пятница, 18 февраля 2011 г.

Зона: Кренгольмская мануфактура

Казалось бы, событие, послужившее поводом к написанию данного текста, состоялось несколько месяцев тому назад, и сегодня нет смысла бередить начавшую, вроде бы, затягиваться рану. Но, боюсь, о последствиях случившегося мы будем вспоминать ещё не один год, а то и не одно десятилетие…

В конце прошлого года в истории Нарвы, да и Эстонии в целом, была закрыта ещё одна страница: «приказал долго жить» текстильный гигант «Кренгольмская мануфактура», некогда гордо именовавшийся флагманом индустрии республики, да и СССР в целом. В 70-е – 80-е годы прошлого столетия он давал работу более чем десяти тысячам жителей Нарвы и приграничного Ивангорода, а если считать подведомственные ему вспомогательные и социальные подразделения, то на круг выходило более 14 тысяч рабочих мест.

После восстановления государственного суверенитета начались сокращения. Сначала уволили всех ивангородцев как иностранных рабочих. Гастарбайтеров, по-нынешнему говоря. Потом отстегнули от комбината «социалку», другие службы, потом… потом… потом… И вот – печальный итог: вымер последний динозавр эпохи развитого социализма. Эксперты утверждают, что этот процесс был неизбежен: подобные монстры не выдерживают конкуренции на мировом рынке из-за растущих цен на сырьё и ещё быстрее растущих рынков дешёвой рабочей силы в Юго-Восточной Азии. Туда и переместилось сегодня практически всё мировое текстильное производство.

А что же осталось нам? Кроме, разумеется, острейшей проблемы безработицы и связанного с ней роста социальной напряжённости?

В «сухом остатке» мы имеем сегодня, без преувеличения, язву, которая грозит перерасти в гангрену. Об этом аспекте как-то не принято говорить вслух. Может быть, власти, как та гимназистка из старого анекдота, надеются, что «само рассосётся»? Но если задуматься, то картина получается страшненькая…

Крупный комплекс Кренгольмских мануфактур ныне
Когда-то оживленная, площадью в несколько десятков гектаров, территория текстильного комбината, расположенная на самом «стыке» России и Эстонии, нынче производит гнетущее впечатление. Она напоминает не то опустевшее поле боевых действий, не то знаменитую Зону из повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Не ту, что в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятому по мотивам повести, а именно из самой книги: Зону, захваченную какими-то внеземными цивилизациями, на которой высятся земные, но заброшенные прежними хозяевами, гигантские корпуса, под каждым из них – поместительные ангары-подвалы. Что там происходит? Какие «сюрпризы» преподнесёт она? Находится ли где-то в её недрах легендарно-мифический «Золотой шар», исполняющий все желания, или только «ведьмин студень», «жгучий пух» и прочие малосимпатичные отходы деятельности неведомого разума? Этого не знает никто.

Известный в Эстонии скандальный журналист Юку-Калле Райд сделал недавно на телеканале ETV2 апокалипсический репортаж с «места событий», хотя как раз событий-то тут никаких не происходит. Находиться здесь даже средь бела дня – жутковато. На фоне этого «города-призрака» циклопические производственные руины, которые так любят использовать в качестве декораций создатели голливудских блокбастеров, кажутся безобидными макетами из картона и фольги.

Склады Кренгольмской мануфактуры у реки т.н...
Взамен «флагмана лёгкой индустрии» возникла огромная «чёрная дыра». Кажется, само время остановило здесь свой бег и застыло в неподвижности. Эта Зона фактически никем не охраняется и не контролируется. Кому она достанется? Наполнятся ли эти корпуса когда-нибудь снова гулом работающих станков, или здесь найдут пристанище местные бомжи и контрабандисты?

А ведь именно для этих целей Зона подходит идеально. Здесь можно спрятать десятки тонн оружия, «левого» моторного топлива, наркотиков, не говоря уже об алкоголе и табачных изделиях. За заказчиками дело не станет, да и исполнителей навербовать – из армии людей, оставшихся без работы и, следовательно, без средств к существованию, – проблемы не представляет. Да я более чем уверен, что десятки ушлых ребят уже много и «полезно» думают на эту тему…

Обеспечить хоть сколько-нибудь действенный контроль «зоны» имеющимися силами полиции или пограничников нереально. Сравнять корпуса с землёй – ещё нереальнее: прочность кирпичной кладки конца XIX века позволила этим строениям, единственным в городе, уцелеть в ходе многомесячных бомбёжек и артобстрелов в годы Второй мировой войны.

Правда, существует некая полубредовая идея – создать на этой территории своего рода «музей истории и индустрии под открытым небом». Но для её реализации потребуются десятки, если не сотни миллионов евро. А инвесторы предпочитают вкладывать средства в офисные и торговые строения, да и то – в центре Таллина, Риги или Вильнюса, как об этом сообщили недавно учредители нового фонда недвижимости BPT Asset Management – Baltic Opportunity Fund, намеревающиеся инвестировать в рынок Балтии суммарно 200 млн. евро в течение трёх лет.

Так что идея «Кренгольмского Диснейленда», по всей вероятности, найдёт своё воплощение очень не скоро. А пока: добро пожаловать в Зону, господа пришельцы!

Вячеслав Иванов
veneportaal.ee

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: