воскресенье, 27 февраля 2011 г.

Игра в интеграстию

Будь моя воля, я бы как-то оградил от дебатов по вопросам интеграции людей нервных – тех, разумеется, кто понимает по-эстонски. И русских, и эстонцев. Надо беречь душевное здоровье ближних.

И наоборот, я бы обязал посещать эти дебаты людей из Брюсселя, отвечающих за европейское равенство и братство. Нанимал бы для них лучших переводчиков, чтобы ни один нюанс не остался неухваченным. В частности, жаль, что европейских правозащитников не было 16 февраля в Институте истории: иллюзии развеялись бы очень быстро.

Рекламный плакат 2004 года
Тебе не нравиться Грязин?
Прогони его!
Влившийся Грязин, или Фигли нам, кабанам

Хотелось бы сказать, что «маски сброшены», но только, помилуйте, какие маски? Реформистам, Союзу Отечества и Республики (СОР), а также «зеленым» таиться ни к чему – на русских избирателей они явно не рассчитывают. Роли в театре абсурда распределены четко: Партия реформ и «Зеленые Эстонии» поют о том, что государство в плане интеграции вмешиваться ни во что не должно, и трясут фиговыми листками либеральных ценностей, а СОР в этом время завинчивает гайки, уничтожает русское образование и делает всё, чтобы превратить местных русских в суррогатных эстонцев. Они работают в тандеме. В России свой тандем, а у нас свой.

Реформистов на дебатах представлял депутат Игорь Грязин, сразу оговорившийся, что он – интегрированный, «влившийся» (lõimunud) русский. Г-н Грязин не понимает, на кой эта интеграция нужна. «Эстонизация русских – да, понимаю. Глупая цель, но – понимаю. Русификация эстонцев – пробовали уже, не получилось... Реформисты считают, что с точки зрения либерализма никакая интеграционная политика невозможна. Мы все люди, у нас у всех равные права. Интеграция имеет смысл только как часть культурной политики: сохранение эстонского языка, эстонской культуры!»

По-русски это называется «валять дурочку». Когда человек, чья партия безвылазно находится у власти, заявляет: «Пришла пора сформулировать, что такое интеграционная политика», – хочется спросить, где же он был всё это время. Та же песня у «зеленого» Марека Страндберга: «Есть культурные и исторические барьеры, которые в условиях Эстонии не преодолеть, но люди должны быть терпимы и уметь уживаться. У нас общие проблемы, связанные с экономикой и благосостоянием...»

А это уже случай так называемого вранья: у нас – эстонской и русской общин – очень разные проблемы, связанные с благосостоянием. Вспомним об огромной разнице в доходах среднего эстонца и среднего русского, а также о доле русских среди безработных. Бла-бла-бла про демократию и права человека можно разводить только тогда, когда люди равны на самом деле, а не номинально, по принципам, существующим лишь на бумаге (пусть и в виде закона) да в чьей-то дурной башке.

Коллаж. В команде Зелёных много беспартийных
кандидатов в депутаты Рийгикогу.
Гомофоб Страндберг, или Трудности перевода

Констатацией всеобщего равенства и братства представитель «зеленых» не ограничился, предложив внедрить «автоматический перевод текстов», убирающий барьеры между народами. «Когда русские начнут читать то, что пишут эстонцы, и наоборот...» О да. Рекомендую г-ну Страндбергу поспрашивать русских, выучивших эстонский в последние 10-15 лет, о том, как и кем они себя ощутили, когда стали читать «то, что пишут эстонцы» muulaste kohta, то есть об инородцах. Душеполезным такое чтение не назвать. Быстро понимаешь, в частности, что многие эстонцы владение языком, якобы открывающее любые двери, в грош не ставят. Вот и получается, что, по данным соцопроса, приведенным народником Мати Вяэртныу, 81 процент молодых русских прилично говорит по-эстонски, а государству доверяют всего 16 процентов.

Но Страндберга такие выводы страшно раздражают – выходит, что проблема есть, а он не желает видеть ее в упор. Потому «зеленый» обрушился на еще один соцопрос, из которого следует, что эстонцы не любят русских больше, чем русские не любят эстонцев: «Никто не спрашивал, любят ли эстонцы вообще кого-либо! А дело всё в том, что эстонец – не ксенофоб! ЭСТОНЕЦ – ГОМОФОБ!»

Слово не воробей, но, так и быть, простим депутата Страндберга, перепутавшего гомофобов, ненавидящих секс-меньшинства, с мизантропами, ненавидящими людей вообще. Куда любопытнее попытка оправдать всеэстонской «гомофобией» данные соцопроса: раз это особенности национального характера, то и делать ничего не надо. Страндберг и не делает. (Интересно, все ли жители ЭР согласятся со страндберговским диагнозом? Мне легче думать, что депутат под «эстонцами» имеет в виду себя – это многое объяснило бы.)

Ассимилятор Раудне, или Полноценны ли вы?

Представлявший СОР Индрек Раудне сразу взял быка за рога: госязык в Эстонии один, а систем образования две, эстонская и русская, и это ошибка. Нам нужна единая система, она же – эстонская. Из путаной речи Раудне стало понятно, что СОР желает извести русское образование под корень, вплоть до детских садов, «и чем быстрее, тем лучше», потому что русские школы вредят в первую очередь самой русской молодежи: «Мы отнимаем у подростков возможность иметь лучшую работу и быть полноценными гражданами! Мы отнимаем у них возможность ассимилироваться!..» И не говорите потом, что вас не предупреждали.

Коллаж. СОР двухголовый.
Раудне откровенно заместил интеграцию, она же «lõimumine» («смешивание», двусторонний процесс), ассимиляцией, она же «sulandumine» («вплавка», процесс односторонний). Де-факто он говорил об эстонизации русских. Непонятно, понимает ли этот человек, что он хуже ненавистных ему оккупантов, которые не покусились ни на среднее, ни на высшее образование на эстонском языке, не говоря о детсадах. Родись Тынис Лукас каким-нибудь Антоном Лукашиным и стань он министром образования ЭССР, эстонскому народу очень скоро пришел бы конец. Можно представить себе, как клял бы такого Лукашина патриот Раудне, – но, видно, эстонцам из СОР дозволено то, чего не позволяли себе самые глупые советские шовинисты.

Господа патриоты, честное слово, я всеми руками за сохранение эстонской культуры и эстонского языка. Я не понимаю только, почему ваши язык и культура не могут сохраниться без того, чтобы ставить сотни тысяч жителей моей страны перед выбором типа «либо ты суррогатный эстонец, либо человек второго сорта». Давайте не путать интересы народа с личными русо-, ксено-, гомо– и прочими фобиями?

Интеграсты и интеграторы

Всё это было бы смешно, если бы не было так страшно. Временами дебаты перетекали в сталинское по духу бичевание врагов, так, тот же Грязин (к слову, член КПСС с 1975 по 1990 год) не преминул полить Россию: «Мы не должны поддаваться на провокации, которые ежедневно устраивает Москва! В ее интересах – разжигание национальной розни на территории Эстонии!» Зачем так скромничать? За реформистами, создавшими в ходе прошлой предвыборной кампании предпосылки для Бронзовой ночи, никакой Москве не угнаться. И потом, не мог бы г-н Грязин перечислить хотя бы тридцать одну провокацию за январь 2011 года?

Реформисту ответил народник Вяэртныу, говоривший до того вполне адекватные вещи: «Я заметил, что эстонский язык яростнее всего защищают люди, которые не являются стопроцентными эстонцами...» Само собой, это был толстый намек на Грязина. Народник добавил, что сам он эстонец с трехсотлетними корнями, и рассказал, как директор некой эстонской школы в Ида-Вирумаа отказался принять русского ребенка: «Что характерно, директор был русским» (видимо, таким же интегрированным, как Грязин). «Вот кто разжигает межнациональную рознь в Эстонии!» – заключил Вяэртныу. Тут запахло уже не Сталиным, а съездом НСДАП по вопросам расовой гигиены. Если даже столь умеренные политики, как Вяэртныу, позволяют себе давать оппонентам националистические оценки, о чем вообще можно говорить? Тот же шовинизм, только сбоку.

Конечно, говорилось и много разумного; сложно не согласиться с народниками, социал-демократами, центристами и Русской партией в том, что русское образование нужно отстоять, что переходить на эстонский если и надо, то постепенно, не теряя качества преподавания, и так далее. Но давайте будем реалистами: партии, имеющие шанс на большой кусок пирога, тормозить интеграцию не будут, чтобы не утратить доверие титульного электората, а партии, которым светит быть максимум довеском к коалиции, никогда не сделают «русский вопрос» краеугольным камнем платформы.

И вновь продолжится после выборов игра в ползучую интеграцию, а вернее, в интеграстию. Садисты-интеграторы с плетками сверху, мазохисты-интеграсты с угодливыми лицами снизу. Мы с вами – увы, посередине. А может всех к доктору...

Определение от доктора медицинских наук Льва Моисеевича Щеглова, YouTube



------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: