберет подрядчика и тип АЭС. Правительству ЭР останется только провести ритуальные действия по согласованию проекта.
5. Такого рода проекты случаются нечасто. Один из них Nord Stream совсем недавно был реализован без участия Эстонии. Когда появится новый проект подобного масштаба, неизвестно. Как появится, так и будем решать. Может быть, Rail Baltcum? Но это, опять же, при наличии еврофинансирования…
6. Вступив в НАТО и ЕС, Эстония сильно сузила свои возможности маневра во внешней политике. Поэтому три приоритета такие: 1.Нормализация отношений с Россией. 2.Нормализация отношений с Россией. 3.Нормализация отношений с Россией.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий