среда, 16 февраля 2011 г.

Почему Эстония приветствует оппозиционеров только из России?

Недавно в Эстонии побывал российский оппозиционер Михаил Касьянов. По мнению журналистов - участников передачи «Здесь и сейчас», такие визиты вызывают смешанные чувства - почему у нас приглашают тех оппозиционеров, чьё мнение правящему истеблишменту приятно слушать, а не позовут, например, Зюганова или Жириновского?

В передаче «Здесь и сейчас», один из обсуждаемых вопросов которой был визит Михаила Касьянова в Таллинн, принимали участие журналисты Эльконд Либман, Максим Рогальский и Ильдар Низаметдинов.

Направление беседы задал Ильдар Низаметдинов. «На прошлой неделе в Эстонии побывал представитель российской оппозиции Михаил Касьянов и газета Postimees настолько была воодушевлена этим визитом, что фотографию Касьянова снабдила подписью «Носитель или хранитель надежды». Очевидно, надежды на будущее демократическое развитие России. Касьянов представил здесь свою, переведённую на эстонский язык книгу «Без Путина». Причём эстонский язык - это первый иностранный язык, но который эта книга переведена».

Касьянов много выступал, давал интервью, выступал в том числе и на Радио 4 и давал телевизионные интервью на канале ETV2 и 3+.

«Многие тезисы, которые Михаил Касьянов озвучивал о политике российских властей и надеждах оппозиции, читателям и слушателям знакомы. Реакция на визит была разная - от совершенно восторженной до явной антипатии - если почитать комментарии на русскоязычных порталах, - добавил Низаметдинов.

По словам Максима Рогальского, ажиотаж, который здесь поднимается всякий раз вокруг приезда российских оппозиционеров, связан с тем, что тема развития России, того, что там происходит, она по-прежнему чрезвычайно волнует не только живущих здесь русских, но и эстонцев.

Журналистам эстонского радио не хватает адреналина?



«А то, что возлагаются какие-то надежды на этих лидеров, тут скорее есть желание выдавать желаемое за действительное. Понятно, что в обозримом будущем реальных возможностей влиять на политику России, на то, чтобы что-то там реально менялось, у этих людей мало. С другой стороны, они выполняют определённую роль в обществе, их голос, хоть и не очень громко, но всё-таки звучит, как альтернативная точка зрения тому, что преподносится в официальных российских СМИ. И мы знаем, как к этому относится российская власть. Ведь Путин, встречаясь с российскими журналистами, когда его спросили, можно ли этих людей приглашать на какие-то проекты, сказал, что да, и добавил, что если кому-то нравится послушать как они врут, то пускай приходят. Так выразился премьер-министр государства», - привёл пример Рогальский.

Эльконд Либман уточнил, что речь шла о программе Владимира Познера. «Об этом рассказал Владимир Познер, российский тележурналист, лучший, по-видимому, телеинтерьвюер на русском языке, ведущий известной программы-интервью «Познер» на 1-м канале. Так вот он сказал, что он в личном разговоре с Путиным задал вопрос по поводу того, что он хочет пригласить в свою передачу Немцова, того же Касьянова, Каспарова, назвал ещё несколько имен и получил на это согласие, что да, приглашайте. Что Путин ему сказал ещё, об этом Познер, конечно, не говорил. Но, в принципе, такое произошло», - добавил Либман. .

По словам Ильдара Низаметидинова, у него визиты представителей российской оппозиции в Таллин вызывают какие-то смешанные чувства.

«Давайте перевернём эту ситуацию ровно наоборот. Допустим, если бы представителей эстонских оппозиционных партий, например, центристов, социал-демократов, приглашали бы в Москву. Оплачивали бы их визиты, пребывание и они бы там выступали с докладами о правящей в Эстонии клике, об её антидемократических методах, о том, как она борется с оппозицией и зажимает голос оппозиции. Какое это бы вызвало отношение у нас, здесь?», - задал вопрос Низаметдинов.

В ответ Максим Рогальский вспомнил ситуацию с событиями «Бронзовой ночи». «Тогда было много шуму и там, и здесь. И на некоторых представительных совещаниях среди людей, находящихся на явно более высокой своей должностной значимости, сажали некоторых членов «Ночного дозора» и всячески их экспонировали. Здесь можно провести параллель. Понятно, что речь идёт о личностях маргинального значения в определённых процессах. Здесь мы видим то же самое. Но этих людей, я имею в виду Касьянова, Каспарова, Хакамаду хотя бы интересно послушать. Они понимают о чем они говорят. Они говорят вещи, с которыми может быть кто-то не соглашается, но в них трудно не заметить определённый смысл».

Ильдар Низаметдинов возвращается к своей мысли об отношении к визитам по приглашению страны, которая рада слушать любую критику в адрес страны, из которой гость приехал. «Есть здесь что-то такое, немножко спорное. Но, с другой стороны, почему всем этим людям не высказаться, если они видят, что здесь есть трибуна для распространения их оценок происходящего в России».

«Ради справедливости надо сказать, что эти люди приезжают сюда по приглашению общественных организаций, а не по приглашению, допустим, правительства или парламента», - уточнил Максим Рогальский.

Точку зрения Ильдара Низаметдинова поддерживает и Эльконд Либман. «У меня тоже несколько двойственное впечатление. Я не был на встречах с Михаилом Касьяновым, я немножечко посмотрел, что он говорил, в частности, в «Актуальной камере». Ничего интересного для меня он там не сказал, и, честно говоря, тут назывались фамилии Немцов, Каспаров, Хакамада. Так вот из всех этих людей, опять же лично для меня, Касьянов наименее интересен.

Это абсолютный чиновник, абсолютный человек системы, который сильно обиделся когда его из этой системы выставили. Если про Немцова можно говорить то же самое, он тоже был вице-премьером, был губернатором, но это было в ельцинскую эпоху, то Касьянов был человеком системы путинской эпохи. Он был премьер-министром при Ельцине и оставался им при Путине. Он наименее интересен, является фигурой в глазах многих, по-видимому, в оправданном представлении не совсем однозначной».

По словам Либмана, его очень порадовало и даже насмешило заявление председателя парламентской комиссии по делам Европы Марко Михкельсона о том, что визит Касьянова в Эстонию свидетельствует о том, что Эстония - это правовое государство.

«Я не могу понять, каким боком визит Касьянова может свидетельствовать о том, что Эстония — правовое государство? Сюда приезжает человек, чьи взгляды эстонский политический истеблишмент полностью разделяет, выступает так, как нравится, безусловно, этому местному истеблишменту. Вот если бы тот же Марко Михкельсон пригласил бы, например, Геннадия Андреевича Зюганова и он бы высказывал здесь свои мысли или Владимира Вольфовича Жириновского и тот бы громко тут высказывал свои мысли громко, как это ему свойственно. Вот тогда бы да».

Пародия - Жириновский моет сапоги (Олейников и Стоянов в передаче "Городок")



Именно на этой же неделе, напомнил Максим Рогальский, возникла буря в стакане воды по поводу приезда Далай-ламы. «Встречаться или не встречаться на официальном уровне? И наш премьер-министр Андрус Ансип дал понять, что он не спешит, по крайней мере, сразу же сказать, что он обязательно встретится с Далай-ламой. И кто-то его осудил. Дело в том, что с Китаем Эстония боится поссориться, а с Россией, видимо, нет. Конечно, понятно, что это величины несравнимые. В случае с Далай-ламой речь идёт о территориальной целостности Китая.», - считает Рогальский.

Ильдар Низаметдинов уточнил, что с Михаилом Касьяновым из официальных лиц встречался только министр иностранных дел Урмас Паэт. «Что касается традиции приглашения оппозиционных политиков из-за рубежа, то было бы, наверное, интересно, если бы сюда пригласили бы оппозиционеров из других стран, может быть из Швеции или из Венгрии, Польши, Латвии», - предложил Низаметдинов.

Однако с этим не совсем согласен Максим Рогальский. «В том-то и дело — ну кого интересует то, что происходит в Швеции? А то, что происходит в России трогает сердца большого количества наших соотечественников».

Полностью прослушать передачу можно здесь.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: