четверг, 24 февраля 2011 г.

Перейдет ли Эстония на профессиональную армию?

На обороне нельзя экономить - считают практически все ведущие партии Эстонии, намеревающиеся пройти в Рийгикогу. Они полагают основой обороноспособности страны членство Эстонии в НАТО. Нет и принципиальных расхождений в вопросе будущего построения армии - на основе всеобщей воинской обязанности или на контрактной (профессиональной) основе. Все склонны к всеобщей. Лишь Партия реформ говорит о приоритете контрактной модели, в частности, предлагает ежегодно готовить по 125 профессионалов, но с оговоркой: основой для такой модели строительства вооруженных сил будет срочная военная служба.

Предвыборные аты-баты, шли солдаты...

В прессе промелькнуло сообщение, что реформисты, желая сохранить единство с входящей в нынешнюю правительственную коалицию партией IRL (Союз Исамаа и Республики), настаивающей на сохранении действующей системы формирования Сил обороны, решили отказаться от кардинального перевода традиционной армейской системы на наемную армию.

Реформисты, считают, что по примеру большинства западных стран необходимо продолжать движение в направлении развития профессиональных вооруженных сил. А по поводу обязательной повинности сказано мягко: желательно принимать на срочную военную службу всех лиц, которые желают вступить туда добровольно. (На снимке справа - военные готовятся к параду, который пройдет 24 февраля в Таллинне по случаю Дня независимости).

Срочная служба должна остаться — категорично декларирует предвыборная платформа Союза Исамаа и Республики и добавляет: IRL сохранит обязательную временную службу и выступает против перехода на наёмную армию.

Социал-демократы в области оборонной политики будущее видят в сохранении Эстонией способность готовить резервистов на базе срочной службы, на основе развития добровольных дружин Кайтселийта, а также в обеспечении достаточно профессиональной подготовки как подразделений зарубежных миссий Эстонии и находящихся в Эстонии подразделений Сил обороны, так и офицеров с международной подготовкой. То есть, предлагается комбинированная модель.

Мы не поддерживаем переход на наемную армию - говорится в предвыборной программе Центристской партии. И далее: Эстония должна обрести реальную первичную обороноспособность для защиты государства от агрессии до подхода войск союзников. Центристы поддерживают всеобщую воинскую обязанность и развитие Кайтселийта

Откуда угроза

Так будет ли в Эстонии профессиональная армия? Как считают специалисты, создание оптимальной модели обороны Эстонии зависит во многом от того, какие опасности видит для себя страна. Если расширять географию миссий в Афганистане (на снимке) и других горячих точка, то безусловно приоритет будет за профессиональной армией. А если будут видеть опасность в лице России - то тогда всеобщая воинская повинность скорее всего сохранится. Интересно, что бойцов в эстонской армии обучают на примере отражения атак российской военной техники. Русским солдатам в эстонской армии приходится иногда слышать в бытовых разговорах от однополчан-эстонцев вопрос: если прилетят российские военные вертолеты, то на какой стороне будут русские ребята? Дискуссии протекают мирно. Но в учебниках нет упоминания о российской военной угрозе.

Тех политиков и военных, которые пугают восточным соседом и этот испуг впитывает эстонская молодежь, понять можно: педалирование темы российской опасности может служить поводом для наращивания финансирования на оборону. Но лишь малая часть жителей Эстонии считает вероятной угрозу вторжения иностранной армии.

В резерве 40 тысяч бойцов

Приведем данные из открытых источников. Вооружённые силы Эстонии комплектуются в соответствии с Законом Эстонской республики «О всеобщей воинской повинности». Юноши от 18 до 27 лет включительно, не имеющие освобождения, являющиеся гражданами Эстонии, обязаны проходить 8-месячную или 11-месячную срочную службу.

Воинская обязанность возлагается на всех здоровых граждан ЭР мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет. Вооружённые силы в мирное время насчитывают 4500 человек, часть из которых - профессионалы, в частности, служащие в горячих точках. В дополнении имеется ещё более 10 тысяч человек, состоящих в 15 дружинах Кайтселийта (добровольческие территориальные военизированные формирования), являющиеся частью Сил обороны Эстонии. Эстонская оборона основана на резервной армии, в случае войны государство способно призвать дополнительно к армейским силам крупный резерв до 40 000 человек.

Бюджет Министерства обороны меньше других ведомств пострадал от экономического кризиса в стране. В 2010 году военные расходы достигли около 5 миллиардов крон и составили почти 2% от ВВП, то есть того рубежа, к которому Эстония всегда стремилась, заявляя о своем членстве в НАТО. 2% - это обязательство перед Североатлантическим альянсом. В открытых истониках сообщается, что в этом десятилетии Эстония собирается приобрести такое вооружение, о котором литовцы и латыши могут лишь мечтать. В частности, как минимум 34 немецких танка «Леопард 2», которых хватит на целый батальон. В настоящее время на вооружении нашей армии находится около 80 бронетранспортеров. (Командуюший Силами обороны генерал-лейтенант Антс Лаанеотс в свое время закончил Харьковское гвардейское высшее танковое училище, а затем академию бронетанковых войск имени Малиновского в Москве).

Русский парень в армии НАТО

Вот как вспоминает о своей службе в эстонской армии нарвский журналист 25-летний Максим Иванен, дослужившийся до сержанта. 11 месяцев он провел в одной из воинских частей в Выру. Он учился в Санкт-Петербургском госуниверситете (журфак), ему пришлось взять на год академический отпуск.

Командиры разговаривали с подчиненными только по-эстонски, но пытались дополнительно - также на государственном языке - пояснять свои команды и требования. Выручало то, что достаточно много было призвано русских парней из Ида-Вирумаа, которые и помогали друг другу с переводом. Просили организовать курсы эстонского языка, но не получилось. И все же благодаря армейской службе языковой барьер был преодолен, русским парням стало легче общаться на государственном языке.

Проблемы дедовщины не было. У Максима был хороший приятель эстонец, но русские и эстонцы держались группами, незримая грань между двумя национальными группами все же была. Благодаря этому русские были сплоченными - дабы легче переносить сложности воинской службы. Но конфликтов на межнациональной почве старались избегать. Да и командиры строго следили за моральной атмосферой в подразделении.

По мнению Максима, нынешняя система, базирующаяся на всеобщей воинской обязанности, слишком затратная для Эстонии. В целях экономии было бы правильно перейти на профессиональную армию - с меньшей чем нынче численностью состава. Например, оставить один батальон.

Дедовщины в эстонской армии нет

Вот что еще вспоминает о своей армейской странице жизни Максим. За время армии получил хорошее физическое развитие. Кормят вкусно, много и полезно, но и гоняют очень много (марш-броски от 5 до 80 км за день - зависит от подготовки), так что не толстели.

Эстонский язык, если есть желание разговорный уровень подтянуть, то получится, но без особой глубины.

Служат 8 или 11 месяцев - зависит от призыва. Если 8 - только рядовой, если 11 - есть возможность пойти на сержантские курсы: физически тяжело, но если сдать экзамены, то будет звание мл.сержант плюс профессия. (На снимке: Максим Иванен - слева - со соими сослуживцами). Мне повезло, попал на профессию парамедик пехоты. Профессию получал в Таллинне, после экзаменов и армии работал год в скорой помощи санитаром (в Таллинне).

Дедовщины нет в принципе. Разные призывы между собой не пересекаются.

Медицинская помощь бесплатная, качественная. Плюс бесплатное лечение зубов. В любом количестве на хорошем оборудовании. В воинских частях работают гражданские врачи, и кстати, повара.

За хорошую службу наравне со всеми есть возможность получать похвалы и "награды" (не зависит от национальности).

Эстонская армия - хорошая возможность подумать о жизни. Полезно для тех, кто не знает, чего сам хочет.

Негатив:
1) закрытая жесткая мужская среда, не допускающая слабости, неопытности, промашки.
2) постоянное разделение по принципу русский - эстонец (в межличностном общении).
3) Один раз была ситуация. Я, будучи старшим по званию, выполняя приказ, отдаю распоряжение рядовому (эстонцу). В ответ получаю фразу: "Поезжай в свою Россию, там и командуй..."
4) Самым тяжелым для меня было - игнорирование порой моральных ценностей, чести или достоинства. Поощряется доносительство. Доверять приходится только узкому кругу армейских приятелей.

Резюме:
Больше всего у меня армия ассоциируется с золотой клеткой. Внешне всё очень здорово, красиво и порой интересно (поиграть в "войнушку"), но постоянно есть ощущение тоски, отвращения и бессмысленности всего, плюс ощущение себя чужим. Воинское звание лишь немного внешне дает не чувствовать себя второсортным среди эстонцев. Потому многие русские и идут....

Всё это субъективные наблюдения.
По материалам, Mnenie.ee
Ещё по данной теме:
НАТО: кибератаки — часть войны
Число эстонских разведчиков — тайна, но зарплата известна

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: